ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Целью данной статьи является анализ совместного опыта подготовки бакалавров социокультурной сферы и работодателей. Проведённый анализ проблемы низкой востребованности студентов-практикантов в учреждениях социокультурной сферы показал, что это проблема носит системный характер и вызвана сложными социально-экономическими условиями в стране. Среди мер, способствующих улучшению ситуации, автор предлагает: внедрять в процесс профессиональной подготовки бакалавров систему «наставничества», «социального партнёрства», способствуя развитию преемственности по линии «вуз - производство»; усиливать взаимодействие с работодателями в процессе разработки заданий для Программ производственной практики; специальных заданий в процессе прохождения дисциплин учебного плана, направленных на формирование необходимых профессиональных компетенций.
Ключевые слова: бакалавры социокультурной сферы, профессиональная подготовка, работодатели, производственная практика.
Изучая Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС СПО), можно видеть, что в стандартах в обязательном порядке предусматриваются различные виды практик, в соответствии с получаемой специальностью. Если учебные или научные практики, проводимые в стенах самого учебного заведения, организовать его руководству удается, то с производственными и преддипломными практиками возникают серьезные трудности. С чем же связана данная дилемма?
Здесь возникает следующая ситуация. Можно предположить, что:
а) вуз не проводит теоретическую подготовку студента на должном уровне, в результате чего практикант не готов к демонстрации общеобразовательных и профессиональных компетенций в выбранном им виде деятельности социально-культурной сферы;
б) в вузе на низком уровне отработаны программы практик, они не адаптированы к условиям современного предприятия на современном рынке в сфере социально-культурной деятельности;
в) существующее законодательство не учитывает психологические и возрастные особенности студентов получающих высшее профессиональное образование в вузе при работе на производстве;
г) современные предприятия различных сфер социально-культурной деятельности (организации, учреждения, фирмы, агентства, мастерские и т.д.) не готовы к приему студентов практикантов из-за сложных экономических условий современного рынка в сфере культуры:
минимальном количестве сотрудников с большим объёмом ежедневной занятости, отсутствием временного кадрового резерва и рабочего места для создания полноценных условий прохождения практики студентом, отсутствие видов работ, которые можно поручить студенту.
Итак, мы определили три возможных источника проблемы прохождения практики студентами вуза:
1) Субъекты высшего профессионального образования.
2) Законодательство.
3) Производство.
Чтобы понять являются ли системными или локальными данные причины, необходимо обратится к существующим материалом научного исследования данной проблемы.
Разрушенная традиция и система «наставничества», сложившиеся в советские времена в нашей стране отмечена многими современными исследователями как негативной ситуацией, возникшей в новых условиях функционирования и взаимодействия субъектов производства и высшего профессионального образования. Например, в своих исследованиях Е.В. Грязнова и Л.А. Зеленов подчеркивают важность и необходимость данной деятельности «наставничества» современных предприятий различных сфер социально-культурной деятельности (организаций, учреждений, фирм, агентств, мастерских и т.д.), где опытные специалисты любой отрасли сферы культуры имеют возможность обучать молодое поколение [1, с. 72]. Однако в современных условиях работы социально культурных институтов, сфер образования и культуры подобная деятельность практически утрачена.
Исследуя данный факт, И.А. Килина пишет: «С одной стороны, в настоящее время наставничество становится очень популярным. С другой - на многих предприятиях нет системы наставничества (в 30% российских компаний). Среди методов обучения и развития персонала наставничество уступает тренингам, обучающим семинарам, профессиональным творческим мастерским, творческим лабораториям, межотраслевым научным конференциям по обмену опытом, стажировкам, коучингу и т. д. В основном «наставничество» фирмы (компании, агентства, учреждения культуры) используют только как инструмент обучения и адаптации новичков и реже - в других целях, например для раскрытия потенциала сотрудников» [2, с. 26].
Изучая мнения специалистов по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что сегодня возникает острая необходимость возрождения «наставничества» через систему дополнительного образования. Например, можно разрабатывать курсы повышения квалификации именно по программам подготовки специалистов-педагогов на предприятиях. Не секрет, что в любой организации имеется соответствующий потенциал. Другой вопрос, что у руководителей нет желания или возможности его развивать. Данная проблема может быть решена и через систему социального партнерства или так называемого сегодня производственно-образовательного кластера. При такой форме сотрудничества между
вузом и предприятиями можно привлекать и педагогов профессиональных дисциплин для ведения практик. Но в этом случае сам педагог должен быть сотрудником фирмы или организации. Конечно, это потребует от педагога обладания высокой квалификацией в плане практических навыков. Но это и есть требование современного времени для профессионального образования - педагог-практик. В этом плане сегодня можно найти множество интересных разработок [3; 4, 5]. Причем, что очень ценно, этим занимаются профессионалы с опытом работы, как в плане педагогики, так и в плане производственной деятельности. Например, М.А. Рябова, зам. директора Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса в своей работе обосновывает необходимость «исследования педагогического потенциала учебно-производственной деятельности для совершенствования производственного обучения в колледже на путях внедрения инновационных практико-ориентированных моделей обучения» [3, с. 11].
Продолжая тему социального партнерства, приведем мнение еще одного специалиста. Как, справедливо отмечает И.А. Дмитриева: «То есть в современном образовании возникает необходимость в организации социального партнёрства не только на уровне одного образовательного учреждения, но и между образовательным учреждением и учреждениями культуры, дополнительного образования и будущими работодателями» [4, с. 37]. Однако на этом решение проблемы не заканчивается. Социальное партнерство в сложных экономических условиях приводит к повышению требований работодателей не только к педагогам-наставникам, молодым специалистам, но и к студентам-практикантам. В результате возникаеточередная проблема - проблема адаптации студента к профессиональной деятельности. Основная цель такой адаптации должна заключаться в обеспечении практиканта полноценным рабочим местом, соответствующим профессии и уровню квалификации, создание условий и режима труда, наличие соответствующей заработной платы, социальных гарантий, мотивации для карьерного и творческого развития. Это необходимые действия со стороны предприятий. В то же время со стороны вуза в этом случае необходимы соответствующие мероприятия. Например, сегодня исследователи все чаще пишут о разработке программ психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств студентов вуза [5].
Конечно же, перечисленные проблемы далеко не единственные причины не востребованности студентов-практикантов колледжей. В качестве наиболее важных из них можно назвать проблему мотивации студента к занятию выбранной профессией в период обучения и после него. Дело в том, что начало карьеры у студентов, как правило, начинается с рабочих специальностей, что не всегда является привлекательным для молодого человека. Изучая данный вопрос, Е.В. Митягина указывает на ряд причин низкой мотивации в выбранной профессиональной деятельности у молодежи: «Причины этих процессов необходимо искать не только в материальных составляющих и низком уровне заработных плат рабочих, но и в отсутствии у рабочей молодежи возможностей для карьерного роста на предприятии, их слабой материально-технической оснащенности, отсутствии инноваций и нововведений, а также в недостатке у молодежи реального ресурса по защите своих прав и интересов» [6, с. 127].
Таким образом, проведенный анализ проблемы невостребованности студентов-практикантов на предприятиях показало, что это проблема носит системный характер и вызвана сложными социально-экономическими условиями в стране. Чтобы разработать программы по ее решению, необходимо двигаться в следующих направлениях:
1. Совершенствовать образовательные программы вуза в плане повышения качества соотношения теоретического и практического обучения.
2. Разрабатывать и внедрять в процесс профессиональной подготовки систему «наставничества», «социального партнёрства», способствуя развитию преемственности по линии «вуз - производство».
3. Усиливать взаимодействие с работодателями в процессе разработки заданий для Программ производственной практики; специальных заданий в процессе прохождения дисциплин учебного плана, направленных на формирование необходимых профессиональных компетенций.
4. Разрабатывать и вводить в Учебные планы магистратуры педагогических специальностей специальные дисциплины, элективные курсы, способствующие подготовке педагогов для работы по адаптации студентов к профессиональной среде в период прохождения практик.
Библиографический список
1. Грязнова Е.В., Зеленов Л.А. Прикладные проблемы философии: научно-педагогический опыт: монография. Гжель: ГГУ 2015.
2. Килина И.А. Наставничество как процесс формирования личности молодого специалиста. Образование. Карьера. Общество. 2014; № 3 (42): 26 - 34.
3. Рябова М.А. Педагогический потенциал учебно-производственной деятельности в колледже: теоретические основания. Среднее профессиональное образование. 2015; № 4: 9 - 12.
4. Дмитриева И.А. Организация социального партнерства как условие успешной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013; № 10: 37 - 45.
5. Власкина И.В., Лысуенко С.А. Особенности психологического сопровождения формирования профессионально важных качеств будущих специалистов социономиче-ских профессий. Педагогическое образование в России. 2015; 1: 112 - 118.
6. Митягина Е.В. причины утраты престижа рабочих специальностей среди молодежи, способы преодоления негативных тенденций. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014; 6: 122 - 127.
References
1. Gryaznova E.V., Zelenov L.A. Prikladnye problemy fitosofii: nauchno-pedagogicheskj opyt: monografiya. Gzhel': GGU, 2015.
2. Kilina I.A. Nastavnichestvo kak process formirovaniya lichnosti molodogo specialista. Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2014; № 3 (42): 26 - 34.
3. Ryabova M.A. Pedagogicheskij potencial uchebno-proizvodstvennoj deyatel'nosti v kolledzhe: teoreticheskie osnovaniya. Srednee professional'noe obrazovanie. 2015; № 4: 9 - 12.
4. Dmitrieva I.A. Organizaciya social'nogo partnerstva kak uslovie uspeshnoj podgotovki studentov k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013; № 10: 37 - 45.
5. Vlaskina I.V., Lysuenko S.A. Osobennosti psihologicheskogo soprovozhdeniya formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv buduschih specialistov socionomicheskih professij. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; 1: 112 - 118.
6. Mityagina E.V. prichiny utraty prestizha rabochih special'nostej sredi molodezhi, sposoby preodoleniya negativnyh tendencij. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2014; 6: 122 - 127.
Статья поступила в редакцию 02.02.19
УДК 372
Amuchieva T.S., Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ON SOLUTION OF SOME NON-STANDARD EQUATIONS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS. The article deals with some issues arising in the solution of exponential equations. The author concludes that exponential-power equations and inequalities are of interest for their study and use in the courses of school mathematics and elementary mathematics in higher education school. The greatest difficulties can be encountered in solving exponential equations and inequalities in the case where the base of the degree is negative. It is necessary to devote more time to solving exponential equations and inequalities, because. This will help students successfully pass the exam and entrance exams to universities. Mastering the technique of their solution is very useful: it increases the mental and creative abilities of students. When solving problems, students acquire the first skills of research, enriched their mathematical culture, develop the ability to logical thinking.
Key words: exponent, equation, extraneous roots, degree basis.
Т.С. Амучиева, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Е-тэИ: [email protected]
О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ НЕСТАНДАРТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
В статье рассмотрены некоторые вопросы, возникающие при решении степенно-показательных уравнений. Автором делается вывод, что что показательно-степенные уравнения и неравенства представляют интерес для их изучения и использования в курсах школьной математики и элементарной математики в вузе. Наибольшие трудности могут встретиться при решении показательно-степенных уравнений и неравенств в случае, когда основание степени отрицательно. Необходимо больше уделять времени решению показательно-степенных уравнений и неравенств, т. к. это поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗы. Овладение методикой их решения является очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению.
Ключевые слова: показатель, уравнение, посторонние корни, основание степени.
Уравнения и системы уравнений математики умели решать очень давно. В «Арифметике» греческого математика из Александрии Диофанта (III в.) еще не было систематического изложения алгебры, однако в ней содержался ряд задач, решаемых при помощи составления уравнений.
В XVI в. французский математик Франсуа Виет (1540 - 1603), служивший шифровальщиком при дворе французского короля, впервые ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для данных, т. е. коэффициентов уравнений. Ф. Виет для обозначения нерасшифрованных букв в донесениях противника использовал редкие буквы латинского алфавита х, у и z, что и положило начало традиции обозначать неизвестные в уравнениях буквами х, у и z.
Лишь в XVII в. после работ Декарта, Ньютона и других математиков решение квадратных уравнений приняло современный вид.
Последнее время стало вызывать споры решение показательно-степенных уравнений. Некоторые считают, что х если входит в основание и
3 = 1.
показатель степени, то основание должно быть больше нуля и не равным единице. Естественно эти моменты нужно учитывать при нахождении ОДЗ. Однако прежде вспомним определение корня и области допустимых значений уравнения.
Число а называется корнем уравнения, если при подстановке его вместо х в уравнение получается верное числовое равенство.
Областью допустимых значений уравнения называется множество значений х, при которых правая и левая части уравнения имеют смысл.
В связи с этим при решении показательно-степенных уравнений имеет смысл рассмотреть основания степени с «особыми» свойствами, такие как 1, -1, 0.
Если значения х, при которых основание равно одному из чисел 1, -1, 0 обращают уравнение в верное числовое равенство, то эти значения также являются корнями уравнения.
Пример 1. Решить уравнение | х — 3 |3 Рассмотрим «особые» случаи. 1. | х — 31= 0.
Это возможно, если X = 3. Подставим это значение в уравнение
О3
=1,
О0 = 1.
Левая часть равенства не определена, следовательно, значение х = 3 корнем не является. 2. Пусть | х — 3|= 1. Тогда х = 4 или х = 2. Подставляя первое значение в уравнение, получим