УДК 33 Матвеева А.Е., Табакова И.Ю.
Матвеева А.Е.
Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)
Научный руководитель: Табакова И.Ю.
Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА БЕРЕЖЛИВОГО
ПРОИЗВОДСТВА 5S В РАБОТУ ДИРЕКЦИИ ИНСТИТУТА
Аннотация: бережливое производство сегодня во многих сферах и отраслях рассматривается как эффективный и надежный метод увеличения эффективности деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. В статье рассматривается инструмент бережливого производства - организация рабочего места по системе 5S, описывается опыт применения 5S в дирекции института.
Ключевые слова: бережливое производство, рабочее место, система 58.
В настоящее время применение бережливых технологий в деятельности как отдельных работников, так и целых предприятий является весьма распространенным. Бережливое производство - это определенный подход к управлению, включающий в себя различные инструменты и методы, с помощью которых можно обеспечить наиболее эффективное управление организацией [1].
Одним из наиболее популярных инструментов бережливого производства является организация рабочего места по системе 5S. Это - это метод организации рабочего пространства, целью которого является создание оптимальных условий для выполнения процессов работы, поддержания
порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. Порядок и чистота являются одной из самых важных основой улучшений, ведь только в чистой и упорядоченной среде могут производиться бездефектные, соответствующие требованиям клиентов товары и услуги и реализовываться соответствующая требованиям результативность применяемых процессов [2].
Применение данного инструмента предполагает поэтапное прохождение следующих шагов:
1) сортировка - разделение предметов на необходимые (нужные) и ненужные и удаление ненужных предметов,
2) соблюдение порядка - размещение нужных предметов на рабочем месте (рабочем пространстве) таким образом, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске,
3) содержание в чистоте - постоянное поддержание рабочих мест, предметов в чистоте и постоянной готовности к использованию,
4) стандартизация - устанавливаются стандарты по выполнению первых трех шагов (стандарты рабочего места, содержания рабочих мест и иные регламентирующие документы),
5) совершенствование - процесс непрерывного поддержания и развития результатов, достигнутых с помощью первых четырех шагов.
При выполнении каждого шага можно использовать различные критерии. Например, на этапе сортировки можно проверить свое рабочее место с помощью следующих критериев: нет лишних проводов, все предметы на рабочем столе используются, все канцелярские принадлежности исправны и используются, поврежденные предметы отсутствуют, отсутствуют лишние личные вещи, неиспользуемая документация перенесена в свою зону хранения и другие подобные критерии.
На этапе соблюдения порядка правильно будет определить места хранения предметов, личных вещей, документации, при хранении предметов -использовать методы маркировки и цветного кодирования.
На этапе стандартизации можно, например, разработать механизм регулярного пополнения запасов бланков, график уборок.
В дирекции института передовых инженерных технологий применяется инструмент 5S. Для более быстрой, эффективной и безошибочной работы, с целью уменьшения временных потерь, диспетчера института придерживаются данного метода.
Диспетчера регулярно проверяют свои рабочие места по описанным выше критериям. Так, личные учебные карточки обучающихся хранятся в отдельно стоящем шкафу, в подписанных коробах по группам. Используется метод маркировки полок. Протоколы заседания экзаменационных комиссий по приему академических задолженностей хранятся в папке, отдельно от экзаменационных листов для удобства работы и сокращения объема папок. Тумбочки сотрудников также имеют маркировку. Установлен и поддерживается порядок в хранении: личные вещи хранятся отдельно, в первом ящике тумбы, во втором и третьем ящике хранится часто используемая в работе документация. Канцелярские лотки под документы имеют таблички, для порядка в ячейках и более быстрой работы с документами. Для наиболее частых операций (например, подготовка справки об обучении обучающемуся, выдача экзаменационного листа) необходимая документация и предметы для выполнения данного запроса хранятся в быстром доступе работника, чтобы сократить временные потери и уменьшить риск возникновения ошибок.
Таким образом, внедрение инструментов бережливого производства, а именно системы 5s может повысить эффективность деятельности как отдельных сотрудников, так и организации в целом [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дуплякина О.К. Бережливое производства как метод повышения эффективности производства // Проблемы становления общества и экономики,
основанных на знании: неоиндустриализация и методы исследования. Сборник научных статей молодых исследователей. - Краснодар, 2016. - С. 56-61;
2. Вумек Джемс П. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джемс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. -2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 473 с;
3. Вайдер, М. Инструменты бережливого производства / М. Вайдер. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 125 с.
Matveeva A.E., Tabakova I.Yu.
Matveeva A.E.
Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)
Scientific advisor: Tabakova I.Yu.
Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)
EXPERIENCE OF INTRODUCING 5S LEAN MANUFACTURING TOOL INTO WORK OF INSTITUTE'S DIRECTORATE
Abstract: lean manufacturing is considered today in many spheres and industries as an effective and reliable method of increasing the efficiency of activities and increasing the competitiveness of an enterprise. The article discusses a lean manufacturing tool - the organization of a workplace using the 5S system, describes the experience of using 5S in the directorate of the institute.
Keywords: lean manufacturing, workplace, 5S system.