Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
593
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябинина Галина Сергеевна, Вдовина Наталья Александровна

В статье отмечается актуальность исследования, подчеркивается, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей и достаточный уровень развития всех психических функций является важнейшим условием для успешного освоения учебной программы в дальнейшем. Приводятся некоторые особенности развития детей дошкольного возраста, выделенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, доказывая эффективность развития интеллектуальных способностей в игровой форме. Сформулированы и представлены данные опытно-экспериментального исследования. Данные констатирующего этапа исследования указывают на необходимость проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников; описан формирующий этап эксперимента; на контрольном этапе эксперимента доказана эффективность программы развития интеллектуальных способностей старших дошкольников с помощью t-критерия Стьюдента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябинина Галина Сергеевна, Вдовина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF INTELLECTUAL ABILITIES OF OLDER PRESCHOOLERS

The article notes the relevance of the study, emphasizes that the senior preschool age is a sensitive period for the development of intellectual abilities and a sufficient level of development of all mental functions is the most important condition for the successful development of the curriculum in the future. Some features of the development of preschool children, highlighted in the works of domestic and foreign scientists, are given, proving the effectiveness of the development of intellectual abilities in a playful way. The experimental research data are formulated and presented. The data of the ascertaining stage of the study indicate the need for purposeful work on the development of intellectual abilities of older preschoolers; the formative stage of the experiment is described; at the control stage of the experiment, the effectiveness of the program for the development of intellectual abilities of older preschoolers using the Student's t-test is proved.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Психологическое консультирование. Основные задачи:

1) способствовать осознанию негативных отчуждающих установок;

2) способствовать самопознанию, развитию самопринятия и уверенности в себе.

Групповая коррекционно-развивающая работа. Основные задачи:

1) развивать потребность в продуктивных контактах и устойчивых дружеских отношениях;

2) формировать ценностное отношение к продуктивному общению, сотрудничеству;

3) способствовать развитию самосознания, позитивной Я-концепции, самопринятия;

4) снижать степень переживания одиночества за счет создания переживания единства в тренинговой группе, сплоченности группы.

3. Группа студентов с направленностью на себя.

Индивидуальное психологическое консультирование в данной группе, на наш взгляд, должно предшествовать групповой работе, так как студенты с направленностью на себя в связи с высокой интенсивностью негативных переживаний не готовы к раскрытию в присутствие других членов группы. Основные задачи консультативной работы:

1) осознание и проработка негативных эмоциональных переживаний;

2) развитие личностной идентичности;

3) развитие самопринятия;

4) преодоление замкнутости через развитие ценности реального общения.

Групповая коррекционно-развивающая работа. Основные задачи:

1) создать условия для позитивного и принимающего общения в тренинговой группе;

2) способствовать снижению негативных переживаний;

3) развивать коммуникативные навыки и ценностное отношение к продуктивному общению;

4) способствовать развитию самопринятия, переживания ценности собственной личности, позитивной Я-концепции, самопринятия;

5) развивать личностную идентичность, устойчивость «Я»;

6) снижать степень переживания одиночества за счет создания переживания единства в тренинговой группе, сплоченности группы;

7) способствовать самораскрытию участников группы;

8) развивать навыки эмоциональной саморегуляции, способность регулировать собственные эмоциональные переживания.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования дают возможность для подтверждения вывода, о том, что при направленности на себя (Я) в студенческом возрасте переживание одиночества содержательно характеризуется как диссоциированное, при направленности на общение - как диффузное, а при направленности на дело - как субъективно позитивное эмоциональное переживание.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во ИПП, 1995. - 352 с.

2. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / О.Б. Долгинова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1996. - 18 с. - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1996/Dolginova_O_B_-1996.pdf.

3. Лабиринты одиночества / Л.М. Хоровиц, Р.С. Френч, К.А. Андерсон. - М.: Прогресс, 2004. - 280 с.

4. Любякин, А.А. Исследование одиночества у студентов / А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №2. - С. 149-156.

5. Мингалиева А.Ф., Рюмина И.М. Особенности переживания одиночества у студентов с разной социальной направленностью В сборнике: Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. сборник трудов Международной студенческой научно-практической очной конференции. Оренбургский государственный педагогический университет. - Киров, 2020. - С. 124-128

6. Неймарк, М.С. Направленность личности: взгляд из 2012 года [Электронный ресурс] / М.С. Неймарк, Н.Н. Толстых // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2013. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/napravlennost-lichnosti-vzglyad-iz-2012-goda.

7. Рогова, Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е.Е. Рогова // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С. 39.

8. Швалб, Ю.М. Одиночество: социально - психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. - Киев: Украина. 2001. - 270 с.

9. Щукина, Е.В. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Е.В. Щукина // ИТС. - 2015. - №1 (78). - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-pozitivnoy-sotsialnoy-napravlennosti-studencheskoy-molodezhi.

Психология

УДК 378(045)

магистрант кафедры психологии Рябинина Галина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье отмечается актуальность исследования, подчеркивается, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей и достаточный уровень развития всех психических функций является важнейшим условием для успешного освоения учебной программы в дальнейшем. Приводятся некоторые особенности развития детей дошкольного возраста, выделенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, доказывая эффективность развития интеллектуальных способностей в игровой форме. Сформулированы и представлены данные опытно-экспериментального исследования. Данные констатирующего этапа

исследования указывают на необходимость проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников; описан формирующий этап эксперимента; на контрольном этапе эксперимента доказана эффективность программы развития интеллектуальных способностей старших дошкольников с помощью t-критерия Стьюдента.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальные способности, развитие интеллекта, старший дошкольный возраст.

Annotation. The article notes the relevance of the study, emphasizes that the senior preschool age is a sensitive period for the development of intellectual abilities and a sufficient level of development of all mental functions is the most important condition for the successful development of the curriculum in the future. Some features of the development of preschool children, highlighted in the works of domestic and foreign scientists, are given, proving the effectiveness of the development of intellectual abilities in a playful way. The experimental research data are formulated and presented. The data of the ascertaining stage of the study indicate the need for purposeful work on the development of intellectual abilities of older preschoolers; the formative stage of the experiment is described; at the control stage of the experiment, the effectiveness of the program for the development of intellectual abilities of older preschoolers using the Student's t-test is proved.

Key words: intelligence, intellectual abilities, development of intelligence, senior preschool age.

Введение. Проблема интеллектуального развития занимает особое место в психологической науке. С каждым годом к ребенку предъявляются более высокие требования: объем знаний, который им нужно передать, неуклонно растет и педагоги предполагают, что усвоение этих знаний должно быть скорее механическим, чем осмысленным. Поэтому в дошкольном возрасте наиболее важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира.

Исследованием проблемы развития интеллектуальных способностей старших дошкольников занимались следующие ученые: Д.Б. Богоявленская [4], Н.А. Поддъяков [8], Д.Б. Эльконин [10] и другие.

М.А. Холодная раскрывает понятие интеллекта через форму организации интеллектуального опыта человека [9]. Интеллектуальные способности она определяет, как индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. Уровень развития интеллекта человека зависит от многих факторов, которые способствуют обогащению умственного опыта человека и разнообразию функций и процессов, способствующих быстрому выполнению того или иного задания. Таким образом, развитие интеллекта личности происходит путем обогащения личного и умственного опыта и увеличении количества мыслительных операций.

В своей книге В.Н. Дружинин рассматривает теорию Ч. Спирмена, который раскрывал интеллект с точки зрения общих процессов деятельности, которые помогают человеку адаптироваться в окружающей среде, которая является его средой развития склонностей и талантов. Индивидуальные особенности являются скрытыми возможностями для достижения максимального уровня развития тех или иных интеллектуальных целей [7].

А.А. Волочков считает, что развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения способов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальное развитие в большинстве случаев рассматривается как главный инструмент сохранения индивидуальности, поскольку именно это позволяет осмысливать полноценную картину мира и осознавать свое место в ней. В условиях быстро меняющихся условий жизни человеку необходимы не только владения определенными знаниями, но и способами их добывания, оперирования ими, творческого и самостоятельного их применения [6].

Д.Б. Богоявленская отмечает, что интеллектуальное развитие - это уровень и скорость мыслительных процессов: умения сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Так же к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Эти процессы не являются врожденными, то есть ребенок приобретает в течение жизни, и зависит от родителей и собственного желания овладевать мыслительными процессами для познания мира [4].

Игровая деятельность занимает важное место в жизни детей, помимо ведущего вида деятельности этого периода, она является одной из важнейших ступеней в обучении ребенка. В игре ребенок учится социализироваться, примерять на себя те или иные социальные роли, тем самым отражая социально-значимые аспекты жизни и деятельности. Игровые действия помогают ребенку и в умственном развитии, поскольку именно в игре ребенок учится использовать различные предметы, действия или явления по-новому, опираясь на имеющийся опыт [5]. Именно поэтому ее гораздо легче использовать в развитии интеллектуальных способностей, поскольку в игре ребенок непроизвольно отрабатывает те приемы и способы познания мира, которые предлагает педагог.

Изложение основного материала статьи. Согласно многочисленным исследованиям интеллект характеризуется четырьмя факторами:

- начитанностью: глубокими познаниями в той или иной сфере, образованностью;

- способностью к умственным действиям;

- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- развитием психических функций: внимание, память, мышление [7].

Рассматривая проблему развития интеллектуальных способностей, можно отметить, что важное место в формировании интеллекта дошкольников занимает игра, развитие внимательности, наблюдательности, мыслительных операций, логического мышления.

Таким образом, исходя из анализа теоретической литературы по проблеме исследования, можно сделать следующий вывод, что развитие интеллектуальных способностей - это способность ребенка адаптироваться в полной мере к постоянно меняющейся информационной среде.

Целью нашей работы является развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников, разработка программы развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста и анализ ее эффективности.

В нашем исследовании были поставлены следующие основные задачи: на основании литературных источников провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и развития интеллектуальных способностей старших дошкольников; подобрать психолого-педагогический комплекс методик исследования интеллектуальных способностей старших дошкольников; разработать и апробировать программу развития интеллектуальных способностей старших дошкольников, определение эффективности предложенной программы с помощью методов математической обработки данных.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включает в себя следующие этапы:

- констатирующий этап исследования - проведение диагностики исходного уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников данной выборки;

- формирующий этап исследования - разработка программы развития интеллектуальных способностей старших дошкольников;

- контрольный - повторная диагностика исследуемых показателей, применение методов математической обработки данных.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида» в подготовительной группе. В исследовании приняли участие 23 дошкольника.

С целью изучения исходного уровня развития интеллектуальных способностей дошкольникам предлагались 3 методики: методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 летнего возраста (И.С. Авериной, Е.И. Шабановой, Е.Н. Задориной); тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк), методика «Картиночно-словарный тест» (О.Л. Разумовский, В.И. Чиркова).

Проведенное исследование показало, что большинство испытуемых имеют низкий и средний уровень развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и других форм интеллектуальных способностей. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказали необходимость проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В ходе формирующего этапа исследование была разработана и апробирована программа развития интеллектуальных способностей, включающая в себя игры и упражнения. Разработанная программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников, отличается от уже существующих тем, что в ее основе лежит игровая деятельность как ведущий вид деятельности данного возраста, а так же работа с дошкольниками на основе кинезиологических упражнений.

Программа рассчитана на 12 занятий, включающих в себя игры и упражнения, развивающие мыслительные операции, пространственное восприятие, оперативную память, наглядное моделирование и другие интеллектуальные способности старших дошкольников, а также методы кинезиологии. При разработке программы мы опирались на игры и упражнения, предложенные М.К. Акимовой [2], Т.Н. Березиной [3], В.Г. Яфаевой [11] и др.

Программа развития интеллектуальных способностей включает в себя 3 этапа: вводный - направлен на сплочение группы дошкольников, создание доброжелательной атмосферы; основной - направлен на повышение уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников; заключительный - направлен на закрепление навыков интеллектуальной деятельности и оценку полученных результатов.

Каждое занятие имеет свои задачи, которые позволяют достичь главную цель программы, и имеют следующие части: ритуал приветствия, разминка, основная часть, рефлексия и ритуал прощания.

На контрольном этапе исследования с целью выявления эффективности программы развития интеллектуальных способностей старших дошкольников была проведена диагностика с помощью методик, которые использовались на первом этапе исследования. Повторная диагностика позволила выявить положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников. У большинства дошкольников выявлен в основном средний и высокий уровни развития, однако, низкий уровень все же так же был выявлен (таблица 1).

Таблица 1

Уровни развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

Уровень развития Количество дошкольников tэмп

констатирующий этап контрольный этап

абс. | % абс. | %

«МЭДИС»

Низкий уровень 10 43,5 4 17,3 5 1**

Средний уровень 7 30,4 11 48

Высокий уровень 6 26,1 8 34,7

«Лишний предмет»

Низкий уровень 7 30,4 0 - 1,3*

Средний уровень 9 39,2 14 60,9

Высокий уровень 7 30,4 9 39,1

«Картиночно-рисуночный тест»

Низкий уровень 16 69,6 13 56,5 6,3**

Средний уровень 6 26,1 8 34,8

Высокий уровень 1 4,3 2 8,7

Для оценки значимости произошедших изменений развития интеллектуальных способностей старших дошкольников экспериментальной группы до и после проведения программы с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты математической обработки данных по методике «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 летнего возраста» (И.С. Авериной, Е.И. Шабановой, Е.Н. Задориной) показывают, что уровень развития интеллектуальных способностей старших дошкольников изменился в сторону увеличения, и полученное эмпирическое значение является статистически достоверным на однопроцентном уровне значимости ^эмп = 5,1).

Результаты математической обработки данных по методике «Лишний предмет» (Г. Айзенк) показывают, что уровень развития интеллектуальных способностей старших дошкольников изменился в сторону увеличения и полученное эмпирическое значение является статистически достоверным на пятипроцентном уровне значимости ^эмп = 1,3).

Результаты математической обработки данных по методике «Картиночно-словарный тест» (О.Л. Разумовская, В.И. Чирко) показывают, что уровень развития интеллектуальных способностей старших дошкольников изменился в сторону увеличения и является статистически достоверным на однопроцентном уровне значимости ^эмп = 6,3).

Выводы. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников является одной из важнейших проблем психологии развития. С целью изучения интеллектуальных способностей старших дошкольников нами было проведено теоретическое и практическое исследование. В ходе экспериментального исследования нами были изучены особенности интеллектуальных способностей старших дошкольников, составлена и реализована программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников, а также была доказана ее эффективность с помощью метода математической обработки данных.

Литература:

1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 2011. - № 10. - С. 123-130.

2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика умственного развития детей: учеб. пособие / М.К. Акимова,

B.Т. Козлова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 265 с.

3. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей: монография / Т.Н. Березина. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. - 189 с.

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2009. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вдовина, Н.А. Игра как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Вдовина, А.О. Винокурова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» / под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. -

C. 120-125.

6. Волочков, А.А. Психология активности: курс лекций: учебное пособие / А.А. Волочков; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 142 с.

7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей : учебное пособие / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019 - 350 с.

8. Поддъяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - Москва: Ассоциация Профессиональное образование, 2019. - 375 с.

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 450 с.

10. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 384 с.

11. Яфаева, В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: программа-руководство / В.Г. Яфаева. -2-е изд-е. - Уфа: ИРО РБ. - 2018 - 64 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук Савич Игорь Иванович

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Екатеринбург); кандидат философских наук, доцент Ложкарев Александр Игоревич

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г.Екатеринбург); доцент кафедры безопасности в ЧС Буданов Борис Владимирович

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г.Екатеринбург)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВЕСНО-РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО-СПАСАТЕЛЯ

Аннотация. В статье раскрывается специфика и приемы словесно-речевого взаимодействия, формируемого в условиях образовательной организации, при подготовке специалистов гражданской обороны, к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Авторы анализируют научные суждения относительно проблемы исследования. Описывают подходы к организации учебного взаимодействия, между педагогом и обучающимся, где и формируются новые психологические образования, позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности. Исследованием установлено, что «новое знание», обеспечивают приобретение профессионально-важных компетенций. Являются действенным средством повышения эффективности профессиональной деятельности обучающихся. Позволяет устанавливать эффективное взаимодействие с нуждающимся (потерпевшим). Помогают преодолеть пережитое потрясение.

Ключевые слова: пожарный-спасатель, диалог, метод, активное слушание, пассивное слушание, знание, педагогические приемы.

Annоtation. The article reveals the specifics and techniques of verbal-speech interaction formed in the conditions of an educational organization, during the training of civil defense specialists, for actions to eliminate emergency situations and the consequences of natural disasters. The authors analyze scientific judgments regarding the problem of research. They describe approaches to the organization of educational interaction between a teacher and a student, where new psychological formations are formed, a positive attitude to future professional activity. The study found that "new knowledge" provides the acquisition of professionally important competencies. They are an effective means of increasing the effectiveness of students' professional activities. Allows you to establish effective interaction with the needy (victim). They help to overcome the shock experienced.

Key words: Fireman, dialogue, method, active listening, passive hearing, knowledge, pedagogical techniques.

Введение. Актуальность изучения заявленной темы обусловлена: необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны; часто возникающими чрезвычайными ситуациями; ликвидацией последствий стихийных бедствий сотрудниками ГПС МЧС России, специалистами владеющих эффективными методами коммуникации, среди которых словесно-речевое взаимодействие занимает одно из главенствующих положений, определяет его успешность в процессе профессиональной деятельности осуществляемой в экстремальных условиях пожарными-спасателями.

Экстремальные (напряженные, опасные) условия, это такие ситуации, которые выходят за пределы обычного человеческого опыта. Той «нормы», в рамках которой привык действовать специалист. Это проявление ранее неизвестных факторов (стрессоров), к которым человек еще не приспособился и не готов продуктивно действовать во взаимодействии с ними «здесь и сейчас». Они отличаются по силе, продолжительности, новизне и непрерывности воздействия. Представляют реальную угрозу для жизни и деятельности не только конкретному человеку, но и его социальному окружению.

Под словесно-речевым взаимодействием, мы понимаем - коммуникативный обмен информацией (общение), подкрепляемый моторно-артикуляционными элементами речи, воспринимаемых одновременно, или последовательно, в фазах кодирования (конструирование слов) и декодирования (понимания их содержания), оценки полученной информации и соответствующего реагирования на ее смысловое содержание.

Цель статьи: изучение психологических аспектов, используемых в словесно-речевых формах взаимодействия, системы профессиональной подготовки и деятельности пожарного-спасателя.

Задача статьи:

- определить психологические аспекты коммуникативного взаимодействия между преподавателем и обучающимся в условиях учебной деятельности образовательной организации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.