Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития интеллектуальной компетентности старших дошкольников. Рассмотрены основы развития интеллектуальной компетентности старших дошкольников, определена проблема интеллектуального воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе, проанализирована интеллектуальная компетентность старших дошкольников и выделены ее компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE INTELLECTUAL COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS

The article is devoted to the current problem of the development of intellectual competence of older preschoolers. The basics of the development of intellectual competence of older preschoolers are considered, the problem of intellectual education of preschoolers in psychological and pedagogical literature is determined, the intellectual competence of older preschoolers is analyzed and its components are highlighted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития интеллектуальной компетентности старших дошкольников. Рассмотрены основы развития интеллектуальной компетентности старших дошкольников, определена проблема интеллектуального воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе, проанализирована интеллектуальная компетентность старших дошкольников и выделены ее компоненты.

Ключевые слова: интеллект, развитие, воспитание, компетентность, интеллектуальное воспитание, старший дошкольник, дети.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the development of intellectual competence of older preschoolers. The basics of the development of intellectual competence of older preschoolers are considered, the problem of intellectual education of preschoolers in psychological and pedagogical literature is determined, the intellectual competence of older preschoolers is analyzed and its components are highlighted.

Keywords: intelligence, development, education, competence, intellectual education, senior preschooler, children.

Введение. Современная система образования направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода, призванного решать задачи воспитания творчески активной личности ребенка. Одной из основных целей системы образования сегодня является приобретение детьми начальных знаний и представлений, а также жизненного опыта, которые дадут возможность успешно проявить себя в процессе обучения и в повседневной жизни. В этой связи непрерывное образование, начиная с дошкольной ступени, должно быть направлено на формирование у детей универсальных учебных действий, которые обеспечат успешность освоения конкретных знаний, умений и навыков, а также будут служить основой для саморазвития детей. Обеспечить личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей в полной мере способен компетентностный подход, направленный на формирование ключевых компетентностей ребенка. Овладение компетентностями является своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в определенной образовательной области. Одной из ключевых компетентностей является интеллектуальная компетентность, необходимость формирования которой заложена в требованиях нормативно-правовых документов, обеспечивающих процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Интеллектуальное воспитание в психолого-педагогической науке является понятием относительно новым. Проблема его изучения актуализировалось сравнительно недавно, в начале прошлого века. Первоначально проблему интеллектуального воспитания рассматривали такие исследователи в области психологии как Л.А. Венгер [1], П.Я. Гальперин [3], А.В. Запорожец [7], Ж.Ж. Пиаже [12]. Позже возможность и необходимость интеллектуального воспитания рассматривалась и всестороннее изучалась исследователями в области педагогики: З.А. Зак [6], О.Н. Земцова [8], О.Э. Литвинова [9] и другие.

Изложение основного материала статьи. С точки зрения психологии в работах А.В. Запорожца [7], понятие «интеллект» рассматривается в качестве способности к мышлению и рациональному познанию. Л.А. Венгер [1] считает, что данное понятие может быть рассмотрено с двух сторон: в широком смысле интеллект представляет собой совокупность всех познавательных процессов человека, в состав которых входит память, восприятие, мышление и воображение; в более узком понимании интеллект определяется мышлением.

П.Я. Гальперин [3] предлагает рассматривать интеллект с точки зрения системы умственных операций, способности с помощью них решать жизненные задачи. В понятие интеллекта включаются взаимосвязанные между собой мышление, память и внимание. Кроме того, автор указывает на зависимость интеллекта от способности использовать индивидуальный подход к решению задач, от познавательной активности, когнитивного стиля поведения.

Ж. Пиаже [12] рассматривает интеллект в качестве наивысшей когнитивной структуры, способной обеспечить наиболее активные мыслительные и познавательные операции. Интеллект рассматривается автором как наиболее необходимое и эффективное орудие во взаимодействиях субъекта с окружающим миром. В педагогике наблюдается несколько иной подход к определению интеллекта.

Так, в работе О.Н. Земцовой [8] отмечается, что под данным понятием стоит подразумевать своеобразную форму организации личностного опыта познавательной деятельности, который дает возможность эффективно воспринимать и понимать окружающий мир.

С точки зрения Н.В. Микляевой [10], интеллект определяется как совокупность мыслительной и речевой деятельности ребенка, которая сводится к способности к познанию и решению проблем. Интеллект определяет успешность любого вида деятельности ребенка и лежит в основе формирования у него способностей.

О.Э. Литвинова [9] дает определение интеллекта как достигнутого в процессе воспитательно-образовательной работы в определенном возрасте уровня психического и умственного развития, который проявляется в сформированности познавательных способностей, а также в уровне усвоения знаний, навыков и умений. От области знаний зависит тип интеллекта, которые автор предлагает классифицировать на следующие категории: лингвистический, нравственный, личностный, эмоциональный, познавательный, социальный интеллект.

На сегодняшний день актуальным является вопрос интеллектуального воспитания и развития детей, которому уделяли внимание такие авторы, как Е.Н. Альмушева, Н.И. Дворкина, О.Н. Земцова и другие.

В.Г. Яфаева [13] интеллектуальное воспитание определяет в качестве формы организации воспитательно-образовательного процесса, которая должна быть направлена на формирование у детей способности к выполнению логических мыслительных операций и индивидуализированной помощи для формирования и совершенствования интеллектуальных возможностей.

В качестве показателей интеллектуального воспитания автор выделяет: широкий кругозор; гибкость и вариантность мышления; готовность к принятию информации, умение анализировать, осмысливать ее; способность мыслить в категориях модели «если бы».

Н.В. Микляева [10] дает понятие интеллектуального воспитания, определяя его в качестве комплекса методов и приемов образовательно-воспитательной работы, направленных на формирование и совершенствование интеллектуальных способностей детей, выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира.

Об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствуют объем, характер, содержание знаний, уровень познавательных интересов, способность к творческому познанию. Интеллектуальное развитие детей, согласно О.Н. Земцовой [8], включает в себя: совершенствование речи и речевого общения детей; развитие воображения; совершенствование логического мышления; формирование сенсорной координации и моторики рук; развитие умений умения осуществлять наблюдения, описывать происходящее, строить предположения; развитие умений пользоваться правилами поведения; воспитание уважения к себе и окружающим.

Интеллектуальное воспитание дошкольников, по словам Н.И. Дворкиной [5] подразумевает под собой систему целенаправленного педагогического воздействия на дошкольников со стороны педагога, направленное на совершенствование умственной и мыслительной деятельности. Данный процесс протекает на основе знакомства детей с общественно-историческим опытом, формирования системы знаний в различных областях, развития умений ориентироваться в усвоенном материале. Интеллектуальное воспитание осуществляется при помощи различных средств, методов, условий, работы, которые направлены на обеспечение интеллектуального развития детей.

Одна из задач дошкольного образования связана с необходимостью формирования ключевых компетентностей. Компетентность - ключевое качество личности, которое определяет ее склонность и способность к решению проблем и жизненных задач, возникающих в различных ситуациях. Компетентность включает в себя когнитивную, мотивационную, деятельностную составные. Одной из компетентностей, необходимой для развития в дошкольном возрасте, является интеллектуальная компетентность.

Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста тесно связано с особенностями познавательного развития детей того или иного возраста. На это указывает в своей работе Е.А. Осипова [11]. В период дошкольного возраста происходит формирование и интенсивное развитие ценностных черт личности детей, социально-личностного развития, которые являются основными для развития интеллектуальной компетентности детей.

Как пишет О.Э. Литвинова [9], познавательное развитие ребенка характеризуется некоторыми особенностями, связанными с развитием познавательных процессов (память, внимание, мышление и т.п.).

Старший дошкольный возраст характеризуется: расширением и обогащением знаний и представлений об окружающем мире; началом формирования способов и средств познавательной деятельности, направленных на ознакомление с окружающим миром; развитием способности детей к нахождению и самостоятельному решению возникающих проблем.

Согласно исследованиям, А.Г. Гогоберидзе [4], в старшем дошкольном возрасте начинается активный процесс становления компетенций детей, в том числе и интеллектуальной.

Согласно мнения автора, старшие дошкольники обладают начальными уровнями ключевых компетенций, что объясняется способностью к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности. Компетентности старших дошкольников отличаются многофункциональностью, а овладение ими дает возможность дошкольникам самостоятельно осуществлять поиск и решение проблем. Компетентности детей данного возраста, кроме того, являются универсальными, переносимы и применимы в различных ситуациях.

По мнению Н.Е. Вераксы [2], интеллектуальная компетентность старшего дошкольника имеет два направления развития: первое направление (когнитивное): детям старшего дошкольного возраста свойственен достаточно широкий объем знаний в различных областях, который дает возможность анализировать, обобщать, классифицировать и дифференцировать их; производить построение собственной познавательной деятельности, осуществлять прогнозирование; второе направление (поведенческое): старшим дошкольникам свойственно активное проявление любопытства, любознательности, высокий уровень познавательного интереса, стремление к познавательной активности и стремление включаться в интеллектуальную деятельность, осуществлять экспериментирование и т.п.

Перечисленные особенности говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста обладают интеллектуальной компетентностью. Однако для ее успешного развития требуется организация педагогического взаимодействия, направленного на формирование и расширение знаний детей, а также на развитие познавательной активности. Из приведенных выше исследований было определено, что показателями интеллектуальной компетентности являются: когнитивный компонент (наличие знаний); мотивационный компонент (наличие познавательной активности, стремление к получению, поиску, обработке информации) и деятельностный компонент (умение производить анализ, синтез, обобщение, делать выводы и т.п.). Для того, чтобы определить необходимый уровень знаний у старших дошкольников, обеспечивающий когнитивный компонент интеллектуальной компетентности, стоит определить, каким необходимым объемом знаний должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Для этого обратимся к изучению программных требований к организации работы со старшими дошкольниками.

Интеллектуальное воспитание - действие со стороны педагога, направленное на организацию условий для интеллектуального развития ребенка, развитие интереса к интеллектуальной деятельности. Интеллектуальное воспитание следует различать с таким понятием как интеллектуальное развитие, под которым понимается процесс воздействия взрослых (родителей, педагогов) на развитие интеллектуально-познавательной деятельности детей, направленный на формирование способности к мышлению, умению осуществлять анализ и синтез имеющейся информации, делать самостоятельные выводы и обобщения, пользоваться словарным богатством языка.

Интеллектуальное воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду, что отображено в требованиях ФГОС ДО к реализации задач в области «Познавательное развитие».

Под понятием интеллект в психолого-педагогических исследованиях чаще всего понимается набор определенных знаний, умений и навыков, а также способность к мыслительной деятельности, основанной на умении усваивать информацию и использовать ее в разных видах деятельности. Об интеллектуальном развитии свидетельствуют объем, характер, содержание знаний, уровень познавательных интересов, способность к творческому познанию. Интеллектуальное воспитание представляется как действие со стороны педагога, направленное на организацию условий для интеллектуального развития ребенка, развитие интереса к интеллектуальной деятельности. Интеллектуальное воспитание следует различать с таким понятием как интеллектуальное развитие, под которым понимается процесс воздействия взрослых (родителей, педагогов) на развитие интеллектуально-познавательной деятельности детей, направленный на формирование способности к мышлению, умению осуществлять анализ и синтез имеющейся информации, делать самостоятельные выводы и обобщения, пользоваться словарным богатством языка.

Выводы. Компетентность - ключевое качество личности, которое определяет ее склонность и способность к решению проблем и жизненных задач, возникающих в различных ситуациях. Компетентность включает в себя когнитивную, мотивационную, деятельностную составные. Одной из компетентностей, необходимой для развития в дошкольном возрасте, является интеллектуальная компетентность. Интеллектуальная компетентность - вид компетентности, характеризующийся способностью осуществлять практическое и умственное экспериментирование, производить моделирование, осуществлять планирование, совершать логические операции. В старшем дошкольном возрасте начинается активный процесс становления компетенций детей, в том числе и интеллектуальной. Старшие дошкольники: имеют широкий объем знаний в различных

областях, который дает возможность анализировать, обобщать, классифицировать, осуществлять прогнозирование; им свойственно активное проявление любопытства, высокий уровень познавательного интереса, стремление к познавательной активности. Компонентами интеллектуальной компетентности старшего дошкольника являются: когнитивный компонент: наличие знаний в области предметного мира, социального мира, математики; мотивационный компонент: стремление организовывать собственную познавательную деятельность, осуществлять прогнозирование; находить и самостоятельно решать возникающие проблемы; деятельностный компонент: способность к экспериментированию, осуществлению знакового опосредования и символического моделирования, осуществлять различные логические операции.

Литература:

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

2. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.

3. Гальперин П.Я. Исследование интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1969. - № 1.

4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

5. Дворкина Н.И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -М.: ТиПФК, 2018. - № 6. - С. 28-31.

6. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей / З.А. Зак. - М.: Академия, 2011. - 210 с.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 320 с.

8. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Умные книжки / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2017. - 320 с.

9. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 256 с.

10. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.

11. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей / Е.А. Осипова. - М.: АРКТИ, 2004. - 144 с.

12. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.

13. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников / В.Г. Яфаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №1 (32). - С. 46-55.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме семьи как институт воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность семьи как института воспитания и обучения детей дошкольного возраста, выделены задачи по формированию знаний о семье у детей пятого года жизни, и основные направления семейного воспитания дошкольников.

Ключевые слова: дошкольник, семья, воспитание, обучение, родители, педагог, формирование.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the family as an institution of education and training of preschool children. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, reveals the essence of the family as an institution of education and training of preschool children, identifies the tasks of forming knowledge about the family in children of the fifth year of life, and the main directions of family education of preschoolers.

Keywords: preschool child, family, upbringing, training, parents, teacher, formation.

Введение. Одно из направлений современного дошкольного образования связано с социальным развитием ребенка, задачами которого являются формирование системы знаний и представлений детей о социуме. Наиболее значимым направлением данной работы выступает формирование знаний и представлений о семье. Семья является первой и наиболее близкой для понимания дошкольниками социальной группой. Именно через формирование знаний детей о семье, ее структуре, о членах семьи и их роли, через знакомство с родословной, традициями и обычаями семьи формируются такие значимые качества личности как любовь к семье, родному краю, стране. В связи с этим существует необходимость доступными для дошкольников средствами и методами формировать у знания о семье, как ячейке общества.

Изучением вопроса о роли семьи и значимости формирования у дошкольников знаний о семье занимались и занимаются многие исследователи в области психологии, социологии и педагогики. Такими авторами, как Е.В. Андриенко [1], Т.А. Березина [2], Е.Ю. Гаранина [3], В.В. Горшенина [4], Т.Н. Доронова [7], С.В. Ковалев [8] всесторонне изучена проблема влияния семьи на воспитание ребенка, а также методы организации совместной работы ДОО и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Семья традиционно является основным институтом воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного возраста. Приобретенные в семье знания, умения и навыки сохраняются и расширяются на протяжении всей жизни ребенка. С первых дней жизни ребенок становится частью семьи. Общаясь с родителями и родственниками, получает первые знания и осваивает нормы поведения, приобретает неоценимый жизненный опыт, растет и развивается. На опыте семейной жизни учится общаться и взаимодействовать с членами общества. Неоценима значимость семьи для всестороннего и полноценного развития ребенка. Ведь именно в семье ребенок проводит большую часть своего времени, на протяжении которого закладываются основы его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.