Научная статья на тему 'Опыт внедрения принципов стандартизации в здравоохранение субъекта Федерации'

Опыт внедрения принципов стандартизации в здравоохранение субъекта Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / MEDICAL STANDARD / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Габбасова Л.А., Москвичева М.Г., Собенин О.А., Зарецкая И.М.

Проанализирован опыт внедрения стандартизации в здравоохранение Челябинской области. Работа велась согласно Плану мероприятий по разработке территориальных стандартов в здравоохранении Челябинской области на 2004-2005 гг. Разработка территориальных стандартов проводилась с учетом структуры федеральных стандартов и протоколов ведения больных с использованием Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении. Выявлены трудности на пути внедрения стандартизации, главным образом связанные с отсутствием возможности оплаты медицинской помощи, оказанной согласно стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Габбасова Л.А., Москвичева М.Г., Собенин О.А., Зарецкая И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Standardizatyion Principles in the Region: Practical Experience

The authors analyzed the process of implementation of standardization principles into health care system in Chelyabinsk oblast. The plan for the development of regional medical standards in 2004-2005 was approved. Regional standards were made according to the structure recommended by the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation with the use of classifier «Medical Services and Procedures Nomenclature». The most serious obstacle in the implementation process is the difference between costs of care provided according to the standards and current tariffs for services.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения принципов стандартизации в здравоохранение субъекта Федерации»

VJ prbOO.fm Page 3 Wednesday, November 15,2006 4:47 PM

-Ф-

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТЛИДЛРТШЛЦИИ

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Л.А. Габбасова, М.Г. Москвичева, O.A. Собенин, И.М. Зарецкая

Министерство здравоохранения Челябинской области, г. Челябинск

Проанализирован опыт внедрения стандартизации в здравоохранение Челябинской области. Работа велась согласно Плану .мероприятии но разработке территориальных стандартов в здравоохранении Челябинской области на 2004—2005 //. Разработка территориальных стандартов проводилась с учетом структуры федеральных стандартов и протоколов ведения больных с использованием Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении. Выявлены трудности на пути внедрения стандартизации, главным образом связанные с отсутствием возмож-ности оплаты медицинской помощи, оказанной согласно стандартам.

Ф-

Ключевые слова: стандартизация, стандарт медицинской помощи, медицинская услуга.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 г. До 1387 <•() мерах но стабилизации и развитии) здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» в разделе «Совершенствование организации медицинской помощи» было отмечено, что повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-иоли-клинических, так и в больничных учреждениях. Стандартизация, в свою очередь, позволит обеспечить преемственность и непрерывность лечеб-но-диагноетичеекого процесса.

Этапы создания и внедрения стандартов оказания медицинской помощи населению определены в отраслевой программе «Управление качеством в здравоохранении на 2003—2007 гг.» (раздел 3 «Развитие систем стандартизации, ли-

цензирования, сертификации и аккредитации и аттестации в здравоохранении», пункт 3.2. «Развитие стандартизации в здравоохранении на региональном уровне»).

Систематическая работа но внедрению принципов стандартизации началась с создания в 2004 г. отдела стандартизации медицинской деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области. Приоритетными объектами стандартизации были определены квалификация нереонаш (аттестация) и медицинские услуги (технологии выполнения, качество оказания). Важным направлением работ была признана систематизация и разработка учетно-отчетных и нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность но различным специальностям.

-Ф-

Black process 45,0 175,0 LP1

ПРОБЛЕМЫ (ГГАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДР1ШООХРЖЕНИИ, 11, 2006

Основополагающим документом для работы отдела стал приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 12.10.2004 г. № 46 «Об утверждении Порядка разработки, внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении Челябинской области». Первым нормативным документом но стандартизации медицинских услуг был приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 30.12.2004 г. № 118 «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Федеральных протоколов ведения больных, об утверждении состава рабочих групп по разработке территориальных стандартов оказания медицинской помощи населению Челябинской области». План мероприятий по разработке территориальных стандартов на 2004—2005 гг. но терапии, педиатрии, хирургии, организации здравоохранения был утвержден этим же приказом. Планом предполагалась разработка 98 нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении. Рабочим группам было рекомендовано разработать территориальные стандарты с учетом структуры имеющихся федеральных стандартов и протоколов ведения больных в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении.

Разработка и утверждение каждого нормативного документа включала в себя несколько этапов: рецензирование проекта документа, апробация и опытная эксплуатация, экспертиза документа и результатов апробации, утверждение нормативного документа в установленном порядке. Во втором квартале 2005 г. к апробации и опытной эксплуатации были представлены 46 территориальных стандартов для взрослого населения, 11 территориальных стандартов для детей и 15 клинико-организационных руководств. По условиям апробации территориальных стандартов были проведены совещания для заместителей главных врачей но лечебной и клинико-экспертной работе в г. Челябинске и в г. Магнитогорске. Все участники совещаний получили необходимый пакет документов, включая перечень федеральных стандартов оказания медицинской помощи. В индивидуальном порядке представители 38 учреждений здравоохранения Челябинской области прошли собеседование и получили всю необходимую информацию на компакт-диске.

4

Опытная эксплуатация территориальных и новых федеральных стандартов оказания медицинской помощи проводилась в каждом лечебно-профилактическом учреждении Челябинской области. Работу но выполнению стандартов в лечебных учреждениях рекомендовалось анализировать но схеме внутриведомственного контроля качества первого уровня с принятием административных решений и проведением экономических расчетов по ведущим нозологическим формам заболеваний по предложенной методике (приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 20.06.2005 г. № 240 «О расчетах стоимости стандартов медицинской помощи»). В ходе апробации планировалось согласовать и оптимизировать клинический аспект стандартов и получить предварительные экономические расчеты для дальнейшего обсуждения тарифной политики по пролеченным больным. В период апробации территориальных стандартов проходили консультации но текущим вопросам. На этапе согласования стандартов необходимо было определиться с так называемым минимальным социальным стандартом оказания помощи населению Челябинской области, порядком оказания медицинской помощи и преемственностью в оказании помощи.

Как выявилось в ходе работ, процесс стандартизации в здравоохранении сопряжен с большими трудностями: во-первых, до конца не определен правовой статус федеральных, национальных стандартов, во-вторых, оплата медицинских услуг значительно варьирует не только но регионам, но и среди лечебно-профилактических учреждений одной территории. Следовательно, процесс стандартизации является программным и должен решаться с учетом финансовых возможностей и кадровых ресурсов местного здравоохранения.

Процедура внедрения стандартов включает в себя несколько аспектов: клинический, организационный, финансово-экономический. Опыт Челябинской области показал, что наиболее сложным является вопрос финансирования медицинской помощи по стандартам. В настоящее время оплата медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы государственных гарантий проводится по профилю пролеченного больного, что не позволяет работать в соответствии с рекомендациями Министерства здраво-

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ

охранения и социального развития Российской Федерации но выполнению стандартов оказания медицинской помощи населению. Средняя стоимость но профилю заболевания в условиях стационара составляет от 2500 руб. за пролеченного больного. Расчеты, произведенные в лечебных учреждениях области, показали, что затраты на помощь в соответствии со стандартами превышают существующий тариф. Например, только для диагностики такого распространенного заболевания, как бактериальная пневмония, в условиях стационара требуется в среднем 2168 руб., при этом предстоят затраты на эффективные антибактериальные препараты на этане лечения в дальнейшем. В случае, когда пневмония неясной этиологии осложняется плевритом, приходится подключать большое количество методов обследования, и стоимость такого стандарта увеличивается до 5483 руб. (без учета медикаментозной терапии). Оптимальными но стоимости диагностики являются заболевания желудочно-кишечного тракта: на них затраты но стандарту составляют от 780 до 2620 руб. Стандарты амбулаторио-поликлиническом помощи выполнимы при условии работы по программе дополнительного лекарственного обеспечения, в остальных случаях оплата медикаментозной терапии осуществляется за счет личных средств пациента.

Организационные аспекты внедрения и выполнения стандартов оказания медицинской помощи рассматривались с учетом категории лечебного учреждения. По нашим представлениям, лечебное учреждение третьей категории в соответствии с оснащенностью медицинским оборудованием может выполнить минимальный стандарт медицинской помощи, а выполнение стандарта в полном объеме можно произвести только в условиях лечебного учреждения первой категории. Возможно, после выхода приказа

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 г. № 633 «Об организации медицинской помощи» придется пересматривать распределение объема медицинских услуг в соответствии с уровнями оказания помощи: первичная медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная.

Опыт работы но внедрению стандартизации в здравоохранение Челябинской области показал, что стандарт оказания медицинской помощи, составленный с использованием Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, является универсальным документом, он позволяет планировать лечебно-диагностические мероприятия, проводить экспертизу качества оказания медицинской помощи, производить расчеты затрат но различным нозологическим формам, определять правомочность врачебных действий в юридическом аспекте.

В настоящее время Министерством здравоохранения Челябинской области проводится совместная работа с Челябинским областным фондом медицинского страхования, представителями страховых компаний, занимающихся добровольным медицинским страхованием, территориальным управлением Росздравнадзора. Планируется совещание на тему «Условия оплаты медицинских услуг по стандартам оказания медицинской помощи населению Челябинской области» с целью обсуждения возможностей оптимизации расчетов стоимости оказания медицинской помощи населению Челябинской области согласно стандартам с учетом бюджетного финансирования и оплаты по системе обязательного медицинского страхования. Создание механизмов реализации финансового обеспечения стандартов позволит определить их правовой статус и, следовательно, ускорить процессы стандартизации в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.