Научная статья на тему 'Модель формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности'

Модель формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Ольга Владимировна

Статья посвящена отраженной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения проблеме формирования культуроведческой компетенции, уточняется термин «культуроведческая компетенция», рассматривается структура «социокультурной компетенции». Автором представлена модель формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности, в которой отражены: социальный заказ общества, цель, задачи, внешние и внутренние факторы, общепедагогические и специфические принципы, условия, социально-педагогические функции, средства социально-культурной деятельности (материальные и идеальные), формы (массовые, групповые, индивидуальные) и методы, критерии (когнитивный, мировоззренческо-ценностный, деятельностно-поведенческий), показатели и уровни сформированности ценностного отношения к родному языку у младших школьников (высокий, средний, низкий). Создание и использование модели позволяют обеспечить уровень запланированного результата, соответствующий современным требованиям образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of formation of value attitude to the native language among the primary school pupils by means of socio-cultural activity

Article is devoted to the reflected in the Federal state educational standard of the primary general education of new generation the problem of formation of cultural competence, the term "cultural competence" is specified, structure of "sociocultural competence" is considered. The author has presented the model of formation of the valuable relation to the native language at younger school students by means of the socially cultural activity in which the following is reflected: the social order of society, the purpose, tasks, external and internal factors, the general pedagogical and specific principles, conditions, social and pedagogical functions, means of socially cultural activity (material and ideal), forms (mass, group, individual) and methods, criteria (cognitive, world outlook and valuable, activity and behavioral), indicators and levels of formation of the valuable relation to the native language at younger school students (high, average, low). Creation and application of the model allow to provide the level of the planned result conforming to modern requirements of education.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности»

ties, publishing house “VSGTU”, Ulan-Ude.

3. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Methodology of research of cognitive activity signs among the students of the higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 51-58.

4. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Informative activity as factor of progress of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp.

5. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Professional self-determination and progress of the students of the physical culture higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp.62-67.

6. Kasatkina, N.E. (2000), Psychological factors ofprofessional self-determination (on the example of experts ofphysical training), dissertation, St. Petersburg.

7. Manoylov, S.V. (2007), “The comparative analysis of diagnostics of stability to stressful influences at students older years”, Psychological bases of pedagogical activity: Materials of the 34th scientific conference, Issue 11, St. Petersburg, pp. 135.

8. Morosanova, V.I. (2001), Individual style of self-control: phenomenon, structure and functions in any activity of the person, Science, Moscow.

9. Ed. Stolyarenko, L.D. (1999), Psychology bases: Practical work, Phoenix, Rostov-on-Don.

10. Reinvald, N.I. (1987), Psychology of the personality, publishing house “UDN”, Moscow.

11. Rokitsky, P.F. (1973), Biostatistics, publishing house “Vishaya shkola”, Minsk, Belarus.

12. Rubinstein, S.L. (2001), Bases of the general psychology, Piter, St. Petersburg.

Контактная информация: zhukleena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2013.

УДК 373.1

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ

ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга Владимировна Зверева, аспирант,

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Аннотация

Статья посвящена отраженной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения проблеме формирования культуроведческой компетенции, уточняется термин «культуроведческая компетенция», рассматривается структура «социокультурной компетенции». Автором представлена модель формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности, в которой отражены: социальный заказ общества, цель, задачи, внешние и внутренние факторы, общепедагогические и специфические принципы, условия, социально-педагогические функции, средства социально-культурной деятельности (материальные и идеальные), формы (массовые, групповые, индивидуальные) и методы, критерии (когнитивный, мировоззренческо-ценностный, деятельностно-поведенческий), показатели и уровни сформированности ценностного отношения к родному языку у младших школьников (высокий, средний, низкий). Создание и использование модели позволяют обеспечить уровень запланированного результата, соответствующий современным требованиям образования.

Ключевые слова: компетенция, социально-культурная компетенция, социально-

культурная деятельность, модель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p56-60 THE MODEL OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO THE NATIVE LANGUAGE AMONG THE PRIMARY SCHOOL PUPILS BY MEANS OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Olga Vladimirovna Zvereva, the post-graduate student,

The Derzhavin Tambov State University, Tambov

Annotation

Article is devoted to the reflected in the Federal state educational standard of the primary general education of new generation the problem of formation of cultural competence, the term "cultural competence" is specified, structure of "sociocultural competence" is considered. The author has presented the model of formation of the valuable relation to the native language at younger school students by means of the socially cultural activity in which the following is reflected: the social order of society, the purpose, tasks, external and internal factors, the general pedagogical and specific principles, conditions, social and pedagogical functions, means of socially cultural activity (material and ideal), forms (mass, group, individual) and methods, criteria (cognitive, world outlook and valuable, activity and behavioral), indicators and levels of formation of the valuable relation to the native language at younger school students (high, average, low). Creation and application of the model allow to provide the level of the planned result conforming to modern requirements of education.

Keywords: competence, socio-cultural competence, socio-cultural activity, model.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010) основной целью языкового образования является формирование совокупности компетенций [4].

Анализ существующих определений компетенции позволил представить собственное понимание данного понятия в языковой сфере и рассмотреть его, как комплекс знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе самостоятельной и педагогически организованной языковой деятельности школьников и обеспечивающих развитие языковой личности. Следует подчеркнуть, что в рамках изучения учебных предметов в школе в условиях единых требований стандарта происходит формирование и развитие, прежде всего лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций. При этом преобладающая роль в этом процессе принадлежит предмету «русский язык». В социально-культурной (внеурочной) деятельности осуществляется формирование, прежде всего, культуроведческой: лингвокультурологической (вхождение в культуру изучаемого языка) и социокультурной (знание реалий культуры) компетенции.

Для нашего исследования важно рассмотреть понятие социокультурной компетенции, которая представляет собой сложное структурное образование, включающее в себя единство следующих компонентов: 1) когнитивно-информационный (знания о культуре своей страны и культуре родного языка); 2) смыслообразующе-аксиологический (ценностное отношение к культуре, осмысленное отношение к языковой информации, рефлексия, мотивация); 3) коммуникативно-деятельностный (владение нормами речевого этикета, социокультурная мобильность, креативность, творчество).

Анализ понятия социокультурной компетенции и ее компонентного состава послужил основой для построения педагогической модели процесса формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социальнокультурной деятельности.

На наш взгляд, в широком смысле, моделью называют любой мысленный или знаковый образ подлинного объекта, который отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между его элементами [2, С. 22]. При построении модели мы исходили из социального заказа общества - необходимости формирования культуроведческой компетенции и повышения языковой культуры младших школьников.

Целью педагогического процесса является формирование ценностного отношения к родному языку у младших школьников средствами социально-культурной деятельности. Ее реализации способствует решение следующих задач: 1) пробуждение познавательного интереса к родному языку, как духовной ценности народа; 2) знакомство с культурой русского народа и его языка; 3) усвоение культуроведческой информации о родном языке, о языковых единицах с национально-культурным компонентом значения; 4) целенаправленное расширение культурно-фоновых знаний; 5) формирование ценностных представлений о родном языке; 6) знакомство с нормами русского речевого этикета; 7) формирование социально-культурных стереотипов речевого общения; 8) воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты языка, стремление совершенствовать свою речь.

На достижение вышеуказанных цели и задачи, на наш взгляд, оказывают влияние факторы: внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности).

Следует отметить, что социально-культурная деятельность приобретает значимость и становится эффективной в том случае, если она построена в соответствии с основополагающими принципами.

Принципы социально-культурной деятельности - исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности. Они тесно взаимосвязаны с общими принципами обучения.

Нами были выделены общепедагогические (дидактические) принципы формирования ценностного отношения к родному языку средствами социально-культурной деятельности: научности, историзма, гуманизации, связи теории и практики, мотивированности, интегрированности, «деятельностного опосредования», доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, систематичности и последовательности, системности, вариативности, наглядности, культуросообразности, ценностно-смысловой направленности. Также были рассмотрены специфические принципы формирования, основную суть которых в своих работах раскрывают Л.П. Федоренко и Е.В.Архипова. По их мнению, знание принципов построения системы языкового образования обеспечивает эффективность процесса формирования ценностного отношения к родному языку у младших школьников.

Специфические принципы: 1) принцип градуальности предполагает расчленение системы предъявления языкового материала на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов), ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, степени обученности и развитости речи учащихся [1, С. 52]; 2) принцип внимания к материи языка отражает «объективно существующую зависимость между результатами речевого развития ученика (усвоение им речи) и совершенствованием его речетворческой системы» [5, С. 35]; 3) принцип понимания языковых значений и одновременного развития лексических и грамматических навыков направлен на поиск смысла, на соотнесение лексического и грамматического, звукового значения с тем, чему оно соответствует во внеязыковой действительности; 4) принцип оценки выразительности речи вытекает из закономерности усвоения речи, по которой всякое высказывание сопровождается выразительной (эмоциональной) оценкой говорящего, отражающей личное отношение к изображаемому; 5) принцип развития чувства языка, или языкового чутья предполагает запоминание фактов родного языка (элементов и конструкций), усвоение традиции их употребления в речи; 6) принцип координации устной и письменной речи показывает разницу в произношении, написании (орфографии) и стилистики устной речи и книжной; 7) принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи требует по мере развития ребенка изменения дидактического языкового

материала (повторения усвоенного ранее и добавления нового), усложнения приемов обучения; 8) принцип самостоятельной работы младших школьников предполагает умение самостоятельно решать задачи, учится находить источники социокультурной информации, пользоваться ими на практике; 9) принцип коллективной деятельности используется для оптимизации процесса формирования ценностного отношения к родному языку у младшего школьника на основе установления взаимоотношений в системе «национальная культура - родной язык - учитель - учащиеся» при обмене культурными ценностями.

Для эффективного функционирования создаваемой модели формирования ценностного отношения к родному языку в начальном общем образовании как фактора языковой инкультурации, необходимо создание определенных условий: учет возрастных особенностей младших школьников, использование социокультурных средств, включение детей в процесс активной, личностно-значимой, смыслообразующей, социальнокультурной деятельности.

Данные условия организации педагогического процесса по формированию ценностного отношения к родному языку у младших школьников в социально-культурной деятельности способствуют осуществлению комплексного воздействия на их личность через ряд социально-педагогических функций: дидактической, развивающей, информационно-просветительской, социально-адаптационной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, которые реализуются при условии определенных средств социальнокультурной деятельности. Под ними в широком смысле понимается «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности [3, С. 25].

Социально-культурные средства тесно связаны со средствами обучения, под которыми понимаются все объекты и процессы (материальные и идеальные), служащие источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

К материальным средствам относятся: отдельные тексты и задания, тестовый материал, средства наглядности и др. В качестве идеальных средств обучения выступают: языковые системы знаков, произведения искусства, средства наглядности, учебные компьютерные программы и др. Следует подчеркнуть, что ведущим средством социальнокультурной деятельности в нашей модели выступает язык.

Разнообразие вышеперечисленных средств позволяет их использовать для организации формирования ценностного отношения к родному языку с применением следующих форм (массовые, групповые, индивидуальные) и групп методов (формирования сознания личности; организации поведения и деятельности; педагогического стимулирования; контроля и самоконтроля).

С целью оценки эффективности созданной модели выделяются следующие критерии: когнитивный, мировоззренческо-ценностный, деятельностно-поведенческий. В соответствии с данными критериями можно выделить следующие уровни: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: устойчивый интерес к изучению истории и культуры русского языка, осознание себя носителем родного языка, владение социокультурной информацией и умение ее применять в коммуникативной практике. Средний уровень: сознательное отношение к своей речи и речи окружающих; понимание важности изучения языка при ситуативном интересе к его истории и культуре; неполное владение социокультурной информацией. Низкий уровень: недостаточный интерес к изучению истории и культуры родного языка; слабо развиты представления о современном развитии русского языка; стремление преодолеть возникшие трудности в языковой и речевой деятельности.

Результатом педагогической работы в соответствии с данной моделью будет являться сформированность ценностного отношения к родному языку у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова, Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи / Е.В. Архипова // Русская словесность. - 2004. - № 4. - С. 50-55.

2. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.

3. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие. / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов : Изд-во Тамбовск. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.

5. Федоренко, Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. - Курск : Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 1994. -206 с.

REFERENCES

1. Arkhipova, E.V. (2004), “Theory principles of speech development of pupils and teaching the culture of speech”, Russian literature, No. 4, pp. 50-55.

2. Dakhin, A.N. (2003), “Pedagogical modeling: the nature, effectiveness and uncertainty”, Pedagogy, No. 4, pp. 21-26.

3. Ed. Grigoryeva, E.I. (2002), Modern technologies of socio-cultural activities: textbook. manual, publishing house “TSU them. G.R. Derzhavin”, Tambov.

4. Federal state educational standard of General primary education, The Ministry of education and science of the Russian Federation, publishing house “Education”, Moscow.

5. Fedorenko L.P. (1994), Analysis of the theory and practice of methods of Russian language teaching. Kursk.

Контактная информация: olga.zvereva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2013.

УДК 613.6.015

ДИНАМИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ КУРЯЩИХ ЖИТЕЛЕЙ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Нурьят Хазерталевна Кагазежева, кандидат биологических наук, доцент,

Наталья Сергеевна Коломийцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), г. Майкоп

Аннотация

Впервые рассматривается вопрос распространения численности курильщиков среди горного населения Северного Кавказа, в зависимости от высотного пояса по возрастным группам населения. Изучение степени распространения курящих в различных условиях местожительства позволит выявить скрытые резервы, влияющие на изменение численности людей разного возраста подверженных табакокурению. На наш взгляд, проведенное исследование позволит более успешно предупреждать развитие этой пагубной привычки среди разных возрастных групп.

Ключевые слова: табакокурение, горные условия, здоровье человека, среда обитания, возрастные группы населения, скрытые резервы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.