Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки выпускников ДВГМУ к первичной аккредитации по специальности "Фармация"'

Совершенствование процесса подготовки выпускников ДВГМУ к первичной аккредитации по специальности "Фармация" Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ФАРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Соболева М.С.

Переход к процедуре аккредитации фармацевтических специалистов позволяет выпускникам после окончания университета работать в аптечных учреждениях, в том числе осуществлять функцию консультирования пациентов. Для профессионального оказания этой услуги в будущем, необходима соответствующая подготовка студентов с использованием симуляционных технологий. В 2015-2017 годах для студентов пятого курса факультета фармации и биомедицины ДВГМУ была введена дисциплина «Фармацевтическое консультирование». Результаты первичной аккредитации в 2016 и 2017 годах показали целесообразность ее изучения и позволили выявить основные проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении практической деятельности. Особое внимание при составлении ситуационных задач и алгоритмов в рамках введенной дисциплины, должно уделяться опросу пациента о его состоянии здоровья, жалобах, наличии сопутствующих патологий или применения им препаратов, возможностям пояснения действий лекарственных средств и упоминания о необходимости посещения врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Соболева М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRAINING PROCESS OF GRADUATES OF THE FESMU PREPARING THEM FOR PRIMARY ACCREDITATION IN "PHARMACY"

The procedure of accreditation of pharmaceutical students allows graduates to work after university graduation. They can work in the pharmaceutical organizations, having the right to consult patients. The skill to consult patients must be trained with the help of simulation technologies. In 2015-2017 the fifth year students of the pharmaceutical and biomedicine faculty of the FESMU started to study a new subject «Pharmaceutical counseling». The results of primary accreditation in 2016 and 2017 showed expediency of this subject, it helped to identify the main problems that can arise at practicing pharmacy. Special attention should be paid to case studies and algorithms within the studied subject and to a proper patients' questioning about his state of health, complaints, co morbid pathologies or usage of medications. A pharmacist should also be able to explain how medications work and that it is necessary to visit a doctor before taking any medication.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки выпускников ДВГМУ к первичной аккредитации по специальности "Фармация"»

tive Medicine. - Vol. 2013. - Available at: http://dx.doi. org/10.1155/2013/934183 (access date 21.01.2018).

31. Brekhman I.I. On antitoxic action of Eleutherococcus. - M.: Meditsina, 1982. - 37 p.

32. Fukada K., Kajiya-Sawane M., Matsumoto Y., et al. Antiedema effects of Siberian ginseng in humans and its molecular mechanism of lymphatic vascular function in vitro // Nutr Res. - 2016. - Vol. 36, № 7. - P. 689-695._

33. Guo S., Liu Y., Lin Z., et al. Effects of eleutheroside B and eleutheroside E on activity of cytochrome P450 in rat liver microsomes // BMC Complement Altern Med. -2014. - Vol. 14, № 1. - P. 1-7.

34. Halstead B.W., Eleutherococcus senticosus, Siberian ginseng: an Introduction to the Concept of Adap-togenic Medicine. - New Canaan (Ct): Keats Publishing Inc., 1993. - 118 p.

35. He C., Chen X., Zhao C., et al. Eleutheroside E ameliorates arthritis severity in collagen-induced arthritis mice model by suppressing inflammatory cytokine release // Inflammation. - 2014. - Vol. 37, № 5. - P. 15331543.

36. Huang D., Hu Z., Yu Z. Eleutheroside B or E enhances learning and memory in experimentally aged rats // Neural Regeneration Research. - 2013. - Vol. 8, № 12. - P. 1103-1112.

37. Huang L., Zhao H., Huang B., et al. Acanthopanax senticosus: review of botany, chemistry and pharmacology // Pharmazie. - 2011. - Vol. 66, № 2. - P. 83-97.

38. Kim H.J., McLean D., Pyee J., et al. Extract from Acanthopanax senticosus prevents LPS-induced monocytic cell adhesion via suppression of LFA-1 and Mac-1 // Can J Physiol Pharmacol. - 2014. - Vol. 92, № 4. -P. 278-284.

39. Li F., Zhang N., Wu Q., et al. Syringin prevents cardiac hypertrophy induced by pressure overload through the attenuation of autophagy // Int J Mol Med. - 2017. -Vol. 39, № 1. - P. 199-207.

40. Li X., Barnes D., Khan I. A New Lignan Glycoside from Eleutherococcus senticosus // Planta Med. - 2001. -Vol. 67, № 8. - P. 776-778.

41. Lucas R.M. Eleuthero (Siberian ginseng) Health Herb of Russia. - Spokan (WA): R&M Books, 1973. -41 p.

42. Nörr H., Phytochemische und pharmakologische Untersuchungen der Adaptogendrogen Eleutherococcus senticosus, Ocimum sanctum, Codonopsis pilosula, Rho-diola rosea und Rhodiola crenulata : dissertation thesis. PhD. - München, 1993. - 228 p.

43. Panossian A. Adaptogens, Tonic Herbs for Fatigue and Stress // Natural Pharmacy. - 2003. - Vol. 7, № 4. -P. 19-20.

44. Panossian A. Wagner H. Adaptogens. A review of their History, Biological Activity, and Clinical Benefits // HerbalGram. - 2011. - Vol. 67, № 8. - P. 776-778.

45. Panossian A., Wikman G., Wagner H. Plant Adap-togens III. Earlier and More Recent Aspects and Concepts on Their Mode of Action // Phytomedicine. - 1999. -Vol. 6, № 4. - P. 287-299.

46. Sun Y.L., Liu L.D., Hong S.K. Eleutherococcus senticosus as a crude medicine: Review of biological and pharmacological effects // Journal of Medicinal Plants Research. - 2011. - Vol. 5, № 25. - P. 5946-5952.

47. Zhang A., Liu Z., Sheng L., Wu H. Protective effects of syringin against lipopolysaccharide-induced acute lung injury in // J Surg Res. - 2017. - Vol. 209. -P. 252-257.

Координаты для связи с авторами: Комарова Айталыына Куо Александровна - аспирант кафедры фармации и фармакологии ДВГМУ, тел. +7-999-976-92-47, e-mail: aytakom26@gmail.com; Степанова Татьяна Алексеевна - д-р фарм. наук, профессор кафедры фармации и фармакологии ДВГМУ

□□□

УДК 615.15:614.23.25 М.С. Соболева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДВГМУ К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ФАРМАЦИЯ»

Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Резюме

Переход к процедуре аккредитации фармацевтических специалистов позволяет выпускникам после окончания университета работать в аптечных учреждениях, в том числе осуществлять функцию консультирования пациентов. Для профессионального оказания этой услуги в будущем, необходима соответствующая подготовка студентов с использованием симуляционных технологий. В 2015-2017 годах для студентов пятого курса факультета фармации и

биомедицины ДВГМУ была введена дисциплина «Фармацевтическое консультирование». Результаты первичной аккредитации в 2016 и 2017 годах показали целесообразность ее изучения и позволили выявить основные проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении практической деятельности. Особое внимание при составлении ситуационных задач и алгоритмов в рамках введенной дисциплины, должно уделяться опросу пациента о его состоянии здоровья, жалобах, наличии сопутствующих патологий или применения им препаратов, возможностям пояснения действий лекарственных средств и упоминания о необходимости посещения врача.

Ключевые слова: аккредитация, фармация, фармацевтическое консультирование, подготовка специалистов, учебный процесс.

MS. Soboleva

IMPROVEMENT OF TRAINING PROCESS OF GRADUATES OF THE FESMU PREPARING THEM FOR PRIMARY ACCREDITATION IN «PHARMACY»

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

The procedure of accreditation of pharmaceutical students allows graduates to work after university graduation. They can work in the pharmaceutical organizations, having the right to consult patients. The skill to consult patients must be trained with the help of simulation technologies. In 2015-2017 the fifth year students of the pharmaceutical and biomedicine faculty of the FESMU started to study a new subject «Pharmaceutical counseling». The results of primary accreditation in 2016 and 2017 showed expediency of this subject, it helped to identify the main problems that can arise at practicing pharmacy. Special attention should be paid to case studies and algorithms within the studied subject and to a proper patients' questioning about his state of health, complaints, co morbid pathologies or usage of medications. A pharmacist should also be able to explain how medications work and that it is necessary to visit a doctor before taking any medication.

Key words: accreditation, pharmacy, pharmaceutical consultation, training of specialists, educational process.

Фармацевтическое консультирование является одним из базовых элементов концепции Надлежащей Аптечной Практики (GPP) [4, 5, 7]. До 2015 года полноценное информирование пациентов в аптечных учреждениях являлось одним из конкурентных преимуществ или возможностью расширения перечня дополнительных услуг [1-3]. Со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 № 389-Ф3 был регламентирован переход к процедуре аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Одним из базовых навыков, демонстрируемых выпускниками по специальности «Фармация» является профессиональное фармацевтическое консультирование пациентов. При этом, подготовка к процедуре аккредитации по практическим навыкам «Приемочный контроль, хранение лекарственных средств и первичный учет», «Фармацевтическая экспертиза рецепта» осуществляется в рамках изучения дисциплины «Управление и экономика фармации», по умению «Изготовление» - при изучении дисциплины «Фармацевтическая технология», а обучение навыку «Фармацевтическое консультирование» лишь частично рассматривается на дисципли-

Материалы

Проведен анализ 74 протоколов первичной аккредитации выпускников ДВГМУ по практическому навыку «Фармацевтическое консультирование». Анализ охватил результаты 100 % аккредитуемых за исследуемый период. Объем выборки в 2016 году составил 29 протоколов, в 2017 году - 47 протоколов. Обработка первичного материала проводилась с использованием программы Microsoft Office Excel 2015, статистическая обработка данных проводилась с использованием па-

Результаты и

За исследуемый период времени ответы аккредитуемых были удовлетворительными по большинству

нах «Фармакологи®» и «Клиническая фармакология» [6, 8, 9]. Поэтому, с целью полноценной подготовки к процедуре первичной аккредитации и, в дальнейшем, к осуществлению практической деятельности, необходима оптимизация процесса подготовки выпускников. С 2015 года на базе факультета фармации и биомедицины ДВГМУ в учебный план студентов 5-го курса введена дисциплина «Фармацевтические консультирование» на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации ДВГМУ (учебная аптека) в объеме 16 лекционных часов и 32 аудиторных часов. В рамках изучения данной дисциплины со студентами обсуждаются, моделируются, воссоздаются наиболее распространенные случаи обращения пациентов в аптечные организации, рассматриваются основные алгоритмы осуществления персонифицированного фармацевтического консультирования и информирования [10, 11]. Одним из вариантов совершенствования учебного процесса является оценка целесообразности и результативности внедрения дисциплины, а также анализ результатов первичной аккредитации выпускников по специальности «Фармация» в 2016 и 2017 годах.

и методы

кета SPSS 22 (русскоязычная версия). При проведении статистического анализа были использованы одновы-борочный критерий Колмогорова-Смирнова (принадлежность результатов к нормальному распределению), и критерий Манна - Уитни (для независимых выборок). Нулевая гипотеза о том, что распределение является одинаковым для обеих выборок, отклонялась при асимптотической значимости <0,05.

обсуждение

оцениваемых параметров. Наиболее частыми ошибками в 2016 году в первом блоке вопросов практического

навыка «Фармацевтическое консультирование» были отсутствие упоминаний о необходимости посещения врача и уточнения особых характеристик пациента (возраст, беременность, кормление грудью, наличие хронических и других заболеваний). В 2016-2017 учебном году при изучении дисциплины данным вопросам уделялось особое внимание при разборе ситуационных задач, что положительно отразилось на итогах аккредитации в 2017 году (рис. 1).

Снижение доли удовлетворительных ответов на умение «Определение проблемы пациента», вероятно, связано с тем, что паспорт станции в 2016 году был опубликован накануне начала процедуры аккредитации, а в 2017 был известен заранее. При этом цепочки задач не были изменены, что привело к запоминанию и выучиванию выпускниками десяти ситуационных задач, и непроизвольному преждевременному переходу к рекомендации препаратов минуя вопросы о состоянии пациента. Данное упущение было учтено профессорско-преподавательским составом в процессе обучения в 2017-2018 учебном году. Основную трудность для аккредитуемых представляет объяснение механизма действия препарата (фармакодинамики) на «доступном» для пациента уровне, то есть с исключением сложных медицинских терминов и понятий.

Рис. 1. Результаты удовлетворительных ответов аккредитуемых в первом блоке вопросов

Второй блок вопросов посвящен характеристикам рекомендуемых пациентам лекарственных препаратов (рис. 2).

В связи с внесением в 2016-2017 учебном году соответствующих изменений в тематику практических занятий, удалось значительно повысить процент удовлетворительных ответов по умениям: предложение альтернатив безрецептурных лекарственных препаратов, а также обоснование своих предложений. Тем не менее, значительно снизилась частота опроса пациентов о применяемых препаратах и взаимодействии лекарственных средств. Сложившаяся ситуация явилась основой для внесения в 2017-2018 учебном году соответствующих корректив при изучении дисциплины студентами 5 курса.

Третий блок вопросов оценки практического навыка был посвящен соблюдению требований нормативно-правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность (рис. 3).

В 2016-2017 учебном году в информационном блоке дисциплины особое внимание уделялось ассортименту лекарственных препаратов, выбору альтернатив и обоснованию предложений пациентам. Перераспределение тематики ситуационных задач привело к снижению доли удовлетворительных ответов по навыку предложения оплаты покупки и упоминания о необходимости посещения врача. В показателе время, затраченное на консультацию, отсутствовали статистически значимые отличия: 3,37±0,14 минуты в 2016 году и 3,56±0,10 минуты в 2017 году (р=0,054). В целом, эксперты отметили статистически значимое повышение профессионализма демонстрируемых навыков у аккредитуемых. В 2017 году наблюдалось 100 % прохождение второго этапа первичной аккредитации по специальности «Фармация» с первой попытки. Полученные данные доказывают рациональность внедрения дисциплины в учебный процесс.

Рис. 2. Результаты удовлетворительных ответов аккредитуемых во втором блоке вопросов Примечание. * - р<0,05 отличия статистически значимы.

Рис. 3. Результаты удовлетворительных ответов аккредитуемых в третьем блоке вопросов

Примечание. * - р< 0,05 отличия статистически значимы.

Внедрение дисциплины «Фармацевтическое консультирование» на базе центра симуляционного обучения и аккредитации ДВГМУ в учебный процесс позволяет существенно повысить качество подготовки выпускников по специальности «Фармация». При формировании теоретического блока дисциплины необходимо уделить особое внимание совершенствованию навыка опроса пациента о симптомах, жалобах, характеристиках состояния его здоровья. Практические задачи должны быть подобраны и

составлены с учетом наиболее распространенных ситуаций, с которыми пациенты обращаются в аптечные учреждения, а также последствий одновременного применения препаратов, лекарственных взаимодействий. Для осуществления профессионального консультирования важно обучать будущих

специалистов возможностям упрощения клинических терминов и формулировок. В учебном процессе целесообразно постоянно акцентировать внимание студентов на необходимости упоминания пациентам о посещении врача.

Литература

1. Аджиенко В.Л., Андреева И.Н., Микаэлян М.Ф., Тимурзиева А.Х., Цахаева К.Г. Роль провизоров в оказании консультационных услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=23239 (дата обращения: 06.12.2017).

2. Антропова Г.А., Иванова М.А. Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек // Символ науки. -2016. - № 5-3 (17). - С. 202-205.

3. Безменова Д.Д. Мнение покупателей о реализации стандарта надлежащей аптечной практики// Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013. -№ 3. - С. 697.

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 403н от 11 июля 2017 r. «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1037 от 11 августа 2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)».

7. Тарасова Е.Н. Фармацевтическая помощь и консультирование посетителей аптек // Вестник фармации. - 2006. - № 4 (34). - С. 16-23.

8. Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Эльяшевич Е.Г. Новые функции провизора на современном этапе развития фармации // Вестник ВГМУ - 2015. - № 14 (1). - С. 6-11.

11. Ягудина Р.И., Комиссинская И.Г., Аринина Е.Е., Кондратьева Б.Б. Лекарственная информация: результаты социологического опроса потребностей пациентов и позиции врачей и провизоров // Ремедиум. - 2015. - № 3. - URL: http://www.remedium. ru/state/detail.php?ID=66169 (дата обращения: 15.02.2017).

Literature

1. Adzhienko VL., Andreeva I.N., Mikaelyan M.F., Timurzieva A.Kh., Tsakhaeva K.G. Pharmacists' role in advisory engagement // Modern Problems of Science and Education. - 2015. - № 2-2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23239 (Date of the access: 6.12.2017).

2. Antropova G.A., Ivanova M.A. Pharmaceutical consultation. Opinion of consumers of medicines on the role of drugstores // Symbol of Science. - 2016. - № 5-3 (17). - P. 202-205.

3. Bezmenova D.D. Opinion of customers on the implementation of the standard of good pharmacy practice // Bulletin of Medical Internet Conferences. -2013. - № 3. - P 697.

4. Order №. 647n of 31.08.2016 of the Ministry of Health of the Russian Federation «On the approval of Rules of good pharmaceutical practice of drugs for medical application».

5. Order № 403n of 11.07.2017 of the Ministry of Health of the Russian Federation «On the approval of Rules of realization of drugs for medical application, including immunobiological drugs, by the pharmaceutical organizations and individual entrepreneurs licensed for pharmaceutical activities».

6. Order № 1037 of 11.08.2016 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation «On the approval of the Federal State Educational Standard of the higher education in 33.05.01 Pharmacy («specialist's degree» program)».

7. Tarasova E.N. Pharmaceutical aid and consultation for drugstores' customers // Pharmacy Bulletin. - 2006. -№ 4 (34). - P. 16-23.

8. Federal Law № 323 of 21.11.2011 «On the basis of public health protection in the Russian Federation».

9. Federal Law № 389-FZ of 29.12.2015 «On Introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».

10. Elyashevich E.G. New functions of a pharmacist at the present stage of development of pharmacy // Bulletin of VSMU. - 2015. - № 14 (1). - P. 6-11.

11. Yagudina R.I., Komissinskaya I.G., Arinina E.E., Kondratieva B.B. Drug information: results of the patient demand and doctor/pharmacist opinion poll // Remedium. - 2015. - № 3 - URL: http://www.remedium. ru/state/detail.php?ID=66169 (date of the access: 15.02.2017).

Координаты для связи с авторами: Соболева Мария Сергеевна - доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии ДВГМУ, тел. +7-914-203-08-28, e-mail: martimser@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.