Научная статья на тему 'Отдельные вопросы учета операций с целевыми средствами'

Отдельные вопросы учета операций с целевыми средствами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ СРЕДСТВА / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохова Н. В.

В статье рассмотрены вопросы учета операций с целевыми средствами в целях минимизации неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерохова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы учета операций с целевыми средствами»

Проблемы учета

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ С ЦЕЛЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ*

Н. В. ЕРОХОВА, заместитель начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

В целях минимизации неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее — целевые средства), разработан механизм перечисления целевых средств через лицевые счета по переданным полномочиям.

Основой нормативной базы, которая регулирует данный механизм, является Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее — Закон № 371-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 371-ФЗ порядок осуществления органами Федерального казначейства на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются данные целевые средства, устанавливается Правительством РФ.

Статьей 5 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее — Постановление № 1249) определено, что

* Статья подготовлена по материалам Всероссийского совещания Федерального казначейства по вопросам бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в г Геленджике 03.09.2012—07.09.2012.

перечисление органом Федерального казначейства межбюджетных трансфертов на счет, открытый ему в учреждении Банка России для учета операций со средствами, поступающими в бюджеты субъектов РФ, с отражением соответствующих операций на лицевом счете по переданным полномочиям осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Указанная норма Постановления № 1249 стала основанием для разработки приказа Федерального казначейства от 18.06.2012 № 238 «Об организации работы территориальных органов Федерального казначейства по осуществлению полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение» (далее — Порядок № 238).

Порядок № 238 определил особенности применения нового механизма предоставления целевых средств. Остановимся на нем более подробно.

Порядок № 238 определяет новый механизм предоставления целевых средств из Федерального бюджета в бюджет субъекта РФ. При этом субъект РФ вправе установить аналогичный механизм для передачи межбюджетных трансфертов местным бюджетам, чтобы повысить ликвидность своего единого счета.

Новый механизм достаточно прост. Главный распорядитель средств федерального бюджета передает соответствующему органу Федерального

казначейства свои полномочия получателя бюджетных средств по перечислению целевых средств.

Орган Федерального казначейства от имени главного распорядителя средств федерального бюджета открывает лицевой счет по переданным полномочиям к счету № 40105 «Средства федерального бюджета» (далее — 14-й лицевой счет). Данный счет в настоящее время предполагается открывать отдельно по каждому переданному полномочию (отдельно для каждого межбюджетного трансферта).

Главный распорядитель средств федерального бюджета расходным расписанием доводит лимиты бюджетных обязательств на 14-й лицевой счет (частично или на всю годовую сумму предназначенных субъекту РФ целевых средств).

После отражения лимитов бюджетных обязательств на 14-м лицевом счете орган Федерального казначейства направляет в финансовый орган субъекта РФ выписку по 14-му лицевому счету.

Финансовый орган субъекта РФ доводит на лицевые счета получателей средств бюджета субъекта РФ, открытые в органах Федерального казначейства, предельные объемы финансирования (а также лимиты бюджетных обязательств, если это предусмотрено соглашением о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта). В расходном расписании финансовый орган должен указать код цели соответствующих целевых средств.

После того как предельные объемы финансирования доведены до получателя средств бюджета субъекта РФ, они отражаются в выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств по коду цели, и получатель в пределах полученных бюджетных данных представляет в обычном порядке в орган Федерального казначейства платежные документы с указанием в них кода цели:

— заявки на кассовой расход;

— заявки на получение наличных денег.

После поступления платежных документов от

получателя средств бюджета субъекта РФ орган Федерального казначейства в пределах остатка лимитов на 14-м лицевом счете осуществляет перечисление целевых средств из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в сумме, необходимой для оплаты платежных документов, предоставленных получателем бюджетных средств субъекта РФ. После поступления целевых средств на единый счет бюджета субъекта РФ орган Федерального казначейства формирует и направляет в банк платежные поручения в соответствии с представленными

платежными документами получателей бюджетных средств.

Схема несложная, но в ней есть несколько особенностей. Она не учитывает:

— какие средства и в каком объеме отражены на едином счете бюджета субъекта РФ;

—достаточно ли неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств на 14-м лицевом счете.

В составе средств на едином счете бюджета субъекта РФ можно выделить три основные группы:

— собственные средства бюджета субъекта РФ;

— неиспользованный остаток целевых средств;

— невыясненные поступления.

Две первых группы формируют так называемый свободный остаток средств на едином счете бюджета субъекта РФ.

Первый вариант самый простой, когда на едином счете бюджета субъекта (40201) по данному коду цели присутствует неиспользованный остаток целевых средств, который больше либо равен сумме представленных получателями бюджетных средств субъекта платежных документов, сложившийся из возвратов дебиторской задолженности по данному коду цели или сумм платежных документов на оплату целевых расходов, аннулированных после перечисления целевых средств.

В этом случае орган Федерального казначейства оплачивает заявку получателя средств бюджета субъекта как обычно, в тот же день или на следующий день, в зависимости от времени ее предоставления, за счет суммы неиспользованных остатков целевых средств, которые сложились на едином счете бюджета субъекта. Перечисление средств с 14-го лицевого счета в этом случае не требуется.

Второй вариант относится к ситуации, когда остатков целевых средств по соответствующему коду цели на едином счете бюджета субъекта недостаточно для оплаты платежных документов получателей средств бюджета субъекта.

В отдельных случаях на едином счете бюджета субъекта может сложиться даже отрицательный остаток по коду цели, если для целевых расходов привлекались собственные средства бюджета субъекта.

В данном случае орган Федерального казначейства проверяет сумму остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на 14-м лицевом счете по соответствующему коду цели. Для расчета требуемой суммы подкрепления из суммы представленных получателями средств бюджета субъекта к оплате платежных документов вычитается сумма

остатка целевых средств на едином счете бюджета субъекта.

Если рассчитанная сумма подкрепления не превышает остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на 14-м лицевом счете, орган Федерального казначейства осуществляет перечисление суммы подкрепления со счета 40105 на единый счет бюджета субъекта (40201). После отражения суммы подкрепления на лицевом счете соответствующего администратора доходов бюджета субъекта по коду цели орган Федерального казначейства осуществляет оплату платежных документов получателя средств бюджета субъекта.

Существует еще и третий вариант. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» установлено, что соглашением может быть определено ограничение на доведение финансовым органом объема предельных объемов финансирования на лицевые счета получателей средств бюджета субъекта РФ, открытые в органах Федерального казначейства, суммой свободного остатка на едином счете бюджета. То есть в случае наличия соответствующего запрета в соглашении доводимые предельные объемы финансирования не могут превышать остатка средств на едином счете бюджета, в том числе и по конкретному коду цели (остаток соответствующих целевых средств, сложившийся на едином счете бюджета).

Если финансовый орган субъекта РФ доводит до своих получателей бюджетных средств предельные объемы финансирования на осуществление кассовых выплат, источником финансового обеспечения которых должны являться целевые средства, превышающие поступившие на 14-й лицевой счет лимиты бюджетных обязательств, это автоматически означает, что получатель бюджетных средств для оплаты своих целевых расходов вправе использовать собственные средства бюджета субъекта, ожидая, что необходимая сумма позднее будет предоставлена из федерального бюджета.

Таким образом, если на лицевом счете получателя средств бюджета субъекта достаточный остаток предельных объемов финансирования по соответствующему коду цели и в соглашении нет

соответствующего запрета на оплату целевых расходов за счет собственных средств бюджета субъекта, орган Федерального казначейства принимает к оплате платежные документы получателя средств бюджета субъекта.

Во всех остальных случаях органы Федерального казначейства отказывают получателям бюджетных средств в приеме платежных документов, поскольку режим картотеки по данному механизму не предусмотрен.

Какие настройки реализованы в прикладном программном обеспечении, используемом органами Федерального казначейства, для контроля за расходованием целевых средств, перечисленных в бюджет субъекта через 14-е лицевые счета?

Первое. Если в соглашении предусмотрен запрет на использование собственных средств бюджета субъекта для оплаты целевых расходов, то в программе при приеме платежных документов получателей средств бюджета субъекта будет осуществляться соответствующий контроль. В этом случае орган Федерального казначейства откажет в приеме платежных документов получателя средств бюджета субъекта, если сумма представленных к оплате платежных документов превышает сумму остатка целевых средств на едином счете бюджета субъекта и остатка лимита бюджетных обязательств по данному коду цели на 14-м лицевом счете.

Второе. Если финансовый орган субъекта при представлении расходного расписания на доведение по конкретному коду цели предельных объемов финансирования для получателей желает проконтролировать, не превышает ли сумма финансирования поступивших с начала года на 14-й лицевой счет лимитов бюджетных обязательств, то данные методы контроля должны быть предусмотрены в соглашении.

Законом № 371-ФЗ установлено, что Федеральное казначейство при применении нового механизма оплачивает заявки получателей бюджетных средств не позднее следующего рабочего дня.

В целях реализации данного требования новым механизмом предоставления целевых средств предусмотрено, что орган Федерального казначейства перечисляет целевые средства по новому механизму напрямую со счета 40105 на единый счет бюджета субъекта 40102, минуя счет, открытый для учета поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ 40101 в порядке, установленном п. 46 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между

бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н.

Таким образом, органы Федерального казначейства обеспечивают оплату заявок получателей средств бюджета субъекта не позднее следующего рабочего дня после их представления.

В перспективе по повышению эффективности управления общественными и государственными муниципальными финансами Правительством РФ предусмотрено введение нового механизма предоставления целевых средств, который получил название «Бюджетный аккредитив».

Список литературы

1. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»: постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249.

2. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами

Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.

3. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ.

4. Об организации работы территориальных органов Федерального казначейства по осуществлению полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение: приказ Федерального казначейства от 18.06.2012 № 238.

5. Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 05.09.2008 № 92н.

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Международный бухгалтерский учет»

ISSN 2073-5081

Выпускается с 1999 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34136 48997 83847

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.