Научная статья на тему 'Школа инженеров будущего'

Школа инженеров будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа инженеров будущего»

ґ

V,

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

И. ФЕДОРОВ, член-корр. РАН,ректор Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

В следующем году исполняется 175 лет с того момента, как император Николай I подписал «Положение о Московском ремесленном учебном заведении». Конечно, мы готовимся к будущей торжественной дате. Вышел Указ Президента России о ее праздновании. Обсуждается программа юбилейных мероприятий - будут проведены праздничные конференции, выставки, конкурсы, встречи и фестивали. К слову, один подарок к своему юбилею МГТУ уже получил - введен в эксплуатацию новый учебно-лабораторный корпус площадью 80 000 кв. м. Корпус возводился в течение нескольких десятилетий, и лишь благодаря помощи Министерства образования и личным усилиям мэра Москвы Ю.М. Лужкова был достроен за два с небольшим года и сдан в эксплуатацию. Это радостное событие открывает перед вузом качественно новые возможности: корпус оборудован превосходными лабораториями, в нем имеются компьютерные классы, лингафонные кабинеты, аудитории. Все это будет способствовать улучшению качества обучения. Оно, кстати, зависит не только от современной материально-технической базы, но и от учебных программ, основанных на научных исследованиях, от уровня профессорско-преподавательского состава и от желания студентов воспринимать те знания, которые способен дать вуз.

Изучая историю МГТУ им. Н.Э. Баумана (Императорского московского технического училища - Московского высшего технического училища - Мос-

Школа инженеров будущего

ковского механико-машиностроительного института), можно узнать, какие научные и технические идеи рождались за эти более чем полтора столетия в нашей стране, как шло формирование крупных промышленных центров Российской Федерации, насколько значительно в обществе влияние выдающихся инженерных школ.

За многолетнюю историю МГТУ за-

воевал высокий и заслуженный авторитет у нас в стране и за рубежом. Именно здесь возник целый ряд отраслей науки и техники. Профессорами МГТУ были крупнейшие ученые и выдающиеся конструкторы: Н.Е. Жуковский, С.И. Вавилов, Е.А. Чудаков, А.П. Котельников, В.Н. Челомей, В.Г. Грабин, В.П. Ветчин-кин, Б.В. Булгаков, В.И. Феодосьев и др. МГТУ окончили: конструкторы ракетно-космических систем С.П. Королев,

Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин; авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, В.М. Мясищев, П.О. Сухой, В.М. Петля-ков; главный конструктор отечественных ядерных реакторов Н.А. Доллежаль; руководитель разработки первой советской ЭВМ С.А. Лебедев; знаменитые ученые и конструкторы В.Г. Шухов, Б.Н. Юрьев, Б.С. Стечкин, В.Я. Климов, А.А. Архангельский, А.А. Микулин,

A.И. Целиков, Е.А. Федосов, Б.И. Ша-вырин, С.П. Непобедимый и др.

В числе воспитанников «Бауманки»

- летчики-космонавты К.П. Феоктистов, А.С. Елисеев, О.Г. Макаров, Г.М. Стрекалов, А.П. Александров,

B.А. Соловьев, А.И. Лавейкин, А.П. Баландин, Е.В. Кондакова.

Выпускники университета внесли неоценимый вклад в создание научного и культурного потенциала нашей страны, в развитие отечественной и мировой техники. При их участии созданы первый в России вертолет, первая автоматическая станочная линия, первый газотурбовоз, первые в мире телевизионная трубка (иконоскоп), пассажирский реактивный самолет, атомная электростанция. В МГТУ сформировались крупные научные школы, накоплен богатейший опыт инженерного образования, работают известные ученые, профессора и преподаватели.

Характерная особенность деятельности университета на разных исторических этапах его развития - тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры. ЦАГИ, Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского, НАМИ, ЦИАМ, ряд факультетов МИХМ, МХТИ и МИФИ, Военная академия химической защиты, МАИ, МЭИ, МАРХИ и ряд других ведущих учебных, научных и промышленных организаций составляют честь и славу «alma mater», давшей им путевку

в жизнь. Их коллективы устремлены к новым достижениям в области науки, техники и технологии.

27 июля 1989 года решением Государственного комитета СССР по народному образованию Московскому высшему техническому училищу имени Н.Э. Баумана был присвоен статус технического университета, и именно нашему вузу выпала честь стать первым техническим университетом в нашей стране.

В настоящее время МГТУ им. Н.Э. Баумана - крупнейшее высшее техническое учебное заведение страны, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем соединения фундаментальных и прикладных научных исследований с обучением на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру дисциплин, составляющих основы научного знания в различных областях науки,техники и технологии.

Наш вуз осуществляет подготовку более 18 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения по 24 направлениям и 75 специальностям высшего профессионального образования.

Основными структурными подразделениями Бауманского университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт и наделенные полномочиями юридического лица для решения главных задач университета в области учебной, научной и хозяйственной деятельности. Их

- семь: «Фундаментальные науки», «Информатика и системы управления», «Машиностроительные технологии », «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника», «Робототехника и комплексная автоматизация», «Специальное машиностроение» и «Энергомашиностроение». Кроме того, профес-

сиональная подготовка осуществляется на факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» и на отраслевых факультетах «Аэрокосмический», «Оптикоэлектронное приборостроение», «Приборостроительный», «Радиотехнический», «Ракетно-космической техники», созданных на базе крупных предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах: Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в г. Калуге.

Главными целями МГТУ им. Н.Э. Баумана как ведущего центра развития образования, науки и культуры являются:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;

• удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

• развитие науки, техники и решение важнейших народно-хозяйственных задач;

• накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Значителен вклад университета в реализацию государственной политики в различных сферах социально-экономического развития России.

Вузовские ученые активно участвуют в решении концептуальных проблем развития высшего образования в России, в методической работе по обеспечению учебного процесса, в разработке ряда образовательных программ, направленных на решение социальных проблем общества.

У нас накоплен уникальный в системе отечественной высшей школы опыт

подготовки специалистов из числа сту-дентов-инвалидов по слуху, которая ведется в университете с 1934 года.

В 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана приказом Госкомвуза России создан Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (ГУИМЦ), получивший должное оформление своей деятельности. Созданы специализированные аудитории и классы, в которых реализуются концептуальные модели базовых вспомогательных технических средств реабилитации, коррекции и компенсации. В частности, лабораторией коррекционной работы - основным функциональным подразделением ГУИМЦ - обеспечивается не только научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности центра, но и непосредственное обеспечение учебно-воспитательного процесса, в котором заняты в настоящее время более 150 студентов.

МГТУ им. Н.Э. Баумана является базовым вузом Учебно-методического объединения по университетскому политехническому образованию, осуществляющего научно-методическое обеспечение подготовки кадров по 9 направлениям и 48 специальностям высшего профессионального образования в более чем 120 вузах России, в течение 12 лет является головным вузом Ассоциации технических университетов, включающей в свой состав более ста университетов и организаций России.

На базе МГТУ работают 27 специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 76 специальностям научных работников, созданы отделения шести отраслевых Академий наук, научно-учебные центры различной направленности. Наличие в университете научных школ,

связь с институтами РАН, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями позволяет достичь крупных научно-технических результатов и обеспечить современный уровень учебного процесса. Многое из того, что делается вузовскими научными коллективами в области образования, науки и техники, делается впервые не только в нашей стране, но и в мире.

В рейтинге вузов технического профиля, проводившемся по линии Минобразования России, МГТУ им. Н.Э. Баумана неизменно занимает первое место.

Кредо университета - не просто принять студентов, а отобрать тех, кто хочет и способен учиться именно у нас. Случайные люди к нам не поступают. Поступают самые талантливые абитуриенты, ориентированные именно на наш университет, знающие о высоком уровне его требований, о необходимости много и упорно работать. Для них учеба здесь - это возможность получить качественное высшее образование, интересную профессию. В последние годы престиж инженерного дела в России стал расти. С каждым годом увеличивается число желающих поступить в МГТУ, и это не может не радовать.

Впрочем, мы и сами идем навстречу абитуриентам: в течение многих лет мы активно занимаемся довузовской подготовкой. Ее цель - создать нашим будущим студентам оптимальные условия для качественного завершения среднего образования, подготовки к поступлению в университет и адаптации к последующему обучению. Ну и, конечно, привлечь талантливую молодежь, отобрать самых подготовленных и профо-риентированных абитуриентов.

Именно для выполнения этих задач мы сформировали сеть образовательных структур, заключили договора с более чем 200 школами, лицеями, гимназиями Москвы и Московской облас-

ти. Именно для этого мы развиваем молодежные программы «Космонавтика» и «Шаг в будущее». Кстати, в следующем году соревнование молодых ученых Европейского Союза будет проводиться в Москве, в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Впервые за 15 лет, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны других европейских государств, оно пройдет в стране, не являющейся членом ЕС. Это - результат того впечатления, которое произвела на комиссию ЕС наша развитая система работы с молодыми талантами.

МГТУ - единственный технический вуз России, где срок обучения составляет 6 лет. Те, кто успешно завершил основной, шестилетний курс, имеют возможность продолжить обучение в форме годичной стажировки для последующей учебы в аспирантуре.

Мы ведем подготовку высококвалифицированных кадров - магистров и дипломированных специалистов - и стремимся дать нашим выпускникам наиболее полные, фундаментальные знания. Каждый год диплом получают около 2300 человек, из них около 400 -с отличием.

Наши выпускники были востребованы всегда. Мы иногда шутим: «В нашем вузе единственный безработный - начальник отдела трудоустройства».

На пятом курсе практически все студенты университета уже определяются в выборе места работы. Выпускники трудятся в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, на промышленных предприятиях машино- и приборостроительного профиля, создают перспективные технические средства и технологии. Обучение в МГТУ позволяет приобрести широкую эрудицию и высокий профессионализм, которые помогают в решении сложных технических и жизненных проблем.

Преподавательский состав МГТУ насчитывает более 2600 профессоров

и преподавателей, среди которых 340 докторов наук и около 1700 кандидатов наук. Делятся со студентами опытом работы видные ученые из институтов РАН, других академий, отраслевых научно-исследовательских организаций, зарубежные ученые. Наши профессора имеют не только огромный опыт преподавания, но и опыт работы с фирмами и предприятиями. Практически все кафедры подписали контракты на проведение различных исследований с заводами, организациями, институтами РАН.

Требования к уровню профессорского состава у нас высокие. Высока и требовательность преподавателей к своей работе. Она проявляется в проведении учебного процесса на высоком научно-методическом уровне, в разработке научных проблем, в подготовке и защите диссертаций. В аспирантуре обучается 1000 человек.

Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Ведь без сильного инженерного корпуса ни одна страна не может претендовать на заметную роль в мировом сообществе. Тем более такая страна, как наша.

Мы поддерживаем связи с 80 университетами почти 40 стран мира. Участвуем в европейских программах сотрудничества в области высшего образования - ТЕМПУС, ИНТАС, КОПЕР-НИКУС, ТАЙМ, что помогает МГТУ подтверждать качество подготовки студентов на международном уровне. Наш вуз участвует также в международных обменных программах, принимает иностранных специалистов, сам направляет ученых на стажировку в университеты США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии.

Мы не боимся «оттока» специалистов за рубеж. Массовая «утечка мозгов» начала 90-х гг. закончилась. Менеджеры зарубежных вузов и предпри-

ятий часто предлагают нашим студентам контракты, и те соглашаются - но не более, чем на два года. Это как раз тот срок, за который можно приобрести международный опыт и «не выпасть из обоймы» здесь, в России.

Совсем недавно в МГТУ создан ряд кафедр в области компьютерно-информационных технологий. Данное направление развивается особенно стремительно, поэтому новые кафедры в этой области организуются постоянно. Из последних «нововведений» -кафедры высокоскоростных компьютеров, защиты информации. Кроме того, недавно создан Центр развития нанотехнологий, объединяющий около 12 кафедр.

Мы не прекращаем работать над совершенствованием учебных планов. Еще в конце 90-х гг. мы создали концепцию современного технического университета, где обозначили требования, предъявляемые к профессиональному инженеру. Прежде всего, такой специалист немыслим без широкой фундаментальной подготовки. Высокие технологии основаны на новых физических принципах, на нестандартных подходах, и овладеть ими в полной мере может только человек, хорошо подготовленный в области математики, физики, механики, управления, информатики. Еще одно преимущество такой теоретической базы: в какой бы области технологии потом ни работал специалист, он всегда сможет быстро перестроиться, использовать свои знания для скорейшего освоения новых дисциплин и разрабатывать проекты на высоком техническом уровне.

Кроме того, современный специалист должен быть грамотным инженером, способным не просто придумать что-то, но и осуществить, реализовать свою идею. Нам не раз приходилось сталкиваться с выпускниками классических университетов, которые были прекрас-

но «подкованы» в теории, но не очень -в инженерной практике. В МГТУ мы все время пытаемся найти правильные пропорции, «золотую середину» высококачественного технического образования. «Сам придумал, сам построил, сам испытал» - принцип поколений многих «питомцев» университета.

В этом году наш университет был удостоен шести наград государственного значения, и две из них - Государственные премии. Одна получена за разработку новых поколений электронно-оптических приборов. Вторая -за совместное с медиками изобретение нового способа удаления доброкачественных опухолей на детских лицах. В разработке нами использованы принципы криогеники и СВЧ-электроники, а ученые-медики создали технологию использования этого эффекта в своей практике.

Преподаватели МГТУ всегда утверждали, что в определении «техническая интеллигенция» имеет значение не только первое слово. Инженеры - интеллектуальная элита страны, и культурный уровень таких людей по определению должен быть высок. Поэтому гуманитарной подготовке у нас уделяется достаточно времени: в университете есть факультет социальных и гуманитарных наук с сильным и увлечен-

ным преподавательским составом. На него возложена ответственная задача: готовить инженеров - интеллигентных, культурных, гармонично развитых людей.

Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелена в будущее. Это - участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.

Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое ощущение новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманитаризация подготовки специалистов позволяют МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.