Научная статья на тему 'Опыт внедрения новых форм предоставления целевых межбюджетных трансфертов в Республике Саха (Якутия)'

Опыт внедрения новых форм предоставления целевых межбюджетных трансфертов в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ АККРЕДИТИВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хван Инна Сукиловна, Максимова Вера Васильевна, Смирнова Елена Александровна

В статье представлен опыт Республики Саха (Якутия) по внедрению новой формы предоставления целевых бюджетных трансфертов в форме бюджетного аккредитива. Раскрыта актуальность данного процесса. Описан опыт федерального уровня власти по внедрению данного механизма. Проанализированы результаты пилотного проекта по внедрению бюджетного аккредитива на примере отдельного бюджетополучателя. В статье показано, что в результате внедрения «бюджетного аккредитива» в рамках пилотного проекта удалось снизить кассовые расходы по отношению к предельно возможным объемам финансирования. Это, в свою очередь, позволило сделать выводы, что «бюджетный аккредитив» как новый механизм предоставления целевых бюджетных трансфертов может быть эффективным на субфедеральном уровне межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хван Инна Сукиловна, Максимова Вера Васильевна, Смирнова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения новых форм предоставления целевых межбюджетных трансфертов в Республике Саха (Якутия)»

sn

ЭКОНОМИКА

DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-50-54 УДК 336.14(571.56)

трансферт0в в форме Раскрыта актуальность данного процесса. Описан опыт власти по внедрению данного механизма. Проанализирован пилотного проекта по внедрению бюджетного аккредитива на примере <

эффективным на, субфедер

.уровне

отношений. of a ne

the article. The relevance of this process is disclosed. The experiment off of "the budgetary letter of credit" within the pilot prnjeht it was succeeded to cut the

Хван Инна Сукиловна - канд. экон. наук., доцент, доцент кафедры ного и муниципального управления и служебного права, , управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-тай: iskhvan@mail.ru

институт

Максимова Вера Васильевна

ных расхoдoв, ,Департамен сов РС(Я) (г. Якутск). E-matt: ver-79@matt.ru

отдела контроля казначейства Министерства

Смирнова Елена Александровна - канд. социол. наук, доцент кафедры гии социальной работы и прам, Дд^евостотаьш гастшуг управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-тай: sea.221@eandex.ru

of the target budgetary transfers can be effective at the

Ключевые слова:

жетные отношения,

. аккредитив,.

: трансферты, остатки t

Keywords:j

. budget o

. inter-

budgetary relations, budgetary l

• of credit, inter-budgetary transfers, remains,

трвнсфсрты ■ оставаться одним из основных инструментов региональной политики. Это связано со многими причинами, в числе которых можно назвать: прозрачность бюджетной системы, отработанность бюджетных механизмов, действенность прям°г° финансирования на региональное развитие. В этой связи поиск новых, эффективных форм их предоставления постоянно находится в центре внимания специалистов в этой области.

Как известно, в РФ существует два основных уровня межбюджетных отношений: между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также ду бюджетами субъектов РФ и ми органов местного самоуправления.1 В соответствии с бюджетным Кодексом

Р^ ТраНсферТЫ нижестояЩ0М уровням бюджета могут предоставляться в рех основн^1х формах: доТадий, ций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. [1] Три последние формы являются бюджетными трансфертами, имеющими целевое назначение. Их доля в структуре бюджетн^1х трансфертов традиционно высока. Структура межбюджетных трансфертов, переданных из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в период с 2013 г. по 2015 г. представлена в таблице 1. Как видно из таблицы, целевые бюджетные траж^рт-ы но занимают выше 50%.

время механизм ния трансфертов оставался одинаковым, а именно, авансовым. Одним из основных недостатков авансового подхода является проблема так называемых «за-

моро^^енн^1Х средств») сре^дств? ^^оТор^Iе,

по сути, были переданы нижестоящим

бюджетам, но по каким-либо причинам не могли быть использованы вовремя, и в конце года возвращались в щий бюджет. В результате на ских счетах органов государственной власти и органов местного самоуправления сканливались крупные остатки бюджетных средств, что в свою очередь, снижало уровень их ликвидности.

В 2013 г. на уровне федерального бюджета вводится новый механизм по предоставлению целевых бюджетных трансфертов в форме «бюджетного ак-кредитта» - перечисление межбюд-жеттк трансфертов из федеральн0г° бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации под фактическую потребность. [3]. Уже тогда были сделаны

предварительные растет по экономическому эффекту от применения этого механизма. По мнению специалистов, в год он может составить порядка 250

млрд. руб^ примерно столько составляют

остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов. [2] Несмотря на то, что данный механизм начал внедряться три года назад, оценить полный масштаб эффекта не представляется возможным, так как на эту форму тер^одали^ сразу не все регионы. Механизм отрабатывался в пилотном режиме, но то, что данная практика «приглянулась» Минфину, косвенно подтверждает тот факт, что с 2016 г. Минфин распространяет подобнУю практику - «авансирование под потребности» через казначейские счета на всех реципиентов государственного бюджета: регионы, корпорации и др. лица.

в

уровнем в данной статье не р

между трива

эШи

была

предусмотрена вительства

и р

местных бюджетов в конце 2014 г. со-

Учтывая нежную фшдгоовую °бсга-новку и тотальный недостаток средств в финансовой системе страны, республики, эта сумму можно назвать значительной.

В качестве одной из мер, направленных на повышение ликвидности, в 2015 г. Министерством финансов РС(Я) совместно с Управлением Федерального казначейства по РС(Я) была поставлена задача реализовать новый механизм «бюджетного аккредитива» - перечисления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальн^1х районов рС(Я) под фактическую потребность получателей средств местных бюджетов. Реализация механизма «бюджетного аккредитива»

Программой Пра-Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014 - 2016 гг. денной Постановлением РС(Я) от 19.04.2014 № 100 [4]. В 2015 г. данный механизм отрабатывался в пилотном режиме.

Участниками проекта были определены:

- Министерство финансов Республики Саха (Якутия);

- Управление федерального казначейства по Республике Саха (Якутия);

- Главтш р&спорядитель средств государственного бюджета Республики

Саха (Якутия) - Департамент по архивному делу РС(Я);

- финансовые орган^1 муниципальн^1х образований Республики Саха (Якутия).

Ответственным : го мероприятия являлся , спубликанского казначейства

Таблица 1

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего МБТ 100 100 100

Дотации 41 49 41

Субвенции 18 19 21

Субсидии 35 25 25

Иные МБТ 6 7 13

Источник: составлено по <

. Министерства финансов РФ.

Таблица 2

Межб«тра.,сферты Остатки, тыс. руб. к общему объему

Субсидии 1240732,2 73,2%

Субвенции 196278,1 12,1%

Иные межбюджетные трансферты 108768,5 6,4%

Остатки прошлых лет 136066,6 8,2%

Всего 1618836,4 100

Источник: по данным Минфина РС(Я).

ственного бюджета РС(Я)

организацию и осуществление ского исполнения государственного жета Республики Саха (Якутия); ведение

счетам главных распорядителей,

автономный и бюджетный учреждений, шсударсгаеттага унитарн^гх тий; целевое использование средств государственного бюджета РС(Я).

В качестве субвенции, которая перечислялась по механизму бюджетного аккредитива была определена субвенция на выполнение отдельные государственных полномочий по комплектованию, хранению, учету и использованию документов архивного фонда РС(Я), ром которой является архивному делу РС(Я).

Этапы реализации проекта:

делу РС(Я) передает Управлению рального казначейства по РС(Я)

бюджета РС(Я) по перечислению в

по комплектованию, хранению, учету и использованию документов го фонда РС(Я). В качестве документа о

полномочий получателя средств

2 этап. В

по архивному делу РС(Я). соответствии с новым ме

делу РС(Я) доводит до муниципальных районов предельные объемы финансирования в пределах кассового плана.

операция ослщесТвляется до-Расходное расписание». При этом расходование средств получателями средств местного бюджета осущест-

На основании объемов ния, получатели средств местного

и по

платежные поручения. Прошедшие контроль финансовым органом на предмет соответствия представленных

сумму одновременно происходит ■ вание средств со счета Департамента по архивному делу РС(Я), то есть со счета

А

: объемов <

вания по счету местного бюджета и сче-уменьшится на данную сумму, то есть

в

ер

«гавот средств»

влялись только на те суммы, на которые получатели средств местного бюджета представляли платежные ,

В результате внедрения аккредитива» в рамках пилотного проекта удалось снизить кассовые расходы по отношению к предельно возможным объемам финансирования, в пределах сумм не°бходимых для опла1Ы на данный период. При этом средства, неосвоенные в срок не обнулялись, а переходили входящим итогом на следующий период. В данном случае - на следующий месяц (рис. 1).

В результате реализадии пилотного проекта в РС (Я) удалось добиться:

- своевременного и адресного числения целевых средств;

- сокращения нев^1ясненн^1х плений по целевым средствам на вые счета муниципальных образований РС(Я);

>дс

федер. от 28.12.2016) // Собр. 1998. № 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Камардина, Ю.В. Отдельные ния совершенствования функционал

№ 145-ФЗ (ред.

| казначейства

// А,

ЭЭлектронный рес тал «Отрасли правш. Режим доступа: http://

закона «Об исполнении

за 2013 // Консул система «Консультант плюс». па:

cgi?req=doc;base=PRJ;n= 4.

Саха (Якутия) по повышению эффективности

денная Постановлением Правительства РС(Я) от 19.04.2014 № 100 // Консультационно-правовоя система «Ктсумьт-ант тронный ресурс]. Режим доступа:

целевых средств в доход местного жета;

- осуществления расходов получателем бюджетных средств под фактическую потребность без увеличения времени исполнения представленного платежного документа;

- снижения неиспользованных остатков целевых средств на единых счетах местных бюджетов;

- минимизации образования ской задолженности

бюджета РС (Я). : образом, опыт Республики Саха (Якутия) показал, что «бюджетный . дитив» как новый механизм ления целевых бюджетных тов в форме «бюджетного аккредитива» подтверждает свою эффективность на субфедеральном уровне межбюджетн^1х отношений. Этот факт может являться основанием для рекомендации его полномасштабного внедрения во всех субъектах РФ.

References:

kodeks Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 31.06.1998 № 145-FZ (red. ot 28.12.2016) // Sobr. zakonodatel'stva RF. 1998. № 32.

2. Kamardina, YU.V. Otdel'nye napravleniya sovershenstvovaniya Junkcional'noj deyatel'nosti Federal'nogo kaznachejstva

4. Programma Pravüel'stva Respubliki Saha (YAkutiya) po povysheniyu ehffektivnosti byudzhetnyh raskhodov na 2014 - 2016 gg., utverzhdennaya Postanovleniem Pravitel'stva RS(YA) ot 19.04.2014 № 100 // Konsultacionno-pravovaya sistema «Konsultantplyus»[EHlektronnyj

resurs]. Rezhim dostupa:

/w

1.

й кодекс Российской <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.