Научная статья на тему 'Стандарты медицинской помощи в России и США'

Стандарты медицинской помощи в России и США Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3030
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / STANDARDIZATION / REGULATIONS / QUALITY HEALTH CARE / CLINICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самородская И. В., Степченков В. И., Батрова Ю. В., Саверский А. В.

Проведен анализ применения термина «стандарт медицинской помощи» в Российской Федерации и США. Приведен перечень нормативных документов, регулирующих процесс стандартизации медицинской помощи, определена роль и область применения клинических руководств и стандартов, их правовая составляющая при разрешении конфликтных и спорных клинических ситуаций в здравоохранении. Отмечено, что проведение работ по стандартизации медицинской помощи обусловлено объективной социально-экономической необходимостью обобщения, унификации, стремления к повышению доступности медицинской помощи, в том числе новых медицинских технологий, и связано с развитием управления качеством медицинской помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the use of the term «standard of care» in the Russian Federation and the United States. The list of normative documents regulating the process of standardization of medical care, defined role and scope of clinical guidelines and standards of their legal component in the resolution of conflict and controversial clinical situations in health care. It is noted that the work on standardization of medical care due to objective socio-economic necessity of generalization, unification, of the desire to improve access to health care, including new medical technologies associated with the development of quality management of medical care

Текст научной работы на тему «Стандарты медицинской помощи в России и США»



И.В. Самородская,

д.м.н., профессор, руководитель лаборатории демографических аспектов здоровья населения ГНИЦ «Профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва, Россия, samor2000@yandex.ru В.И. Степченков,

начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению, г. Смоленск, Россия,

zdrav@admin.smolensk.ru

Ю.В. Батрова,

к.м.н., заместитель главного врача ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 1», выпускник Президентской программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах», г. Смоленск, Россия, yv202@rambler.ru А.В. Саверский,

президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», член Экспертного совета при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ В РОССИИ И США

УДК 614.251.2

Самородская И.В, Степченков ВИ, Батрова Ю.В, Саверский A.B. Стандарты медицинской помощи в России и США (ГНИЦ «Профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва, Россия; Департамент Смоленской области по здравоохранению, г. Смоленск, Россия; ОГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 1», г. Смоленск, Россия; Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов», г. Москва, Россия)

Аннотация: Проведен анализ применения термина «стандарт медицинской помощи» в Российской Федерации и США. Приведен перечень нормативных документов, регулирующих процесс стандартизации медицинской помощи, определена роль и область применения клинических руководств и стандартов, их правовая составляющая при разрешении конфликтных и спорных клинических ситуаций в здравоохранении. Отмечено, что проведение работ по стандартизации медицинской помощи обусловлено объективной социально-экономической необходимостью обобщения, унификации, стремления к повышению доступности медицинской помощи, в том числе новых медицинских технологий, и связано с развитием управления качеством медицинской помощи.

Ключевые слова: стандартизация, нормативные документы, качество медицинской помощи, клинические рекомендации.

Стандарты медицинской помощи в России

Работа по стандартизации медицинской помощи в России начата еще в 1992 году в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации». Основные положения стандартизации в здравоохранении были утверждены решением коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования № 14/43/6-11 от 3 декабря 1997 года. 4 июля 2001 года издан Приказ МЗ РФ №181 «О включении отраслевого стандарта ОСТ 91.500.01.007-2001 «Систе-

И.В. Самородская, В.И. Степченков, Ю.В. Батрова, А.В. Саверский, 2015 г.

ма стандартизации в здравоохранении. Основные положения». Согласно этому документу, под стандартизацией в здравоохранении понимают «деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочивания продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении, путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик, условий». В соответствии с Приказом Минздравсоц-развития России от 11.08.2008 №410н порядок создания стандартов медицинской помощи был формализован.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-хими-ческой классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, иного, исходя из особенностей заболевания (состояния). Таким образом, методика разработки стандартов предполагала создание экспертным путем модели пациента (заболевание, форма, степень тяжести), перечня и кратности медицинских услуг, медикаментов и расходных материалов, используемых при ведении данной модели пациента, перечня и кратности, дополнительных медицинских услуг, медикаментов и расходных материалов. На сегодня разработанных стандартов уже более тысячи. Безусловно, сам процесс создания стандартов как процедуры формализации медицинских терминов, понятий,

процессов диагностики и лечения очень сложный, и на протяжении более чем 10-летнего периода создания отраслевых стандартов была проведена гигантская работа. Теоретически стандарты медицинской помощи должны были помогать в решении ряда вопросов: оценке стоимости и качества медицинской помощи, облегчить разрешение некоторых спорных вопросов при ее оказании, помочь структурировать систему здравоохранения [1,2].

Не вызывает сомнений обязательность исполнения стандарта и медицинской организацией, и врачом в силу следующих норм закона.

Так, согласно ст. 10 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2012 «Об основах охраны здоровья граждан» (далее — «Основы»), доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Согласно ч. 1 ст. 37 Основ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Также и в соответствии с ч. 1 ст. 79 Основ медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и на основании стандартов медицинской помощи. Медицинская организация должна руководствоваться следующими требованиями (ст. 309 ГК РФ — критерии гражданской невиновности медицинской организации). Также и Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, что следует из ч. 7 ст. 80 названного Закона.

№4 Менеджер

3015

Согласно ч. 4 ст. 81 Основ, при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи также учитываются: порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. А согласно ч. 3 той же статьи, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи. Логично, что и государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, что следует из ч. 7 ст. 88 Основ. А согласно ст. 64 Основ, критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 94 Основ, сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги, включают в себя информацию о примененных стандартах медицинской помощи. В то же время, согласно ч. 5 ст. 37 Основ, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным

показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт является обязательным для исполнения при работе медицинской организации и врача, но от него можно отступить при назначении лекарств, медицинских изделий и специализированных продуктов питания. Очевидно, что перечень оснований для отступления от стандарта должен быть шире, например: наличие заболеваний, требующих применения взаимоисключающих или дублирующих стандартов (конфликт или дублирование стандартов), нестандартная клиническая ситуация, индивидуальное течение болезни. При этом в экстренной ситуации у лечащего врача должно быть самостоятельное право на отклонение от стандартов, а не через комиссию, но это право должно иметь ясные основания в интересах больного [3]. Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В.И. Стародубов на Всероссийском общественном форуме медицинских работников в мае 2012 г. отметил необходимость срочного устранения противоречий в законодательной базе. Из материалов его доклада следует, что клиническая рекомендация является основой медицинских знаний, основой поведения врача у постели больного. Они используются в первую очередь для подготовки врача, принятия решения врачом относительно конкретного пациента. Стандарты должны быть использованы для планирования тех объемов медицинской помощи, которые государство обязано обеспечить своим гражданам, и для расчета тех территориальных программ государственных

гарантий Российской Федерации [12]. Дискуссия о том, что стандарт является либо экономическим документом, либо правовым, либо медицинским не имеет смысла, поскольку он — и то, и другое, и третье. Однако очевидно, что врачи-специалисты не должны область своих знаний ограничивать только стандартами, а динамично и прогрессивно развивать клиническое мышление, ведь основа основ — это правильно диагностировать патологический процесс, в то время как определиться с тактикой ведения пациента с позиции клинико-экономической эффективности помогут стандарты медицинской помощи [4, 5]. Наличие в стандарте усредненной частоты предоставления той или иной услуги без нормативно описанных оснований ее непредставления означает право каждого пациента такую услугу получить полностью, а вот исключение врачом из стандарта процедур без обоснования следует считать неоказанием помощи, если врач не докажет, что это неоказание было в интересах пациента. Если бы стандарт вовсе не имел кратности, у врача все равно было бы право в интересах здоровья и жизни пациента отступить от стандарта. Экономически стандарт является основанием тарифа ОМС. И, наконец, стандарт имеет нормативно-правовой статус, отраженный в законе и приказах Минздрава, по существу, являясь синтезом медицинской и экономической составляющей. Нормативно-правовой характер стандарта подтвержден решением ряда судов. В реальной клинической практике для организации последовательного лечебного процесса также используются клинические рекомендации.

В последние годы Минздрав занял активную позицию по отношению к созданию клинических рекомендаций научными профессиональными сообществами с учетом международного и отечественного опыта для их применения в практической деятельности российского врача.

Понятие о стандартах медицинской помощи в США

Стандарт медицинской помощи, как правило, определяется путем оценки врача, обвиняемого в халатности, экспертами в соответствующей области. Стандарты медицинской помощи могут значительно различаться (информация представлена на сайте юридической службы LegalMatch (США). Например, ресурсы сельской больницы часто значительно меньше, чем ресурсы столичной клиники, и это должно быть принято во внимание при определении соответствующего стандарта. Национальный стандарт медицинской помощи определяется как требование к врачу оказания квалифицированной медицинской помощи (то есть признание экспертами, что в рамках определенной специальности при тех же или аналогичных обстоятельствах сделано все возможное и необходимое).

Согласно данным Peter Moffett и Gregory Moore, в США при рассмотрении исков об оказании медицинской помощи суды придерживаются точки зрения, что стандартом медицинской помощи является то, что с точки зрения экспертов сделал бы компетентный врач в тех же условиях, обладая тем же набором ресурсов. Основой для определения стандарта медицинской помощи могут также быть клинические рекомендации в том смысле этого слова, что рекомендации отражают должные, лучшие на сегодняшний день тенденции оказания медицинской помощи. Но нормативных документов, отражающих правила использования этих документов, в суде для оценки качества медицинской помощи нет. В то же время, как отмечают авторы, в случае рассмотрения в суде иска о случае некачественного оказания медицинской помощи клинические рекомендации могут использоваться и используются, но каждая из сторон должна дать объяснение, почему данный документ может или не может быть использован как стандарт медицинской помощи, учитывая, что многие положения в рекомендациях основаны

NP4 Менеджер

301S

не на доказательствах, а на экспертных мнениях специалистов [11].

Согласно существующей судебной практике, в США для того, чтобы выиграть в суде дело по обвинению врача в ненадлежащей медицинской помощи и халатности, истец должен доказать, что врач был обязан выполнить определенные действия, невыполнение которых можно рассматривать как нарушение врачебного долга, и что это повлекло за собой ухудшение состояния пациента. Есть много способов, с помощью которых истцы (пациенты, адвокаты, их представляющие) могут продемонстрировать, что именно врач должен был делать в конкретной ситуации и какой стандарт медицинской помощи должен был соблюдать. Экспертные оценки (показания независимых специалистов, привлеченных для оценки конкретного случая) являются в настоящее время наиболее распространенным методом, с помощью которого истцы пытаются доказать, имела ли место врачебная халатность и были ли соблюдены стандарты медицинской помощи. Эксперт знакомится с медицинскими записями о состоянии пациента, а затем на основе своих знаний и опыта делает заключение о соответствии оказания медицинской помощи пациенту.

Соблюдение принципов ведения пациента, которые сформулированы в клинических рекомендациях (Guidelines), является еще одним способом, с помощью которого истцы могут попытаться доказать, соблюдал ли врач стандарт медицинской помощи. Клинические рекомендации (Guidelines) в суде, как правило, не принимаются в качестве самостоятельного доказательства — эксперт должен подтвердить, что конкретные пункты рекомендаций применимы для оценки медицинской помощи по данному делу. Например, в 2013 г. Апелляционный суд Луизианы постановил, что методы лечения и оценки состояния пациента после укуса паука, описанные в соответствующих Клинических рекомендациях (Guidelines), были недостаточными для

того, чтобы их рассматривать в качестве стандарта медицинской помощи профилактики абсцесса в таких случаях, поэтому без экспертного мнения нельзя признавать случай следствием неправильного лечения [13].

Сегодня клинические рекомендации (Guidelines) используются в практике врача в процессе установления диагноза и назначения лечения, ими пользуются и страховые компании с целью обоснования компенсации затрат за лечение или отказе в выплате.

Страховые компании, в том числе системы Medicare и Medicaid, обычно создают медицинские рекомендации по лечению, ориентированные на компенсацию затрат клиникам. Например, согласно рекомендациям Medicare, для того, чтобы расходы на реабилитационные услуги были оплачены, необходима предшествующая 3-дневная госпитализация (как минимум). Коммерческие принципы страхования часто требуют предварительного одобрения (согласования) со страховыми компаниями необходимости выполнения определенных процедур, иначе они не будут оплачены. Например, если врач назначит МРТ без предварительного получения согласия от страховой компании, то страховая компания может не оплатить это исследование. Маловероятно, что именно такие рекомендации по принципам оплаты будут использоваться в качестве доказательств неправильной медицинской помощи или халатности при судебных разбирательствах, но другие рекомендации по компенсации затрат могут иметь отношение к обвинениям. Например, если врач не отразил в медицинских документах социальный и семейный анамнез пациента, то, согласно рекомендациям Medicare, услуга «комплексный осмотр пациента» не может быть включена в счет. В большинстве случаев при отсутствии таких записей вряд ли можно говорить о халатности, тем не менее, эксперт может сказать, что, не уточнив семейный анамнез, врач недооценил риск, связанный с наличием боли в области сердца и несвоевременно диагно-

стировал острый коронарный синдром или инфаркт миокарда.

Адвокаты истца также могут использовать такие рекомендации в качестве доказательства халатности. Например, существует «список осложнений, которые никогда не должны происходить», созданный Национальным форумом качества (National Quality Forum) и принятый позднее в Центрах Medicare & Medicaid Services. В этот список входят серьезные травмы матери или новорожденного во время родов с низким риском осложнений, любые травмы в результате падений пациентов в клинике, развитие пролежней 3- или 4-й стадий, послеоперационная смерть у пациентов с низким уровнем риска, инфицирование Clostridium difficile и послеоперационный тромбоз глубоких вен. Однако следует вспомнить, что данный список был создан с целью сократить медицинские расходы в соответствии с Законом о социальном обеспечении. Но во время судебного разбирательства адвокат истца может попытаться утверждать, что нарушение рекомендаций, составленных для регулирования оплаты или оценки качества медицинской помощи «в целом», является доказательством несоответствующего оказания медицинской помощи и проявлением халатности врача. Адвокат истца может утверждать, что в связи с тем, что послеоперационная смерть входит в список событий, которые «никогда не должны случаться», то смерть пациента после операции является доказательством халатности [6].

Рекомендации являются ценным источником информации для принятия медицинских решений по вопросам диагностики и лечения. Такие рекомендации основаны на заслуживающих доверия исследованиях и перед публикацией обычно проверяются и обсуждаются экспертами с достижением консенсуса. Однако вряд ли можно автоматически рассматривать любое отклонение от рекомендаций как несоблюдение стандарта медицинской помощи. И прежде, чем на основе рекомендаций принять решение

о том, что оказанная медицинская помощь не соответствует стандартам, имеет смысл изучить исследования и доказательства, подтверждающие эти рекомендации. В некоторых случаях даже «сильные» доказательства основаны на «неприемлемых данных» [7, 9].

Рекомендации в США можно рассматривать в качестве «безопасных убежищ» и в качестве стандартов медицинской помощи. В прошлом в нескольких штатах были реализованы пилотные проекты с целью ответить на вопрос: влияет ли факт соблюдения рекомендаций на частоту обращения в суд. Врачам была предоставлена возможность следовать или не следовать клиническим рекомендациям. Если врач выбирал возможность участия в программе и принимал решения на основе рекомендаций, то в том случае, если в последующем ему было предъявлено обвинение в халатности, врач мог использовать свою приверженность к рекомендациям в качестве защиты, по существу, этот врач становился застрахованным от ответственности. Проект продолжался почти 10 лет, но в конце концов был отменен в связи с тем, что анализ результатов не выявил влияния ни на частоту исков, ни на решения судов, ни на сумму выплат. Возможно, такие результаты были получены в связи с тем, что число исков в год было небольшим и трудно было дать оценку результатам. Следует отметить, что после прекращения проекта число исков возросло на 23% [10].

Таким образом, необходимо понимать, что рекомендации, составленные для компенсации затрат учреждениям, и клинические рекомендации преследуют разные цели. И рекомендации по оплате медицинских услуг не могут быть использованы в качестве клинического стандарта медицинской помощи.

Эксперты ВОЗ в 2014 году отметили, что, несмотря на успех стандартизации в других отраслях промышленности, в здравоохранении эти процессы происходят крайне медленно и не демонстрируют пока положительно-

NP4 Менеджер

2015 здравоохранения /

го влияния на безопасность медицинской помощи для пациентов. 5 лет назад в проекте ВОЗ «The High 5s project» поднимался вопрос, насколько реально стандартизовать процессы оказания помощи в отдельных больницах, нескольких больницах в отдельных странах и в нескольких странах? Почти через 5 лет после начала проекта ответа на данный вопрос нет. Основные причины: сложность самого процесса стандартизации оказания медицинской помощи (разные условия и технические возможности оказания помощи, недостаточное количество доказательств на фоне значительного разногласия мнения специалистов по одним и тем же вопросам); устойчивая вера почти всех потребителей и поставщиков медицинских услуг, что причиной нарушения безопасности пациентов и ошибок в оказании медицинской помощи являются отдельные специалисты, несмотря на достижение согласия между экспертами, что в большинстве случаев оказания медицинской помощи — это качество работы всей системы оказания помощи; естественное природное сопротивление людей к стандартизации и опасение того, что это будет препятствовать развитию инноваций [8, 14].

По мнению экспертов ВОЗ, стандартизация в здравоохранении — это процесс разработки, согласования и внедрения единых технических характеристик, критериев, методов, процессов, действий, которые могут улучшить безопасность, воспроизводимость и качество медицинской помощи. В процессе стандартизации проводятся спецификация и детализация оказания медицинской помощи на уровне, достаточном для последовательной и поддающейся проверке разными пользователями, в разное время и в различных условиях [15].

Таким образом, многолетний опыт и анализ показывают, что с проведением работ по стандартизации связано повышение эффективности оказания медицинской помощи различным группам пациентов, регулиро-

вание затрат на их лечение и охрану здоровья населения. Несомненно, стандартизация

— это деятельность по установлению научно обоснованных оптимальных норм, правил и характеристик — обеспечивает интегральное качество и медико-социальную эффективность медицинских услуг, является гарантией неизменности качества продукта или услуги, их совместимости, безопасности и эффективности. А планомерное внедрение комплексной системы нормативного обеспечения оказания медицинской помощи посредством проведения работ по стандартизации в здравоохранении позволит использовать единые методологические подходы к разработке и совершенствованию стандартов, обеспечить возможность эффективного управления качеством медицинской помощи.

Следует отметить, что медицинские услуги

— это наиболее сложный объект стандартизации. Они имеют рад особенностей по сравнению с другими видами услуг: индивидуальный характер, врачебную тайну, информированное согласие, своевременность и условия оказания услуги (гигиенические, психологические и другие). Качественному и эффективному оказанию медицинской помощи способствует обязательное выполнение требований, установленных нормативными документами, регламентирующими порядок ее оказания (медицинские стандарты, клинические протоколы). Именно с помощью стандартизации предполагается обеспечить достижение и поддержание соответствующего современным реалиям уровня медицинской помощи; постоянное динамическое повышение качества профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; надлежащее качество предоставляемых населению медицинских услуг; решение задач сохранения и улучшения здоровья граждан.

Несмотря на широкое использование слов «стандарт медицинской помощи» во всех системах здравоохранения, понятия, вкладываемые в это словосочетание, значительно

варьируют. Однако в экономически развитых странах за последние 10-15 лет созданы организационные структуры и соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающие деятельность организаций здравоохранения и медицинских работников в рамках правовой и доказательной медицины. Разработка и внедрение различных нормативных документов, регулирующих процесс оказания медицинской помощи, будь то клинические рекомендации, стандарты, клинические протоколы, в настоящее время остаются одним из наиболее значимых направлений развития системы обеспечения качества в здравоохранении во многих странах мира.

Несомненно, Российская Федерация является самой прогрессивной страной по организации стандартизации медицинской помощи. До сих пор во многих странах понятие стандарт медицинской помощи используется в контексте разработанных Европейской экономической комиссией ООН и Международной организацией по стандартизации международных и межотраслевых стандартов ИСО

9000 (в том числе на окружающую среду и услуги здравоохранения) или в контексте регулярно обновляемых клинических рекомендаций. Множество лиц в США, заинтересованных в том или ином качестве и статусе стандартов, серьезно затрудняют процесс стандартизации, ставя достижения медицины в зависимость от интересов государства, страховых компаний, ученых, врачей, частных медицинских центров, пациентов, адвокатов и др., в частности, влияя на это через решения судов.

На сегодняшний день Россия — передовая страна по разработке и внедрению сотен стандартов, которые упорядочивают предоставление лечебной помощи населению, способствуют повышению прозрачности затрат на здравоохранение, повышают общий уровень медицинской помощи. Наличие стандартов как элементов законодательной базы в сфере медицинских услуг имеет важное значение в определении прав, а также области ответственности пациентов и врачей.

1. Бокерия Л.А, Ступаков И.Н, Самородская И.В., Фуфаев E.H., Афанасьева ЕЮ. Некоторые проблемы оценки соответствия реальной клинической практики и стандартов, выявленные с помощью информационных систем//Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2008. — № 2. — С. 13-18.

2. Батрова Ю.В., Самородская И.В., Козырев O.A. Особенности стандартизации медицинской помощи в практическом здравоохранении//Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2010. — № 5-6. — С. 37-43.

3. Бокерия Л.А, Салагай O.O., Самородская И.В., Сокольская H.O., Сон ИМ, Волкова И.И., Крупянко С.М. Стандарты медицинской помощи в соблюдении баланса качества и стоимости в сердечно-сосудистой хирургии: правовой и организационный аспекты/Друдная и сердечно-сосудистая хирургия. — 2012. — № 4. — С. 4-9.

4. Стародубов В.И, Флек В.О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации//Ме-неджер здравоохранения. — 2006. — С. 15-33.

NP4 Менеджер

3CD15

5. Стародубов В.И., Короткова А.В. Обеспечение качества медицинской помощи

— приоритет системы здравоохранения//В кн. Обеспечение и контроль качества медицинской и социальной помощи населению: Научные труды Российской научно-практической конференции (Москва, 25-26 мая 2005 г.).

6. Agency for Healthcare Research and Quality. Patient safety primers [Electronic resource]. — Access mode: http://psnet.ahrq.gov/primer.aspx (дата обращения: 24.02.2015).

7. ACEP's TPA debate goes public. Emergency Physicians Monthly. [Electronic resource]. — Access mode: http://www.epmonthly.com/features/current-features/acep-s-tpa-debate-goes-public (дата обращения: 25.02.2015).

8. Dorland's Medical Dictionary for Health Consumers [Electronic resource]. — Access mode: http://legal-dictionary.thefreedictionary.com (дата обращения: 27.02.2015).

9. Lenzer J. Why we can't trust clinical guidelines//BMJ. — 2013. — No. 14. — P. 346. http://www.bmj.com/content/346/bmj (дата обращения: 24.02.2015).

10. Le Craw L.L. Use of clinical practice guidelines in medical malpractice litigation// Oncol. Pract. — 2007. — No. 3. — P. 254. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/artic-les/PMC2793844 (дата обращения: 27.02.2015).

11. Moffett Peter, Moore Gregory. The Standard of Care: Legal History and Definitions: the Bad and Good News//Western Journal of Emergency Medicine. — 2011.

— No. 12 (1). — P. 109-112.

12. http://www. nacmedpalata.ru>?action=show&id=6601.

13. http://caselaw.findlaw.com/la-court-of-appeal/1651097.html (дата обращения: 5.02.2015).

14. http://www.nice.org.uk/guidance/qualitystandards/moreinfoaboutnicequality-standards.jsp (дата обращения: 27.02.2015).

15. http://www.accreditation.ca (дата обращения: 25.02.2015).

UDK 614.251.2

Samorodskaya I.V., Stepchenkov V.I, Batrova Y.V., Saversky A.V. Standards of medical care in Russia and USA (FSFI «VNIIIMT» Federal Compliance Service the sphere of healthcare, Moscow, Russia; Health care Department of Smolensk region, Smolensk, Russia; State Health Care Institution «Consultancy-diagnostic policlinic № 1», Smolensk, Russia; National social organization «Patients defenders League», Moscow, Russia)

Annotation. The analysis of the use of the term «standard of care» in the Russian Federation and the United States. The list of normative documents regulating the process of standardization of medical care, defined role and scope of clinical guidelines and standards of their legal component in the resolution of conflict and controversial clinical situations in health care. It is noted that the work on standardization of medical care due to objective socio-economic necessity of generalization, unification, of the desire to improve access to health care, including new medical technologies associated with the development of quality management of medical care.

Keywords: standardization, regulations, quality health care, clinical recommendations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.