Научная статья на тему 'Опыт внедрения информационных технологий в НУЗ «Отделенческая больница на станции муром ОАО «РЖД»'

Опыт внедрения информационных технологий в НУЗ «Отделенческая больница на станции муром ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
499
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОАО "РЖД" / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / COMPLEX MEDICAL INFORMATION SYSTEM / EFFICIENCY OF AUTOMATION / INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC HEALTH SYSTEM / NON-STATE INSTITUTIONS OF PUBLIC HEALTH SYSTEM OF RUSSIAN RAILWAYS / FINANCIALLY-ECONOMIC ACTIVITY OF MEDICAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафиулов А. Н., Старостин В. А., Сафиулова И. А.

Статья посвящена рассмотрению основных направлений внедрения медицинских информационных технологий. Обобщен результат работы по использованию программы комплексного учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности и внедрению клинической информационной системы. Показаны результаты влияния медицинских информационных систем на улучшение качества медицинской помощи за счет автоматизации трудовых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of implementation of information technologies

The article is devoted to the main directions of the introduction of medical information technologies. The results of the usage of the program on complex account and analysis of financially-economic activity as well as implementation of the clinical informative system are generalized and presented in the article. A positive effect of the medical informative systems and therefore automation of labour operation on quality of medical assistance is described and discussed.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения информационных технологий в НУЗ «Отделенческая больница на станции муром ОАО «РЖД»»

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Информатизация здравоохранения

A. Н. САФИУЛОВ,

к.м.н., главный врач НУЗ «Отделенческая больница на ст .Муром ОАО «РЖД», nwsb@mail.ru

B. А. СТАРОСТИН,

к.м.н., начальник Региональной дирекции медицинского обеспечения на Горьковской железной дороге И.А. САФИУЛОВА,

к.м.н., врач-кардиолог НУЗ «Отделенческая больница на ст. Муром ОАО «РЖД», irina120779@yandex.ru

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НУЗ «ОТДЕЛЕНЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА НА СТАНЦИИ МУРОМ ОАО «РЖД»

УДК 61:658.011.56

Сафиулов А.Н., Старостин В.А., Сафиулова И.А. Опыт внедрения информационных технологий в НУЗ «Отделенческая больница на станции Муром ОАО «РЖД» (НУЗ «Отделенческая больница на ст. Муром Горьковской железной дороги ОАО «РЖД»)

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных направлений внедрения медицинских информационных технологий. Обобщен результат работы по использованию программы комплексного учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности и внедрению клинической информационной системы. Показаны результаты влияния медицинских информационных систем на улучшение качества медицинской помощи за счет автоматизации трудовых операций.

Ключевые слова: комплексная медицинская информационная система, эффективность автоматизации, информационные технологии в здравоохранении, негосударственные учреждения здравоохранения ОАО «РЖД», финансово-хозяйственная деятельность лечебных учреждений.

UDC 61:658.011.56

SafiulovA., Starostin V,, Safiulova I. Experience of implementation of information technologies in NUZ «Otdelencheskaya hospital at the Murom station of Russian railways»

Abstract: The article is devoted to the main directions of the introduction of medical information technologies.

The results of the usage of the program on complex account and analysis of financially-economic activity as well as implementation of the clinical informative system are generalized and presented in the article. A positive effect of the medical informative systems and therefore automation of labour operation on quality of medical assistance is described and discussed.

Keywords: complex medical information system, efficiency of automation, information technologies in public health system, non-state institutions of public health system of Russian railways , financially-economic activity of medical institutions.

Совершенствование системы здравоохранения — одно из приоритетных направлений успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а цель этого развития — улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, уменьшение смертности, то есть повышение здоровья нации [1].

В вопросе улучшения качества медицинской помощи в лечебных учреждениях одним из направлений является развитие информа-

ционных технологий, систем обработки и анализа информации.

Информационные технологии — это тот стержень, с помощью которого можно успешно решать вопросы обеспечения качества медицинской помощи в лечебных учреждениях.

Президент РФ Д.А. Медведев уделяет большое внимание развитию информационных технологий в стране. На заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» Президент

© А.Н. Сафиулов, В.А. Старостин, И.А. Сафиулова, 2010 г.

■ ■ ■ .ь ■ ■ ■ ■■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru гОЛО, №5

А

вавв

аавв

отметил, «что в 21 веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим все сказано...»

В негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» разработана и внедряется система информационных технологий, медицинских информационных систем, телемедицины и автоматизированных систем управления.

Одним из направлений работы негосударственных учреждений здравоохранения Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» и РДМО на Горьковской магистрали определено проведение активного сотрудничества и тесного интегрирования в систему территориальных органов здравоохранения. Минимизация дублирования медицинских услуг в объеме стационарной помощи и развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствование организации качества медицинской помощи, в первую очередь работающим железнодорожникам. Это важно уже потому, что в последние годы развитие здравоохранения в РФ можно обозначить как период определенной стабилизации. На примере округа Муром можно отметить характерную черту развития комплексной медицинской помощи среди муниципальных учреждений здравоохранения, постепенный рост ресурсной базы, что приводит к заметному снижению дефицита медицинских услуг.

Особенностью работы большинства негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» является то, что в структуре консолидированного бюджета подведомственных ОАО «РЖД» больниц нет бюджетного финансирования.

Работа по выполнению доходной части бюджета отделенческой больнице обеспечивается:

• договорной работой со страховыми компаниями и ФОМСом по выполнению программы бесплатной гарантированной медицинской помощи в объеме муниципального заказа;

• договорной работой на основании ведомственного заказа по обеспечению

безопасности перевозочного процесса и организации медицинской помощи железнодорожникам;

• платными медицинскими услугами

сверх программы ОМС, которые востребованы населением, не организованы в муниципальных учреждениях здравоохранения и обеспечивают возможность населению получить высокотехнологичную медицинскую помощь в своем регионе.

Ресурсное обеспечение отделенческой больницы позволяет предложить населению медицинскую помощь на современном уровне, что дает нам возможность в этих условиях выдерживать серьезную конкуренцию среди муниципальных учреждений здравоохранения.

Экономическая направленность деятельности в отделенческой больнице является не целью, а средством реализации задачи обеспечения качественной медицинской помощи на современном этапе. Развитие информационных технологий в отделенческой больнице — возможность реализации качественной и доступной медицинской помощи железнодорожникам, членам их семей и приписному населению.

Внедрение информационных технологий в лечебные учреждения — это закономерная необходимость, продиктованная временем.

Отделенческая больница на ст. Муром уже 7 лет занимается вопросами внедрения в практику работы информационных технологий. Она является многопрофильным лечебным учреждением и обслуживает в г. Муром одну треть территориального населения.

В отделенческой больнице создана разветвленная локальная сеть, в которую объединены все здания больницы. Имеется на рабочих местах у 79% врачей возможность выхода в Интернет. Активно используется дистанционная форма обучения медицинских работников. По отдельно выделенной линии проводим телемедицинские консультации с ведущими лечебными учреждениями ЦКБ ОАО «РЖД» г. Москвы.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ (л: ■ ■■■ ■ ■

ВрЯЧ Ш.ЛЯШ Информатизация здравоохранения

^ и информационные

технологии

т

> ВНЕДРЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Началом автоматизации отделенческой больницы стало создание автоматизированной системы учета движения и анализа финансовых средств.

В состав творческого коллектива были включены специалисты финансово-хозяйственного подразделения, руководители структурных подразделений стационара и поликлиники, наиболее опытные старшие медицинские сестры. Сложность выполнения задачи была обусловлена тем, что составляющими консолидированного бюджета отделенческой больницы являются три источника, требующие постоянного учета, анализа и строго контроля над их расходованием. Здесь требовался новый подход к методам экономического управления отделенческой больницы с использованием информационных технологий. Эта система должны быть гибкой, настраиваемой и удобной для пользователя [4, 5].

Экономическое направление развития лечебного учреждения становится приоритетным. Строгий учет организации финансово-хозяйственной деятельности лечебного учреждения, эффективное расходование средств и инвестирование их в перспективные направления — одна из важных составляющих в работе руководителя лечебного учреждения в решении вопросов экономического управления.

Программы комплексного учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности реализованы на базе «1 С: Предприятие 7.7». Они позволяют максимально быстро и эффективно обеспечить решение задач по автоматизации системы бухгалтерского учета и экономического анализа в отделенческой больнице.

Учитывая специфику работы отделенческой больницы на ст. Муром, к внедрению программы комплексного учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности мы подошли с позиции экономически эффективного использования имеющихся кадровых, финансовых, материальных ресурсов по созданию програм-

много продукта. Это позволило с минимальными финансовыми затратами и в короткий срок освоить полученный программный продукт и эффективно использовать его возможности.

Мы считали, что для лечебного учреждения нашего уровня и исходя из поставленных задач по эффективному использованию ресурсов отделенческой больницы приоритетным было решение автоматизации финансово-хозяйственного блока. Ставить глобальные задачи по созданию программного продукта, сопряженного с комплексной медицинской информационной системой и блоком финансового учета, на тот момент преждевременно и сложно. Поэтому решалась задача по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, а в перспективе планировали перейти на внедрение медицинской информационной системы. Это позволило выиграть время, правильно распределить ресурсы и создать в коллективе корпоративный интерес к информационным технологиям.

Разработанный программный комплекс учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности отделенческой больницы представлен отдельными модульными подпрограммами. Общая стратегическая направленность программного продукта была сориентирована на возможность перехода работы структурных подразделений на внутрихозяйственный расчет.

Анализ ресурсного обеспечения отделенческой больницы, основанный на системе персонифицированного учета медикаментов от «склада до пациента», строгий регламент списания расходных материалов, удобный для нашего учреждения складской учет позволили провести оптимизацию работы всех структурных подразделений, минимизировать расходы лечебного учреждения и проводить целенаправленную ресурсосберегающую политику.

Программное обеспечение позволяет осуществлять учет движения материальных запасов в разрезе источников финансирования и структурных подразделений больницы. На основании первичных документов на складе

■ ■ . (О ■ ■ ■ ■■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru гОЛО, №5

Ф

вавв

аавв

осуществляется приход материальных ценностей. Автоматически заполняются карточки учета материальных запасов. Для организации учета для каждого материала определены две единицы измерения — базовая и учетная и коэффициент, определяющий соотношение между ними. Это позволяет при занесении первичной документации использовать одну из них. Например, медикаменты могут учитываться как в ампулах, так и в упаковках.

Программа поддерживает систему справочников, одним из которых является «Картотека блюд». В каждой карточке утвержден набор продуктов, оптимальный для приготовления определенного блюда с соответствующей калорийностью. Составление ежедневного меню осуществляется программно. Предусмотрена замена одного продукта другим. На основании составленного меню автоматически рассчитывается количество продуктов питания, предназначенных к списанию, калорийность, как каждого блюда, так и ежедневного рациона, стоимость койко-дня по питанию. Предусмотрены различные диеты для определенной категории пациентов. Учет также ведется в разрезе источников финансирования и структурных подразделений больницы.

При учете по статье «Медицинские расхо-ды« в данной программе разработан персонифицированный учет лекарственных препаратов, списание которых осуществляется по каждому законченному случаю в разрезе источников средств, за счет которых проводилось лечение пациента. Учитываются медикаменты, назначенные лечащим врачом, и стоимость всех проведенных диагностических исследований, манипуляций и операций. Контролируется срок годности лекарственных препаратов.

Таким образом, предоставляется возможным корректировать сумму средств, потраченных на лечение конкретного пациента в соответствии со стандартами лечения. Оперативно отрегулировать стоимость одного койко-дня по медикаментам в соответствии с нормативами. Полный перечень назначенных

препаратов и обследований позволяет судить о полноте соблюдения стандартов лечения и предотвратить возможные штрафные санкции врачей-экспертов.

В больнице уже проводится учет медицинских расходов по каждому пациенту, учитываются прямые и накладные расходы по каждому подразделению.

Внедрение информационных технологий позволило оптимизировать работу, организовать учет в разрезе отделений по всем расходным статьям (ранее данная работа проводилась вручную, что требовало больших временных затрат), проводить более качественный и детальный учет и анализ с возможностью оперативного принятия управленческих решений.

В отделенческой больнице на ст. Муром на данном этапе реализован механизм внутриучрежденческого контроля финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений. Завершен первый этап автоматизации финансово-хозяйственного блока. Все структурные подразделения отделенческой больницы включены в общебольничную локальную сеть, имеют строго структурированную систему финансового учета и расходования средств на всех этапах. Результат работы от внедрения комплексной автоматизированной системы учета финансово-хозяйственной деятельности для медицинских работников отделенческой больницы — это выбор приоритетного направления на улучшение качества медицинской помощи, использование новых медицинских технологий, внедрение современного оборудования и новейших лечебно-диагностических методов. Результат работы сопряжен с качеством организации медицинской помощи и конечным результатом.

ВНЕДРЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Второй этап внедрения медицинских информационных технологий в отделенческой больнице направлен на внедрение медицинской информационной системы

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ \ N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

ВрЯЧ Ш.ЛЯШ Информатизация здравоохранения

^ и информационные

технологии

т

>как статистического блока, обеспечивающего автоматизацию комплексного лечебно-диагностического процесса и управление медицинской деятельностью лечебного учреждения на основе современных медицинских информационных систем (МИС).

Этот этап был более сложным и требовал совершенно другого подхода, так как затрагивал интересы всех медицинских работников — участников процесса перехода на автоматизированную систему.

На этом этапе мы ставили задачу, которая должна решать вопросы, направленные на полную автоматизацию ведения электронных историй болезни и амбулаторных карт [2,3].

В подходе к решению поставленной задачи мы определили, что МИС должна быть ориентированной на выполнение задач:

• анализа, планирования, учета и контроля лечебно-диагностической деятельности больницы и ведения в автоматизированном режиме статистической отчетности;

• создания единой базы пациентов;

• обеспечения условий максимального перехода на безбумажную технологию;

• учета и контроля расходования лекарственных препаратов, привязанных к формулярной системе отделенческой больницы;

• анализа нагрузки работы врачей, качества организации медицинской помощи, автоматизации составления графика приема врачей;

• полного анализа контроля качества и объема оказанных медицинских услуг;

• формирования утвержденной статистической формы отчетности;

• возможности записи на прием пациентов; • по защите персональных данных пациентов. Внедрению МИС в работу отделенческой больницы предшествовал большой этап подготовительных работ, включающий обеспечение врачебных кабинетов оргтехникой и создание локальной сети ЛПУ. На этом этапе было проведено тщательное изучение существующих на рынке программных продуктов, определенных как медицинская информационная система [6].

Проанализировав более 15 программных продуктов, учитывая соотношение цены и качества, а также отзывы о внедрении и использовании медицинских информационных систем в работе медицинских учреждений, мы остановили свой выбор на программном продукте «Карельская медицинская информационная система» (далее КМИС)

Определяющим в выборе МИС для нас стало то, что данная медицинская информационная система была ориентирована на пользователя и имела такие характеристики, как:

• Гибкость в настройке. За счет использования универсальной системы документооборота имеется возможность настраивать все формы документов и создавать собственные, подключать необходимые базы данных из самых разных источников (страховые компании, паспортный стол и т.п.), вести отчетность в различных разрезах.

• Положительные отзывы за счет того, что система уже использовалась в лечебных учреждениях и особенно в системе негосударственных учреждений здравоохранения.

• Приятный, логичный, хорошо продуманный интерфейс, значительно ориентированный на конечного пользователя.

• Наличие полной и качественной документации, понятной для пользователя и программиста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КМИС позволила улучшить организацию качества медицинской помощи и значительно повысить эффективность труда медицинских работников за счет автоматизации трудовых операций. К внедрению медицинской информационной системы в отделенческой больнице приступили в сентябре 2007 года и начали с регистратуры, кабинетов УЗИ и параклинических подразделений.

Для обеспечения планового вхождения к работе с медицинской информационной системой мы проводили взаимосвязанные цикловые технические и модульные занятия с медицинскими работниками по утвержденному графику. В ходе реализации адаптации

■ ■ . 00 ■ ■ ■ ■■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru гОЛО, №5

вавв

аавв

КМИС для работы в отделенческой больнице мы провели:

• Обучение сотрудников навыкам работы на ПК (и одновременно преодоление психологического барьера перехода к новой форме работы) и знакомство с принципами работы КМИС.

• Учитывая, что 70% медицинских работников не владели пользовательскими навыками работы на компьютере, а потому учеба сотрудников по разработанной нами программе позволила достаточно быстро обучить всех сотрудников работе с КМИС.

• Эффективность некоторых элементов информатизации увидели и оценили многие из средних медицинских работников, сразу же начав использовать систему для оформления талонов амбулаторного пациента (в регистратуре и на приеме врачей).

• В работу регистраторов добавились дополнительные функции — по созданию базы данных пациентов поликлиники. Это работа, которая требовала четкости, хороших базовых знаний работы на компьютере и знания на пользовательском уровне самой программы КМИС. К этой работе были привлечены самые опытные медицинские работники среднего звена.

Итоги работы первого этапа:

• Создана основная база данных пациентов — 100% железнодорожного населения и 2/3 приписного населения. Персональная база данных пациентов составлена на 67 000 пациентов. Численность самого приписного населения отделенческой больницы 30 000.

• Участковые и цеховые медсестры, работники регистратуры освоили работу с электронными амбулаторными картами (ведение медицинской документации, накопление амбулаторных карт в электронном виде). Время пребывания пациента у окна регистратуры сократилось с 13,6 до 5 мин. Теперь за дневной прием время ожидания пациента в очереди регистратуры по поликлинике не превышает 7-8 мин.

• Полноценно включились в работу УЗИ-кабинет поликлиники, участковые и цеховые

терапевты, травматолог, кабинет функциональной диагностики, регистратура, зав. поликлиникой, прививочный кабинет.

На следующем этапе поликлиника перешла полностью на формирование талонов амбулаторного пациента для отдела медицинской статистики в электронном виде. Работниками регистратуры при этом формировались лишь талоны для первичных пациентов, и именно это заставило работать в МИС всех медицинских сестер, ведущих прием с врачами.

Дополнительно установлено 20 рабочих мест. Создана электронная прививочная картотека, что позволило в автоматическом режиме планировать и контролировать выполнение прививочной работы по поликлинике, по участкам и специалистам.

Результатами этого и последующих этапов явилось увеличение рабочих мест и освоение пользователями своего функционала для работы в системе КМИС. В настоящее время в поликлинике создано 86 рабочих мест для работы с данной системой.

Итоги работы второго этапа:

• Большинство врачей и медицинских сестер овладели навыками работы в медицинской информационной системе. Участковые и цеховые врачи, обеспеченные оргтехникой, освоили работу с электронными амбулаторными картами.

• Налажена преемственность в работе с электронной документацией между работниками, начавшими работу в КМИС на 1-м этапе: цеховые терапевты используют в полной мере программу для рассмотрения результатов ЭКГ, УЗИ, экспертная оценка качества медицинской помощи, электронные записи в амбулаторных картах и их сопровождение.

При внедрении МИС большая роль возлагается на специалистов IT-отдела (кроме обучения всех специалистов, они проводят работу по настройке и созданию шаблонов записей и работе с ними, оптимизацию работы локальной сети, распределение нагрузки на аппаратную часть, сопровождение технической части проекта).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■

ВрЯЧ Ш.ЛЯШ Информатизация здравоохранения

^ и информационные

технологии

т

>С 1-го октября 2008 года поликлиника отделенческой больницы перешла полностью на использование КМИС в практической работе. Дополнительно была проведена корректировка нормативно правовых документов, решались вопросы организации работы в новом режиме, уточнен график работы поликлиники. В ходе выполнения поставленной задачи проведены следующие мероприятия:

1. Изменены должностные инструкции

работников регистратуры, усилен контроль достоверности страховых полисов и паспортных данных, полностью освоена функция оформления вызовов на дом, начато формирование календарей специалистов и кабинетов, автоматизированная регистрация листков нетрудоспособности).

2. У заведующей поликлиники появилась возможность проводить ежедневный контроль качества ведения записей в амбулаторных картах с определением индивидуальных коэффициентов качества работы врачей. Возможность в режиме реального времени осуществлять контроль расписания приема врачей и вносить при необходимости корректировку. Работа заведующей поликлиникой стала творческой, формализованной по существу и оперативной в принятии управленческих решений на всех иерархических ступенях.

3. Ведется мониторинг количества оформленной медицинской документации по каждому рабочему месту, контролируется полнота заполнения медицинской документации, соответствие стандартным формам и протоколу проверок страховыми компаниями по положению вневедомственного контроля.

4. Качественные и количественные показатели работы специалистов в КМИС учитываются при распределении дополнительных выплат работникам поликлиники (в соответствии с положением о премировании). Автоматизирован подсчет балльной системы при подведении итогов работы за отчетный период.

Хотелось бы отметить некоторые трудности, которые возникали при внедрении системы на различных этапах:

• Постоянно ощущался недостаток свободных финансовых средств. Все закупки осуществлялись за счет собственных средств учреждения. Поставка проводилась поэтапно в плановые внутрибольничные сроки. Только благодаря скорректированной финансовой политике отделенческой больницы и работе в автоматизированной системе учета и анализа финансовых средств удавалось оперативно решать вопросы распределения денежных средств и эффективного направления их на инвестиционные программы внутри отделенческой больницы.

• Большая часть медицинских работников обучалась по индивидуальным графикам, так как режим работы, график отдыха после дежурства, график отпускного периода медицинских работников не давали возможности полностью провести обучение персонала за короткое время.

• Учитывая специфику железнодорожной медицины, наличие большого количества внутренних отчетных документов, внутриведомственные нормативы работы НУЗ по обеспечению безопасности перевозочного процесса и профессиональные особенности организации медицинской помощи железнодорожникам вызывали необходимость постоянной корректировки системы. Надо отметить, что в большинстве случаев все изменения вносились с использованием возможностей электронного общения и, как правило, всегда оперативно, быстро и своевременно. Эта работа продолжается и в настоящее время.

На заключительном этапе для работы в МИС в полномасштабном варианте были проведены окончательные работы по настройке системы и локальной сети отделенческой больницы. Совместно с медицинскими работниками и при участии IT-специалистов на завершающем этапе выполнены работы:

• Создание календарей всех работающих кабинетов и специалистов и их активное использование.

Информатизация здравоохранения

www.idmz.ru гОЛО, №5

А

вавв

аавв

• Внедрение модуля профосмотров.

• Освоение всеми специалистами функций диспансеризации.

• Освоение в полной мере модуля вакцинопрофилактики (в части отчетности и планирования вакцинаций).

• Налаживание преемственности в работе параклинических подразделений больницы и стационара.

Этап внедрения МИС в работу стационарного подразделения проходил значительно быстрее, так как медицинский персонал видел результаты работы поликлинического звена больницы с МИС [8].

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Полученные результаты работы при переходе на электронное ведение амбулаторной карты и создание персональной базы данных пациентов выражаются в:

• своевременности заполнения и передаче статистических талонов;

• возможности автоматического поиска по базе данных результатов параклинических исследований любого пациента;

• сокращении рутинной работы врачей поликлинического звена;

• повышении качества и доступности медицинской документации;

• сокращении времени пациентов на ожидание в очередях, повышении интенсивности работы лечебного учреждения.

Достигнутые результаты не оставили равнодушным в отделенческой больнице никого. Статистические показатели работы поликлиники, улучшение качественных показателей только за счет систематизации записи и оформления амбулаторных карт позволили реально оценить выгоду от внедрения и использования КМИС. Это было результатом творческого подхода медицинских работников, активно проведенной подготовительной работы, позиций руководителей структурных подразделений и высокой роли корпоративной культуры отделенческой больницы, общей

стратегии развития, выработанной Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД».

При эксплуатации КМИС уже в первый год заметно сократились очереди на запись в регистратуру, а после внедрения календаря врача этот процесс был полностью автоматизирован. Только на этапе внедрения и сокращения времени на прием пациента и более полного учета всех посещений поликлиники эффективность работы поликлиники выросла на 40%. Качество оформления амбулаторных карт стало более полным, емким по значению, верификация диагноза, сроки назначения и выполнения медицинских услуг и соответствие стандарту стали качественно лучше [5]. Для сравнения сумма штрафных санкций по экспертизе качества уменьшилась и составила 1,2% от выставленных счетов против 3,1% за отчетный период до внедрения МИС.

ВЫВОДЫ

1. Использование медицинских информационных систем в работе лечебных учреждений становится важной и приоритетной задачей [7].

2. С учетом большого рынка программных продуктов медицинских информационных систем необходимы четкая систематизация их и возможность адаптации МИС под конкретные задачи лечебного учреждения, формализованные под определенные стандарты.

3. Любая медицинская информационная система в лечебном учреждении будет внедрена при полной готовности медицинского персонала для решения целевых задач перехода на автоматизацию лечебно-диагностического процесса.

4. Эта пы обучения, подходы к внедрению в каждом лечебном учреждении должны быть индивидуальными, системными и задачи сформулированы под общую концепцию развития лечебного учреждения. Этап внедрения МИС занимает не менее 3 лет.

5. Экономическая эффективность от внедрения МИС в НУЗ «Отделенческая больни-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Информатизация здравоохранения

ца ст. Муром» очевидна и при полномасштабном использовании медицинской информационной системы ожидаемый эффект от внедрения будет не менее 4-7 % от консолидированного бюджета больницы.

6. Работа по этой тематике в отделенческой больнице ст. Муром требует своего дальнейшего анализа и обобщения. Необходима корректировка и адаптация МИС под требования ведомственного здравоохранения и специфики железнодорожной медицины.

7. Опыт внедрения МИС в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Муром» для обобщения и полного анализа недостаточный по срокам. Но последовательность внедрения элементов информационных технологий и медицинской информационной системы дала возможность создать последовательный алгоритм действий, который позволит избежать ошибок нам и тем, кто собирается или уже внедряет в своей среде МИС. А представлен-

ный материал может быть учтен другими ЛПУ в качестве одного из вариантов внедрения МИС в практическую плоскость работы лечебно-профилактического учреждения. В результате использования МИС можно сделать вывод, что она достаточно эффективна и имеет все шансы на дальнейшее развитие. За достаточно короткий срок при отсутствии дополнительных финансовых средств, но при четком выполнении поставленной цели и эффективном распределении имеющихся ресурсов можно результативно заниматься внедрением медицинских информационных систем лечебных учреждениях.

8. Выбранная нами МИС может быть рекомендована для практического внедрения в лечебных учреждениях любых форм собственности. Имеет уникальную возможность и гибкую систему для внедрения под различные задачи учреждений здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасименко Н.Ф., Чернышев В.М. О некоторых принципах формирования системы обеспечения качества оказания медицинской помощи//В сб. «Обеспечение качества оказания медицинской помощи». — Межрегиональная ассоциация «здравоохранение Сибири. — Кемерово, 1995. — С. 5-8.

2. Ербактанов А.Б. Компьютерная история болезни — интеллектуальная основа организации лечебно-диагностического процесса//Уральский медицинский научно-практический журнал. — 1996. — № 5. — С. 27-30.

3. Щербаткин Д.Д., Эльчиян Р.А., Емелин И.В. Использование автоматизированных больничных информационных систем за рубежом//Медицина и здравоохранение. Обзорная информация. — Выпуск 5. — Москва: ВНИИМиМТИ, 1988. — 48 c.

4. Провалов В.С. Информационные технологии управления: Учебное пособие/ Ред. В.С. Провалов. — М.: Флинта МПСИ, 2008.

5. Скрипник К.Г. Экономическая эффективность информационных систем/Ред. К.Г. Скрипник. — М.: ДМК Пресс, 2002.

6. Гусев А.В. Обзор рынка комплексных медицинских информационных систем// Врач и информационные технологии. — 2009. — № 6. — С. 4-17.

7. Ликстанов М.И. Организация внедрения информационной системы в крупной клинической больнице//Врач и информационные технологии. — 2008. — № 1. — С. 20-27.

8. Шульман ЕИ, Усов Б.П., Рот Г.З., Сидорова И.А. Клиническая информационная система в стационаре: назначение обследований//Врач. — 2008. — № 2. — С. 69-71.

9. Гусев А.В. и др. Медицинские информационные системы/Ред. А.В. Гусев и др. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 404 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.