Научная статья на тему 'Опытно-конструкторская работа как способ реализации межпредметной интеграции в конструкторско-технологической подготовке педагогов'

Опытно-конструкторская работа как способ реализации межпредметной интеграции в конструкторско-технологической подготовке педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Т. В., Терешков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-конструкторская работа как способ реализации межпредметной интеграции в конструкторско-технологической подготовке педагогов»

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

Т.В. ГОРБУНОВА, В.А. ТЕРЕШКОВ

Современная система профессионального образования должна акцентировать свое внимание не только на получение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на интеграции ключевых профессиональных компетенций, способствующих успешной профессионализации и социализации человека в динамичном, непрерывно изменяющемся мире. Необходимость решения задач, постоянно возникающих перед учителем в ходе учебного процесса, умения применять знания комплексно из областей различных наук ставит перед педагогической наукой и практикой задачу развития интеграционного мышления.

На значимость интеграции образования, как одного из направлений интенсификации учебно-воспитательного процесса в педагогической науке и практике обращают большое внимание многие учёные. В профессиональной деятельности специалиста профессионально-педагогического профиля особое место занимает конструкторско-технологическая деятельность, связанная с проектированием, конструированием, разработкой технологии изготовления и изготовлением изделий.

Конструкторско-технологическая деятельность, проявляющаяся через ее технико-технологический компонент, является ведущим видом профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Следовательно, огромная роль в подготовке педагогов должна отводиться конструкторско-технологическому компоненту. Так как конструкторско-технологическая деятельность педагога профессионального обучения многогранна и интегративна, то она требует и интегративного подхода к конструкторско-технологической подготовке.

В Калужском государственном педагогическом университете, на инженерно-педагогическом факультете было проведено исследование, проблема которого заключается в следующем: каковы способы совершенствования системы конструкторско-технологи-ческой подготовки будущих педагогов, учитывающие межпредметную интеграцию? Актуальность исследования определялась значимостью конструкторско-технологической подготовки будущих педагогов; противоречиями между актуальной необходимостью формирования творческой, умеющей проектировать и преобразовывать окружающую среду личности и конструкторско-технологической готовностью педагогов к процессу формирования такой личности; между дисциплинарным характером конструкторско-технологической подготовки и интегративным характером конструкторско-технологической деятельности. Целью исследования являлась разработка способа реализации интегративного подхода к конструкторско-технологической подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Объектом исследования явилась конструкторско-технологическая подготовка будущих педагогов, предметом исследования - опытно-конструкторская работа как способ реализации межпредметной интеграции в конструкторско-технологической подготовке педагогов.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: улучшения качества конструкторско-технологической подготовки будущих педагогов профессионального обучения в условиях современной системы обучения на инженерно-педагогическом факультете педагогического вуза можно достигнуть при реализации интегративного спецкурса «Опытно-конструкторская работа» как средства взаимосвязи технических, конструкторских и технологических дисциплин в системе конструкторско-технологической подготовки педагога, обладающего готовностью к реализации целостной конструкторско-технологической деятельности; интегративного подхода к формированию содержания спецкурса «Опытно-конструкторская работа» на основе использования общедидактических и специальных принципов; форм и методов обучения по спецкурсу, инициирующих активную конструкторско-технологическую деятельность будущих педагогов.

Анализируя требования, предъявляемые к педагогу профессионального обучения, было установлено, что ему необходимо разбираться в вопросах проектирования и конструирования, разработки технологии изготовления технического устройства, уметь изготавливать различные технические объекты, т. е. конструкторско-технологическая деятельность педагога профессионального обучения носит интегративный характер. Следовательно, конструкторско-технологическая подготовка студентов должна определяться стратегией интегративного подхода к целостной конструкторско-технологической деятельности.

В ходе исследования было установлено, что конструкторско-технологические знания, умения и навыки определяют компетенцию педагога, а способность реализовать эти знания, умения и навыки в реальной профессиональной ситуации обусловливает его ключевую профессиональную компетентность. Было предложено усилить конструкторско-технологическую подготовку через выполнение студентами опытно-конструкторской работы (ОКР). ОКР включает в себя следующие стадии разработки и изготовления изделия: техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический и рабочий проект, изготовление образца изделия.

Технологию обучения будущих педагогов профессионального обучения по интегративному курсу «Опытно-конструкторская работа» мы разрабатывали на основе контекстного подхода. Сущность контекстного подхода применительно к нашему курсу заключается в осуществлении конструкторско-технологической подготовки в контексте будущей конструкторско-технологической деятельности. Курс «Опытно-конструкторская работа» предполагает следующую структуру (рис. 1).

Опытно-конструкторская работа

Рис. 1. Структура курса «Опытно-конструкторская работа»

Лекционные и лабораторно-практические занятия разработаны в контексте конструкторско-технологической деятельности учителя технологии и носят проблемный характер, что значительно стимулирует творческую самостоятельность и ответственность студентов. Конструкторско-технологическая подготовка будущих педагогов в ходе выполнения ОКР будет, на наш взгляд, способствовать развитию их ключевой профессиональной компетенции, являющейся основой профессиональных качеств личности, так как она проявляется в следующих элементах деятельности и способностях студентов: анализ технической документации, технического задания, создание профессионально значимой информации, соблюдение конструкторских и технологических требований, высокий уровень технологической культуры, выполнение экологических, эргономических требований, обеспечение безопасности выполнения работ, способность к сотрудничеству в профессиональной деятельности.

Цель, направленность и содержание опытной работы и экспериментального исследования состояли в выявлении эффективности разработанного интегративного курса «Опытно-конструкторская работа» в конструкторско-технологической подготовке будущих педагогов. Проведенный анализ результатов констатирующего эксперимента показал низкий уровень сформированности конструкторско-технологических знаний и умений. Данные констатирующего эксперимента указали на необходимость введения интегративного курса, в котором были бы интегрированы знания и умения дисциплин графического, общетехнического и конструкторско-технологического направлений. Таким курсом является спецкурс «Опытно-конструкторская работа».

Важным моментом исследования являлось определение отношения студентов и слушателей курсов к преподаваемому курсу «Опытно-конструкторская работа». Результаты анкетирования показали, что для большинства студентов интегративный курс «Опытно-конструкторская работа» даёт возможности по расширению творческого потенциала (24%) и интересен с точки зрения необходимости получаемых знаний и умений для будущей профессиональной деятельности в качестве педагога (22%).

Одним из основных результатов формирующего эксперимента явилось определение уровня сформированности технологических, конструкторских знаний и умений в контрольной и экспериментальной группах. На основании расчетов статистических средних баллов и доверительных интервалов экспериментальной и контрольной групп определили критерий эффективности Кэ по усвоению технологических, конструкторских знаний и умений, который составил: по уровню сформированности технологических знаний Кэ = 1,25; по уровню сформированное™ конструкторских знаний Кэ = 1,13; по уровню сформированное™ технологических умений Кэ = 1,31; по уровню сформированности конструкторских умений Кэ = 1,29.

Как показали данные опытно-экспериментальной работы введение интегративного курса «Опытно-конструкторская работа» значительно повышает качество конструкторско-технологической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. В контрольных группах, где данный курс не проводился, уровень качества знаний и умений практически не изменился.

Интересно было узнать самооценку будущими педагогами своей конструкторско-технологической подготовки. Если перед началом изучения спецкурса 41% студентов оценивали свою конструкторско-технологическую подготовку хорошо, 51% -удовлетворительно, 8% -неудовлетворительно, то после изучения спецкурса «Опытно-конструкторская работа», количество оценивших свою конструкторско-технологическую подготовку хорошо составило 68%, удовлетворительно - 32%, неудовлетворительно - 0%.

Учителя технологии, мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин системы начального профессионального образования также давали самооценку своей конструкторско-технологической подготовки до изучения спецкурса и после его изучения. Перед началом изучения курса 52% учителей технологии оценивали свою конструкторско-технологическую подготовку хорошо, 48% - удовлетворительно, после его изучения 80% и 20% -соответственно. У мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин такие результаты самооценки: перед началом изучения курса хорошо оценивали свою конструкторско-технологическую подготовку 61%, удовлетворительно - 39%, после его изучения 89% и 11% -соответственно.

В процессе теоретического и экспериментального исследования был сделан ряд следующих выводов. Конструкторско-технологическая подготовка студентов инженерно-педагогического факультета - это подготовка, содержащая в себе формирование опыта осуществления конструкторско-технологической деятельности как одной из ключевых составляющих профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Для формирования у студентов целостного образа конструкторско-технологической деятельности, необходимо реализовать взаимосвязь технических, конструкторских и технологических дисциплин в системе конструкторско-технологической подготовки педагогов профессионального обучения. Построение модели интегративного курса «Опытно-конструкторская работа» позволило определить ведущие и дополнительные элементы содержания, формы, методы и условия организации курса. Предложенная технология обучения будущих учителей по интегративному курсу «Опытно-конструкторская работа», в основу которой положен контекстный подход отражает содержание компонентов конструкторско-технологической деятельности учителя технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.