УДК 370.186
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Елена Ивановна КАЗАКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования. Рассматривается апробирование разработанной модели данного педагогического процесса и организационнопедагогические условия.
Ключевые слова: этнокультурная идентичность; подростки; учреждения дополнительного образования.
Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, все больше привлекают внимание ученых различных научных областей.
По мнению профессора Е.И. Григорьевой, «молодежные и детские досуговые объединения, созданные на добровольной основе, являются эффективной площадкой для формирования толерантной культуры, нравственных качеств, норм и ценностей. Это связано с тем, что в процессе деятельности таких объединений формируется самодеятельная досуговая общность с общими целями, в рамках которой создаются условия для реализации определенных навыков и потенциалов личности. Ресурсы самодеятельной досуговой общности как фактора формирования толерантной культуры и взаимодействия обусловлены коллективным характером и нерегламентированными формами совместной деятельности» [1, с. 187].
Задачи этнокультурного воспитания личности, особенно в свете формирующегося поликультурного общества, провозглашаются авторитетными организациями, такими как ООН и ЮНЕСКО, как наиболее важные. Важнейшей задачей является помощь подрастающему поколению в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, в формировании этнической самоидентичности, а также в воспитании уважения к другим культурам.
Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным
полем для воспитания у подрастающего поколения этнической самоидентичности.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, где была апробирована авторская модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования. Работа проводилась в течение 2011-2013 гг. на базах: МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла и МБОУДОД «Детская музыкальнохоровая школа имени Г. Струве» г. Железногорска Курской области.
В соответствии с предметом и задачами исследования нами была определена следующая последовательность проведения опытно-экспериментальной работы:
Первый этап - проведение социологического опроса. На этом этапе проводился социологический опрос подростков с помощью анкеты, состоящей из 30 вопросов и заданий, касающихся проблемы изучения этнокультурной идентичности. В анкетировании принимали участие 230 подростков - учащихся средних школ г. Орла.
Анализируя ответы на вопросы анкеты, мы смогли составить впечатление об отношении подростков к своему этносу, об их понимании национальной принадлежности, о понимании роли национальных традиций, обрядов и пр.
Так, большая часть опрошенных подростков (80 %) гордятся, что являются представителями своего этноса; стараются не афишировать свою национальную принадлежность - 5,2 %, для 14,8 % респондентов национальность не имеет большого значения.
На вопрос: «Хотели бы Вы жить в другой стране?» большинство респондентов ответили «скорее нет, чем да» - 64 %; останутся здесь в любом случае - 23 %, положительно ответили 6,5 %, затруднилась ответить -4,8 %.
На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что Россия и ее народ имеют особое значение в истории человечества?» 65 % испытуемых ответили, что «в прошлом Россия оказала огромное влияние на развитие истории», 32 % считают, что «Россия является одной из ведущих мировых держав», а меньшинство респондентов (3 %) придерживаются мнений: «Россия ничем не выделяется среди других государств» и «на сегодняшний день Россия не играет значительной роли в мировой политике».
Отвечая на вопрос: «Имеет ли значение при общении с людьми их национальная принадлежность», большинство ответило отрицательно - 85 %, национальность представляется важной для 15 % опрошенных подростков.
Таким образом, в результате социологического опроса было выявлено, что многие подростки некомпетентны в вопросах национальной культуры, народная культура не является близкой современным подросткам, не все подростки знакомы с национальными обрядами, традициями, знания их в этой области недостаточны.
В соответствии с полученными данными было заключено, что в работе по формированию этнокультурной идентичности подростков роль школы оказывается недостаточной; семья также не в полной мере выполняет функции передачи этнокультурных знаний от поколения к поколению. Представляется недостаточной в воспитании положительных национальных чувств и роль социальнокультурных институтов.
Проведенный социологический опрос показывает также необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по формированию толерантности подростков в процессе межнационального общения. Таким образом, на основании результатов социологического опроса можно заключить, что учреждения дополнительного образования не в полной мере выполняют функцию по формированию этнокультурной идентичности у подрастающего поколения.
Далее нами был проведен педагогический эксперимент, в котором принимали участие: 220 подростков и 11 педагогов учреждений дополнительного образования.
Констатирующий этап эксперимента проводился в 2011 г. Экспериментальную группу составили 73 подростка - учащиеся МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, в контрольную группу вошли 147 подростков - учащихся МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве» г. Железногорска. Обе группы являлись идентичными по социальному статусу и возрастным параметрам.
Для решения задач констатирующего эксперимента использовались следующие методы: анкетирование с целью выявления уровня сформированности этнокультурной идентичности подростков, математическая обработка данных.
Разработанная анкета включала 28 вопросов, каждый из которых оценивался от 1 до 4 баллов. Таким образом, каждый подросток мог набрать суммарное количество баллов: от 28 до 112.
Индивидуальная оценка выявленного уровня сформированности этнокультурной идентичности каждого участника осуществлялась следующим образом:
- низкий уровень - от 28 до 55 баллов;
- средний уровень - от 56 до 84 баллов;
- высокий уровень - от 85 до 112 баллов.
После проведения анкетирования все
участники условно были распределены по группам в соответствии с суммарным количеством набранных баллов.
Проведенное анкетирование показало: в экспериментальной группе - 12,33 % (9 человек) респондентов имеют низкий уровень сформированности этнокультурной идентичности, 71,23 % (52 человека) респондентов имеют средний уровень сформированности этнокультурной идентичности, и лишь 16,44 % (12 человек) респондентов - имеют высокий уровень. В контрольной группе нами были получены следующие показатели: 17,7 % (26 человек) респондентов имеют низкий уровень сформированности этнокультурной идентичности, 68 % (100 человек) респондентов имеют средний уровень сформированности этнокультурной идентичности, и 14,37 % (21 человек) респондентов имеют высокий уровень.
В результате проведенного анкетирования нами был сделан вывод: уровень сформированности этнокультурной идентичности у респондентов обеих групп идентичен, является недостаточным и необходимо рассмотреть возможные пути его повышения (рис. 1).
Формирующий эксперимент был проведен в 2012-2013 гг. В процессе формирующего эксперимента осуществлялась разработка и апробирование педагогической программы в экспериментальной группе по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.
Опытно-экспериментальной базой исследования для проведения формирующего этапа эксперимента являлась МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла.
В формирующем эксперименте приняли участие 73 подростка - учащихся МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, 11 педагогов этой школы. С другой группой подростков, составивших контрольную группу, экспериментальная работа по авторской программе не проводилась.
Нами была разработана педагогическая программа по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования «Русь моя». Разрабатывая программу по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования, мы опирались на богатый и разносторонний
опыт, исследования и практику, которые накоплены в области социально-культурной деятельности в нашей стране (Т. Г. Бортникова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Е.В. Литовкин, Е.Ю. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др.).
В неделю проводилось 2 занятия по 45 мин., при проведении фестивалей, концертов и т. п. время увеличивалось. К подросткам не предъявлялось особых требований -они посещали занятия по желанию. Программа была построена с учетом народных праздников, знаменательных дат, что позволяло на практике усваивать народные обряды, обычаи, традиции и т. п. В течение всего периода задания постоянно усложнялись, требования к подготовке подростков менялись.
Цель педагогической программы - формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.
Задачами программы являлись: формирование у подростков позиционирования себя как представителя определенного этноса; развитие интереса к своей этнической культуре, ее положительное эмоциональное восприятие, формирование способности чувствовать и понимать родную культуру; углубление знаний в области истории, культуры и языка своего народа; формирование национальных поведенческих особенностей, толерантного отношения, проявление уважения к представителям других этносов.
SQ%
7Q%
6Q%
5Q%
4Q%
3Q%
2Q%
1Q%
Q%
71,23% 6S,QQ %
16,44 %
14%
□ Экспериментальная группа - констатирующий этап эксперимента
12,33 %
--------- □ Контрольная группа -
1S % констатирующий этап
эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 1. Распределение подростков экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнокультурной идентичности (данные констатирующего эксперимента)
В теоретические занятия были включены беседы, знакомство с новым материалом, наглядная демонстрация объектов. В практические занятия включалось музыкальное оформление, а также непосредственное участие подростков в обрядах, праздниках, театрализациях и пр. Осуществлялся также ряд мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей подростков в признании национальной самобытности и культурных ценностей: проводились фольклорные праздники, театрализованные представления, кон-
церты, празднование юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и пр.
Особое внимание при реализации программы «Русь моя» обращалось на взаимодействие субъектов педагогического процесса: воспитанников, их наставников, товарищей, взрослых (членов семьи, окружающих педагогов и т. п.). Особое внимание при реализации программы отводилось подготовке педагогов к деятельности по формированию этнокультурной идентичности подростков.
SQ%
7Q%
6Q%
5Q%
4Q%
3Q%
2Q%
1Q%
Q%
71,23 %
56 %
16,44 %
44,QQ %
12,33 %
□ Экспериментальная группа -
констатирующий этап эксперимента
□ Экспериментальная группа -
формирующий этап эксперимента
Q %
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 2. Сравнительная диаграмма оценки уровня сформированности этнокультурной идентичности подростков, вошедших в экспериментальную группу (контрольный эксперимент)
7Q%
6Q%
5Q%
4Q%
3Q%
2Q%
1Q%
Q%
65,3Q %
56%
44,QQ %
32,QQ %
2,7 % Q,QQ % 2,7 % __________I------1
□ Экспериментальная группа - контрольный этап эксперимента
Контрольная группа контрольный этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. З. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая распределение подростков с различными уровнями сформированности этнокультурной идентичности в экспериментальной и контрольной группах (контрольный эксперимент)
С педагогами проводился ряд занятий, на которых в ходе диспутов, сообщений и бесед рассматривались проблемы по данному вопросу: «Этнос - явление, определяемое общностью происхождения?» и т. п. Осуществлялся цикл лекций-бесед и семинаров на темы: «Гражданин мира - наше будущее» и пр.
Реализация педагогической программы происходила в различных видах деятельности: информационно-познавательной, культурно-просветительской, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественнотворческой. Использовались и различные формы деятельности: массовые (фестивали, народные праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы, выставки и т. п.); групповые (мастер-классы, ролевые игры, дискуссии, «круглые столы» и др.); индивидуальные (беседы, консультации, исследовательская работа и др.).
После реализации в течение 10 месяцев экспериментальной программы было проведено повторное изучение сформированности этнокультурной идентичности подростков с целью оценки результативности разработанной педагогической программы «Русь моя» с помощью анкеты, которая использовалась на констатирующем этапе эксперимента. Результаты анкетирования показали, что подростков с низким уровнем сформированно-сти этнокультурной идентичности не оказалось (0 %); 44 % (32 человека) респондентов имеют средний уровень сформированности этнокультурной идентичности, и 56 % (41 человек) респондентов имеют высокий уровень.
На контрольном этапе эксперимента проводился качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщались результаты исследования (рис. 2).
Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что уровень сформиро-ванности этнокультурной идентичности по-
сле проведенной педагогической работы по авторской программе значительно повысился: количество подростков с низким уровнем сформированности этнокультурной идентичности понизилось до 0 %; 44 % (32 человека) респондентов стали иметь средний уровень, количество подростков с высоким уровнем сформированности этнокультурной идентичности повысилось до 56 % (41 человек).
Кроме того, мы сравнили результаты сформированности этнокультурной идентичности подростков, полученные в экспериментальной и контрольной группах на момент окончания экспериментальной работы, и увидели значительную разницу (рис. 3).
Таким образом, проведя анализ данных, полученных нами в результате констатирующего и формирующего этапов эксперимента, мы смогли сделать вывод: проведение педагогической работы с подростками по разработанной нами педагогической программе «Русь моя» способствовало повышению уровня этнокультурной идентичности.
Специфика деятельности учреждений дополнительного образования, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их подростками, является основным фактором, позволяющим успешно осуществлять воспитательный процесс по формированию этнической самоидентичности подростков.
1. Григорьева Е.И. Роль общественных досуговых объединений в формировании толерантной культуры молодежи // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).
Поступила в редакцию 24.05.2013 г.
UDC 370.186
SKILLED-EXPERIMENTAL JOB ON FORMATION OF ETHNIC-CULTURAL IDENTITY OF TEENAGERS IN ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION
Elena Ivanovna KAZAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The description and results of skilled-experimental job on formation of ethnic-cultural identity of the teenagers in establishments of additional education are submitted. The approbation of the developed model of the given pedagogical process and organizational pedagogical conditions is considered.
Key words: ethnic-cultural identity; teenagers; establishment of additional education.