Научная статья на тему 'Опыт судомоделирования в группах младших школьников клуба «Юный моряк-судомоделист»: практика создания простейшей модели бронекатера'

Опыт судомоделирования в группах младших школьников клуба «Юный моряк-судомоделист»: практика создания простейшей модели бронекатера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / модель / модель судна / бронекатер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Р. Смирнов

Статья ориентирована на педагогов дополнительного образования детей, преподающих курс основ моделирования для детей младшего школьного возраста. Статья содержит практические указания по технологии изготовления из картона простейших моделей судов, предлагается информация по инструментам и приспособлениям, материалам, устройству моделей, способам их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт судомоделирования в группах младших школьников клуба «Юный моряк-судомоделист»: практика создания простейшей модели бронекатера»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

М. Р. Смирнов

ОПЫТ СУДОМОДЕЛИРОВАНИЯ В ГРУППАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КЛУБА «ЮНЫЙ МОРЯК-СУДОМОДЕЛИСТ»: ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПРОСТЕЙШЕЙ МОДЕЛИ БРОНЕКАТЕРА

Статья ориентирована на педагогов дополнительного образования детей, преподающих курс основ моделирования для детей младшего школьного возраста. Статья содержит практические указания по технологии изготовления из картона простейших моделей судов, предлагается информация по инструментам и приспособлениям, материалам, устройству моделей, способам их создания.

Ключевые слова: моделирование, модель, модель судна, бронекатер.

В последние годы значительно вырос интерес детей к техническому творчеству, к раннему техническому моделированию и конструированию, а также увеличивается доля воспитанников младшего возраста в технических объединениях системы дополнительного образования. Если раньше руководители объединений технического профиля в основном принимали на начальный этап обучения ребят 910 лет, то теперь этот возраст уже составляет 7-8 лет. И как следствие, для педагогов появляется проблема выбора изделий для изготовления воспитанниками. Судомодельный процесс должен соответствовать возрастным особенностям и возможностям младших школьников: изделия просты, без сложных технологических процессов, изготовлять модель следует из доступных материалов, ребёнок должен в краткий временной промежуток доделать модель до её целостного завершения.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения, а модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. При этом модель судна есть уменьшенная копия, в той или иной степени достоверности повторяющая настоящее судно. Для младшего школьного возраста занятия судомоделированием, помимо основной их нацеленности на развитие технического творчества и формирование знаний в области истории российского флота, патриотических ценностей, ещё и стимулируют развитие абстрактного мышления. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, Л. М. Фридман и др. рассматривают моделирование как знаково-символическую деятельность, заключающуюся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами. В основе метода моделирования в обучении лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Моделирование в обучении является способом, а модель - средством познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно-теоретическую сущность изучаемых объектов [1].

Таким образом, для того чтобы укрепить интерес детей в возрасте от 7 до 9 лет к техническому творчеству, необходимы особые технологии, отбор изделий и сокращение времени, отводимого на изготовление модели судна [2]. Воспитанник желает как можно быстрее увидеть готовый продукт своей деятельности (модели), а если готовая модель будет ещё и действующая, то радость и удовлетворённость будут сильно мотивированы. Для работы с детьми 7-9 лет нами подготовлена разработка модели полукопии речного бронекатера (класс малых речных бронекатеров с башнями от танка Т-34-76). Модель объёмная и действующая. Подобные корабли «Бронекатер проекта 1125» принимали участие в Великой Отечественной войне, успешно воевали на всех крупных реках фронтов западного направления. Информацию о боевой деятельности этих катеров легко найти в социальных сетях и литературе по истории военно-морского флота нашей страны. Работа с моделью создаёт условия для военно-патриотического воспитания школьников [3].

Преимущества изготовления данной модели:

• отсутствие дорогостоящих материалов,

• достаточная простота изготовления,

• возможность освоить основные приёмы разметки и обработки доступных материалов,

• знакомство с основными понятиями судомоделизма,

• развитие мелкой моторики,

• воспитание аккуратности и терпения, освоение техники безопасности при работе с режущим инструментом.

Наиболее оптимальная длина данной модели составляет 400 мм. Необходимые материалы: картон (толщина 0,5-0,7 мм), фанера (толщина 6-9 мм), стальная проволока (канцелярская скрепа большая) диаметром 1,5 мм, жесть, клей ПВА, деревянные шпажки для шашлыков, зубочистки, мелкие шурупы или гвозди, краска АМ или ПФ.

Необходимые инструменты: ножницы, шило, кисть для клея, кисть для окрашивания, плоскогубцы, паяльник, припой, паяльная кислота. Технология изготовления модели полукопии бронекатера:

• Вырезание по шаблонам деталей: 1; 2; 3; 4; 5.

• Склеивание: склеивать, согнув по линиям пунктира детали: 1; 3; 4; 5.

• Монтаж палубы (2) к корпусу (1) по монтажным уголкам.

• Изготовление рейки резиномотора (6), фанера 6-9 мм, длина 400 мм, ширина 20 мм.

• Вырезание из жести деталей: 7; 8.

• Монтаж деталей 7; 8 к детали 6 (мелкие шурупы).

• Приклеивание детали 6 на днище детали 1 по осевой.

• Монтаж деталировки 3; 4; 5 на корпус 1 согласно схеме.

• Изготовление и монтаж гребного винта по традиционной технологии.

• Грунтование и окрашивание модели (краска АМ; ПФ), 3-4 слоя, цвет по желанию.

Рис 1, 2, 3 представляют собой сборочный чертеж и иллюстрируют технологический процесс сборки модели, которые помогут в изготовлении модели бронекатера.

06 Z'on¿

_ЛЛЛЛЛЛ

T

m

WWWWWNA

vWvVWV-

1-ЭЩ

г

Рис. 3

1- корпус (картон), 2 - палуба (картон), 3 - надстройка (картон), 4 - арт. башня (картон), 5 - зен. башня (картон), 6 - рейка резиноматора (фанера, 6-9 мм), 7 - перо руля (жесть), 8 - кронштейн (жесть), 9 - винт (жесть).

Примечания

1. Дрегалин А. Ф. Азбука судомоделизма М. : Аст-Полигон, 2004.

2. Курти О. Постройка моделей судов / пер. с англ. Л. : Судостроение, 1987.

3. Кривоносое Л. М. Об изменении масштаба теоретического чертежа и чертежа общего вида модели корабля. М., 1974.

Т. Д. Альгина

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ЦИФРОВОЙ МИР»

Статья посвящена проблеме развития интеллектуальной гибкости личности в условиях системы дополнительного образования детей. Автором предлагается методика развития гибкости мышления на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности. При этом изучаемые информационные технологии становятся средством развития творческого мышления.

Ключевые слова: интеллект, гибкость мышления, мини-проект, создание ребусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.