© С.И. Носенко, В.Г. Черных, Ю.В. Антипов, 2004
УДК 622.27
С.И. Носенко, В.Г. Черных, Ю.В. Антипов
ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ ПО КУРСУ «ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Семинар № 17
^начение информационных технологий
О (ИТ) в профессиональном высшем образовании ежегодно существенно возрастает.[1, 2]
Сегодня уже трудно представить учебный процесс без использования различных компьютерных средств обучения (КСО). На первом этапе применения ИТ выступают в качестве инструментария для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. КСО на этом этапе обеспечивают поддержку учебного процесса в соответствии со сложившимися принципами организации обучения. В Шахтинском институте (филиале) ЮРГТУ (НПИ) на кафедре «Г орные машины и оборудование», начиная с 1971 года, широко использовались аудиовизуальные средства обучения (слайды, кинофильмы, видеосюжеты) при чтении курсов по изучению технологий применения горношахтного оборудования. С появлением ИТ в обучении опыт их применения существенно расширился и, вскоре, возникла потребность в реализации новых возможностей, присущих компьютерным технологиям.
Основные преимущества компьютерных обучающих систем (КОС):
- снижается трудоемкость подготовки учебных пособий к применению и создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала с максимальной визуализацией учебной информации;
- возможность работы с различными моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
- возможность представления в мультимедийной форме учебного информационного материала, доступного для эффективного усвоения обучаемым;
- возможность автоматизированного контроля и более объективной оценки знаний и умений.
Перечисленные достоинства характеризуют КОС в дидактическом и функциональном отношениях. К технологическим преимуществам КОС относятся:
- повышение оперативности разработки учебных пособий;
- более простое обновление и развитие;
- более простое распространение.
Вместе с тем КОС обладают рядом существенных недостатков:
- необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Интернет) и соответствующее программное обеспечение для работы с КОС;
- необходимость обладать навыками работы на компьютере;
- сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана монитора;
- недостаточная интерактивность КОС (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
- отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.
Здесь же могут иметь место субъективные недостатки, связанные с неграмотным проектированием КОС концептуального характера. Таким образом, КОС нельзя считать исключающей альтернативой некомпьютерных пособий, а КОС следует рассматривать как, хотя и перспективную, но одну из составляющих по обеспечению учебного процесса.
В соответствии с проведенным анализом рынка программного продукта в области оборудования рейтинг по предметному признаку выглядит следующим образом (в порядке убывания наиболее популярных классов) [2]:
- КОС для изучения естественного языка (русского и иностранного);
- КОС для изучения ИТ и программных продуктов общего назначения (оперативных систем, текстовых и графических редакторов, сервисных средств и т.п.), а также языков программирования и инструментальных средств;
- КОС по гуманитарным дисциплинам (истории, культурологи и т.п.), большая часть которых ориентированна на школьный уровень образования;
- КОС по естественным дисциплинам, ориентированным на школьный уровень образования (химия, физика, и т.п.).
Доля КОС, предназначенных для использования в рамках среднего и высшего профессионального образования, существенно меньше. Абсолютным аутсайдером являются КОС по инженерным и специальным техническим дисциплинам: на рынке они представлены единичными образцами, либо отсутствуют вовсе.
Эти обстоятельства послужили толчком к попытке своими силами обобщить накопленный ранее визуальный материал по горным, в частности, транспортным машинам (слайды, кино- и видеофильмы) и использовать его в удобном для пользования виде. Первоначально в 1999-2000 гг. в рамках дипломной работы группой студентов, хорошо владеющих ИТ на ПЭВМ и с помощью возможностей лаборатории учебного кино, был выполнен проект: «Подготовка исходных материалов и создание электронного учебного пособия по курсу «Транспортные машины», часть I. для студентов специальности 17.01 «Горные машины и оборудование». Успешная защита проекта и присвоение ему в 2000 г. диплома I степени на федеральном уровне, послужили основанием для создания в Шахтинском институте мудь-тимедиа центра (ММЦ) с задачей готовить на регулярной основе мультимедийные учебники и пособия для профилирующих дисциплин. Это поможет восполнить отсутствие на рынке малотиражных КОС для выпускающих кафедр по техническим дисциплинам. В 2001 г. была выпущена первая версия компьютерного пособия «Транспортные машины непрерывного действия для студентов специальности 17. 01 «Горные машины и оборудование». После двух лет эксплуатации имеется третья версия с учетом корректив. Она получила одобрение учебно-методической комиссии (УМК) по специальности 17.01, имеются положительные рекомендации УМО-горное и федерального экс-
пертного совета (ФЭС) для выдачи грифа Минобразования РФ. Это пособие включает в себя: 470 кадров: более 2000 рис. (общий объем более 200МЬ); 21 видеосюжет (объем более 170МЬ, продолжительностью 16 мин); 215 аудиозаписей (объем - более 160 МЬ, продолжительностью около 2-х часов). Пособие обеспечивает 36 часов лекций и 18 часов практических занятий. Первоначальная стоимость изготовления КОС составила 53 тыс. руб.
При очном образовании с рассматриваемым пособием традиционные лекционные занятия на 60 % заменялись самостоятельной работой студентов с компьютерными обучающими системами (КОС); семинарами и постоянными консультациями с текущим контролем усвоения теоретического материала.
Первое занятие является вводным и проводится в компьютерном классе с использованием экрана и лазерного видеопроектора. При этом преподаватель определяет изучаемый предмет и цели курса, характеризует его содержание и, главное, демонстрирует методику использования КОС.
В организационном плане при изучении теоретической части, содержание которой отвечало бы рабочей программе курса, ставилась цель - заставить каждого студента составить самостоятельно конспект по отдельным темам дисциплины. При этом студент мог воспользоваться либо экраном монитора компьютера, либо сбросить на электронный носитель отобранный материал и затем представить его в компилированном виде на бумажном носителе в своем конспекте. Методика решения практических задач по выбору и эксплуатационным проверочным расчетам объяснялись преподавателем одновременно всей группе через общий экран и затем давались индивидуальные задания каждому студенту.
Определение степени усвоения каждой темы курса осуществлялось путем собеседования с каждым студентом в отдельности и текущим тестированием. Результаты фиксировались в рабочей тетради и, при необходимости, давались индивидуальные задания. При этой схеме применения КОС не исключалось использование известных учебников, справочников и методических разработок на бумажном носителе. В конце семестра осуществлялся итоговый контроль с помощью разработанной нами «Системы тестирования по курсу «Транспортные машины».
Мультимедийно-лингафонный класс компании Rinel-Lingo, поставленный нашему институту в рамках федеральной программы «Компьютеризация образования», позволяет организовать аудио-связь преподавателя с любым или выбранными учениками путем специальных аппаратных средств. В комплект класса входят 11 рабочих мест для студентов и преподавательский компьютер. Через локальную сеть осуществляется контроль компьютера ученика и имеется возможность подачи на него информации с компьютера преподавателя. К сожалению, из-за низкой пропускной способности локальной сети невозможно передавать видеоматериал на несколько учеников сразу и, поэтому, требуется для КОС с видео файлами использовать дисковое пространство автоматизированного рабочего места обучаемых (АРМ).
Сегодня ММЦ ШИ ЮРГТУ (НПИ) кроме компьютерного класса имеет отдел мультимедиа технологий и видео-блок для создания видео-сюжетов в оцифрованном виде. В настоящее время идут работы над второй частью курса «Транспортные машины» с учетом результатов эксплуатации по первой части:
- реализованы функции паузы, остановки и продолжения на все составляющие элементы мультимедиа (аудио-, видео- и слайд-анимацию);
- уменьшена продолжительность демонстрации информации в одном кадре;
- реализована возможность вставки файлов программного продукта Macromedia Flach с функциями паузы, остановки и продолжения;
- запуск информации происходит не при открытии кадра, а при личном запуске пользователя.
Обобщая 3-х летний опыт организации и работы ММЦ ШИ ЮРГТУ (НПИ) по созданию мультимедийных учебников и пособий следует констатировать, что компьютеризация учебного процесса по узко специальным техническим дисциплинам задача, прежде всего, научнометодическая, требующая объединения усилий всех профилирующих кафедр России по конкретным специальностям. Объединение материальных и финансовых ресурсов также позволит эффективно преодолеть барьер малотиражного производства, т.е. существенно снизить затраты на производство конкретной КОС.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М: Наука, 1999.191 с.
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003. - 616 с.
— Коротко об авторах ------------------------------------------
Носенко Станислав Иванович - профессор,
Черных Владимир Геннадьевич - аспирант,
Антипов Юрий Викторович - аспирант,
кафедра «Г орные машины и оборудование» ШИ ЮРГТУ (НПИ).