Научная статья на тему 'Межбюджетные трансферты как часть бюджетной политики Республики Саха (Якутия)'

Межбюджетные трансферты как часть бюджетной политики Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / INTER-BUDGETARY TRANSFERS / ДОТАЦИИ / GRANTS / СУБСИДИИ / SUBSIDIES / СУБВЕНЦИИ / SUBVENTIONS / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / LOCAL BUDGETS / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL UNITS / ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ / INCOMES OF LOCAL BUDGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Софья Евгеньевна

Вопросы, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов являются особо актуальными в Российской Федерации на современном этапе реформирования бюджетной системы в силу недостаточности собственных доходов бюджетов муниципальных образований. Особенно остро эта проблема стоит перед бюджетами северных территорий, к числу которых относится Республика Саха (Якутия), где ограниченные возможности формирования собственных доходов определяются недостаточным уровнем развития производительных сил. В статье раскрыт механизм предоставления межбюджетных трансфертов; проанализирована динамика доли межбюджетных трансфертов в структуре доходов консолидированного бюджета и бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия), а также определены основные направления бюджетной политики на среднесрочный период. Сделан вывод о важности повышения самостоятельности муниципальных образований и расширении возможностей их развития, для чего необходимы поиск и реализация внутренних резервов формирования собственных доходов, мобилизация дополнительных поступлений доходов в местные бюджеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interbudgetary transfers as part of fiscal policy of Sakha Republic (Yakutia)

The questions related to inter-budgetary transfers are especially topical in the Russian Federation at the modern stage of the budgetary system reformation in virtue of insufficiency of municipal own budget incomes. Most pressingly, this problem faces the northern territories budgets, involving Republic of Sakha (Yakutia) where limited opportunities of forming owned incomes are determined by insufficient level of productive forces development. The article reveals the mechanism of providing inter-budgetary transfers; analyses dynamics of the inter-budgetary transfers share in the structure of the consolidated budget incomes and municipal unit budgets of Sakha Republic (Yakutia), as well as identifies the main directions of the budget policy for the medium term. It also draws the conclusion of importance to increasing the municipal units self-government and expanding their development opportunities, which requires search and implementation of internal reserves in forming their own incomes, mobilizing additional revenues in local budgets.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные трансферты как часть бюджетной политики Республики Саха (Якутия)»

УДК 336.14(571.56)

С. Е. Гриценко

Байкальский государственный университет экономики и права

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ЧАСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Вопросы, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов являются особо актуальными в Российской Федерации на современном этапе реформирования бюджетной системы в силу недостаточности собственных доходов бюджетов муниципальных образований. Особенно остро эта проблема стоит перед бюджетами северных территорий, к числу которых относится Республика Саха (Якутия), где ограниченные возможности формирования собственных доходов определяются недостаточным уровнем развития производительных сил. В статье раскрыт механизм предоставления межбюджетных трансфертов; проанализирована динамика доли межбюджетных трансфертов в структуре доходов консолидированного бюджета и бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия), а также определены основные направления бюджетной политики на среднесрочный период. Сделан вывод о важности повышения самостоятельности муниципальных образований и расширении возможностей их развития, для чего необходимы поиск и реализация внутренних резервов формирования собственных доходов, мобилизация дополнительных поступлений доходов в местные бюджеты.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты; дотации; субсидии; субвенции; местные бюджеты; муниципальные образования; доходы местных бюджетов.

S. E. Gritsenko

Baikal State University of Economics and Law

INTERBUDGETARY TRANSFERS AS PART OF FISCAL POLICY OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

The questions related to inter-budgetary transfers are especially topical in the Russian Federation at the modern stage of the budgetary system reformation in virtue of insufficiency of municipal own budget incomes. Most pressingly, this problem faces the northern territories' budgets, involving Republic of Sakha (Yakutia) where limited opportunities of forming owned incomes are determined by insufficient level of productive forces development. The article reveals the mechanism of providing inter-budgetary transfers; analyses dynamics of the inter-budgetary transfers' share in the structure of the consolidated budget incomes and municipal unit budgets of Sakha Republic (Yakutia), as well as identifies the main directions of the budget policy for the medium term. It also draws the conclusion of importance to increasing the municipal units' self-government and expanding their development opportunities, which requires search and implementation of internal reserves in forming their own incomes, mobilizing additional revenues in local budgets.

Keywords: inter-budgetary transfers; grants; subsidies; subventions; local budgets, municipal units; incomes of local budgets.

Вопрос построения эффективной и соответствующей интересам всех уровней власти и управления системы межбюджетных отношений остается очень актуальным в плане функционирования бюджетной системы РФ. О чем свидетельствует большое количество проблемных научных публикаций, в частности, таких ученых, как С. В. Барулин, В. И. Самаруха [1], Н. А. Истомина [2], А. П. Киреенко [3], Т. В. Сорокина [4].

© С. Е. Гриценко, 2014

Одним из ключевых элементов системы межбюджетных отношений является предоставление межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам в форме дотаций, субвенций и субсидий. Из трех видов трансфертов наибольший интерес, споры и дискуссии вызывают дотации. Это связано с тем, что дотации носят безвозмездный характер и не имеют целевой направленности в отличие от субвенций и субсидий. Получение дотаций из вышестоящего бюджета в большинстве субъектов РФ определяет возможность выполнения их расходных обязательств. В первую очередь это касается северных территорий, к которым относится и Республика Саха (Якутия). Муниципальные образования Якутии в среднем на 80-90 % являются дотационными.

Сама система распределения межбюджетных трансфертов в целом определена Бюджетным кодексом РФ1, при этом в ней присутствуют нисходящие и восходящие финансовые потоки (рис. 1). Распределение межбюджетных трансфертов осуществляется централизованно, а также четко прослеживается зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих (см. рис. 1), что соответствует принципам бюджетного федерализма.

Субсидии из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (ст. 1423)

Иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов (ст. 1425)

Рис. 1. Модель распределения межбюджетных трансфертов в России (Составлено по данным Бюджетного кодекса РФ)

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

В Республике Саха (Якутия) в условиях функционирования единой бюджетной системы имеется ряд специфических особенностей, как географических, так и экономических:

- огромная протяженность территории — с севера на юг 2 000 км и с запада на восток 2 500 км;

- площадь 3 102 тыс. км2, что составляет 1/5 часть России;

- свыше 40 % территории находится за Полярным кругом;

- экстремальный температурный режим, обуславливающий высокий уровень затрат на обеспечение безопасности жизнедеятельности людей;

- низкая плотность населения, в среднем 0,3 чел. на 1 км2;

- анклавное размещение промышленных производств (западная и южная части Якутии).

В Республике Саха (Якутия) действуют 445 муниципальных образований, в том числе 34 муниципальных района (МР), 2 городских округа (ГО), 48 городских поселений и 361 сельское поселение, при этом общая численность населения составляет 956,3 тыс. чел.1 В консолидированном бюджете республики доля межбюджетных трансфертов составляет почти половину всех доходов бюджета (табл. 1), а в разрезе муниципальных районов их удельный вес еще более весом (табл. 2).

Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2009-2012 гг., %

Доходы 2009 2010 2011 2012

Налоговые и неналоговые 48,51 54,23 57,67 52,12

Безвозмездные поступления 51,49 45,77 42,33 47,88

В том числе: Дотации 38,42 37,43 31,56 36,51

Субвенции 3,67 3,11 2,49 2,20

Субсидии 6,59 3,27 4,92 4,16

Всего 100 100 100 100

Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Данные по межбюджетным трансфертам 34 муниципальных образований и 2 городских округов (см. табл. 2) показывают, что доля межбюджетных трансфертов в большинстве бюджетов муниципальных районов превышает 75 %. Исключение составляют только Алданский, Ленский, Мирнинский, Нерюнгринский МР и ГО «Город Якутск». Это связано со спецификой размещения производительных сил на территории Якутии. Все перечисленные МР относятся к территориям с промышленной специализацией, где действуют крупные бюджетообразующие предприятия, такие как ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ХК «Якутуголь», входящий в группу «Мечел», ОАО «Алданзолото». ГО «Город Якутск» является столицей республики и самым крупным по численности населенным пунктом (312,6 тыс. чел.), в связи с чем значительную долю доходов бюджета составляет НДФЛ (24,3 % в среднем за анализируемый период). Наибольший удельный вес межбюджетных трансфертов (94-96 %) наблюдается в арктической группе районов, таких как Абыйский, Аллайховский, Нижнеколымский, а также в МР преимущественно с сельскохозяйственной специализацией.

1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике

Саха (Якутия).

Таблица 2

Динамика доли межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в 2008-2011 гг., %

Субъекты Республики Саха (Якутия) 2008 2009 2010 2011

Муниципальные районы Абыйский 95,92 96,90 94,75 92,94

Алданский 69,02 68,16 54,83 54,17

Аллайховский 95,42 95,89 94,24 94,21

Амгинский 83,65 84,77 84,64 83,83

Анабарский 76,43 89,01 87,72 82,75

Булунский 77,59 91,62 89,29 81,86

Верхневилюйский 92,86 95,24 85,51 94,27

Верхнеколымский 92,28 93,82 80,15 88,45

Верхоянский 91,36 94,00 89,45 85,05

Вилюйский 90,58 92,78 90,91 92,01

Горный 85,03 94,59 97,04 83,41

Жиганский 95,21 93,63 91,15 77,79

Кобяйский 94,29 94,68 94,00 93,86

Ленский 48,74 51,61 57,49 59,72

Мегино-Кангаласский 85,32 86,03 83,80 83,89

Мирнинский 44,74 58,41 56,79 55,34

Момский 96,17 96,45 93,54 95,04

Намский 85,30 84,84 87,06 88,53

Нерюнгринский 61,28 71,95 71,30 67,87

Нижнеколымский 94,57 95,15 93,02 91,77

Нюрбинский 88,04 91,18 88,72 89,09

Оймяконский 85,44 87,85 82,51 85,26

Олекминский 79,20 76,30 75,24 74,20

Оленекский 89,87 94,51 95,01 90,78

Среднеколымский 83,46 82,87 81,19 93,07

Сунтарский 92,87 94,47 94,01 93,49

Таттинский 95,25 95,00 94,99 94,65

Томпонский 80,24 93,31 90,46 88,19

Усть-Алданский 85,37 96,39 96,19 95,62

Усть-Майский 91,03 92,38 91,00 88,58

Усть-Янский 84,73 84,97 74,56 78,63

Хангаласский 81,81 80,87 77,76 80,47

Чурапчинский 94,62 84,13 94,54 95,06

Эвено-Бытатайский 96,16 96,44 98,36 95,66

Городские округа Город Якутск 56,08 47,80 46,34 60,53

Жатай 83,26 81,31 82,95 69,86

Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам в рамках принятых государственных программ и направлены на достижение конечных целей и задач бюджетной политики Республики Саха (Якутия). При этом межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований.

В целях оказания финансовой помощи на принципах стабильности и предсказуемости определены объемы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (ГО) и субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений до 2015 г. (рис. 2). В целом, наблюдается достаточно высокая дотационность муниципальных образований региона. 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

2011

2012

2013

2014 (прогноз)

2015 (прогноз)

^^ Субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений ^^ Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городские округа)

Рис. 2. Объемы средств, выделяемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2011-2015 гг., млн р.

По данным Министерства финансов Республики Саха (Якутия) основными задачами бюджетной политики республики в сфере межбюджетных отношений являются следующие:

- внедрение программно-целевых принципов бюджетного планирования на основе разработки муниципальных программ;

- обеспечение повышения уровня реальной заработной платы работников муниципальных учреждений;

- внедрение и развитие процессов аутсорсинга на муниципальном уровне;

- укрупнение межбюджетных трансфертов, предоставляемых в виде субсидий в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия).

По мнению автора, не менее важной задачей является развитие налогового потенциала территорий с целью снижения уровня дотационности. В соответствии с Бюджетным посланием Президента Республики Саха (Якутия) «О бюджетной политике на 2012-2014 годы» перед органами местного самоуправления стоит задача по переходу к формированию местных бюджетов по программно-целевому принципу. Этот процесс был начат в 2013 г.

Для повышения самостоятельности МО, расширения возможностей их развития необходимы поиск и реализация внутренних резервов формирования собственных доходов. О необходимости поиска резервов укрепления доходной базы бюджетов субъектов и местных бюджетов неоднократно говорилось в Бюджетных посланиях Президента РФ, а именно «Расходы субъектов РФ и местных органов власти должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками»1.

В соответствии с поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ в декабре 2013 г., с 1 января 2014 г. изменился порядок распределения налога на

1 О бюджетной политике в 2014-2016 годах : бюджетное послание Президента РФ от 13 июня 2013 г. // СПС «КонсультантПлюс».

доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Отчисления в бюджеты субъектов РФ увеличились с 5 до 85 %. Доля местных бюджетов сократилась с 20 до 15 %. От этой суммы в бюджеты МР будет отчисляться 5 % (было 10 %); от налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселен-ных территориях, — 15 % (сейчас 20 %). В бюджеты ГО отчисления составят 15 % вместо 20 %Ч Таким образом, в соответствии с принятыми поправками местные бюджеты вновь не смогут расширить свои возможности по мобилизации дополнительных поступлений доходов в местные бюджеты.

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных налогов является совершенствование системы имущественных налогов, которые в соответствии с мировой практикой должны быть местными налогами, поэтому основным направлением должна стать модернизация местных налогов.

Список использованной литературы

1. Барулин С. В. Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С. В. Барулин, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 600 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Истомина Н. А. Планирование дотаций местным бюджетам в субъекте Российской Федерации: исторический опыт и современное состояние / Н. А. Истомина // Финансы и кредит. — 2010.— № 42.— С.20-29.

3. Киреенко А. П. Возможности структурных изменений в муниципальном бюджетном секторе / А. П. Киреенко, Т. В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 5 (85). — С. 19-23.

4. Сорокина Т. В. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе (на примере Иркутской области) / Т. В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2 (70). — С. 24-27.

References

1. Barulin S. V., Samarukha V. I. Teoriy finansov i ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Theory of Finance and Economic Development of Russia's Regions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 600 p.

2. Istomina N. A. Planning of grants to local budgets in subjects of the Russian Federation: historical experience and current state. Finance and credit, 2010, no. 42, pp. 20-29 (in Russian).

3. Kireenko A. P., Sorokina T. V. Possibilities of structural changes in the municipal budgetary sector. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izves-tiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2012, no. 5, pp. 19-23 (in Russian).

4. Sorokina T. V. Enhancement of inter-budgetary relations in a region (by the example of Irkutsk Oblast). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2010, no. 2, pp. 24-27 (in Russian).

Информация об авторе

Гриценко Софья Евгеньевна — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: greecs@rambler.ru.

Author

Sofya Ye. Gritsenko — PhD student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: greecs@rambler.ru.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ (по состоянию на 28 дек. 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.