Научная статья на тему 'Проблемы информатизации регионального здравоохранения'

Проблемы информатизации регионального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1205
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / PROBLEMS OF INFORMATIZATON OF HEALTH CARE / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / PROGRAM OF MODERNIZATION OF HEALTH CARE / THE SATISFACTION OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилова Любовь Васильевна, Борщук Евгений Леонидович, Чолоян Салим Бахшоевич, Гильмутдинов Рустам Гаптрауфович

На начало 2013 года объем мероприятий по реализации раздела «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы был выполнен только на 76 %. Более высокие результаты могут быть достигнуты за счет повышенной заинтересованности менеджеров здравоохранения благодаря перспективе снижения очередей в медицинских организациях, улучшению качества управления. Результатом внедрения медицинских информационных систем в учреждения здравоохранения должно стать повышение удовлетворённости населения медицинской помощью в основном благодаря сокращению времени на заполнение необходимой медицинской документации и улучшению организации приема пациентов, которое может быть достигнуто путем снижения очередей в поликлиниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилова Любовь Васильевна, Борщук Евгений Леонидович, Чолоян Салим Бахшоевич, Гильмутдинов Рустам Гаптрауфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The informatization problems of the regional public health service

The development of health care in Orenburg region accelerated significantly with the use of IT in medicine over the last decade. The section “The installation of modern information systems in health care of the target program "Modernization of the health care in Orenburg region in 2011-2012” is implemented by 76%. Better results can be achieved by increasing interests of health care managers to reduce in queues reduction in clinics and improvement of regulations’ quality. As a result of the medical information system implementation in clinics public satisfaction of health care increases, because time of filling essential medical documents reduces and organization of patient attendance improves owing to reduction of queues in clinics.

Текст научной работы на тему «Проблемы информатизации регионального здравоохранения»

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК 614.2:002

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Л.В. Данилова, Е.Л. Боршук, С.Б. Чолоян, Р.Г. Гильмутдинов,

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

Данилова Любовь Васильевна - e-mail: [email protected]

На начало 2013 года объем мероприятий по реализации раздела «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» целевой программы "Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы"» был выполнен только на 76%. Более высокие результаты могут быть достигнуты за счет повышенной заинтересованности менеджеров здравоохранения благодаря перспективе снижения очередей в медицинских организациях, улучшению качества управления. Результатом внедрения медицинских информационных систем в учреждения здравоохранения должно стать повышение удовлетворённости населения медицинской помощью, в основном благодаря сокращению времени на заполнение необходимой медицинской документации и улучшению организации приема пациентов, которое может быть достигнуто путем снижения очередей в поликлиниках.

Ключевые слова: проблемы информатизации здравоохранения, медицинская информационная система, программа по модернизации здравоохранения,

удовлетворенность медицинской помощью.

The development of health care in Orenburg region accelerated significantly with the use of IT in medicine over the last decade. The section «The installation of modern information systems in health care of the target program "Modernization of the health care in Orenburg region in 2011-2012"» is implemented by 76%. Better results can be achieved by increasing interests of health care managers to reduce in queues reduction in clinics and improvement of regulations' quality. As a result of the medical information system implementation in clinics public satisfaction of health care increases, because time of filling essential medical documents reduces and organization of patient attendance improves owing to reduction of queues in clinics.

Key words: problems of informatizaton of health care, medical information system, program of modernization of health care, the satisfaction of medical care.

Введение

За последнее десятилетие произошла смена характера информатизации здравоохранения РФ с хаотического на системный, глобальный. Многократно возрос интерес со стороны органов управления на государственном уровне: усовершенствование нормативно-правовой базы в данном направлении; в научном обществе: увеличилось число исследований и публикаций в области информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в здравоохранении.

Приоритетной задачей развития национальной медицины является разработка технологий, способствующих увеличению конкурентоспособности отечественных медицинских услуг на международном рынке.

Информатизация здравоохранения является высокозатратным проектом, на успешность которого оказывают влияние многочисленные обстоятельства, факторы: государственная политика; нормативно-правовое регулирова-

ние защиты персональных данных; общемировые тенденции развития информационных технологий (ИТ); количество инвестиционных вложений в информатизацию здравоохранения; интегративные процессы с целью создания единой информационной системы; применение свободного программного обеспечения [1].

Многоаспектное исследование проблем информатизации и последующее практическое применение их результатов повышают эффективность внедрения современных ИТ в десятки раз.

Мнение пациентов о происходящих изменениях в системе здравоохранения - важная информация, так как согласно закону № 323-03 (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» система здравоохранения в РФ является пациентоориентированной [2].

Удовлетворённость медицинской помощью - признанный ведущий критерий эффективности проводимых

преобразований в здравоохранении, социальноэкономический показатель благосостояния субъекта РФ. Функционирование единой государственной информационной системы здравоохранения на должном уровне является механизмом, потенцирующим качественные изменения в индустрии здоровья.

Каждый регион имеет свои экономико-географические особенности, которые могут ускорить либо замедлить информатизацию здравоохранения. Так, например, Оренбургская область характеризуется низкой плотностью расселения населения (16,4 чел./км2); высокой долей сельских жителей (47%), чем в целом по РФ (27%).

Для того, чтобы оценить уровень развития национального здравоохранения в сфере ИКТ и выработать адекватные стратегические и тактические решения, необходим объективный анализ информации об информатизации каждого субъекта РФ.

Цель исследования: изучить текущее состояние информатизации здравоохранения в Оренбургской области, мнение пациентов относительно влияния медицинской информационной системы (МИС) на качество и удовлетворенность оказанной медицинской помощи.

Материалы и методы

1. Статистический анализ официальных данных, предоставленных ГБУЗ «Медицинский информационноаналитический центр» Оренбургской области и Министерством здравоохранения Оренбургской области.

2. Социологический опрос 1212 пациентов, обратившихся в медицинские организации г. Оренбурга за медицинской помощью, результаты которого были проанализированы с использованием критерия Пирсона (х2).

Результаты и их обсуждение

Некоторые аспекты информатизации здравоохранения Оренбургской области

Историю информатизации здравоохранения Оренбургской области можно условно разделить на три этапа.

Первый этап характеризуется внедрением медицинских информационных систем в медицинские учреждения здравоохранения.

В 2001 году была установлена программа «Антибиотик +» в государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга. Согласно дефиниции МИС, предложенной А.В. Гусевым (2012), «Антибиотик +» - это медицинская информационная система, так как она автоматизирует работу врача в разделе выполнения клинических задач, имеет технологические возможности для полноценного ведения электронных медицинских карт (ЭМК) [2]. Программный продукт способствует ведению управленческого учета в клинической деятельности медицинских организаций. «Антибиотик +» автоматизирует работу регистратуры, вакцинопрофилактики, параклиники, участковой службы, работу узкого специалиста, отдела статистики, административной службы медицинских организаций (МО). С 2007 года информационно-аналитическая система «Антибиотик +» была установлена в 33 поликлиниках шести медицинских учреждений г. Оренбурга, а также в шести амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинских организаций, расположенных на территории Оренбургской области.

На начало 2013 года МИС «Антибиотик +» является наиболее распространенным программным продуктом среди учреждений здравоохранения Оренбургской области. В её состав входят следующие функциональные блоки: АРМ «Администратор», АРМ «Статистика», АРМ «Администрирование», АРМ «Регистратура», АРМ «Параклиника: лаборатория, УЗИ», АРМ «Участковый врач, узкий специалист» [3]. Были установлены и другие программные продукты. Это МИС «Пациент» компании ООО «Медотрейд» в государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» г. Оренбурга, автоматизирующая работу регистратуры и способствующая ведению электронной медицинской карты, и МИС «Пациент». Подсистема «Стационар» в городском бюджетном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница № 2» для автоматизации клинической деятельности стационара. Была установлена программа для автоматизации работы регистратуры в Саракташской ЦРБ, разработанная 1Т-специалистами данной медицинской организации. Программа для ведения ЭМК стоматологических пациентов - в одной поликлинике г. Оренбурга, оказывающей стоматологическую помощь.

За счет программных продуктов МИС «Пациент» и МИС «Антибиотик +» была полностью автоматизирована работа участковой службы г. Оренбурга.

Второй этап можно охарактеризовать как реализация областной целевой программы «Диспетчерский центр» на 2009-2011 годы, разработанной Министерством здравоохранения Оренбургской области. В состав созданной информационной системы «Диспетчерский центр» входит подсистема «Плановая госпитализация». Особенностями функционирования данного инновационного управленческого продукта является заблаговременное поступление необходимой клинической информации о предстоящем посещении пациента в поликлиники областных медицинских учреждений Оренбургской области [4]. Потоки пациентов на каждый вид медицинской помощи системой разделяются на взрослый и детской контингент, а также в зависимости от вида патологии на кардиологический, онкологический и педиатрический кластеры. К подсистеме «Плановая госпитализация» относятся пять государственных бюджетных учреждений здравоохранения: «Областная клиническая больница № 1», «Областная клиническая больница № 2», «Областная детская клиническая больница», «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер», «Орский онкологический диспансер». В 2010 году началась установка терминалов для самозапи-си пациентов, были созданы электронные регистратуры в 57 медицинских организациях Оренбургской области. По итогам на начало 2013 года функционирует 46 терминалов в поликлиниках Оренбургской области. В состав «Диспетчерскогоцентра» входитподсистема «Центральный архив медицинских изображений». Её работа направлена на реализацию потребности медицинского персонала в ознакомлении с необходимыми изображениями результатов некоторых проведённых диагностических исследований при оказании медицинской помощи населению. В данной подсистеме хранятся изображения от диагностических устройств, поддерживающихся стандартом Э!СОМ:

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

современные флюорографы и рентгенустановки, эндоскопическое оборудование, УЗИ-аппараты, магнитнорезонансные и компьютерные томографы, системы холте-ровского мониторирования и другие. В настоящее время изображения результатов диагностических манипуляций аккумулируются в базе данных подсистемы «Центральный архив медицинских изображений» ИС «Диспетчерский центр» только от 42 аппаратов, функционирующих в 18 медицинских организациях. Заполнение графическими данными подсистемы имеет высокий темп роста с 2010 по 2012 год, абсолютный прирост за 2011 год составил 47 580 записей, за 2012 год - 29 583 записи. В результате к 2013 году количество медицинских изображений было 84 375.

Третий этап соответствует временным рамкам реализация целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы» по разделу «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение». В 92% медицинских организаций из 42 запланированных в программе созданы локальные вычислительные сети. В Оренбургской области в рамках дорожной карты «Запись на прием к врачу в электронном виде» осуществляется работа сайтов «orendoctor.ru» и «orb.cdmarf.ru/ рр». По итогам на конец 2012 года для населения Оренбургской области создана возможность записи на прием к врачу посредством сервиса «Электронная регистратура», к которому подключены 64 МО данного субъекта РФ.

Технически дооснащены рабочие места медицинских организаций. По данным на начало 2013 года дополнительно установлено 8699 АРМ, что составляет 60% от запланированного в целевой программе, закуплены печатающие устройства. В результате коэффициент оснащённости равен приблизительно 138 персональных компьютеров на 1 МО; 1 компьютер рассчитан для работы четырех человек, выполняющих клиническую деятельность. До 2020 года запланировано автоматизировать 11 570 (80%) рабочих мест медицинского персонала к 2020 году. Собственный сайт имеют 119 (96%) учреждений здравоохранения Оренбургской области. В 42 медицинских организациях созданы условия для обмена информации по защищенным каналам технологии У1р№1

Влияние медицинской информационной системы на качество и удовлетворенность оказанной медицинской помощи согласно проведённому анкетированию пациентов.

В результате обработки ответов проведенного анкетирования было выявлено, что 387 (31,93%) опрошенных считают, что появление компьютера на рабочих местах врачей не повлияет на качество оказания медицинской помощи. 698 (57,59%) респондентов считают, что внедрение ИТ улучшит организацию работы учреждений здравоохранения в той или иной степени. Оренбуржцы полагают, что время на оформление медицинской документации регистраторы и врачи стали тратить меньше, чем до внедрения МИС, особенно в регистратуре (в 37,87% (459) случаев респонденты отметили графу «значительно сократилось»).

Информатизация - это глобальный процесс, затрагивающий все сферы экономики и предполагающий широкомасштабное использование информационных технологий (ИТ). Оренбуржцы наглядно видели и участвовали во внедрении информационных технологий в другие сферы экономики и поэтому понимают значимость использования

данных технологий в здравоохранении: на вопрос о необходимости обеспечения медицинских работников персональными компьютерами и внедрения новых информационные технологий 1024 (84,49%) респондента отметили графу «да».

Как известно, количество времени, которое необходимо для ожидания пациентом консультации врача после его записи к нему, зависит в большинстве случаев от правильной организации приема в поликлинике. При оптимальной работе любой МИС происходит четкое формирование графика приема специалистов и эффективное распределение рабочей нагрузки. При использовании МИС может происходить сокращение продолжительности привычного врачебного приёма. В результате накапливается резервное время, которое может быть использовано на случаи, когда регламентированный норматив времени приема недостаточен для выполнения врачебных услуг профессионально. Согласно результату обработки ответов на вопросы: «Укажите, сократилось ли время ожидания приема врача-специалиста за последние 12 месяцев?» и «Укажите, сократилось ли время ожидания приема участкового врача за последние 12 месяцев?» отметили графу «да» в анкете 696 (57,43%) и 422 (34,82%) респондента соответственно.

Удовлетворенность оказанной медицинской помощью -многогранное социальное явление, которое суммируется из субъективных ощущений, возникающих вследствие контакта с системой здравоохранения, и объективного состояния ресурсов медицинских организаций. Описываемое понятие является основополагающим в определении социальной эффективности внедрения и использования каких-либо новаций в области медицины.

Население г. Оренбурга оценивает полученную ими медицинскую помощь следующим образом: на 1 балл оценили свою удовлетворённость 86 (7,1%) респондентов, на 2 балла - 76 (6,27%) опрошенных, на 3 балла - 347 (28,63%), на 4 - 407 (33,58%) респондентов - это самый большой результат, на 5 баллов оценили свою степень удовлетворенности медицинской помощью 254 (20,96%) человека, пропустили данный вопрос - 42 (3,47%) человека. В результате средний уровень удовлетворенности составляет 3,5 балла.

При анализе отдельных исследуемых переменных, характеризующих аспекты удовлетворенности организацией медицинской помощи и ее результатом, было выяснено, что больше всего не устраивают опрошенных качество медицинского оборудования и оснащения, меньше всего - недостаточность справочной информации о работе некоторых специалистов. Остальные аспекты можно представить в порядке убывания неудовлетворенности: организация приема в поликлинике; внимание со стороны медицинского персонала; квалификация врачей.

Улучшение качества медицинской помощи благодаря использованию современных информационных технологий способствует повышению удовлетворенности вниманием медицинского персонала среди пациентов (г=15,7212, сс=4, р=0,003419),организацией приема пациентов в поликлиниках (г=13,0714, сс=4, р=0,010935). На мнение респондентов относительно необходимости обеспечивать медицинские организации ИТ влияет уровень их дохода в месяц (г=15,4813, сс=5, р=0,008495).

Выводы

На начало 2013 года объем мероприятий по реализации раздела «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» целевой программы "Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы"» был выполнен только на 76%.

Наиболее существенными моментами, оказывающими отрицательное влияние на развитие информатизации здравоохранения Оренбургской области, являются:

1. В программу модернизации была включена только 1/3 (42 из 124) медицинских организаций Оренбургской области. В остальных учреждениях здравоохранения развитие ИТ является только результатом инициативы руководящего звена.

2. Низкая обеспеченность высококвалифицированными !Т-специалистами, которые должны обеспечивать бесперебойную работу программно-технического оборудования и профессионального сопровождения пользователей ИТ.

3. Низкий уровень грамотности в области ИТ среди медицинских работников, приводящий к снижению эффективности внедряемых нововведений.

4. Низкая конкуренция на рынке МИС в Оренбургской области, которая может привести к снижению качества программных решений на уровне взаимодействия с пользователем.

Как известно, главным рычагом продвижения ИТ в практическую деятельность МО является заинтересованность организаторов здравоохранения.

Полноценное использование МИС может привести:

1. к снижению очередей в МО за медицинской помощью на 80-90%;

2. к увеличению качества управления МО за счет повышения оперативности поступления и наглядности необходимых статистических данных для работы учреждения;

3. к автоматическому формированию выгрузки счетов-реестров в ФОМС.

Вышеперечисленные обстоятельства определяют эффективность внедрения МИС, будут способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, тем самым повышая престиж МО и его руководителя.

Автоматизация клинико-организационных функций МО признана повлиять на качество промежуточных и окончательных результатов медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения по нескольким причинам.

Во-первых, улучшение организации приема пациентов может быть достигнуто путем снижения очередей в поликлиниках, в том числе для получения высокотехнологичной медицинской помощи. Во-вторых, сокращение времени на заполнение необходимой медицинской документации способствует высвобождению времени для установления более длительного зрительного коммуникативного контакта с пациентом, приводящего к повышению психологической комфортности пациента в кабинете специалиста. В-третьих, своевременное поступление необходимой информации для анализа клинической ситуации и сокращение излишних диагностических процедур приведет к уменьшению времени постановки диагноза от момента обращения пациента за медицинской помощью. В-четвертых, снижение частоты возникновения ошибочных клинических и организационных решений медицинской направленности. Логическим итогом вышеописанных следствий внедрения МИС в медицинских организациях должно стать повышение удовлетворённости населения полученной медицинской помощью.

Изменения, происходящие в результате внедрения современных информационных технологий, статистически достоверно влияют на удовлетворенность медицинской помощью пациентов, а именно на удовлетворенность вниманием со стороны медицинского персонала. Мнение пациентов о значимости компьютеризации и информатизации для здравоохранения зависит от их экономического благополучия. ^

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев А.В. Информационные технологии в медицине. 2011-2012. Москва:

«Радиотехника», 2012. [Интернет]. иР1_: http://itm.consef.ru/main.

тИ^т1?РаМ:=75 (Дата обращения: 22.01.2013)

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ [Интернет]. иР1_: http://www.rosminzdrav.ru/docs/laws/104 (Дата обращения: 23.01.2013).

3. Данилова Л.В., Борщук Е.Л., Чолоян С.Б. Опыт внедрения информационно-аналитической системы «Антибиотик» в учреждениях здравоохранения Оренбургской области. Вестник РУДН, серия «Медицина». 2010. № 4. С. 544-548.

4. Гильмутдинов Р.Г. и др. Программа информатизации здравоохранения Оренбургской области. Проблемы и перспективы. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012 . Спец. вып. Ч. 1. С. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.