Научная статья на тему 'Опыт внедрения дисциплины "фармацевтическое консультирование" в процесс обучения будущих работников аптечных организаций'

Опыт внедрения дисциплины "фармацевтическое консультирование" в процесс обучения будущих работников аптечных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PHARMACEUTICAL ADVICE / ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / ВЫПУСКНИКИ / GRADUATES / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SIMULATION TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева М.С.

В Дальневосточном государственном медицинском университете в 2015 г. в процесс обучения студентов специальности «Фармация» была введена дисциплина «Фармацевтическое консультирование». Занятия проводились в Центре симуляционного обучения и аккредитации. Целесообразность и результативность нововведения оценивалась на основе опроса обучающихся после прохождения ими промежуточной аттестации (зачет). Данные анкетирования продемонстрировали интерес студентов к дисциплине, потребность в ее изучении, поскольку одних теоретических знаний, полученных ими на занятиях по дисциплинам «Фармакология» и «Клиническая фармакология», не всегда достаточно для будущей работы в аптеке. Основные трудности у выпускников связаны с опросом пациентов, консультированием по симптомам заболеваний, а также с необходимостью упрощения медицинских терминов для посетителей. Ключевыми терапевтическими группами, рассматриваемыми в рамках дисциплины «Фармацевтическое консультирование», должны быть противовирусные и противокашлевые средства, препараты при патологии желудочно-кишечного тракта, а также нестероидные противовоспалительные средства. В тематический план занятий также необходимо включать консультирование по применению антибиотиков и сердечно-сосудистых препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of introduction of discipline "Pharmaceutical advice" in the training process of future workers of pharmacy organizations

The discipline «Pharmaceutical Advice» was introduced into the training process of students in speciality Pharmacy in the Far-Eastern State Medical University in 2015. The classes were held at the Center for Simulation Training and Accreditation. Feasibility and effectiveness of the innovation was assessed on the basis of a survey of students after they had passed an intermediate attestation (pass/fail exam). The questionnaire data showed the interest of students in the discipline, the need for such knowledge, as the theoretical knowledge they received studying the disciplines «Pharmacology» and «Clinical Pharmacology» doesn't always suffice alone to work in the pharmacy in the future. In most cases, the graduates have difficulties interviewing patients, advising on the symptoms of diseases, and simplifying medical terms for shoppers. The key therapeutic groups to be studied within the discipline «Pharmaceutical advice» should be antiviral and antitussive drugs, gastrointestinal tract drugs, and the non-steroidal anti-inflammatory drugs. The thematic plan of the training should also include advising on the use of antibiotics and cardiovascular drugs.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения дисциплины "фармацевтическое консультирование" в процесс обучения будущих работников аптечных организаций»

14 I 4-2018 PEMEOUUM

ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА: ЛЕЧЕНИЕ ПО СВОЕМУ ХОТЕНИЮ

М.С. СОБОЛЕВА, к.б.н., Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России, Хабаровск 10.21518/ 1561-5936-2018-4-14-17

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Фармацевтическое консультирование»

В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БУДУЩ ИХ РАБОТНИКОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В Дальневосточном государственном медицинском университете в 2015 г. в процесс обучения студентов специальности «Фармация» была введена дисциплина «Фармацевтическое консультирование».

Занятия проводились в Центре симуляционного обучения и аккредитации. Целесообразность и результативность нововведения оценивались на основе опроса обучающихся после прохождения ими промежуточной аттестации (зачет). Данные анкетирования продемонстрировали интерес студентов к дисциплине, потребность в ее изучении, поскольку одних теоретических знаний, полученных ими на занятиях по дисциплинам «Фармакология» и «Клиническая фармакология», не всегда достаточно для будущей работы в аптеке. Основные трудности у выпускников связаны с опросом пациентов, консультированием по симптомам заболеваний, а также с необходимостью упрощения медицинских терминов для посетителей. Ключевыми терапевтическими группами, рассматриваемыми в рамках дисциплины «Фармацевтическое консультирование», должны быть противовирусные и противокашлевые средства, препараты при патологии желудочно-кишечного тракта, а также нестероидные противовоспалительные средства. В тематический план занятий также необходимо включать консультирование по применению антибиотиков и сердечно-сосудистых препаратов.

SUMMARY

Keywords: pharmaceutical advice, discipline, graduates, simulation technologies, training.

The discipline «Pharmaceutical Advice» was introduced into the training process of students in speciality Pharmacy in the Far-Eastern State Medical University in 2015. The classes were held at the Center for Simulation Training and Accreditation. Feasibility and effectiveness of the innovation was assessed on the basis of a survey of students after they had passed an intermediate attestation (pass/fail exam). The questionnaire data showed the interest of students in the discipline, the need for such knowledge, as the theoretical knowledge they received studying the disciplines «Pharmacology»» and «Clinical Pharmacology»» doesn't always suffice alone to work in the pharmacy in the future. In most cases, the graduates have difficulties interviewing patients, advising on the symptoms of diseases, and simplifying medical terms for shoppers. The key therapeutic groups to be studied within the discipline «Pharmaceutical advice» should be antiviral and antitussive drugs, gastrointestinal tract drugs, and the non-steroidal anti-inflammatory drugs. The thematic plan of the training should also include advising on the use of antibiotics and cardiovascular drugs.

M.S. SOBOLEVA, PhD in biology, Far-Eastern State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Khabarovsk.

PRACTICE OF INTRODUCTION OF DISCIPLINE «PHARMACEUTICAL ADVICE» IN THE TRAINING PROCESS OF FUTURE WORKERS OF PHARMACY ORGANIZATIONS

Ключевые слова:

фармацевтическое консультирование, дисциплина, выпускники, симуляционные технологии, обучение

ВВЕДЕНИЕ

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № б47н «Об утверждении правил Надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» определены основные функции фармацевтических работников, в их числе: продажа товаров аптечного ассортимента надлежащего качества; предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости, фармацевтическое консультирование; информирование о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения. Таким образом, со дня вступления приказа в силу (с 1 марта 2017 г.) профессиональный навык квалифицированного фармацевтического консультирования стал одним из основных для работников аптечных учреждений [1-3]. Обязательные составляющие данной функции прописаны в нормативном акте: это предоставление информации о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях, наличии товаров, в том числе лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента [4-7]. Использование симуляционных технологий и учебных аптек позволяет максимально приблизить подготовку будущих специалистов к выполнению различных задач в ходе преддипломной практики, способствует успешному прохождению первичной аккре-

таблица Среднестатистический портрет респондента (n = 125)

Возраст 28,984 ± 0,82

Курс обучения 4,36 ± 0,08

Фома обучения Высшее очное 30,40%

Высшее заочное/по плану индивидуального обучения 36,80%

Среднее очное 18,40%

Среднее по плану индивидуального обучения 14,40%

Проводились ли занятия по дисциплине «Фармацевтическое консультирование» Да 37,60%*

Нет 48,00%

Вопросы изучались на других дисциплинах 17,60%

Ощущаете ли Вы потребность в дисциплине «Фармацевтическое консультирование» Да 73,60%

Нет 8,00%

Затрудняюсь ответить 18,40%

Планируете ли Вы осуществлять фармацевтическое консультирование в будущей деятельности Да 77,60%

Нет 4,80%

Затрудняюсь ответить 17,60%

Достаточно ли Вам знаний, полученных на дисциплинах «Фармакология» и «Клиническая фармакология», для осуществления будущей деятельности Да 46,40%

Нет 28,00%

Затрудняюсь ответить 24,80%

Готовы ли Вы к проведению фармацевтического консультирования по симптомам заболевания Да 56,00%

Нет 13,60%

Затрудняюсь ответить 32,00%

* р <0,05 - отличия у студентов различной формы обучения статистически значимы

дитации и подготовке к предстоящей работе с пациентами в аптечных учреждениях [8-10]. С 2015 г. на базе Центра симуляцион-ного обучения и аккредитации ДВГМУ проводились занятия по дисциплине «Фармацевтическое консультирование» (16 лекционных часов и 32 аудиторных часа в IX семестре). Эта дисциплина являлась предметом по выбору для студентов выпускного курса факультета фармации и биомедицины. Целью данного исследования было оценить целесообразность изучения дисциплины «Фармацевтическое консультирование», а также обосновать методические подходы к ее преподаванию в высшем учебном заведении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

По прошествии двух лет был проведен социологический опрос 125 выпускников факультета фармации и биомедицины, а также медико-фармацевтического колледжа на базе ДВГМУ по специально разработанной анкете. Обработка первичного материала проводилась с использованием программы Microsoft Office Excel 2015, статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета SPSS 22 (русскоязычная версия). Средние значения представлены в виде: среднее ± стандартная ошибка. При проведении статистического анализа было применено кодирование ответов, использованы одновыборочный

критерий Колмогорова - Смирнова (принадлежность результатов к нормальному распределению) и коэффициент корреляции Спирмана, критерий Краскела - Уоллиса (для четырех независимых выборок). Нулевая гипотеза об отсутствии корреляции ответов респондентов с критерием «форма обучения» отклонялась при 2-сторонней значимости <0,05. Нулевая гипотеза о равенстве медиан нескольких выборок отклонялась при асимптотической значимости <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Среднестатистический портрет респондента представлен в таблице 1. Первый блок вопросов касался

16

4-2018 РШШиУМ

ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА: ЛЕЧЕНИЕ ПО СВОЕМУ ХОТЕНИЮ

рисунокРаспределение ответов респондентов на вопрос о тематике обучения фармацевтическому консультированию

Противокашлевые Противовирусные Желудочно-кишечные НПВП

Противоаллергические Антибиотики Сердечно-сосудистые Витамины

Препараты при рините Противогрибковые Седативные и снотворные

Препраты при заболевании опорно-двигательного аппарата

Гормональные препараты Другое

67

6

70%

процесса обучения будущих специалистов, а также понимания ими содержания деятельности работника аптечного учреждения. Наличие статистически значимых отличий положительных ответов на вопрос «Проводились ли занятия по дисциплине «Фармацевтическое консультирование»?» объясняется тем, что данная дисциплина была внедрена только в процесс обучения студентов, получающих высшее образование. При этом только 17,6% респондентов отметили, что вопросы персонального фармацевтического консультирования изучались на других дисциплинах. Несмотря на наличие в учебном плане высшего и среднего образования дисциплины «Фармакология», а в плане высшего образования еще и дисциплины «Клиническая фармакология», большинство студентов ощущали необходимость в изучении еще и дисциплины «Фармацевтическое консультирование», не испытывали такой потребности менее 10% опрошенных. При этом менее половины респондентов считают свои знания и навыки достаточными для будущей практической деятельности. Интересным является тот факт, что более 20% выпускников затрудняются

рисунок Оценка частоты потребности посетителей аптек в фармацевтическом консультировании

5 1

1. Очень редко, 7%

2. Редко/иногда, 25%

3. Ежедневно, 31%

4. Часто, 27%

5. Очень часто, 10%

с ответом или не планируют осуществление фармацевтического консультирования, что наглядно демонстрирует недостаточное знание нормативно-правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность. Сложившаяся ситуация доказывает целесообразность практико-ориенти-

рованного обучения будущих специалистов. Трактовка ответов студентов о готовности к фармацевтическому консультированию по симптомам заболевания является неоднозначной. Так как около половины опрошенных сомневаются в своих возможностях, это может создать значительные трудности в работе «за первым столом». Безусловно, сложившаяся ситуация требует совершенствования процесса обучения.

Спрос на многие лекарственные препараты является довольно эластичным, к тому же на него влияют такие факторы, как сезонность и географическое расположение региона, это осложняет процесс симуляционно-го обучения. Однако большинство выпускников ДВГМУ остаются работать на территории Дальневосточного федерального округа, то есть соотношение объемов реализации препаратов различных фармакотера-певтических групп в аптеках будет схожим. В свою очередь, подготовку тематического плана и разбивку часов рационально осуществлять в зависимости от текущей ситуации на фармацевтическом рынке. Соответственно, в следующем блоке вопросов респондентам было предложено уточнить наименования терапевтических групп, в отношении которых наиболее целесообразно обучать фармацевтическому консультированию (по результатам практической деятельности или производственной практики). Распределение ответов респондентов представлено на рисунке 1. Было прогнозируемо, что в первую пятерку по частоте положительных ответов войдут основные классы, в которых большинство препаратов отпускаются без рецепта врача: про-тивокашлевые, противовирусные, нестероидные противовоспалительные, противоаллергические препараты, желудочно-кишечные средства. Тем не менее около 40% опрошенных считают необходимым обучение фармацевтическому консультированию по применению рецептурных лекарственных препаратов - антибиотиков и сердечно-сосудистых средств. Полученные данные подтверждают потребность студентов в расширении

рисунокРаспределение ответов респондентов на вопрос об аспектах применения лекарственных средств

знаний, а также в приобретении навыков оказания квалифицированной лекарственной помощи. Около 70% опрошенных оценили потребность посетителей аптек в фармацевтическом консультировании как «частую», «ежедневную», «очень частую», что говорит о понимании востребованности данного практического навыка (рис. 2). Следующий блок вопросов касался различных аспектов применения лекарственных препаратов, которым, по мнению респондентов, должно быть уделено большее внимание при изучении дисциплины

«Фармацевтичес кое консультирование» (рис. 3).

Помимо характеристик лекарственного средства (доза и схема применения/длительность курса лечения, показания к применению, побочные эффекты), в пятерку наиболее важных аспектов также вошли: ассортимент в различных ценовых диапазонах/ замена безрецептурных препаратов, наличие более дешевых генериков. При этом такой аспект, как механизм действия, отметили только 10% опрошенных. Такое распределение ответов, вероятно, связано с тем, что фармако-динамика подробно рассматривается

в курсе дисциплин «Фармакология» и «Клиническая фармакология». Вопросы взаимодействия и хранения препаратов представлены в инструкции по применению и на упаковке и не содержат сложной для понимания медицинской терминологии, а потому доступны пациенту.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство выпускников факультета фармации и биомедицины ДВГМУ испытывают потребность в обучении фармацевтическому консультированию, а также считают рациональным введение данной дисциплины в учебный процесс. Навык фармацевтического консультирования является востребованным, но большинство студентов, даже на выпускном курсе, не готовы к консультированию по симптомам заболеваний. При составлении тематического плана практических занятий целесообразно наибольшее количество часов выделять на знакомство с противокашлевыми, противовирусными и желудочно-кишечными средствами, а из группы рецептурных средств - с антибиотиками и сердечно-сосудистыми препаратами. При формировании у студентов навыка фармацевтического консультирования особое внимание необходимо уделять знанию современного ассортимента препаратов и таким вопросам, как показания, дозировки и способы применения лекарств, регламентированные инструкциями по применению.

ИСТОЧНИКИ

1. Clark JA, Gates BJ, McKeirnan KC, Sclar DA. Assessed Value of Consultant Pharmacist Services in a Home Health Care Agency Consult Pharm, 2016, 31(3): 161-7. doi: 10.4140/TCP.n.20l6.l6l.

2. Twigg MJ, Wright D, Kirkdale CL, Desborough J, Thornley T. The UK Pharmacy Care Plan service: Description, recruitment and initial views on a new community pharmacy intervention. PLoS One, 2017, 12(4): e0174500. doi: 10.1371/journal.pone.0174500.

3. Stewart D, Anthony B, Morrison C, MacRae Y, Dixon L, Friel et al. eEvaluating pharmacist input into the pharmaceutical care of patients in dispensing medical practices in remote and rural areas of Scotland. Fam Pract, 2017, 34(4): 491-499. doi: 10.1093/fampra/cmx014.

4. Сачек М.М., Бизунков А.Б., Курлюк О.В. Фармацевтическое консультирование: лечение больных острым риносинуситом. Вестник фармации, 2009, 1(43): 94-103.

5. Кугач В.В., Тарасова Е.Н., Куницкий В.С. Фармацевтическое консультирование посетителей аптек при рините и боли в горле. Вестник фармации, 2014, 3(64): 15-30.

6. Тельнова Е.А. Розничный фармацевтический рынок: основные проблемы и пути их решения. Вестник Росздравнадзора, 2014, 6: 59-64.

7. Давыдова К.С. Проблема эквивалентности воспроизведенных лекарственных средств. Рецепт, 2011, 4: 28-33.

8. Кононова С.В. Новые проблемы фармацевтического рынка на старый лад. Ремедиум Приволжье, 2016, 4(144): 4-5.

9. Апазов А.Д., Неволина Е.В., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И., Береговых В.В., Лоскутова Е.Е. и др. Аккредитация фармацевтических специалистов. Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств

и медицинской технике, 2016, 7-8: 6-11.

10. Мусина Н.З., Тарасов В.В., Чубарев В.Н. Роль курса «фармацевтическая информация» в профессиональной подготовке провизоров. Вестник Авиценны, 2014, 4(61): 141-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.