Научная статья на тему 'ОПЫТ УСПЕШНЫХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ УСПЕШНЫХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСПЕШНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Виктория Сергеевна, Ибрагимова Айзиля Ильбертовна, Кузнецов Максим Сергеевич

Необходимость изучения и применения опыта успешных практик организации образовательного процесса в деятельности учреждений среднего профобразования заключается в том, что ежегодно значимость одних профессий снижается, а других повышается, и поэтому не все специалисты востребованы на рынке труда. Все это относится и к массовой подготовке по определенным рабочим профессиям, поскольку только единицы смогут работать по специальности и оттачивать свое мастерство на производстве. Поэтому иметь определенную специальность это еще не значит быть профессионалом, необходимо соответствовать возрастающим требованиям в отношении уровня квалификации и усиливающей динамики трудовых функциональных полномочий в современном социуме. Все это формирует потребность в многофункциональном профессиональном специалисте. В настоящее время происходит реконструкция образовательной среды в сторону модернизации посредством нового ФГОС, который ориентирован на проведение педагогических изысканий в сфере методического сопровождения преподавательской деятельности, с применением инноватики в средствах, формах и методах обучающего и воспитательного процесса, непосредственно связанных с внедрением в среднее профессиональное образование цифровых образовательных и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Виктория Сергеевна, Ибрагимова Айзиля Ильбертовна, Кузнецов Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF SUCCESSFUL PRACTICES IN ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ACTIVITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The need to study and apply the experience of successful practices of organizing the educational process in the activities of secondary vocational education institutions lies in the fact that every year the importance of some professions decreases, while the importance of others increases, and therefore not all specialists are in demand in the labor market. All this also applies to mass training in certain working professions, since only a few will be able to work in their specialty and hone their skills in the workplace. Therefore, having a certain specialty does not yet mean being a professional; it is necessary to meet the increasing requirements in terms of the level of qualifications and the increasing dynamics of labor functional requirements in the modern society. All this forms the need for a multifunctional professional. Currently, the educational environment is being reconstructed in the direction of modernization, determined by the new Federal State Educational Standard, which is focused on conducting pedagogical research in the field of methodological support for teaching activities, using innovation in the means, forms and methods of the teaching and educational process, directly related to the introduction into secondary vocational education of digital educational and information technologies.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ УСПЕШНЫХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37 ББК 74.489

DOI: 10 .31862/1819-463X-2022-6-110-119

ОПЫТ УСПЕШНЫХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. С. Ермакова, А. И. Ибрагимова, М. С. Кузнецов

Аннотация. Необходимость изучения и применения опыта успешных практик организации образовательного процесса в деятельности учреждений среднего профобразования заключается в том, что ежегодно значимость одних профессий снижается, а других повышается, и поэтому не все специалисты востребованы на рынке труда. Все это относится и к массовой подготовке по определенным рабочим профессиям, поскольку только единицы смогут работать по специальности и оттачивать свое мастерство на производстве. Поэтому иметь определенную специальность - это еще не значит быть профессионалом, необходимо соответствовать возрастающим требованиям в отношении уровня квалификации и усиливающей динамики трудовых функциональных полномочий в современном социуме. Все это формирует потребность в многофункциональном профессиональном специалисте. В настоящее время происходит реконструкция образовательной среды в сторону модернизации посредством нового ФГОС, который ориентирован на проведение педагогических изысканий в сфере методического сопровождения преподавательской деятельности, с применением инноватики в средствах, формах и методах обучающего и воспитательного процесса, непосредственно связанных с внедрением в среднее профессиональное образование цифровых образовательных и информационных технологий.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), образовательный процесс, образовательные учреждения, студент, преподаватель, технология, инновационные технологии, успешная практика.

Для цитирования: Ермакова В. С., Ибрагимова А. И., Кузнецов М. С. Опыт успешных практик организации образовательного процесса в деятельности учреждений среднего профессионального образования // Наука и школа. 2022. № 6. С. 110-119. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-6-110-119.

© Ермакова В. С., Ибрагимова А. И., Кузнецов М. С., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

EXPERIENCE OF SUCCESSFUL PRACTICES IN ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ACTIVITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

V. S. Ermakova, A. I. Ibragimova, M. S. Kuznetsov

Abstract. The need to study and apply the experience of successful practices of organizing the educational process in the activities of secondary vocational education institutions lies in the fact that every year the importance of some professions decreases, while the importance of others increases, and therefore not all specialists are in demand in the labor market. All this also applies to mass training in certain working professions, since only a few will be able to work in their specialty and hone their skills in the workplace. Therefore, having a certain specialty does not yet mean being a professional; it is necessary to meet the increasing requirements in terms of the level of qualifications and the increasing dynamics of labor functional requirements in the modern society. All this forms the need for a multifunctional professional. Currently, the educational environment is being reconstructed in the direction of modernization, determined by the new Federal State Educational Standard, which is focused on conducting pedagogical research in the field of methodological support for teaching activities, using innovation in the means, forms and methods of the teaching and educational process, directly related to the introduction into secondary vocational education of digital educational and information technologies.

Keywords: secondary vocational education (SVE), educational process, educational institutions, student, teacher, technology, innovative technologies, successful practice.

Cite as: Ermakova V. S., Ibragimova A. I., Kuznetsov M. S. Experience of successful practices in organizing the educational process in the activity of secondary vocational education institutions. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 110-119. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-110-119.

На современном этапе в области среднего профессионального образования еще наблюдается противоречивость укоренившейся формализованной профессиональной системы образования в рамках узких специализаций в средних профессиональных учреждениях и существенного спроса на гибкую дифференцированную подготовку высококвалифицированных специалистов . Решение данного противоречия позволит преобразовать традиционную систему среднего профессионального образования (далее - СПО) в инновационную систему, обладающую уникальными внутренними возможностями горизонтальной и вертикальной интеграции профессиональных компетенций . Основным

целевым ориентиром СПО считается подготовка квалифицированных специалистов, которые способны эффективно профессионально функционировать по выбранной специальности и конкурировать на рынке труда . Успешные практики в области применения современных образовательных технологий ориентируются на дистанционное и индивидуальное обучение, а также вариативность образовательных технологий, академическую мобильность студентов средних профессиональных учреждений . Именно в данных учреждениях в настоящее время успешно применяются широкие возможности образовательных педагогических технологий в построении учебного процесса . По опыту успешных практик

основанием образовательного процесса становятся не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности при обучении данных дисциплин .

В сфере СПО в настоящее время наблюдаются достаточно существенные преобразования, которые в основном ориентируются на преобразование образовательного пространства в сторону модернизации, пересмотр ведущих функциональных полномочий в преподавательской практике .

В практическом аспекте осуществляется замена пассивных методов на активные и интерактивные методы для обучения студентов на профзанятиях в системе СПО. Важным направлением подготовки будущих специалистов считается применение различных форм, направленных на развитие личностной активности и заинтересованности в получении профессиональных навыков, в частности, мозговой штурм и круглые столы, разбор конкретных ситуаций и деловые ролевые игра, групповые дискуссии и пр . [1] .

В общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования образовательный процесс выстроен на основе интеграции программ профессионального обучения, в которых существенная роль отводится сформированности универсальных учебных действий, личностным, метапред-метным и предметным результатам, общим и профессиональным компетенциям .

В образовательном процессе на современном этапе большая часть традиционных форм обучения не утратили своей актуальности и продолжают выступать в качестве информаторов для передачи учебных сведений и формирования профессиональных умений, помимо этого они носят воспитательный характер, направленный на развитие у будущих специалистов эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

При этом главенствующая роль в самостоятельной работе студентов СПО принадлежит непосредственно педагогу обучающей группы, который должен быть наставником и корректором данной деятельности . Только благодаря этому в будущем обучающийся сам сможет критически анализировать свою деятельность, выстраивать именно тот путь, который необходим для решения определенной задачи . В целом образовательные учреждения СПО на основании условий, изложенных в Федеральных образовательных стандартах, обязаны обеспечить эффективное и оптимальное обучение, определяя социокультурные пространства на основании условий, необходимых для развития всесторонне развитой и социализированной личности . Внеаудиторная работа обязана сопровождаться методическим содержанием [2] .

Разработанные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования содержат высокие требования к современным выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений .

Система СПО содержит существенный информационный объем и четкие требования к формируемому практическому багажу знаний и умений, а также необходимых компетенций студентов в системе СПО . И многие современные учреждения среднего профессионального образования с данными нововведениями справляются, что определено высоким спросом специалистов рабочих специальностей на рынке труда с современным подходом к жизни. Непосредственно это связано с использованием в настоящее время цифровых технологий в области профессионального обучения, так как одними традиционными методами невозможно сформировать личность, востребованную как в личностном, так и в профессиональном плане, но и игнорировать их не стоит, поскольку они дают ту необходимую основу, на которой

строится вся система обучения, а современные технологии делают данную опору законченной и стабильной. Помимо этого, инновационные методы делают обучение мотивированным и увлекательным, а также способствуют лучшему усвоению учебного материала и самообразованию

В системе СПО как на учебных занятиях, так и в период производственной практики используются достаточно эффективные образовательные технологии, такие как технологии сотрудничества, к которым можно отнести «STL - обучение в команде», «learning together - учимся вместе» и пр ., технологии развития критического мышления, такие как «Таск-анализ», «Инсерт» и др ., технологии проблемного и личностно-ориентиро-ванного обучения, которые подразумевают интерактивные методы обучения: «Круг идей», «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Микрофон» и пр , а также другие информационные технологии, которые дают возможность обогатить знания, умения и навыки по учебным предметам и профессиональные компетенции, а также выработать необходимые личностные черты, которые будут способствовать формированию будущего специалиста и профессионально ориентированной личности, которая будет стремиться к успеху и профессиональному совершенствованию

Студенты в системе СПО на современном этапе достаточно активно используют различные гаджеты, помимо этого, в настоящее время практически все имеют персональный компьютер, посредством которого, используя различные сервисы Интернета, электронные учебники, готовятся к учебным и практическим занятиям . У современной молодежи, воспитанной на аудио- и видеопродуктах, компьютерных играх и пр , достаточно развита компьютерная культура и грамотность, поэтому многим из них интереснее сделать презентацию, чем от руки заполнить лекционный

материал, поэтому следует этим воспользоваться и сделать обучение более интерактивным и осознанным, благодаря самостоятельному поиску необходимой учебной информации на просторах Интернета При этом и лекции должны быть обязательным компонентом обучения, но все должно быть взаимосвязано: традиционные формы обучения сопровождаться инновационными, а работа с печатным изданием - с цифровыми ресурсами . Также необходимо направлять студентов на специализированные учебные сайты, которые содержат достоверную и необходимую информацию .

Информационная компетентность считается одним из основных критериев при приеме на работу. Данная компетентность представляет собой интегральное качество личности, которое характеризует умения решать проблемные вопросы и типичные практические задачи, которые могут возникнуть в повседневной жизнедеятельности и в будущей профессиональной деятельности, с использованием полученных знаний и опыта в стенах учреждений СПО, имеющихся ценностей и личностных качеств Для более успешного нахождения решений необходима компьютерная грамотность, в частности, опыт индивидуальной и групповой работы с использованием информационных технологий для достижения профессионально значимых задач и готовности к саморазвитию в области информационных технологий, что необходимо при дальнейшем обучении в вузах и для постоянного роста квалификации в профессиональной сфере деятельности [3] .

В процессе обучения общеобразовательным дисциплинам студенты СПО взаимодействуют с разнообразными информационными источниками, в частности, применяют следующие средства информационных технологий:

• технические средства общей направленности, которые достаточно активно применяются преподавателями и

мастерами профессионального обучения в учреждениях СПО: компьютер, диктофон, фото- и видеокамера, ТВ-тюнер, проекционный экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, копировальная машина и т. д . ;

• программные средства для осуществления учебного процесса: электронные учебники и учебные пособия;

• презентации с визуальным и звуковым сопровождением словесных форм образовательного процесса;

• компьютерный практикум с целью проведения семинарских, практических и лабораторных видов деятельности;

• дистанционное обучение для сопровождения самостоятельных видов учебной работы [4] .

Перестройка и совершенствование образовательного процесса должны затрагивать не только обучение студентов, но и профессионализм и желание развиваться самих педагогов . Педагоги СПО должны совершенствоваться и идти в ногу со временем, в частности, должны активно пользоваться интернет-ресурсами в своем методическом и профессиональном развитии. Интернет-ресурсы для преподавателей и мастеров производственного обучения в условиях СПО представляют большой объем методического багажа, поэтому использование их должно быть привычным элементом работы, независимо от возраста и от преподаваемых знаний и умений . Каждый учебный предмет и каждая практическая деятельность может преподноситься интересно и увлекательно для студентов, каждый педагог и мастер может расширить свой преподавательский диапазон посредством информационно-коммуникационных технологий

С появлением информационно-коммуникационных технологий не только учебный процесс приобрел новое качество, но и сама методика преподавания изменила свой статус и основную направленность, став движущей силой, которая становится более совершенной и

прогрессивной . Компьютерные технологии могут использоваться педагогами и мастерами на разных этапах обучения, к примеру, педагоги общеобразовательных дисциплин их могут применяить при закреплении материала, а мастера -при закреплении практического навыка или при проверке знаний алгоритма данного навыка. Различные разработки успешного опыта в данном направлении хранятся в электронных библиотеках, базах данных, хранилищах файлов и пр , при этом каждый педагог, методист и мастер может разработать свою технологию, которую также выкладывает в Интернете для общего пользования и как пример успешной практики, но после практической апробации

Так, включение мультимедиатехно-логий в работу учреждений СПО - ключевой аспект информатизации образовательного процесса. Повсеместная информатизация, в частности, всех форматов обучения, предоставляет возможности использовать различные способы представления информационных сведений как в числовом виде, так и в текстовом, графическом, анимационном, видео- и аудиоформатах . Мультимедиа в образовательной системе подразумевает использование компьютерных учебных программ, электронных учебников и учебных пособий, компьютерного моделирования, учебно-познавательных задач на различных интернет-ресурсах с последующим тестированием с самооценкой, компьютерных учебных игр, включая образовательные веб-страницы в сети Интернет

Основной формой использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и профессиональном обучении студентов учреждений СПО является проведение презентаций как при изучении нового материала со стороны педагога, так и при защите практических работ со стороны студентов, в деятельности мастеров профессионального обучения - это

наглядная демонстрация производственных процессов, к примеру, разбор инженерной конструкции и т д , а затем со стороны студентов - проведение демонстрационных экзаменов посредством интернет-ресурсов, выполнение индивидуальных и групповых проектов на семинарских занятиях, тестирование полученных знаний на интернет-платформах и пр

Применение мультимедиатехнологий в образовательном процессе в системе СПО на современном этапе подразумевает следующие преимущества в сравнении с традиционной формой обучения, которая еще сохранилась в отдельных средних образовательных учреждениях, в основном в регионах:

1) возможности применения цветного формата графической анимации, звукового и видеосопровождения, гипертекста и пр . ;

2) возможности постоянного обновления и размещения интерактивных веб-компонентов и тестовых рабочих тетрадей;

3) незначительные затраты на опубликование и распространение;

4) возможности копирования и переноса определенных компонентов для цитирования;

5) установление гиперсвязи с дополнительными источниками литературы и периодических изданий в электронных библиотеках или на образовательных сайтах

При использовании технологических инноваций в области проектной работы студентов в учреждениях СПО применяются проектные виды деятельности в широком понимании проблемных, творческих, информационных и коммуникационных задач, приобретая знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и осуществления усложняющихся практических проектов В частности, учебный материал учебных дисциплин «Основы этнографии», «Экологические основы природопользова-

ния» и пр , которые в основном отсутствуют в школьной и вузовской программе, хорошо усваивается студентами СПО и обладает междисциплинарными и практико-ориентированными особенностями . В процессе приобретения необходимых знаний, умений и навыков, а также компетенций студентами СПО исследуются информационные сведения о природе, природных объектах, природных процессах и явлениях . Именно с учреждений СПО началось внедрение в образовательный процесс краеведческого материала, который сейчас активно используется в школьном образовании и в некоторых институтских программах Именно в СПО данный материал активно используется в исследовательской работе и в разнообразных проектах студентов

Технологии критического мышления дает возможность студентам в сфере СПО в самостоятельном режиме осуществлять различные цели в области образования, а также активный поиск различных информационных сведений и определять необходимый багаж знаний, умений и навыков, а также профессиональных компетенций в условиях учреждений СПО

В успешных практиках в учреждениях СПО активно используются технологии критического мышления, что предоставляет возможность формировать у студентов СПО навыки исследовательской работы и управленческой деятельности в отношении информационных потоков .

Основными приемами в сфере технологий критического мышления считаются:

• кластер, который дает возможность охарактеризовать смысловые аспекты с учетом большого объема информационных сведений;

• оформление материала в графическом плане для синтеза приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций;

• выполнение заданий микрогруппами дает возможность повышать уровень

ответственности за собственный «участок» и развивать коммуникативное взаимодействие;

• использование приема незаконченных предложений способствует актуализации и концентрации внимания студентов в условиях СПО

Игровые технологии в условиях учреждений СПО включают большое число методов и приемов в организации педагогического процесса с применением разнообразных педагогических игр и игровых техник, включая игровые дидактические, деловые и ролевые технологии и техники, которые способствуют развитию у обучающихся учреждений СПО учебных и профессиональных компетенций.

Успешные практики в области организации образовательного процесса в работе средних профессиональных учреждений подразумевают наличие и функционал различных образовательных технологий в системе профессионального образования, которые предоставляют широкий спектр возможностей дифференцированного и индивидуализированного процесса построения учебной деятельности, с преобразованием функциональных полномочий как самих преподавателей, так и студентов СПО: преподаватели становятся консультантами, а студенты, становясь более самостоятельными, свободны в выборе направлений способов усвоения учебного материала Образовательные технологии определены повышением уровня эффективности образовательного и воспитательного процесса и направлены на конечную результативность образовательного процесса в системе СПО, что непосредственно представляет собой подготовку высококвалифицированного специалиста . К выпускнику средних профессиональных учреждений на современном этапе в силу востребованности рабочих специальностей предъявляют достаточно высокие требования при поступлении в высшее учебное заведение

или при трудоустройстве, ему предстоит оптимально быстро адаптироваться не только в новом трудовом коллективе, но и в сложностях профессиональных полномочий, то есть быть компетентным как в личностном, так и в профессиональном плане

Успешные практики организации образовательного процесса в деятельности учреждений СПО в основном применяют такие современные образовательные технологии, как:

1) технологии уровневой дифференциации обучения;

2) групповые технологии;

3) технологии компьютерного обучения;

4) игровые технологии;

5) технология проблемного и исследовательского обучения;

6) технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

7) педагогика сотрудничества .

Так, к примеру, в ГАПОУ «Елабужский политехнический колледж» (далее -ЕПК) в настоящее время стремятся использовать все вышеперечисленные современные образовательные технологии в спектре различных производственных профессиональных специальностей ЕПК считается современным образовательным учреждением, который осуществляет подготовку будущих производственных специалистов по различных рабочим специальностям . Практическая направленность обучающего процесса студентов - ведущее направление подготовки обучающихся ЕПК Существенная доля общепрофессиональных учебных дисциплин в ЕПК предусматривает проведение различных практических заданий, содержание которых определено выработкой различных умений и компетенций, которые требуются для достижения последующего практического опыта на производстве

Среднее профессиональное образование в настоящее время направлено

на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развивающего процесса и имеет цель подготовить персонал квалифицированного труда по различным основным направлениям общественно-полезной и востребованной трудовой деятельности, квалифицированных рабочих специальностей и специалистов среднего звена на основании социального заказа социума и государства, удовлетворение в расширении практико-ориентирован-ного образовательного процесса .

Организацию учебного процесса в ЕПК выстраивает педагогический совет, в частности, текущее планирование образовательного процесса осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе Также в данной деятельности задействован методический совет ЕПК, в который входят заведующие отделениями и цикловые методические комиссии

Базой практического освоения профессиональных специальностей выступают субъекты хозяйствования - партнеры ЕПК, так и различные организации по выбору самих студентов колледжа, где они смогут применить теоретические знания, полученные в колледже, и получить навыки на практике под руководством мастеров и наставников в производстве Естественно, что производственные предприятия по практике соответствуют профилю подготовки студентов, в большинстве основном практика проводится на тех предприятиях, в которые в дальнейшем приглашают выпускников колледжа на постоянное место работы, тем самым омолаживая и модернизируя свое предприятие молодыми кадрами

Итоговые показатели совместного взаимодействия периодически обсуждаются на научно-практических конференциях, помимо этого рассматриваются и разрабатываются меры в области повышения уровня качества образовательного процесса и выполнения практической деятельности непосредственно на

производстве Стоит заметить, что одним из аспектов деятельности ЕПК считается оказание помощи в трудоустройстве выпускников колледжа и адаптация молодых специалистов на рынке труда В первую очередь, колледж сотрудничает с Центром занятости, получая информационные сведения и вакантные места для выпускников колледжа, во вторую очередь большинство студентов получают предложение на работу от предприятий, на которых они проходили практику во время обучения . Итоговая результативность эффективного обучения в ЕПК заключается в высоком проценте трудоустроенных выпускников.

В номинации «Промышленные и инженерные технологии» грант получил ГАПОУ «Елабужский политехнический колледж» в размере 43 млн руб . Благодаря полученному гранту из бюджета федерального уровня на конкурсе «Промышленные и инженерные технологии» ГАПОУ «Елабужский политехнический колледж» и ОЭЗ «Алабуга» была обновлена материально-технический базис на основании требований к положениям WorldSkills Russia . Данный грант был использован в создании 5 мастерских: «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Ме-хатроника», «Лабораторный химический анализ», «Фрезерные работы по станкам с ЧПУ» и «Сварочные технологии», оснащенных современными материально-техническими ресурсами

На базе мастерских осуществляется обучение по программам СПО по формированию квалифицированных специалистов рабочих специальностей и служащих, дополнительное образование, определение уровня компетенций и квалификаций студентов, в итоге проводится демонстрационный экзамен сопровождения профориентационных мероприятий ЕПК

Мастерские функционируют с 2019 г. и уже показали свою эффективность в ходе организации образовательного процесса ЕПК на современном этапе

Осуществление проектирования в области образовательного процесса дает возможность повысить эффективность обучения и конкурентоспособность как выпускников, так и самого ЕПК, а именно усилить подготовку кадров для машиностроительных, сварочных и химических производств и специалистов по автоматизации производств с учетом требований предприятий Елабужского муниципального района и резидентов ОЭЗ «Алабуга» .

Необходимо отметить достаточно высокий уровень профессиональной подготовки выпускников ЕПК Об этом свидетельствуют результаты студентов на конкурсах профессионального мастерства по стандартам Шог^кП^ и чемпионата Абилимпикс . Результаты квалификационных экзаменов во время обучения и демонстрационный экзамен также демонстрируют высокий уровень. В 20202021 учебном году все выпускники ЕПК, проходившие независимую диагностику в формате сдачи демонстрационного экзамена по стандартам Шог^кП^, успешно справились с заданиями

Преподаватели, включающие в организацию образовательного процесса опыт успешных практик, играют роль организатора и координатора познавательной работы студенческой молодежи, а не просто информатора. Для этого они используют на своих занятиях все виды учебно-познавательной деятельности Современная образовательная система дает возможность преподавательскому составу и мастерам производственного обучения в учреждениях СПО выбрать среди большого количества успешных

практик «свою» и по-новому взглянуть на собственные виды деятельности [5]

Таким образом, успешная практика организации образовательного процесса ГАПОУ «Елабужский политехнический колледж» заключается в создании профессиональных мастерских, оснащенных современной материально-технической базой . На базе мастерских осуществляется образовательная деятельность по программам СПО по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, дополнительное образование, оценка компетенций и квалификаций обучающихся, в том числе проводится демонстрационный экзамен сопровождения профориен-тационных мероприятий ЕПК .

Организация учебной деятельности ЕПК подразумевает планирование, целью которого считается обеспечение полного и качественного осуществления учебных планов и программ рабочего плана Учебный план ЕПК определен наличием графика обучения и рабочими планами по специальностям, с определением объема учебной нагрузки преподавательского состава посредством тарификационного списка, планом работы ЕПК, а также основными профессиональными образовательными программами СПО. Организация образовательного процесса ЕПК позволяет оптимально соотносить теоретические и практические аспекты образования, логически правильно, научно и методически обоснованно формировать процесс преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Султанова Т. А., Ткачева Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. 2019. № 19. С. 613-614.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 апреля 2021 г. № 05-446 «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401309408/ (дата обращения: 11.03.2022).

3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: моногр. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 169 с.

4. Горева О. М., Осипова Л. Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 45-46.

5. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Интеграция в современном образовании: проблема взаимосвязи дидактики и методики обучения // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 7-8.

REFERENCES

1. Sultanova T. A., Tkacheva E. V. Sushchnostnye osobennosti upravleniya sovremennoy obrazovatelnoy organizatsiey. Molodoy uchenyy. 2019, No. 19, pp. 613-614.

2. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 22.04.2021 No. 05-446 "Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovaniya". Available at: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/401309408/ (accessed: 11.03.2022).

3. Bordovskiy G. A., Nesterov A. A., Trapitsyn S. Yu. Upravlenie kachestvom obrazovatelnogo protsessa: monogr. St. Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena, 2019. 169 p.

4. Goreva O. M., Osipova L. B. Upravlenie sistemoy obrazovaniya v usloviyakh povysheniya kachestva obucheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019, No. 1, pp. 45-46.

5. Laptev V. V., Pisareva S. A., Tryapitsyna A. P. Integratsiya v sovremennom obrazovanii: problema vzaimosvyazi didaktiki i metodiki obucheniya. Izv. Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2019, No. 192, pp. 7-8.

Ермакова Виктория Сергеевна, магистрант отделения экономических и юридических наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: viktoria40619955@mail.ru

Ermakova Victoria S., student in the master's program, Economic and Legal Sciences Department, Yelabuga institute, Kazan Federal University

e-mail: viktoria40619955@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ибрагимова Айзиля Ильбертовна, магистрант отделения экономических и юридических наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета e-mail: Aizilya15@mail.ru

Ibragimova Aizilya I., student in the master's program, Economic and Legal Sciences Department, Yelabuga institute, Kazan Federal University

e-mail: Aizilya15@mail.ru

Кузнецов Максим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент отделения экономических и юридических наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета e-mail: mixmax86@mail.ru

Kuznetsov Maxim S., PhD in Economics, Assistant Professor, Economic and Legal Sciences Department, Yelabuga institute, Kazan Federal University e-mail: mixmax86@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2022 The article was received on 21.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.