Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран по изучению эффективности законодательства'

Опыт зарубежных стран по изучению эффективности законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ИНДИКАТОРЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айсин Сайкен Бакытович, Казиев Зараб Газизович

В статье излагаются основные методологические и прикладные аспекты оценки эффективности законодательства и правоприменительной практики в процессе правового мониторинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран по изучению эффективности законодательства»

Айсин Сайкен Бакытович,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук

Казиев Зараб Газизович,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук, профессор

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В зарубежных странах вместо термина «правовой мониторинг» преимущественно используют - «анализ регулирующего воздействия» (далее - АРВ), который также как и правовой мониторинг направлен на определение эффективности правового регулирования общественных отношений.

Брюханова Н.В. в своей научной статье «Анализ регулирующего воздействия и эффективности государственной энергетической политики России» предлагает следующее определение данному институту: анализ регулирующего воздействия - это процесс систематического выявления и оценки с помощью последовательного аналитического метода (например, анализа выгод и издержек) возможных эффектов, которые могут проявиться в результате введения тех или иных регулятивных мер [1].

В соответствии с Концепцией государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года в Казахстане вводится институт АРВ, но только в отношении актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В этой связи в Казахстане под АРВ понимается - аналитическая процедура сравнения затрат и выгод с учетом потенциальных рисков, связанных с возможным введением актов законодательства, устанавливающих требования обязательные для исполнения субъектами предпринимательства, а также, устанавливающих инструменты

и процедуры обеспечения исполнения этих требований. В ходе проведения АРВ осуществляется сравнительный анализ затрат и выгод возможных альтернатив как вводимому новому требованию, так и соответствующим инструментам и процедурам обеспечения их исполнения [2, с. 3].

Таким образом, в Казахстане будет действовать сразу два института - правовой мониторинг и АРВ, что в свою очередь, безусловно, должно положительно сказаться на качестве нормативных правовых актов. Прежде чем перенять зарубежный опыт по АРВ, отечественными экспертами тщательно изучался мировой опыт.

В том числе в Австралии, где сравнительно недавно на законодательном уровне было принято требование об обязательном использовании при подготовке всех АРВ программного продукта «Business Cost Calculator» («Калькулятор издержек для бизнеса»), а в некоторых случаях и «Small Business Compliance Costing Tool» («Подсчет издержек соблюдения для малого бизнеса»), которые предназначены выявить и квантифицировать издержки регулирования и соблюсти соответствие с используемыми в АРВ методическими подходами [3, с. 118].

Вопросами изучения эффективности национального законодательства в Италии, Германии, Испании занимаются государственные органы, имеющие право законодательной инициативы, а также аппараты правительств,

министерства, региональные органы власти, различные научные институты и организации. В частности в Бельгии оценку эффективности законодательства берет на себя Сенат, который тесно сотрудничает в этом вопросе с Палатой представителей, Правительством, Кассационным судом (аналог казахстанского Верховного Суда), Арбитражным судом [4, с. 38].

Классическим способом оценки действия правовых норм в Швеции является формирование правительственной комиссии в целях изучения потребности дальнейшего реформирования принятого законодательства [5, а 69]. Для выполнения конкретных задач создаются специальные независимые комиссии, зачастую возглавляемые судьями высших судов и привлекающие к участию в своей деятельности специалистов всех политических партий, представленных в парламенте страны. Кроме того, правительство Швеции вправе поручить работу по оценке эффективности действия законов юридическим факультетам или даже конкретным профессорам права.

В итальянском парламенте работа по определению эффективности национального законодательства сосредоточена в профильных комиссиях на этапе проработки законопроектов.

В первую очередь перед комиссией стоит задача по определению целесообразности принятия нормативного правового акта. В этой связи, проводятся исследования на предмет целесообразности сохранения в силе действующих законов, наличия правового вакуума или других факторов требующих внесения изменений и дополнений в законодательство. С этой целью комиссия запрашивает у правительства всю необходимую информацию, в том числе доклады по интересующим вопросам, на основе которых она делает выводы о необходимости принятия законопроекта. Одновременно Палата депутатов может обращаться с аналогичными запросами и в другие государственные органы.

Следует отметить, что в законодательной деятельности итальянского парламента применяется практика непосредственно включения в законы механизма определения его эффективности. Это означает, что некоторые законодательные акты могут предусматривать положения, согласно которым правительство Италии обязано представлять ежегодные доклады о ходе применения и реализации закона.

В аппарате Палаты депутатов имеется служба по изучению действующего законодательства

и законодательной деятельности. Которая публикует ежегодные доклады, в которых предлагает рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, с обязательным учетом зарубежного опыта. К работе по подготовке данных докладов привлекаются не только Национальный исследовательский центр Италии, но и различные научные и исследовательские институты.

Служба аппарата Палаты депутатов по бюджетным вопросам в свою очередь дает заключения по экономическим и финансовым последствиям принятия законопроектов. Счетная Палата Италии ежегодно представляет парламенту свои оценки эффективности применения действующего законодательства в части, касающейся расходования государственных средств.

В Совете министров Италии имеется департамент по юридическим и правовым вопросам, в функции которого входит оценка эффективности действующего законодательства.

Более того, в каждом итальянском министерстве имеется специальное подразделение, на которое возложена функция по контролю за исполнением законов, входящих в сферу ведения министерства. Данное подразделение принимает участие в подготовке предложений соответствующему министру по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Активная работа по определению эффективности местных законов проводится и на областном уровне. В частности, итальянские области реализуют проекты по включению так называемых оценочных положений в областные законопроекты.

В Федеративной Республике Германии, не существует специализированного учреждения или ведомства, которое занималось бы вопросами правового мониторинга и вносило бы предложения для его совершенствования. При этом ответственность в вопросах исследования эффективности национального законодательства несет министерство юстиции. В этой связи федеральное министерство юстиции дает, поручения научно-исследовательским институтам, которые ориентированы именно на изучении эффективности нормативных правовых актов. Причем данные институты способны реально выяснить то насколько определенная правовая норма действительно способна содействовать получению желаемого результата.

В Германии не только рядовые граждане и СМИ имеют возможность направлять

№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

в министерства свои предложения по совершенствованию законодательства, но и непосредственные правоприменители законов -государственные органы.

Наряду с возможностью проводить такого рода исследования по поручению Федеральное или земельное министерство обязано, в рамках своей компетенции, обращать внимание на реальное развитие ситуации в правовой сфере и, тем самым, на степень эффективности определенных правовых норм.

Как законодательная, так и исполнительная ветви власти ФРГ в обязательном порядке участвуют в общественной дискуссии по проблемным аспектам законодательства, посредством проведения научных исследований. В своих исследованиях каждое министерство, в рамках своей компетенции, обязано отразить реальное развитие ситуации и степень эффективности правовых норм вызвавших дискуссию общественности.

В этой связи, в Бундестаге прорабатывается вопрос создания центральной структуры, которая могла бы на постоянной основе проводила анализ ожидаемых последствий применения правовых норм. В некоторых странах, например в Австралии, подобные институты уже созданы.

В Испании изучением и обобщением недостатков действующего законодательства и формулирование задач по его совершенствованию осуществляются на уровне руководства министерств и ведомств согласно их профилю. Ключевой структурой в этом процессе является Министерство по делам Правительства, не имеющее аналогов в казахстанской административной практике.

В Бельгии имеется определенная специфика анализа эффективности законодательства, которая заключается в том, что в ежегодных докладах Госсовета, а также генеральных прокуроров содержится информация о тех нормативных актах, которые в течение отчетного периода создавали юридические проблемы в плане их применения на практике. Информация, изложенная в вышеуказанных докладах используется правительством и парламентом при пересмотре нормативных правовых актов [ 4, с. 38].

Подводя итог настоящей статьи нами рекомендуется:

- внедрить в Казахстане практику включения в законы механизма определения его эффективности. А именно, в принимаемых законах предусмотреть положения, согласно которым правительство обязано будет ежегодно информировать парламент страны о ходе применения закона;

- центральным и местным государственным органам в рамках своей компетенции, обращать пристальное внимание на предложения граждан и средств массовой информации по совершенствованию действующего законодательства. Это в свою очередь позволит реально оценить степень эффективности определенных нормативных правовых норм;

- Институту законодательства Республики Казахстан проводить анализ ожидаемых последствий применения конкретных правовых норм, а также осуществлять сравнительный анализ нормативных правовых норм в Республике Казахстан и стран ЕАЭС.

Список источников

1. Брюханова Н.В. Анализ регулирующего воздействия и эффективности государственной энергетической политики России. http://fan-5.ru/na5/1104.php.

2. Айсин С.Б., Кулжабаева Ж., Ордабаева Ш. Для пресечения коррупциогенных факторов. // Юридическая газета. 2015. №5. С. 3.

3. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. Н.Н. Черногора. — М.: Международный юридический институт, 2010. — 232 с. С.118.

4. Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Аналитический вестник № 17(210)/1. Москва, 2013 г. С. 33-40.

5. Горан Регнер. Оценка эффективности и действенности правовой нормы (Точка зрения практикующего Законодателя Швеции) / Очерки методологии законотворчества: материалы первого конгресса Европейской ассоциации содействия законодательству, Льеж (Бельгия) 9-11 сентября 1993 г. Баден-Баден, 1996. С. 61-73.

Мацалада К/лзацстандагы цуцыцтыц мониторинг процеанде зацнама мен цуцыц цолдану практикасы тшмдмгт багалаудыц нег1зг1 эд1снамалыц жэне цолданбалы аспектыер1 баяндалган.

TYuin свздер: цуцыцтыц мониторинг мацсаттары, талаптары, индикаторлар, зацнама мен цуцыц цолдану практикасы тшмдтгт багалау.

В статье излагаются основные методологические и прикладные аспекты оценки эффективности законодательства и правоприменительной практики в процессе правового мониторинга.

Ключевые слова: цели, задачи, индикаторы, оценка эффективности законодательства и правоприменительной практики.

The article It outlines the main methodological and applied aspects of evaluating the effectiveness of legislation and practice in the process of legal monitoring.

Keywords: purposes, tasks, improve, indicator, evaluating the effectiveness of legislation and practice.

Сэйкен Бакытулы Айсин,

КР Зацнама институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Зараб Газизулы ^азиев,

КР Зацнама институты К^ыщтыщ мониторинг орталыгыныц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к., профессор

Зацнама тшмдьшгш зерттеудщ шетелдж тэж1рибеа

Айсин Сайкен Бакытович,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н.

Казиев Зараб Газизович,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н., профессор

Опыт зарубежных стран по изучению эффективности законодательства

Aisin Saiken Bakytovich,

a leading researcher at the Center of the Institute of legal monitoring of legislation of RK, Ph.D

Kaziev Zarab Gazizovich,

a leading researcher at the Center of the Institute of legal monitoring of legislation of RK, Ph.D, professor

Experience of foreign countries on the study of efficiency of legislation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.