Научная статья на тему 'Опыт целевой подготовки инженерных кадров'

Опыт целевой подготовки инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт целевой подготовки инженерных кадров»

Из жизни вуза

69

• позволяет вести индивидуальную подготовку студента.

Кроме того, данный план обеспечивает гибкую подготовку студентов, в том числе и для частных предприятий и организаций, иностранных заказчиков и др. на договорных условиях, что одновременно решает задачу сохранения и развития кадрового потенциала преподавателей.

Итак, задача подготовки специалистов для аэрокосмической промышленности в современных условиях сводится в первую очередь к принятию новых образовательных стандартов - гибких, многоуровневых. Стандартов, применимых к нашей реальной, а не к прошлой жизни или абстрактному будущему.

Литература

1. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В.

Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (Социальные и философские аспекты). - М., 1998.

2. Аэрокосмические конструкции и техно-

логии - 70 лет МАТИ. Научные школы: история и современность/ Чумадин А.С., Курицына В.В., Юрин В.Н. и др. -М., 2002.

3. Малинин Н.Н. Кто есть кто в сопротивле-

нии материалов. - М., 2002.

4. Проектирование, конструкция и произ-

водство летательных аппаратов. Учебное пособие для вузов: В 3 т. / Чумадин А.С., Ершов В.И., Барвинок В.А. и др. -М., 2005.

В. СУМИНОВ, профессор Е. ГРЕБЕНЮК, профессор

В системе отечественного высшего образования в настоящее время обнаруживается ряд проблем, связанных с дефицитом квалифицированных инженерных кадров, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретной отрасли.

Прежде всего, на наш взгляд, достаточно спорной является постановка вопроса об избыточной подготовке по инженерным специальностям. Согласно опубликованным данным, в России по направлению «Инженерные, промышленные и строительные дисциплины» выпускается 17,6% от общей численности выпуска специалистов по всем направлениям, в то время как медианный показатель для стран - членов ОЭСР составляет 12,1% [1, с. 56]. Эти цифры можно было бы корректно сопоставлять, если ввести поправку на долю инженеров, работающих по специальности. Однако такая информация по России отсутствует. Между тем наблюдается все возрастающий спрос промышленных предприятий на молодые инженер-

Опыт целевой подготовки инженерных кадров

ные кадры. Вызвано это стремительным старением инженерного корпуса, обладающего, несомненно, огромным опытом, но по уровню своей подготовки уже не отвечающего современным требованиям. Интенсивность такого «старения» обусловлена «перетеканием» инженеров в сферу частного

70 Высшее образование в России • № 7, 2006

предпринимательства, имевшего в 90-х годах особенно значительные масштабы, сравнимые только с пресловутой «утечкой мозгов» за рубеж.

Наряду с нереализованным спросом экономики на инженерные кадры объективно существует комплекс проблем, связанных с организацией деятельности самой высшей школы:

■ при формировании и выполнении государственного заказа не учитывается конъюнктура рынка труда;

■ представители промышленности не имеют возможности декларировать современные требования, предъявляемые ими к инженерной профессии, и чаще всего отстранены от участия в уточнении структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров для конкретного предприятия и тем более рабочего места;

■ в значительной части технических вузов отсутствует современная учебно-лабораторная база, обеспечивающая освоение практических умений и навыков; по данным Минобрнауки России, степень износа оборудования в научных лабораториях вузов достигла 80% [2, с. 112];

■ в силу деструкции одних отраслей промышленности и недофинансирования других значительно снизился объем хоздоговорных научно-исследовательских работ, проводимых во взаимодействии между предприятиями и вузами, что сказывается на заинтересованности вузовской науки в решении реальных научно-технических проблем и на привлечении студентов к выполнению актуальных проектов в рамках студенческих научных обществ;

■ возраст профессорско-преподавательского состава технических вузов имеет тенденцию к старению, что ведет к снижению результатов научной и методической деятельности;

■ выпускники не проявляют должной мотивации к трудоустройству по специальности;

■ на государственном уровне отсутствуют реальные законодательные «рыча-

ги», способствующие закреплению молодых специалистов на рабочих местах по специальности.

Действенное участие в подготовке специалистов для своих предприятий могут позволить себе компании, корпорации, холдинги в основном добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», ОАО «Северсталь», ОАО «Сибирский алюминий»), которые проводят мониторинг состояния подготовки инженеров по соответствующим специальностям, заказывают обучение специалистов в вузах по собственным программам. Отдельные компании, например «ЛУКОЙЛ», идут по пути создания собственных внутрикорпоративных программ послевузовской «переподготовки» инженеров [3, с. 13].

Целевую контрактную подготовку с частичным возмещением затрат вузу осуществляют также крупные государственные предприятия машиностроительного профиля (ФГУП ММПП «Салют», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ОАО «Туполев» и др.), контактируя с ограниченным контингентом вузов, в число которых в роли ведущего партнера входит и наш университет.

Рассматривая проблемы кадрового обеспечения предприятий данного профиля,

Из жизни вуза

71

нельзя не учитывать особую ситуацию, сложившуюся в отечественном приборостроении. Многие предприятия военно-промышленного комплекса сегодня вынуждены существовать в условиях ограниченного государственного заказа, отсутствия инвестиций для модернизации технологического оборудования, недостатка необходимых материалов, жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей. В сложившемся положении при огромной заинтересованности в молодых инженерных кадрах они не имеют возможности финансировать целевую контрактную подготовку, а вуз не в состоянии обеспечить «продвинутый» уровень подготовки с учетом разнородной специфики предприятий.

Возможная послевузовская переподготовка или повышение квалификации молодых специалистов имеет смысл лишь в том случае, если выпускник вуза «дошел» до предприятия, что происходит далеко не всегда. Отсюда следует, что проблемы восстановления промышленного потенциала отрасли нельзя отделить от проблем омоложения и организации целевой подготовки инженерных кадров, причем их решение может быть найдено только при объединении возможностей, потенциалов, ресурсов промышленности и технических вузов на основе как традиционных схем взаимодействия, так и новых подходов [4].

Спектр всех этих проблем мы пытаемся решать на кафедре «Технология производства приборов и систем управления летательных аппаратов» МАТИ, представляющей собой ведущую базовую школу страны по подготовке специалистов в области приборостроения. Кафедра осуществляет многоуровневую, интенсивную целевую подготовку кадров по следующим направлениям и специальностям:бакалавров по направлению 551500 «Приборостроение», инженеров по специальностям 190300 «Авиационные приборы и измерительновычислительные комплексы», 220200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Кафедра основана в 1947 г. За прошедшие годы ею подготовлено около пяти тысяч специалистов, многие из которых трудятся на предприятиях приборо- и машиностроительного профиля. Здесь сложилась гибкая целевая система подготовки кадров, основанная на принципе единства учебного процесса, научных исследований и инженерных разработок для решения актуальных задач базовых предприятий, ориентированных на прецизионное приборостроение. Однако в настоящее время мы видим свою задачу не только в подготовке квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного производства, но и в создании условий для включения этапа трудоустройства (как обязательного) в действующую систему подготовки кадров.

Кафедра «ТППиСУЛА» традиционно осуществляет тесное взаимодействие с базовыми предприятиями приборостроительной отрасли и аэрокосмического комплекса: МИЭА, РПКБ, МПКБ «Восход», ММЗ «Красный октябрь», НИТИ (г. Железнодорожный), - как в вопросах целевой подготовки кадров и трудоустройства выпускников, так и в направлении научно-технического сотрудничества.

Как показывает анализ, предприятия приборостроительного профиля испытывают острую потребность в выпускниках кафедры. В соответствии с запросами кадровых служб предприятий на период с 2006 по 2011 гг. каждый потенциальный выпускник кафедры имеет возможность выбрать место будущей работы из шести предложенных.

Чтобы сориентировать выпускника на работу именно по специальности, кафедрой проводится комплекс профориентационных и воспитательных мероприятий, увязанных с решением конкретных проблем базовых предприятий. В связи с этим на современном этапе взаимодействия кафедры с базовыми предприятиями целевая подготовка на стадии дипломного проектирования и трудоустройства выпускников приобрела новое содержание.

72 Высшее образование в России • № 7, 2006

Актуальным направлением подготовки специалистов на основе связи с промышленностью стала организация филиалов кафедры на базовых предприятиях, таких как ОАО МНПК «Авионика», ОАО «Раменский приборостроительный завод», АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро».

Целевая подготовка, заключающаяся в проведении занятий, практических работ, выполнении курсовых и дипломных проектов по тематике этих предприятий, позволяет студентам не только глубже постичь тонкости профессии уже на студенческой скамье, но и внести свой личный вклад в создание новой техники и технологии.

Параллельно возрождается практика создания проблемных научно-исследовательских лабораторий на базовых предприятиях, научное руководство которыми осуществляет кафедра. Состав этих лабораторий укомплектован выпускниками кафедры, многие из них работают на предприятиях начиная с третьего курса.

На этапе подготовки к дипломному проектированию унас проводится ряд организационных мероприятий, связанных с трудоустройством студентов по специальности. Ежегодно проводится ярмарка вакансий, в которой участвуют студенты старших курсов и потенциальные работодатели. Приглашаемые предприятия на договорной основе подтверждают свою заинтересованность в трудоустройстве выпускников кафедры тем, что принимают их на преддипломную практику, обеспечивают необходимыми для дипломного проектирования материалами и предоставляют консультантов из числа своих сотрудников. При этом тематика каждого дипломного проекта должна соответствовать профилю будущей профессиональной деятельности выпускника на предприятии и отвечать требованиям государственного образовательного стандарта по специальности.

Ярмарка вакансий проводится в два этапа: презентация предприятий и индивидуальные собеседования. На презентации пе-

ред выпускниками выступают руководители на уровне главных инженеров и технологов, представители кадровых служб, а также выпускники кафедры прежних лет. Личное собеседование с представителями предприятий часто заканчивается заполнением анкет для приема на работу, определением темы будущего дипломного проекта.

В конце пятого курса студенты-дипломники приглашаются на комиссию, возглавляемую заведующим кафедрой, которая решает вопросы распределения студентов по базам преддипломной практики.

Итоги многих лет показывают, что работа кафедры, ведущей целевую интенсивную подготовку выпускников и курирующей их трудоустройство в интересах предприятий, дает свои плоды: более 90% дипломных проектов выполняются по реальной тематике, подавляющее число выпускников остаются работать на предприятиях отрасли. Такой комплексный организационно-методический подход к целевой подготовке и трудоустройству выпускников является инструментом непрерывного повышения качества подготовки молодых специалистов и мощным стимулом дальнейшего развития партнерства кафедры и работодателей.

Литература

1. Российское образование в контексте меж-

дународных показателей - 2004. Сопоставительный доклад / М.Л. Агранович, А.В. Полетаев, А.В. Фатеева. - М., 2005.

2. Дежина И. Инженерное образование и

инновационная деятельность в России // Высшее образование в России. - 2005. -№10.

3. Елсукова М. Работодатели устали от недо-

учек. Бизнесмены хотят сертифицировать студентов // Известия. - 2005, 13 мая.

4. Петров А.П., Агамиров Л.В. О кадровых

проблемах отечественных машиностроительных предприятий и задачах высших учебных заведений // Социальное партнерство и проблемы подготовки молодых специалистов: Труды конференции. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.