УДК 378.14.015.62
В. В. Сохранов-Преображенский, Р. С. Сайфетдинов
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены структура и содержание модели формирования готовности студентов технического вуза к профессиональному самоопределению в процессе учебной деятельности на основе проектного взаимодействия с преподавателями вуза. На основе деятельностного и акмеологического подходов раскрыты технологии выявления взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе реализации профессиональной направленности учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: моделирование, профессиональное самоопределение, проектное взаимодействие, учебная деятельность.
Теоретический анализ формирования готовности студентов технического вуза к профессиональному самоопределению в учебной деятельности позволил составить программу опытно-экспериментальной работы (Е. А. Климов, Ф. В. Повшедная, В. В. Сохранов-Преображенский, Ю. К. Чернова) [1, 2].
Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности личности к профессиональному самоопределению в учебной деятельности проводилась на базе Российского университета инновационных технологий и предпринимательства. В процессе исследования были проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме выявления условий и особенностей готовности студентов технического вуза к реализации проектной деятельности по самопознанию и к профессиональному самоопределению в учебной деятельности (А. А. Андреев, А. Я. Найн, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова) [3, 4].
Проводилась диагностика отношения студентов к учебной деятельности, выявлялась его взаимосвязь с социально-психологическим и профессиональным типом личности, ее ценностной структурой, включающей профессиональные склонности. Определена структура программы формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению в учебной деятельности. С учетом результатов исследований Ю. Н. Кулют-кина, А. Я. Найна, И. В. Роберт составлена программа формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению в учебной деятельности, реализация которой основывалась на следующих принципах: толерантности, гуманности, открытости, уровневой и профильной дифференциации, рефлексии, сочетания различных видов технологий, алгоритмизованного усвоения и воспроизведения дидактических единиц [5].
Целью экспериментальной программы являлось формирование готовности студентов к профессиональному самоопределению в учебной деятельности на основе проектной модели взаимодействия преподавателей и студентов технического вуза. Содержание модели предполагает организацию проектной деятельности студентов по самопознанию и самореализации в учебной деятельности.
Рассмотрим более подробно реализацию содержания модели формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению в учебной деятельности.
Информационный блок модели реализуется на этапах целеполагания и профессионального адаптирования. Он направлен на решение следующих задач: восприятия и переработки личностью личностно-возможного объема информации о содержании и результатах ее профессионального самоопределения в учебной деятельности.
Основными методами и приемами формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению в учебной деятельности в данном разделе программы явились разъяснение, убеждение, беседа, метод мозгового штурма, дискуссия, метод ранжирования проблем проектной технологии, которая предполагает моделирование конечного результата проекта и применение метода контрольных вопросов. Данные методы и приемы знакомят личность с конкретным опытом ее участия в моделировании личностной технологии проектирования.
На этапе целеполагания проектная деятельность студентов направлялась на формирование внутренней положительной мотивации к процессу, выявлению своих возможностей в самоопределении [6].
На этапе профессионального адаптирования студенты обеспечивались знанием о профессиограммах различных видов профессиональной деятельности и технологий возможной личностной самокоррекции.
На вводном занятии со студентами обсуждались их представления об идеальном способе самореализации в конкретной ситуации осуществления проектных действий. Студентам предлагалось выявить возможные способы организации своих действий, которые позволят им реализовать личностные основы самоопределения. Далее студенты в процессе учебной деятельности в рамках изучения курса «Психологическая устойчивость в ЧС» и психолого-педагогического спецкурса «Психология делового общения» участвовали в упражнении «Общее и уникальное». Ценность данного упражнения заключалась в том, что при сравнении себя и своих действий с другим человеком и его действиями, выступающими в качестве образца, студенты находили как общие черты, так и отличия. Данная деятельность способствовала выявлению тех личностных профессионально значимых характеристик, которые они рассматривают как наиболее важные для самоопределения.
Были даны дополнительные задания по поиску имеющихся в литературе и жизни примеров реализации продуктивных технологий самоопределения человека в личностном и профессиональном аспектах. Студентам, которые заявили, что у них отсутствует такой образец, было предложено как можно подробнее описать образ самого себя через 10 лет. Также им было необходимо обсудить названные на занятии и найденные в литературе характеристики с друзьями, родителями, знакомыми и выделить те сведения, которые по значимости ставятся студентами на первое место.
На последующих занятиях этапа целеполагания студенты рассматривали различные ситуации и пытались реализовать проективный метод построения совокупности действий, направленных на выработку личностной технологии самоопределения в процессе учебной деятельности. В числе таких ситуаций были «Нормативный водоворот» и «Оценочная таблица». По форме проведения эти задания предусматривали как индивидуальную аналитическую работу с привлечением литературных источников и экспертных оценок (преподаватели, сверстники и работодатели), так и групповую дискуссию. В ходе данной поисковой деятельности студентами были выработаны представления о возможных действиях по самопознанию и формированию готовности к самоопределению.
Каждый студент под руководством преподавателя наметил совокупность действий и разработал ситуации, реализация которых позволяла им сформировать в дальнейшем умения, качества и свойства личности, составляющие основу их готовности к профессиональному самоопределению в процессе учебной деятельности.
В качестве основных направлений проектирования своего будущего образа действия студенты выбирали следующие алгоритмы саморазвития: «Я и профессия», «Обучение и профессионализм», «Информация в моей жизни», «Символизм и образ мышления» и т.д.
Благодаря выполнению такого задания, как «Зеркало прогрессивных преобразований», студенты определяли готовность к самопознанию и самоопределению, осуществляли построение примерного алгоритма деятельности по решению обозначенной проблемы. Таким образом, выполнение задания «Зеркало прогрессивных преобразований» являлось подготовкой к этапу профессионального адаптирования проектной деятельности студентов.
Большинство проблем, заявленных в процессе анализа предстоящих действий, направленных на выработку личностной технологии профессионально значимого самоопределения в процессе учебной деятельности, отражало желание студентов сформировать у себя те личностно-профессиональные характеристики, которые приближали бы их к личностно-возможному результату. В ходе профессионального адаптирования, основанного на собственном опыте и полученных знаниях, студенты столкнулись с дефицитом средств, способных обеспечить желаемый результат. Это определило необходимость привлечения дополнительных информационных источников.
Кроме литературы и мнений экспертов использовалась информация, полученная из Интернета, телевизионных передач, художественных фильмов, в результате анализа содержания профессиональной деятельности работодателей. Список привлекаемых экспертов также был расширен: наряду с выяснением мнения родственников и знакомых осуществлялось интервьюирование специалистов в различных сферах деятельности.
На примере алгоритма саморазвития «Я и профессия» мы познакомили студентов с технологией мозгового штурма. Темой для него был поиск тех умений, свойств и качеств личности, которые обеспечат продуктивность самопознания и профессионально значимого самоопределения. В ходе мозгового штурма студенты генерировали большое количество идей, касающихся технологии личностного самопознания и воспроизведения в своем поведении и деятельности идеального варианта профессионального самоопределения человека.
После обозначения студенческой группой всех возможных вариантов решения проводились их обсуждение и верификация. При этом часть студентов выполняла роль критиков. В результате были обозначены те решения проблемы, которые оказались наиболее устойчивыми к критике. Знакомство студентов с технологией мозгового штурма позволило активно использовать ее в самостоятельной работе над алгоритмом саморазвития.
При разработке ряда алгоритмов саморазвития, в частности «Информация в моей жизни», студенты столкнулись с затруднениями при определении логики построения алгоритма, т.е. выявлении структуры развертывания повествования. Когда студенты обратились к преподавателю, им была предложена проектная технология, которая предполагала моделирование конечного результата проекта и применение метода контрольных вопросов.
Как было отмечено, реализация любого алгоритма саморазвития заканчивается созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Поэтому мы в течение первых занятий по проектной деятельности по самопознанию и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в учебной деятельности постарались нацелить студентов на тот результат профессионально значимого самопознания, который они могут достичь сами.
В соответствии с этим многими студентами разрабатывались индивидуальные программы самопознания, направленные на выявление их возможностей в будущем профессиональном самоопределении.
В ходе этапа профессионального адаптирования многие студенты пришли к осознанию необходимости давать самооценку готовности к самоопределению и проявлению свойств и качеств личности, которые недостаточно сформированы. Это подтолкнуло студентов к поиску информации о профессиограммах интересующих их профессий и профессиональных характеристиках действий, составляющих основу самоопределения [3].
На этапе профессионального адаптирования проектной деятельности по самопознанию и формированию основ профессионального самоопределения в учебной деятельности нами отмечалось значительное повышение проявления студентами тех умений, качеств и свойств личности, которые составляют основу их готовности к успешной самореализации. Идет формирование умения и опыта участия в дискуссиях, принятия совместных решений, умения делать выбор и нести ответственность за него.
Таким образом, познакомившись с основами проектной деятельности рассматриваемой нами области студенты принимают решение об участии в разработке и реализации алгоритма самопознания. Личностно ориентированный подход предполагает добровольность участия в проекте. Итогом занятий становится формирование команды студентов, которые под влиянием разных мотивов выразили желание участвовать в разработке и реализации алгоритма самопознания.
Следующий раздел модели - моделирование - предполагает выполнение одной из основных задач - разработки и реализации личностно значимых и профессиональных алгоритмов информационно насыщенной самореализации личности. Целью раздела является приобретение студентами опыта участия в практической деятельности как основного источника формирования основ самоопределения личности.
Теоретический блок данного раздела программы предполагает актуализацию знаний принципов организации условий, выполнение которых способствует проявлению студентами готовности к реализации умений и качеств личности, составляющих основу профессионального самоопределения; накоплению знания о способах оценки информационно насыщенной самореализации личности. Практический блок программы включает в себя формирование умений ставить цели, овладение навыками взаимодействия студентов с источниками социализации в различных видах деятельности в зависимости от проблематики, способов и путей реализации алгоритма. Рефлексивный блок предполагает осмысление и осознание опыта участия в проектной деятельности по самопознанию и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в учебной деятельности, влияет на интерес к занятиям и формирование позитивного отношения учащихся к информационно насыщенной самореализации личности, дает возможность позитивно изменить собственные ценностные ориентиры, выстроить систему выполнения алгоритма.
На этапе реализации практического блока студенты разрабатывали алгоритмы самореализации, осуществляли текущий контроль своих действий и соотносили предлагаемые алгоритмы саморазвития со своими возможностями и потребностями, а также с условиями личностной и профессиональной социализации.
Происходило становление личностной методики и технологии представления, усвоения и воспроизведения опыта самоопределения. В процессе реализации практического блока были внесены изменения в первоначальные алгоритмы саморазвития студентов, так как многие представили индивидуально недостижимые алгоритмы самоопределения.
Снятие данной проблемы осуществлялось за счет создания преподавателем ситуаций педагогической помощи, когда студенты соотносили свои алгоритмы с совокупностью предложенных алгоритмов.
Блок реализации направлен на осуществление личностно значимых и профессионально-инновационных алгоритмов информационно насыщенной самореализации личности.
Корректирующий блок предполагает соотнесение полученного и необходимого результатов и определение конструктивной личностной рефлексии.
Таким образом, проектная деятельность по самопознанию и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в учебной деятельности рассматривалась нами как набор ситуаций, в которых исследуемые качества раскрываются в полной мере. В результате этой деятельности становится возможной самооценка уровня сформированно-сти готовности студентов к самоопределению в процессе учебной деятельности.
Реализация модели позволяет сделать вывод о ее положительном влиянии на формирование внутренней устойчивой мотивации студентов к процессу профессионально значимого самоопределения в ходе учебной деятельности; их готовности к постановке цели, определению структуры и содержания, действиям по своевременной самокоррекции процесса саморазвития, способствующего реализации личностного алгоритма самореализации студентов в процессе учебной деятельности.
Список литературы
1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика» / Е. А. Климов. - М. : Academia, 2007. - 302 с.
2. Чернова, Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения / Ю. К. Чернова. - М. ; Тольятти : Изд-во Тольят. политехн. ин-та, 2000. - 230 с.
3. Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. - Челябинск : Челяб. межрайон. тип., 1999. - 262 с.
4. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений непедагогического профиля / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 478 с.
5. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (педагогический и технологический аспекты) : моногр. / И. В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2008. - 318 с.
6. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Со-хранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.
7. Повшедная, Ф. В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя : моногр. / Ф. В. Повшедная. - Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2002. - 166 с.
Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Sokhranov-Preobrazhenskiy Vladimir Vasil'evich
doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University
Сайфетдинов Рафаэль Саитович
преподаватель,
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства E-mail: [email protected]
Sayfetdinov Rafael' Saitovich
lecturer,
Russian State University
of Innovative Technologies and Business
УДК 378.14.015.62 Сохранов-Преображенский, В. В.
Опытно-экспериментальное обоснование возможности формирования готовности студентов технического вуза к профессиональному самоопределению в процессе учебной деятельности / В. В. Со-
хранов-Преображенский, Р. С. Сайфетдинов // Вестник Пензенского государственного университета. -2014. - № 1 (5). - C. 44-48.