Научная статья на тему 'Опыт внедрения международных стандартов по послевузовскому образованию в КГМУ'

Опыт внедрения международных стандартов по послевузовскому образованию в КГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместные академические программы / европейская структурированная форма обучения / внедрение рекомендаций ОРФЕУС. / joint academic programs / European structured form of learning / implementation of ORPHEUS recommendations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.Н. Кошерова,, Б.К. Омаркулов,, Н.У. Танкибаева

В Казахстане обучение в системе послевузовского образования соответствует европейской структурированной форме и тенденции увеличения программ учебных курсов и тренингов. В КГМУ осуществляется реализации совместных академических программ и последовательное внедрение рекомендаций ОРФЕУС для обеспечения конкурентоспособности специалистов на мировом рынке образовательных, научных и медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.Н. Кошерова,, Б.К. Омаркулов,, Н.У. Танкибаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS FOR POSTGRADUATE EDUCATION IN KSMU

The postgraduate education system of Kazakhstan, is corresponds with the European structured form and with trend of courses and workshops increasing. In KSMU is realized the joint academic programs and the consistent implementation of ORPHEUS recommendations to ensure the competitiveness in the global market of professionals, educational, scientific, and medical services.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения международных стандартов по послевузовскому образованию в КГМУ»

Вестник КазНМУ, №5(2) - 2013

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ INSTITUTE OF POSTGRADUATE STUDY

УДК 378

Б.Н. КОШЕРОВА, Б.К. ОМАРКУЛОВ, Н.У. ТАНКИБАЕВА

КГМУ, Казахстан,Караганда

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ПОСЛЕВУЗОВСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КГМУ

В Казахстане обучение в системе послевузовского образования соответствует европейской структурированной форме и тенденции увеличения программ учебных курсов и тренингов. В КГМУ осуществляется реализации совместных академических программ и последовательное внедрение рекомендаций ОРФЕУС для обеспечения конкурентоспособности специалистов на мировом рынке образовательных, научных и медицинских услуг. Ключевые слова: совместные академические программы, европейская структурированная форма обучения, внедрение рекомендаций ОРФЕУС.

Современное общество приобретает все более когнитивный характер и все больше зависит от качества образования и его международной открытости. После принятия подготовленной правительствами

Великобритании, Германии, Италии и Франции в 1999 г. Болонской декларации европейские страны вступили в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования и формирования нового европейского образовательного и научного пространства.

Расширение европейской системы повлекло за собой повышенное внимание к внутреннему соответствию образовательных и научных систем с целью улучшения их продуктивности и эффективности. Эти системы характеризуются неоднородным и разнообразным составом их участников (стран, регионов, организаций, университетов, высших учебных заведений, сетей и индивидуумов), и сегодня научное сотрудничество и мобильность понимаются как одни из основных организационных вертикалей «сверху - вниз» и мотивационных факторов «снизу - вверх» для обеспечения координации этих участников и их интеграции.

Однако, уже сегодня можно говорить о наметившейся общей тенденции увеличения в структуре докторских программ учебных курсов и тренингов. Вероятно, это связано с требованиями рынка готовить выпускников этих программ не только к академической, но и к прикладной специализации и профессиональной карьере в медицине. Важно отметить, что по данным социологических опросов подавляющее большинство европейских докторантов считает дополнительные тренинги во время обучения необходимыми и полезными для дальнейшей работы. Наибольшей популярностью у докторантов пользуются такие тренинги, как «управление проектами», «составление технических заданий», «написание проектных заявок», «право интеллектуальной собственности». Учитывая ключевую роль докторского образования в формировании научной карьеры как в академических, так и в неакадемических сферах занятости, а также в обеспечении привлекательности Единого европейского образовательного и научного пространства, европейские страны стремятся обеспечить надлежащее управление, высокий статус, соответствующую финансовую поддержку для докторантов и предложить им адекватные стимулы.

Если исходить из такого понимания формы организации обучения, то в большинстве своем, в Казахстане

обучение в докторантуре PhD соответствует европейской структурированной форме обучения, так как предусматривает обязательное изучение базовых и профильных дисциплин, а также участие докторантов в работе семинаров, конференций, симпозиумов и прочее. Карагандинский государственный медицинский

университет имеет достаточную материально-техническую базу, инфраструктура профессорско-преподавательский состав для внедрения передовых научно-образовательных технологий. Подготовке магистерских и докторских диссертаций, в области самых приоритетных направлений медицинской науки, способствует создание на базе научно-исследовательского центра КГМУ лаборатории коллективного пользования по Северо-Западному региону республики. Обязательным условием является участие докторантов в выполнении научно-технических программ, как в рамках грантовых заявок, так и выполнение инициативных тем.

Сегодня политика университета направлена на углубление международных связей. Зарубежные стажировки, учебные занятия и консультации с известными зарубежными учеными-профессорами - это неоспоримые плюсы и реалии докторантуры PhD. Совместные (joint) академические программы, степени программы разрабатываются с Университета Медицины Давида Твилдиани, Грузия и с International Medical University в Куала - Лумпур, Малайзия. В настоящее время предлагается установить следующие критерии причисления программ к разряду совместных: обучающиеся, которые осваивают совместную программу, должны часть программы осваивать в вузах-партнерах; пребывание обучающихся в вузах-партнерах должно быть сравнимым по времени; преподаватели одного из вузов-партнеров должны участвовать в преподавании также и в другом вузе, они совместно разрабатывают соответствующие программы. Категории кредитов классифицированы на научные, теоретические и практические. Например, получение «практических кредитов» включает:

• участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах (в том числе выступление с докладом);

• разработку заявок на изобретения;

• организацию и проведение клинического разбора;

• участие в разработке информационных писем, методических материалов по организации службы;

• руководство интернами на клинической базе;

Вестник КазНМУ, №5(2) - 2013

• освоение и внедрение в практическую деятельность новой методики диагностики (лечения, профилактики) заболевания;

• стажировку в Казахстане или за рубежом.

Для расширения международного пространства, для поддержки качества программ подготовки докторов PhD и как стратегия по привлечению зарубежных партнеров университет имеет институциональное членство в организации ОРФЕУС.

История создания данной организации связана со второй европейской конференцией по гармонизации докторских программ в области биомедицины и здравоохранения, проходившей в Загребе в 2004 году. Тогда были поддержаны базовые принципы Болонской Декларации, и было принято решение, что для развития высокого качества докторских программ, как третьего цикла в рамках Болонского процесса, необходимо установление одинаковых критериев для докторских программ в Европейской системе. Участники конференции пришли к соглашению о необходимости специализированной европейской организации под названием ORPHEUS (ORganisation of PhD Education in Biomedicine and Health Sciences in the EUropean System). Работа данной организации основывается на основе

широкого консенсуса в области биомедицины и здравоохранения научных факультетов и институтов по всей Европе путем проведения ежегодных конференций, встреч на семинарах и электронной переписки. Болонская декларация и далее, Пражское коммюнике, упоминают желательность практики, когда обучающийся занимается по программам, совместно выработанным двумя или более вузами, и получает, соответственно, «совместную» степень. Совместные программы можно считать своего рода квинтэссенцией Болонского процесса: они принципиально построены на сотрудничестве национальных образовательных учреждений, не могут быть реализованы без обеспечения мобильности обучающихся, пусть даже виртуальной, качество контролируется всеми участниками проекта.

Внедрение в КГМУ процесса оценки через совместную работу с зарубежными организациями, совместные академические программы, степени и последовательное внедрение рекомендаций ОРФЕУС является тем механизмом, который позволит обеспечить

конкурентоспособность выпущенных университетом специалистов на мировом рынке образовательных, научных и медицинских услуг.

Туйш: ^аза;станда дипломнан кейшп бЫм беру жуйес еуропалы; курылымды; формасына сэйкес жэне о;ыту курсы багдарламалары мен тренингтердщ санын улгайтуды ;ажет етедк ^ММУ-де академиялы; бiрiккен багдарламалар ендiрiлуде жэне де о;у, гылым жэне медициналы; ;ызмет кeрсетудi элемдт децгейдеп бэсекелесттт арттыру ушмн ОРФЕУС усыныстары бiртiндеп ;алыптастырылуда.

Tyrn^i сездер: академиялы; бiрiккен багдарламалар, еуропалы; курылымды; формасы, ОРФЕУС усыныстары

B.N. KOSHEROVA, B.K. Omarkulov, N.U. TANKIBAEVA

KSMU, Kazakhstan, Karaganda

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS FOR POSTGRADUATE EDUCATION IN KSMU

Resume: The postgraduate education system of Kazakhstan, is corresponds with the European structured form and with trend of courses and workshops increasing. In KSMU is realized the joint academic programs and the consistent implementation of ORPHEUS recommendations to ensure the competitiveness in the global market of professionals, educational, scientific, and medical services.

Keywords: joint academic programs, European structured form of learning , implementation of ORPHEUS recommendations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.