Научная статья на тему 'Развитие гибкости мышления обучающихся на занятиях творческой мастерской «Цифровой мир»'

Развитие гибкости мышления обучающихся на занятиях творческой мастерской «Цифровой мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / гибкость мышления / мини-проект / создание ребусов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т Д. Альгина

Статья посвящена проблеме развития интеллектуальной гибкости личности в условиях системы дополнительного образования детей. Автором предлагается методика развития гибкости мышления на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности. При этом изучаемые информационные технологии становятся средством развития творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие гибкости мышления обучающихся на занятиях творческой мастерской «Цифровой мир»»

г

Рис. 3

1- корпус (картон), 2 - палуба (картон), 3 - надстройка (картон), 4 - арт. башня (картон), 5 - зен. башня (картон), 6 - рейка резиноматора (фанера, 6-9 мм), 7 - перо руля (жесть), 8 - кронштейн (жесть), 9 - винт (жесть).

Примечания

1. Дрегалин А. Ф. Азбука судомоделизма М. : Аст-Полигон, 2004.

2. Курти О. Постройка моделей судов / пер. с англ. Л. : Судостроение, 1987.

3. Кривоносов Л. М. Об изменении масштаба теоретического чертежа и чертежа общего вида модели корабля. М., 1974.

Т. Д. Альгина

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ЦИФРОВОЙ МИР»

Статья посвящена проблеме развития интеллектуальной гибкости личности в условиях системы дополнительного образования детей. Автором предлагается методика развития гибкости мышления на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности. При этом изучаемые информационные технологии становятся средством развития творческого мышления.

Ключевые слова: интеллект, гибкость мышления, мини-проект, создание ребусов.

В конкурентных условиях современного мира творческий характер мышления человека становится фактором достижения им лидирующих позиций, успеха в различных сферах деятельности. Это и его готовность варьировать способы деятельности в зависимости от ситуации, и лёгкость перестройки имеющихся знаний, и свобода создавать новые образы, идеи, гипотезы для решения возникающих проблем, и способность создавать конкурентный инновационный интеллектуальный продукт.

В научных исследованиях в структуру конкурентоспособной личности включаются направленность, компетентность, гибкость. При этом «гибкость» понимается как самостоятельная характеристика, определяющая интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферу личности.

Интеллект - динамический процесс взаимодействия человека с миром, а критерием его развития является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения. Под интеллектуальной гибкостью вслед за Л. М. Митиной [1] мы понимаем свойство интеллекта, обеспечивающее его операционную деятельность, которая проявляется, с одной стороны, в умении перестраивать, переоценивать уже имеющиеся способы действия, многообразно подходить к возможности его изменения, с другой - способствующее выбору определенной стратегии решения задачи.

В структуру интеллектуальной гибкости входят две группы качеств:

1) легкость, находчивость, инициативность, оригинальность при принятии решений;

2) автономность, независимость в суждениях, критичность, толерантность к разным точкам зрения.

Источником развития интеллектуальной гибкости выступает так называемый опосредованный опыт обучения. Для развития гибкости мышления у детей необходимо постоянно создавать ситуацию творческой учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Творчество - процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей [2].

Любую интеллектуальную деятельность можно представить в виде выполнения определенных заданий, которые не имеют «правильных» ответов, и поэтому каждый ребенок способен с ними справиться в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом.

Развитие интеллектуальной гибкости у детей - одна из задач, которую мы ставим на занятиях творческой мастерской «Цифровой мир», применяя технологию мини-проектов. В основе работы над проектом лежат творческие задания, а продуктом проекта становятся мультфильмы, поздравительные открытки, календари, стенгазеты, иллюстрации к произведениям, журналы головоломок.

Каждый год к Неделе детской книги в творческой мастерской «Цифровой мир» создается мини-проект «Книга головоломок». При этом используются разнообразные творческие задания, которые направлены на развитие интеллектуальной гибкости обучающихся: составление задач на внимание, лабиринтов, шифровок, ребусов, шарад, кроссвордов и загадок. Средством для их выполнения выступают информационные технологии. Так были созданы «Книга загадок по сказкам К. И. Чуковского», «Журнал головоломок по произведениям С. Михалкова», а к 210-летию великого сказочника Г. Х. Андерсена - «Журнал головоломок» по названиям его сказок.

Педагогическая цель включения мини-проекта в образовательный процесс состоит в развитии гибкости мышления обучающихся при создании ребусов. Разработанная нами методика мини-проекта «Книга головоломок» обеспечивает достижение цели, так как:

- способствует формированию умения переоценивать уже имеющиеся способы действия, многообразно подходить к возможности применения информационных технологий;

- создаёт условия для выбора обучающимся определенной стратегии решения задачи;

- содействует развитию находчивости, инициативности, оригинальности при принятии решений;

- стимулирует независимость в суждениях, критичность, толерантность к разным точкам зрения при рефлексии мини-проекта.

Мини-проект занимает несколько занятий. На первом - ребята знакомятся с правилами расшифровки ребусов, учатся их разгадывать, освежают в памяти знания и навыки работы в графическом редакторе. На следующем занятии идет знакомство с тематикой головоломок и их создание. И последнее занятие отводится на оформление и сборку «Книги головоломок».

Ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Принципы работы с детьми:

• Поощрение детской инициативы и ярких творческих находок ребят.

• Уважение желания ребенка работать самостоятельно, невмешательство в процесс творческой деятельности детей.

• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей, раскрепощённой радостной обстановки, атмосферы безопасного высказывания своего мнения.

• Избегание неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка, уважение к его идеям, любопытству, вопросам.

Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии творческих способностей.

Первое занятие «Разгадай ребус»

Разминка. Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. На данном этапе педагог выявляет первичные представления детей о ребусе, предлагает им разгадать простые ребусы.

Основное задание. Дети вместе с педагогом читают и подробно разбирают по ходу чтения правила расшифровки ребусов, рассматривают примеры.

Далее ребятам предлагаются ребусы для самостоятельной расшифровки. Один из предложенных ребусов обучающиеся должны проиллюстрировать на компьютере с помощью графического редактора АЛЯа§е, попутно вспомнить понятие слоя, команду импорта изображений в слой, инструменты трансформации и текста. Можно использовать готовые рисунки в папках изображений или найти недостающие в сети Интернет.

Второе занятие «Придумай ребус»

Разминка. Педагог предлагает детям зашифровать слово «рот», пользуясь на выбор одним из правил расшифровки ребусов. Затем обучающиеся все вместе составляют ребус для слова «каникулы». Используя метод «мозгового штурма», дети выбирают такие слова, которые можно нарисовать. В качестве подсказки можно предложить использовать для «маскировки», по правилам расшифровки ребусов, слова «сани» и «акула».

Основное задание. Педагог представляет тему группового мини-проекта (например, «Сказки Пушкина», «Сказочные герои»), помогает подобрать слова, подходящие для составления ребусов, и отвечает на возникающие у детей вопросы.

Инструкция может звучать так: «Придумайте ребусы на заданную тему. Если возникает необходимость, обращайтесь к правилам для разгадки и составления ребусов. Выполните задание на листе бумаги, а затем - в графическом редакторе. Удачи!»

Третье занятие «Оформи книгу ребусов»

Разминка. Дети «зашифровывают» свои имена в форме ребусов.

Основное задание. Педагог рассказывает обучающимся о структуре книги и предлагает разработать обложку и титульный лист для «Книги головоломок».

Рефлексия мини-проекта. Проводится соревнование на скорость отгадывания составленных на прошлом занятии ребусов.

При обсуждении мини-проекта предлагается ответить на вопросы: Какой из ребусов отличался большей оригинальностью в выборе слов для «маскировки»? Кто использовал необычные визуальные образы? Кому из ребят удалось найти нетрадиционные пути применения информационных технологий?

Положительная динамика результатов развития гибкости мышления обучающихся в рамках освоения ими дополнительной образовательной программы технической направленности показывает эффективность применяемой методики - включения обучающихся в творческую деятельность по созданию групповых мини-проектов.

Примечания

1. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд. М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. (Сер. «Б-ка психолога»); Митина Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция : учеб.-метод. пособие. М., 2001.

2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 9-14 лет : метод. руководство. СПб. : ГП «Иматон», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.