Научная статья на тему 'Информационные технологии в практике работы Отделенческой клинической больницы на ст. Муром ОАО «РЖД»'

Информационные технологии в практике работы Отделенческой клинической больницы на ст. Муром ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

В конце 2008 г. в г. Муроме (Владимирская область) на базе НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Муром» прошел медицинский совет, организованный региональной дирекцией медицинского обеспечения на Горьковской железной дороге. Основной темой обсуждения на совете стал опыт использования медицинских информационных технологий. Для участия в работе совета прибыли руководители, заведующие отделениями и доктора больниц и поликлиник Арзамаса, Сергача, Кирова, Казани и других городов зоны действия Горьковской железной дороги. Всего в медицинскую сеть ЛПУ входят 13 негосударственных ЛПУ, в которых занято 4,5 тыс. работников, в том числе 792 врача и 2195 медицинских сестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в практике работы Отделенческой клинической больницы на ст. Муром ОАО «РЖД»»

1 и информационные

технологии

Региональный опыт

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНЧЕСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ НА ст. МУРОМ ОАО «РЖД»

В конце 2008 г. в г. Муроме (Владимирская область) на базе НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Муром» прошел медицинский совет, организованный региональной дирекцией медицинского обеспечения на Горьковской железной дороге. Основной темой обсуждения на совете стал опыт использования медицинских информационных технологий. Для участия в работе совета прибыли руководители, заведующие отделениями и доктора больниц и поликлиник Арзамаса, Сергача, Кирова, Казани и других городов зоны действия Горьковской железной дороги. Всего в медицинскую сеть ЛПУ входят 13 негосударственных ЛПУ, в которых занято 4,5 тыс. работников, в том числе 792 врача и 2195 медицинских сестер.

Конференцию открыл представитель Департамента здравоохранения ОАО «РЖД», который приветствовал участников форума. С вступительным словом выступил начальник Региональной дирекции медицинского обеспечения Горьковской железной дороги В.А. Старостин.

Программа совета была достаточно насыщенной: были представлены доклады как от непосредственно различных руководителей здравоохранения ведомственных ЛПУ железной дороги, так и сообщения по сравнению эффективности внедрения медицинских информационных систем (МИС) в различных ЛПУ. Основные доклады подготовлены врачами НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Муром», которая начала внедрять различные программные продукты с 2000 г. Эта больница обсуживает свыше 240 тыс. человек, из которых 70% — железнодорожники и члены их семей. В штате больницы 2 доктора и 27 кандидатов медицинских наук, 6 заслуженных врачей РФ и 10 заслуженных врачей Республики. Таким образом, уже только эти цифры характеризуют объем и качество оказываемой больницей медицинской помощи. Кроме этого, существенное влияние на организационные принципы работы ЛПУ оказывает специфика железнодорожной медицины, особенно медицинский отбор в профессиях, связанных с движением поездов. Основными направлениями в автоматизации больницы были выбраны автоматизированная система предрейсовых осмотров, электронная амбулаторная карта пациента, специализированные программные решения для внутрихозяйственного учета, а также телемедицинские технологии. Руководит больницей заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Анатолий Набиулович Сафиулов.

Свои истоки процесс автоматизации больницы берет в конце 90-х годов, когда перед Отделенческой больницей остро встал вопрос о глобальной перестройке учетно-информационной система приема и обслуживания пациентов. Постепенное нарастание количества отчетной и страховой документации, ужесточение требований к качеству документов как со стороны экспертов, так и внутриведомственного контроля, нарастание рутинной работы по ведению врачебных и статистических материалов — все это неуклонно вело к сокращению времени, уделяемому непосред-

' 68 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Региональный опыт

www.idmz.nu

SODS, № 1

ственно работе с пациентами, что угрожало качеству оказываемой медицинской помощи.

Именно в это время реформировались отношения с железнодорожными предприятиями на новом взаимовыгодном уровне, развивались услуги по ДМС, вырос муниципальный заказ, формировался пакет платных услуг.

Развитие новых технологий, информационных и электронных систем позволило поднять качество и эффективность обслуживания населения на новый уровень. Началась целенаправленная работа по внедрению комплексной информационной медицинской системы (КМИС) в работу учреждения, которая продолжается уже несколько лет. Руководством больницы и специалистами был изучен не один десяток программных продуктов, которые могли бы помочь решить поставленную задачу. В результате тщательного анализа работоспособности, цены, качества, используя отзывы о внедрении программного продукта в деятельность ЛПУ комиссией Отделенческой больницей на ст. Муром был осуществлен выбор подходящего решения — комплексной информационной системы из Карелии.

Закупка оргтехники, серверов, проведение и подключение локальной сети — довольно объемная финансово-хозяйственная задача, с которой администрация нашей больницы справилась, с нашей точки зрения, блестяще (не без помощи РДМО), тем не менее, потребовала и временных затрат.

Об основных результатах автоматизации поликлиники рассказала ее заведующая — Наталья Михайловна Киричек. По ее словам, информатизация работы поликлиники в полной мере была начата осенью 2007 г. За этот период проделана огромная работа по обучению сотрудников работе на ПК, освоению ими особенностей работы с КМИС. Об эффективности этой системы говорит то, что ни один сотрудник добровольно не отказался от работы в ней.

Возникали трудности и с обучением персонала больницы работе с КМИС. В большин-

стве случаев обучение ведется по индивидуальной программе, что увеличило нагрузку на программистов. Учитывая кадровые проблемы, в поликлинике изначально вопрос ставился именно об организации врачебного приема в КМИС, а не о работе каждого врача на компьютере. Несмотря на это, два года работы с информационной системой принесли ощутимые результаты. За это время создана основная база данных пациентов, участковые и цеховые медсестры, работники регистратуры освоили работу с электронными амбулаторными картами, усилен контроль за подлинностью данных страховых полисов и паспортных данных, полностью освоена функция оформления вызовов на дом, начаты формирование календарей специалистов и кабинетов, автоматизированная регистрация листков нетрудоспособности. Заведующий поликлиникой проводит ежедневный контроль качества ведения записей в амбулаторных картах с определением индивидуальных коэффициентов качества работы врачей, ведется мониторинг количества оформленной медицинской документации по каждому рабочему месту.

Сейчас сотрудники больницы с твердой уверенностью говорят о том, что МИС оправдывает себя и оказалась хорошим помощником в работе. Качество заполнения талонов амбулаторного пациента теперь не вызывает нареканий наших статистиков, оформление врачами амбулаторных карт вызвало одобрительные оценки экспертов страховых компаний, повысился уровень организации труда специалистов. Открывается, наконец, реальная перспектива высвобождения части рабочего времени для повышения качества работы с пациентами. Повысился уровень преемственности между специалистами и диагностическими службами: результаты всех исследований заносятся в систему работниками флюорографического кабинета, специалистами УЗИ, кабинета функциональной диагностики; не выходя из кабинета, врач может прочитать их. Появилась возможность автоматиче-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■

Региональный опыт

и информационные

технологии

>ского формирования отчетности любой деятельности поликлиники, отражаемой в КМИС.

Кроме очевидного эффекта для сотрудников больницы, пользователи МИС выделяют, что есть ощутимые позитивные изменения и для пациентов. Во-первых, МИС позволяет вести борьбу с очередями в поликлинике. Обидно бывает, когда пациенты, отстояв очередь, узнают в регистратуре, что талончики к нужному специалисту закончились. Электронные календари врачей-специалистов, а также кабинетов УЗИ, ЭКГ и др. будут формироваться заранее, записаться на прием или исследование в скором будущем можно будет по телефону, на приеме у другого специалиста и даже по Интернет-связи. Единственным условием для такой записи должно быть то, что подлинные паспортные данные и номера полисов пациента занесены в электронные амбулаторные карты.

Следующим после внедрения медицинской информационной системы направлением в автоматизации больницы является автоматизация финансово-хозяйственной службы. Ключевым звеном в реализации этого направления является соблюдение учреждением здравоохранения стандартов медицинской помощи. Важность данного элемента обусловлена тем, что последующая оплата предоставленной медицинской помощи определяется исходя из того, выполнен стандарт или нет. Для более четкого учета затрат на медицинскую услугу в больнице создана локальная сеть между всеми структурными подразделениями и внедрено информационное обеспечение на базе «1С: Предприятие 7.7». Программное обеспечение позволяет осуществлять учет движения материальных запасов в разрезе источников финансирования и структурных подразделений больницы. На основании первичных документов на складе осуществляется приход материальных ценностей. Для организации учета для каждого материала определены две единицы измерения — базовая и учетная, а также коэффициент, определяющий соотношение между ними. Это позволяет при зане-

сении первичной документации использовать одну из них. Например, медикаменты могут учитываться как в ампулах, так и в упаковках.

При учете по статье «Медицинские расходы» в данной программе разработан персонифицированный учет лекарственных препаратов, списание которых осуществляется по каждому законченному случаю в разрезе источников средств, за счет которых проводилось лечение пациента. Учитываются медикаменты, назначенные лечащим врачом и приобретенные за счет личных средств пациента, а также стоимость всех проведенных диагностических исследований, манипуляций и операций. Контролируется срок годности лекарственных препаратов. Таким образом, предоставляется возможным корректировать сумму средств, потраченных на лечение конкретного пациента в соответствии со стандартами лечения. Оперативно отрегулировать стоимость одного койко-дня по медикаментам в соответствии с нормативами. Полный перечень назначенных препаратов и обследований позволяет судить о полноте соблюдения стандартов лечения и предотвратить возможные штрафные санкции врачей-экспертов.

Следующим этапом внедрения информационных технологий является расчет каждого стандарта лечения и постоянный автоматизированный мониторинг полноты соблюдения стандарта и учета всех доходов и расходов, связанных с этой деятельностью. Количество медико-экономических стандартов определяется перечнем заболеваний, учитываемых в соответствии с Международным классификатором болезней (МКБ-10).

Каждый медико-экономический стандарт содержит перечень и количество простых и сложных медицинских услуг, обязательных для выполнения положений клинического протокола лечения конкретного заболевания (однородной группы заболеваний), среднюю длительность круглосуточного наблюдения и перечень и количество простых и сложных услуг, применение которых определяется лечащим

' 70 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Региональный опыт

www.idmz.nu

SODS, № 1

врачом в зависимости от состояния пациента и особенностей течения заболевания.

Стоимость медико-экономического стандарта по стационарной медицинской помощи, кроме суммарной стоимости всех входящих в стандарт простых и сложных медицинских услуг, должна учитывать расходы:

• по оплате труда персонала в отделении (простые и сложные медицинские услуги и трудозатраты врачебного и среднего медицинского персонала приведены в Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Мин-здравсоцразвития России 12 июня 2004 года);

• по медикаментозному обеспечению;

• по приобретению продуктов питания для соответствующей диеты (в соответствии с Приказом Минздрава России от 05.08.2003 № 330, при расчете используются средние рыночные цены на продукты питания с учетом прогноза их повышения);

• по приобретению мягкого инвентаря (определяется в соответствии с Табелем оснащенности мягким инвентарем, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 12.04.1988 № 710. Сумма нормативных затрат на мягкий инвентарь в профильном стационарном отделении определяется с использованием норматива оснащенности мягким инвентарем профильной койки на количество коек);

• по содержанию профильного стационарного отделения;

• по содержанию подразделений вспомогательных, обеспечивающих деятельность профильного отделения, и подразделений, производящих простые и сложные медицинские услуги.

В больнице уже проводится учет медицинских расходов по каждому пациенту, учитываются прямые и накладные расходы в разрезе каждого подразделения. Сейчас ведется информатизация деятельности параклинических служб с учетом персонифицированности учета оказанных медицинских услуг.

Внедрение информационных технологий позволило оптимизировать работу, организовать учет в разрезе отделений по всем расход-

ным статьям (ранее данная работа проводилась вручную, что требовало больших временных затрат), проводить более качественный и детальный учет и анализ с возможностью оперативного принятия управленческих решений.

К основным особенностям бухгалтерского учета в НУЗ относится наличие источников финансирования при использовании хозрасчетного плана счетов. То есть при введении бухгалтерской операции для нее обязательно указывается, за счет какого источника она будет выполнена В общем источники подразделяются на целевые средства и средства, вырученные за счет платных услуг.

Также следует отметить особенности ведения учета основных средств, заключающиеся в том, что объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. при списании учитываются на забалансовом счете, а на сами основные средства начисляется износ единовременно в конце отчетного года.

При ведении учета материалов, несмотря на то, что предусмотрен их учет по средней цене в разрезе источника финансирования, необходимо предусмотреть то, что медикаменты должны разделяться также и по срокам годности. При учете медикаментов в данной программе предусмотрен персонифицированный учет медицинских препаратов по подразделениям больницы при условии создания единой локальной сети. В настоящее время в подразделениях больницы персонифицированный учет ведется вручную, со сдачей ежемесячного отчета в бухгалтерию больницы с занесением текущих данных в базу данных.

Другим направлением использования информационных технологий в Отделенческой больнице стала автоматизация стоматологической поликлиники. Эта необходимость была вызвана в первую очередь значительным числом принимаемых пациентов, относящихся к различным категориям и обращающихся с различными заболеваниями; кроме того, для организаций здравоохранения предусмотрено значительное количество отчетов по их деятельности, которые в связи с отсутстви-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 ■

Региональный опыт

и информационные

технологии

з

>ем автоматизированного учета медицинскому персоналу приходится вести вручную. Следует отметить, что ведение электронного учета в данной области не только облегчает работу, но и значительно увеличивает скорость и эффективность поиска необходимой информации; также особо следует выделить учет медикаментов.

Таким образом, в качестве основной цели автоматизации стоматологической поликлиники администрация больницы выделила такие основные задачи, как:

• учет приемов лечащими врачами пациентов и оказанных им процедур;

• ведение электронный стоматологической карты, которая содержит данные о каждом приеме, жалобах, заболеваниях, аллергиях, особых состояниях и др., а также зубную формулу пациента, по которой можно видеть его состояние на любую дату, начиная с момента первого посещения клиники;

• при регистрации приемов следует их соответственно разделять на платные и бесплатные;

• также должны учитываться больные, проходящие диспансеризацию и находящиеся на больничных;

• следует особо выделить блок услуг по зубопротезированию;

• необходимо также предусмотреть возможность занесения расписаний приемов врачей и предварительные записи на прием пациентов;

• что касается учета материалов, то, кроме непосредственных операций регистрации поступления, выдачи и списания материалов (медикаментов), следует также предусмотреть возможность учета расхода материлов в соответствии с нормами их затрат на ту или иную процедуру;

• что касается отчетности, то в качестве примера можно привести Листок ежедневного учета, расчеты с пациентами, организациями, учет выполнения платных и бесплатных услуг, расход медикаментов по врачам, учет прихода и расхода медикаментов, отчеты по больничным, диспансеризациям, а также отчеты для анализа работы поликлиники.

Для реализации поставленных задач в программном обеспечении больницы были предусмотрены следующие основные блоки, характерные для стоматологической поликлиники:

• учет материалов;

• расписание приемов врачей;

• прием пациентов на лечение;

• прием пациентов на зубопротезирование;

• расчеты с пациентами;

• составление отчетности;

На основании собираемых в ходе работы стоматологического подразделения больницы данных формируются следующие отчеты:

• Листок ежедневного учета по врачу;

• Листок ежедневного учета по отделению;

• Оказание платных стоматологических услуг;

• Расчеты с пациентами;

• Расход материалов по врачам;

• Сведения о диспансеризациях;

• Сведения о больничных;

• Сведения о принятых пациентах;

• Работа стоматологического кабинета;

• Сводный отчет по стоматологическому кабинету;

• Распределение доплаты;

• Выгрузки реестров по ДМС, зубопротезированию, по пенсионерам и членам семей ЖД;

• Формирование отчета по структуре посещений.

Кроме описанных основных направлений в автоматизации работы больницы, был представлен опыт использования информационных технологий в дистанционном обучении, а также применение телемедицинских решений.

В целом, как отметили участники конференции, на сегодняшний день больницей накоплен большой практический опыт применения самых разнообразных программных решений, которые однозначно выгодны больнице в решении насущных задач организации и совершенствования своей работы.

По материалам выступлений участников медицинского совета, а также публикациям по этой теме в газете «Общественно-политическая газета», №44 (1330), 2008 г.

■ 72 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.