УДК 615.15:364.044
МИРОВАЯ ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Соболева М.С., Амелина И.В.
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет», г. Хабаровск, Российская Федерация
Аннотация. В статье приведен обзор заграничных исследований об обязанностях и возможностях фармацевтических работников при проведении терапии, диагностики заболеваний, участии в совместном принятии решений с медицинскими специалистами, контроле эффективности и безопасности лечения. Рассмотрены профессиональные функции аптечных работников, проблемы и отношение пациентов к консультациям, а также мнения врачей об участии фармацевтов в лечении больных. По данным обзора выделены перспективные для Российской Федерации направления подготовки и деятельности будущих специалистов, а также повышения квалификации работников аптек в связи с вступлением в силу нового Федерального государственного образовательного стандарта и переходом к процедуре аккредитации.
Ключевые слова: фармация, консультирование, пациенты, услуги, конкурентные преимущества, профессиональный стандарт.
Введение. Понятие фармацевтической помощи, как и консультирования, не являются новыми для фармацевтической индустрии Российской Федерации. Ещё в 2006 году Всемирной организацией здравоохранения (WHO) и Международной Фармацевтической Федерацией были опубликованы рекомендации под названием «Developing pharmacy practice - A focus on patient care» [1]. Данный документ определил вектор развития фармацевтической помощи в развивающихся странах в сторону конкретного пациента. В то же время, фармацевтическое консультирование является одним из базовых элементов концепции Надлежащей Аптечной Практики (GPP) -правил организации аптечной деятельности в отношении обеспечения ответственного самолечения, содействия надлежащему прописыванию и применению лекарственных средств, пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваемости.
Во всем мире учеными и специалистами активно обсуждаются роль и функционально-должностные обязанности фармацевтических
работников. Основными объектами исследования в данной области являются:
1. Работники аптек при медицинских организациях (Стационарные аптеки).
2. Клинические фармацевты (создание всестороннего плана медикаментозного лечения совместно с другими специалистами, работа в медицинских организациях).
3. Амбулаторная фармация (помощь в лечении хронических заболеваний, различные предписания, некоторая диагностика).
4. Фармацевтическое консультирование (обзор режима лечения, познавательные услуги).
Фармацевтическое консультирование может осуществляться, как штатными специалистами на регулярной основе, и при заключении договора/контракта, а также возможным вариантом являются разовые услуги, вахтовый метод, телемедицина и т.д.
Основные функции и задачи фармацевтического консультирования во всем мире значительно отличаться в зависимости от страны, стандартов подготовки специалистов, развития
—--—
отрасли. Для Российской Федерации, в связи с востребованностью, данная сфера деятельности получает все большее распространение, но, к сожалению, часто сводится только к информированию о некоторых безрецептурных препаратах, а также изделиях медицинского назначения, пара-фармацевтике и т.д. Ситуация осложняется отсутствием предметного нормативно-правового регулирования, а также разнообразием внутренних, локальных документов, регламентирующих работу сотрудников конкретной организации.
Внедрение и применение зарубежного опыта фармацевтического консультирования позволяет создать конкурентные преимущества аптечных организаций в условиях динамично развивающегося рынка, а также обеспечить персонализированный подход к пациенту, улучшить качество фармацевтической помощи и удовлетворенности ею.
Материалы и методы. Обзор и анализ современных исследований в области фармацевтической практики и функций аптечных работников, опубликованных в международных базах данных (РИНЦ, PubMed, Scopus, Cochrane Library и т.д.)
Обзор и обсуждение проблемы. Уровень участия фармацевтических работников в процессе лечения пациентов различный и значительно варьирует от страны и самой организации. Так, например, в Washington State University реализуется совместное ведение на этапе амбулаторной и домашней помощи, оценки боли и побочных эффектов, указания на необходимость посещения узкого специалиста [2]. В университетах Флориды и Колорадо проводилось исследование совместной работы врача и фармацевта с целью повышения эффективного контроля артериального давления у пациентов [3]. В Массачусетсе был применен опыт консультации фармацевта для упрощения схем терапии, повышения приверженности пациентов к применению препаратов, образования и обучения пожилых пациентов с высоким риском фатальных осложнений [4].
Показательна совместная работа клинических фармацевтов при консультировании больных с диабетом и/или гиперлипидемией, где была доказана высокая приверженность и эффективность назначенной терапии [5]. В Южной Калифорнии клинические фармацевты участвовали в
выявлении пациентов с сахарным диабетом и патологиями коронарных артерий [6]. Перспективным является исследование, проведенное в городах Дейтон и Цинциннати (штат Огайо, США), где фармацевтами был произведен скрининг симптомов депрессии с использованием специализированного опросника [7]. При этом также в США обсуждается, что менее экономически затратные телефонные фармацевтические консультации могут снизить затраты на здравоохранение [8]. Так в Квинсленде фармацевтами проводились телеконсультации по дерматологическим заболеваниям, причем на следующем этапе пациент контролировался доктором. Полное соглашение между фармацевтами и дерматологом было умеренным, что доказывает возможность и перспективность применения современных технологий, в условиях низкой доступности медицинской или фармацевтической помощи [9].
В Китае работает служба клинической фармации, где специалисты участвуют в выборе терапевтического режима, предотвращении ошибок, оценивают возможность снижения стоимости [10]. Данные социологического опроса в Гонконге продемонстрировали, что 68 % пациентов консультируются с фармацевтом при покупке препаратов безрецептурного отпуска, что доказывает роль работника аптек в концепции ответственного самолечения [11]. В Японии в Suzuka University of medical science проводилось увеличения количества и углубление клинических фармацевтических исследований, обучения фармацевтов по медицинским направлениям. В университете Mie была создана фармацевтическая консультационная клиника [12].
В сельских сообществах Австралии и Новой Зеландии, где не всегда есть возможность и финансирования штатных специалистов, применили интересный опыт сессионных контрактов. Фармацевты консультировали сельские больницы еженедельно для повышения качества медицинской помощи оказываемой на этапе стационара, информирования персонала о препаратах, помощи по вопросам аккредитации и научным исследованиям [13-15]. В Мельбурне фармацевты консультировали в отдельных кабинетах при больнице или на дому, с целью повышения приверженности к терапии, при этом пациенты отмечали удовлетворенность консультациями фармацевта [16-17].
—---
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
В Монреальском университете в Канаде оценивали возможность использования модели соучастия фармацевта-врача, с целью уменьшения количества назначений препаратов с высоким риском развития нежелательных побочных реакций у пожилых пациентов в стационаре [18].
В Женеве, с целью оценки риска осложнений при применении лекарственных препаратов, проводилось 6-месячное исследование. Пациенты посещались клиническим фармацевтом и фармакологом. Такой опыт был положительно оценен лечащими врачами [19]. В Лиссабоне в некоторых аптеках применен опыт небольших совместных терапевтических исследований, контроля эффективности терапии, приверженности и лояльности пациентов [20; 21].
В мультицентровом европейском исследовании участвовали 24 аптеки в Голландии и 41 аптека в Болгарии. Фармацевты оценивали приверженность пациентов с хронически заболеваниями. Полученные данные продемонстрировали удовлетворённость консультацией и рекомендациями специалистов [22].
В Соединенном Королевстве (Южная Англия) медсестрами и фармацевтам проводились предназначения пациентам, кроме этого практиковалось участие в совместном принятии решений относительно больных. Полученные данные демонстрировали высокую удовлетворенность пациентов исходом терапии и перспективность такого вида оказываемых услуг [23]. Вообще в Великобритании у фармацевтов допускается право выписывания рецептов в соответствии с планом лечения хронического больного (составляется врачом), а также в рамках ограниченного перечня препаратов. Для этого фармацевт должен пройти обучение по фармакологии и терапии в объеме 25 дней теоретических и 12 дней практических занятий [24].
Исследования о роли фармацевта и взаимоотношениях с врачом проводятся даже в развивающихся странах. Так во всех больницах в Асмаре (Эритрея, восточная Африка) большинство опрошенных докторов считают, что фармацевты не полностью используют потенциал в контроле за пациентом и согласны с перепрофессионализацией таких специалистов [25]. Социологическое
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специально-
исследование, проведенное на западном берегу реки Иордан (Палестина), продемонстрировало, что большинство врачей считает рациональными фармацевтические консультации (например, обучение пациентов хранению и правильному режиму применения) [26].
В Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 «Фармация»1 к профессиональным компетенциям выпускников относится способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам, и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению. Кроме этого одним из базовых навыков, демонстрируемых специалистом по при прохождении аккредитации, является профессиональное фармацевтическое консультирование пациентов.
Выводы и заключение. Во всем мире большой интерес вызывают исследования о роли фармацевтических работников и их месте в терапии пациентов. Безусловно, одной из самых интересных, но пока нереализованных на территории Российской Федерации, остаётся отрасль клинической фармации и совместных усилий врача и провизора над созданием коллегиального плана лечения.
Относительно новой для нашей страны является и услуга фармацевтического консультирования, но в силу совершенствования подготовки специалистов и повышения их квалификации, данное направление является перспективным. Поэтому при подготовке будущих специалистов для работы в аптечных организациях, целесообразно применять опыт зарубежных стран в области расширения знаний по клиническим дисциплинам, получения навыков общения с пациентом, работы с опросниками, использование телекоммуникаций. В условиях современного фармацевтического рынка возможно закрепление данных обязанностей за конкретным сотрудником или привлечение сторонних, обученных и подготовленных консультантов в медицинские и социальные организации. Исследователи сходятся во мнении о необходимости работы фармацевта с
сти 33.05.01 Фармация (уровень специалитета); Приказ Министерства образования и науки РФ № 1037 от 11 августа 2016 г.// Российская газета. 2016 г. 12 сентября
—--—
каждым пациентом индивидуально, то есть осуществление персонифицированного подхода. Также активно обсуждается возможное снижение нагрузки на бюджет, снижение затрат страховых компаний и самих пациентов, в связи с доступностью фармацевтической консультации. Работа фармацевтических консультантов в целом во всем мире оценивается положительно, как медицинскими специалистами, так и самими пациентами. Одним из возможных вариантов сотрудничества аптек и врачей может стать совместный контроль эффективности проводимой фармакотерапии, а так же работа по повышению приверженности пациентов с хроническими заболеваниями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Developing pharmacy practice - a focus on patient care. WHO/PSM/PAR/2006.5, p. 87. URL: http ://www. who.int/medicines/publica-tions/WHO_PSM_PAR_2006.5.pdf (Дата обращения: 12.02.2017)
2. Clark J.A. Assessed Value of Consultant Pharmacist Services in a Home Health Care Agency//Consult Pharm, 2016, Mar;31(3), pp.161-7.
3. Smith S.M. Physician Acceptance of a Physician-Pharmacist Collaborative Treatment Model for Hypertension Management in Primary Care//J Clin Hyper-tens (Greenwich), 2015, Sep;17(9), pp.686-91.
4. Bartlett D. Pharmacist consultations: simplifying daily drug regimens and providing education on fall risk for older adults//Consult Pharm, 2015, Mar;30(3), pp.14152.
5. Hetro A. Clinical pharmacists supporting patients with diabetes and/or hyperlipidemia in a military medical home// J Am Pharm Assoc (2003), 2015, Jan-Feb;55(1), pp.73-6.
6. Spence M.M. Evaluation of an outpatient pharmacy clinical services program on adherence and clinical outcomes among patients with diabetes and/or coronary artery disease// J Manag Care Spec Pharm, 2014, 0ct;20(10), pp.1036-45.
7. Rosser S. Development, implementation, and evaluation of a pharmacist-conducted screening program for depression//J Am Pharm Assoc (2003), 2013, Jan-Feb;53(1), pp.22-9.
8. Ward M.A. Pharmacist-provided telephonic medication therapy management in an MAPD plan//Am J Manag Care, 2011, Oct 1;17(10), pp.399-409.
9. Manahan M.N. Teledermatology in pharmacies: a pilot study// J Telemed Telecare, 2011, №17(7), pp.3926.
10. Chen B. Clinical pharmacy service practice in a Chinese tertiary hospital//Drug Metab Pers Ther, 2015, Dec;30(4), pp.215-30.
11. You J.H. Public perception on the role of community pharmacists in self-medication and self-care in Hong Kong//BMC Clin Pharmacol, 2011, Nov 25, pp.11:19.
12. Ooi K. Key points in clinical pharmaceutical education and research, as seen from pharmaceutical consultation clinic s//Yakugaku Zasshi, 2015, №135(2), pp.1814.
13. Tan A.C. Exploring example models of cross-sector, sessional employment of pharmacists to improve medication management and pharmacy support in rural hospitals// Rural Remote Health, 2015, Oct-Dec;15(4): p. 3441.
14. Tan A.C. Cross-sector, sessional employment of pharmacists in rural hospitals in Australia and New Zealand: a qualitative study exploring pharmacists' perceptions and experiences//BMC Health Serv Res, 2014, Nov 13, pp.14:567.
15. Smith J.D. A national study into the rural and remote pharmacist workforce//Rural Remote Health, 2013, Apr-Jun;13(2), p. 2214.
16. Tan E.C. Pharmacist consultations in general practice clinics: the Pharmacists in Practice Study (PIPS)//Res Social Adm Pharm, 2014, Jul-Aug;10(4), pp.623-32.
17. Tan E. An exploration of the role of pharmacists within general practice clinics: the protocol for the pharmacists in practice study (PIPS)//BMC Health Serv Res, 2012, Aug 9;12, p.246.
18. Arvisais K.A Pharmacist-Physician Intervention Model Using a Computerized Alert System to Reduce High-Risk Medication Use in Elderly Inpatients//Drugs Aging, 2015, Aug;32(8), pp.663-70.
19. Guignard B. Drug-related problems identification in general internal medicine: The impact and role of the clinical pharmacist and pharmacologist//Eur J Intern Med, 2015, Jul;26(6), pp.399-406.
20. Patricia Antunes L. How pharmacist-patient communication determines pharmacy loyalty? Modeling relevant factors//Res Social Adm Pharm, 2015, Jul-Aug;11(4), pp.560-70.
21. Pelicano-Romano J. Do community pharmacists actively engage elderly patients in the dialogue? Results from pharmaceutical care consultations//Health Expect, 2015, Oct;18(5), pp.1721-34.
22. Geurts M.M. The evaluation of patient self-completion concordance forms used in community pharmacy: a comparison of two European countries//Int J Pharm Pract, 2014, Jun;22(3), pp.186-92.
23. Weiss M.C. Solicitations in GP, nurse and pharmacist prescriber consultations: an observational study//Fam Pract, 2013, Dec;30(6), pp.712-8.
24. Солонинина А.В. Роль фармацевтического работника как консультанта по применению ЛС должна возрастать//Фармацевтический вестник. -2008. - №36. - С. 34.
25. Awalom M.T. Physicians' views on the professional roles of pharmacists in patient care in Eritrea//Int J Clin Pharm, 2013, Oct;35(5), pp. 841-6.
26. Khdour M.R. Physicians' perceptions, attitudes and expectations regarding the role of hospital-based pharmacists in the West Bank, Palestine//Int J Pharm Pract, 2013, Jun;21(3), pp.178-84.
WORLD PRACTICE OF PERFORMANCE OF PROFESSIONAL FUNCTIONS OF PHARMACISTS
Soboleva M.S., Amelina I. V.
The Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Russian Federation
Annotation. The overview of foreign researches about duties and opportunities of pharmaceutical specialists, when performing therapy, diagnosis of diseases, participation in joint decision-making with medical specialists, performance monitoring and safety of treatment is provided in article. Professional functions of pharmacists, problems and the relation of patients to such consultations, and opinions of doctors on participation of druggists in treatment of patients are considered. According to the overview, advanced trainings of specialists of drugstores in connection with entry into force of the new Federal state educational standard and conversion to the procedure of accreditation are allocated perspective for the Russian Federation education and activity of future specialists.
Key words: pharmacy, consultation, patients, services, competitive advantages, professional standard
REFERENCES
1. Developing pharmacy practice - a focus on patient care. WHO/PSM/PAR/2006.5, p. 87. URL: http ://www. who.int/medicines/publica-tions/WHO_PSM_PAR_2006.5.pdf (Accessed 12 February 2017)
2. Clark J.A. Assessed Value of Consultant Pharmacist Services in a Home Health Care Agency//Consult Pharm, 2016, Mar;31(3), pp.161-7.
3. Smith S.M. Physician Acceptance of a Physician-Pharmacist Collaborative Treatment Model for Hypertension Management in Primary Care//J Clin Hypertens (Greenwich), 2015, Sep;17(9), pp.686-91.
4. Bartlett D. Pharmacist consultations: simplifying daily drug regimens and providing education on fall risk for older adults//Consult Pharm, 2015, Mar;30(3), pp.14152.
5. Hetro A. Clinical pharmacists supporting patients with diabetes and/or hyperlipidemia in a military medical home// J Am Pharm Assoc (2003), 2015, Jan-Feb;55(1), pp.73-6.
6. Spence M.M. Evaluation of an outpatient pharmacy clinical services program on adherence and clinical outcomes among patients with diabetes and/or coronary artery disease// J Manag Care Spec Pharm, 2014, 0ct;20(10), pp.1036-45.
7. Rosser S. Development, implementation, and evaluation of a pharmacist-conducted screening program for
depression//J Am Pharm Assoc (2003), 2013, Jan-Feb;53(1), pp.22-9.
8. Ward M.A. Pharmacist-provided telephonic medication therapy management in an MAPD plan//Am J Manag Care, 2011, Oct 1;17(10), pp.399-409.
9. Manahan M.N. Teledermatology in pharmacies: a pilot study// J Telemed Telecare, 2011, №17(7), pp.3926.
10. Chen B. Clinical pharmacy service practice in a Chinese tertiary hospital//Drug Metab Pers Ther, 2015, Dec;30(4), pp.215-30.
11. You J.H. Public perception on the role of community pharmacists in self-medication and self-care in Hong Kong//BMC Clin Pharmacol, 2011, Nov 25, pp.11:19.
12. Ooi K. Key points in clinical pharmaceutical education and research, as seen from pharmaceutical consultation clinic s//Yakugaku Zasshi, 2015, №135(2), pp.1814.
13. Tan A.C. Exploring example models of cross-sector, sessional employment of pharmacists to improve medication management and pharmacy support in rural hospitals// Rural Remote Health, 2015, Oct-Dec;15(4): p. 3441.
14. Tan A.C. Cross-sector, sessional employment of pharmacists in rural hospitals in Australia and New Zealand: a qualitative study exploring pharmacists' perceptions and experiences//BMC Health Serv Res, 2014, Nov 13, pp.14:567.
15. Smith J.D. A national study into the rural and remote pharmacist workforce//Rural Remote Health, 2013, Apr-Jun;13(2), p. 2214.
—--—
16. Tan E.C. Pharmacist consultations in general practice clinics: the Pharmacists in Practice Study (PIPS)//Res Social Adm Pharm, 2014, Jul-Aug;10(4), pp.623-32.
17. Tan E. An exploration of the role of pharmacists within general practice clinics: the protocol for the pharmacists in practice study (PIPS)//BMC Health Serv Res, 2012, Aug 9;12, p.246.
18. Arvisais K.A Pharmacist-Physician Intervention Model Using a Computerized Alert System to Reduce High-Risk Medication Use in Elderly Inpatients//Drugs Aging, 2015, Aug;32(8), pp.663-70.
19. Guignard B. Drug-related problems identification in general internal medicine: The impact and role of the clinical pharmacist and pharmacologist//Eur J Intern Med, 2015, Jul;26(6), pp.399-406.
20. Patricia Antunes L. How pharmacist-patient communication determines pharmacy loyalty? Modeling relevant factors//Res Social Adm Pharm, 2015, Jul-Aug;11(4), pp.560-70.
21. Pelicano-Romano J. Do community pharmacists actively engage elderly patients in the dialogue? Results
from pharmaceutical care consultations//Health Expect, 2015, Oct;18(5), pp.1721-34.
22. Geurts M.M. The evaluation of patient self-completion concordance forms used in community pharmacy: a comparison of two European countries//Int J Pharm Pract, 2014, Jun;22(3), pp.186-92.
23. Weiss M.C. Solicitations in GP, nurse and pharmacist prescriber consultations: an observational study//Fam Pract, 2013, Dec;30(6), pp.712-8.
24. Soloninina A.V. The role of the pharmacists as consultant for application of drugs has to increase//Phar-matsevticheskii vestnik - 2008. - №36. - pp. 34.
25. Awalom M.T. Physicians' views on the professional roles of pharmacists in patient care in Eritrea//Int J Clin Pharm, 2013, Oct;35(5), pp. 841-6.
26. Khdour M.R. Physicians' perceptions, attitudes and expectations regarding the role of hospital-based pharmacists in the West Bank, Palestine//Int J Pharm Pract, 2013, Jun;21(3), pp.178-84.