ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. В. ЗВЕРЕВА
Статья содержит описание опытно-экспериментального исследования по формированию ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности. Отмечается сензитивность этого возрастного периода в отношении данного качества. В работе представлен диагностический опросник, составленный автором на основе разработанных критериев (когнитивного, мировоззренческо-ценностного, деятельностно-поведенческого) и уровней (высокого, среднего и низкого) сформированности ценностного отношения к родному языку у младших школьников. В статье предлагается анализ материала, полученного при проведении диагностического опроса. Делается вывод о недостаточной сформированности ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности. Отмечается необходимость внедрения программы дополнительного образования по русскому языку в общеобразовательное учреждение.
Ключевые слова: ценностное отношение к родному языку, младший школьник, критерии оценки ценностного отношения к родному языку (когнитивный, мировоззренческо-ценностный, дея-тельностно-поведенческий) и уровни сформированности (высокий, средний и низкий).
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к когнитивному, эмоционально-ценностному, духовно-нравственному и языковому развитию. Адаптируясь к новым условиям школьной жизни он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям окружающего мира и поступкам людей, любит наблюдать, экспериментировать. Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность младшего школьника в разных видах деятельности и в сфере отношений, где ребенок проявляет себя в качестве субъекта социально-культурной деятельности избирательно и осознанно, определяя собственное значение различных объектов действительности, среди которых особое место занимает язык.
Недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В этом возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных языковых знаний; ответственное, ценностное отношение к родному языку.
Разработанный нами диагностический опросник по изучению уровня ценностного отношения к
родному языку у младших школьников состоял из 16 вопросов, каждый из которых подразумевал три варианта ответа. За выбор ответа под буквой «А» испытуемому давалось 3 балла, за ответ под буквой «Б» - 2 балла, под буквой «В» - 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов составило 48, а минимальное - 16 баллов.
Использованный нами в исследовании диагностический опросник носил комплексный характер и предполагал вопросы, составленные на основе разработанных нами критериев и уровней сформиро-ванности ценностного отношения к родному языку у младших школьников.
- 1-5 вопросы отражали сформированность когнитивного компонента, представляющего собой степень развития ценностного сознания личности, развитие которой осуществляется через освоение социокультурных образцов в форме «системы значений», предъявляемых извне смыслов;
- 6-11 вопросы указывали на мировоззренче-ско-ценностный компонент, связанный с эмоциональным состоянием, сопровождающим реализацию отношений;
- 12-16 вопросы показывали уровень сформи-рованности деятельностно-поведенческого компонента, отражающий характер конкретных проявлений ценностного отношения к родному языку.
О. В. ЗВЕРЕВА
175
Опираясь на разработанные нами критерии сформированное™ ценностного отношения к родному языку у младших школьников, а также используя работы разных авторов (И. В. Бабурова [1], Г. М. Кулаева [2], О. В. Федоскина [3]), в ходе проведенного диагностического опроса нами были выделены три уровня сформированности ценностного отношения к родному языку у младших школьников: высокий, средний и низкий.
16-26 баллов - низкий уровень - недостаточный интерес к изучению истории и культуры родного языка; слабо развиты представления о современном развитии русского языка; ответственное, но недостаточно активное выполнение заданий; стремление преодолеть возникшие трудности в языковой и речевой деятельности.
27-37 баллов - средний уровень - восприятие русского языка как одного из важнейших предметов в системе образования; сознательное отношение к своей речи и речи окружающих; понимание важности изучения языка при ситуативном интересе к его истории и культуре; неполное владение социокультурной информацией, относящейся к различным аспектам языка; соблюдение языковых норм.
38-48 баллов - высокий уровень - осознание своей причастности к культуре родной страны, устойчивый интерес к изучению истории и культуры русского языка, осознание себя носителем родного языка, владение социокультурной информацией и умение ее применять в коммуникативной практике, соблюдение норм русского речевого этикета, присутствие чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты языка, стремление совершенствовать свою речь.
В диагностическом опросе приняли участие учащиеся из МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа (экспериментальная группа) в количестве 188 человек.
Полученные материалы по изучению критериев сформированности у младших школьников ценностного отношения к родному языку были проанализированы и переведены в бальную систему, на основании которой респонденты были условно распределены на группы с низким, средним и высоким уровнями языковой культуры.
Так, анализ критерия «Когнитивный компонент» указал на сформированность у младших школьников высокого (1,20 %), среднего (10,00 %) и низкого (7,10 %) уровней.
По критерию «Мировоззренческо-ценностный компонент» у респондентов экспериментальной группы также преобладали средний (10,00 %) и низкий (9,10 %) уровни сформированности ценностного отношения к родному языку. Высокий уровень составил 1,30 %.
Анализ критерия «Деятельностно-поведенчес-кий компонент» показал, что у большинства младших школьников наблюдается средний (10,10 %) и низкий (5,20 %) уровень. Высокий уровень отмечается у 1,70 % учащихся.
Таким образом, в экспериментальной группе у большинства респондентов (30,1 %) отмечалось явное преобладание среднего уровня сформированно-сти ценностного отношения к родному языку, 16,3 % испытуемых отличались, к сожалению, низкими значениями данного показателя и лишь 4,2 % младших школьников имели высокие результаты в области русского языка.
Проведенный нами констатирующий этап эксперимента показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности ценностного отношения к родному языку у младших школьников недостаточно высок: ситуативно высказывается и недостаточно реализуется готовность к осуществлению различного рода исследований и проектов по русскому языку, участию в различных языковых конкурсах, олимпиадах, конференциях; большинство из детей не всегда осознают многостороннюю ценность языка, сознательно относятся к своей речи и речи окружающих, применяют имеющиеся знания на практике в речевой деятельности.
В связи с этим, по результатам первого этапа эксперимента были сделаны выводы и определены дальнейшие направления работы:
1. Уровень развития ценностного отношения к родному языку у младших школьников недостаточен. Данные диагностического опроса свидетельствуют о крайне низком понимании сущности миро-воззренческо-ценностного компонента, а также о низком уровне языковых знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к родному языку. Кроме того, респонденты экспериментальной группы недостаточно компетентны в вопросах, характеризующих уровень их языковой культуры, о чем свидетельствуют результаты анализа каждого из трех критериев сформированности ценностного отношения к родному языку.
2. Система культурно-фоновых знаний, языковой культуроведческой информации, которые являются теоретической основой ценностного представления о родном языке может быть сформирована только при целенаправленном использовании средств социально-культурной деятельности в дополнительном образовании.
3. С целью совершенствования ценностного отношения к родному языку необходимо модернизировать языковое образование таким образом, чтобы оно соответствовало социальным запросам общест-
ва и давало возможность осознать истинную ценность знаний родного языка, их перспективу и неизбежную необходимость на пути к устойчивому развитию.
В решение данной проблемы большой вклад, на наш взгляд, может внести целенаправленная педагогическая работа с младшими школьниками во внеурочной деятельности с использованием средств социально-культурной деятельности, направленная на преодоление недостатка знаний в области языкового образования и воспитания. Педагогическая работа должна быть направлена на устранение пробелов в области русского языка и формирование личности младшего школьника с определенной базой знаний о родном языке и его компонентах, положительным эмоционально-ценностным отношением к нему, стремление к его грамотному использованию, осознанными мотивами речевого поведения в соответствии с нормами и правилами русского речевого этикета.
Литература
1. Бабурова И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе // Вестник Ярославского государственного университета. 2009. № 3. С. 63-67.
2. Кулаева Г. М. Отношение к родному языку как ценностный ориентир и личностный результат изучения русского языка в современной школе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №1 (5). С. 105-110.
3. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в об-
разовательном процессе: атореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2004. С. 20.
* * *
EXPERIENCED-EXPERIMENTAL STUDY
ON FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO THE NATIVE LANGUAGE AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
O. V. Zvereva
Article contains the experienced-experimental study description about formation of younger school students' valuable attitude to the native language by means of social and cultural activity. The sensitivity of this age period concerning this quality is noted. In work the diagnostic questionnaire made by the author on the basis of developed criteria (cognitive, world outlook and valuable, activity and behavioural) and levels (high, average and low) of formation of the younger school students valuable attitude to the native language is presented. In article the analysis of the material received at carrying out of diagnostic questionnaire is offered. The conclusion about insufficient formation of younger school students' valuable attitude to the native language by means of social and cultural activity is drawn. Necessity of introduction of the program of additional education in Russian in educational institution is noted.
Key words: valuable attitude to native language, younger school student, criteria of assessment of valuable attitude to native language (cognitive, world outlook and valuable, activity and behavioural) and formation levels (high, average and low).