Научная статья на тему 'Модель научно-учебно-методического направления развития интеллекта студента'

Модель научно-учебно-методического направления развития интеллекта студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель научно-учебно-методического направления развития интеллекта студента»

и плановых ремонтов при оценке работоспособности машины;

2. получать точный показатель надежности (вероятность безотказной работы) машины в целом, зная наработки на отказ деталей машины;

3. получать коэффициент готовности при работе машины в следящем режиме в любой момент времени.

1. Госстандарт СССР. Методика выбора показателей для оценки надежности сложных технических систем. — М.: ВНИИС, 1979. — 42 с.

2. Носенко С.И., Носенко А.С. Погрузочные машины с гидравлическими приводами. — Новочеркасск: ЮР-ГТУ (НПИ), 2002. — 205 с.

4. обеспечить наполнение блока «инженерный анализ и планирование» интерактивного электронного технического руководства, необходимого для выдачи рекомендаций обслуживающему персоналу по ТОР и для построения прогнозных графиков замены деталей, что, по нашему мнению, позволит поддерживать вероятность безотказной работы в заданном интервале.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Гетопанов В.Н., Рачек ВМ. Проектирование и надежность средств комплексной механизации. — М.: Недра, 1986. — 208 с.

4. Анализ надежности шахтной погрузочной машины как сложной технической системы. Черных. В. Г. Горный информационно-аналитический бюллетень. № 11. 2003. с. 155..

— Коротко об авторах

Черных Владимир Геннадьевич — аспирант кафедры «Горные машины и оборудование» ШИ ЮРГТУ (НПИ); г. Шахты

--------------------------------- © В. С. Блохин, Н.Г. Малич, 2005

УДК 622.245.12

В. С. Блохин, Н.Г. Малич

МОДЕЛЬ НАУЧНО-УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТА

Семинар № 17

ыступая на совещании ректоров вузов, губернатор Днепропетровской области сказал: «В нашей области такой большой научно-педагогический потенциал и громадное число ежегодно выпускаемых молодых специалистов, но горно-метал-лургическая и машиностроительная промышленность, геология, строительство и сельское хозяйство, науч-но-исследовательс-кие институты, включая и

НИИ НАН Украины, области живут, в ос новном, за счет старых квалифицированных кадров (пенсионного возраста). Почему? Куда уходят, где работают выпускники технических вузов региона? Кому и зачем мы готовим дорогостоящие кадры? Почему мы стараемся покупать импортное оборудование, технологии и технику, а не создаем сами? Почему армия молодых специалистов (выпу-

скников вузов) не несет ничего нового в научно-технический потенциал страны? Мы живем как сиеминутчики, совсем не беспокоимся о будущем нашей страны, наших детей и внуков. Кем они будут? И что с ними будет? Не становимся ли мы придатком развитых стран, обеспечивающим их производство и науку квалифицированной и дешевой рабочей силой?»

К этому следует добавить и еще одно важное замечание. Высшие учебные заведения готовят своеобразный товар — «квали-

фицированных специалистов», поэтому потребитель, если он приобрел этот товар, вправе, как и ко всякому товару, предъявить к нему требования по его качеству, и если оно не соответствует определенным требованиям «квалифицированного специалиста», то потребитель имеет полное моральное и юридическое право предъявить вузу санкции на воз-вращение затрат, потраченных на подготовку специалиста, и возмещение последующих расходов потребителя, связанных с данным специалистом, подготовленным вузом. Если это произойдет, то вузам придется (при качестве нынешней подготовки студентов) очень тяжело доказывать свою правоту. Чтобы выжить в подобных условиях, ректорату вольно или невольно, но придется предъявить определенные претензии деканатам и кафедрам, а те, разумеется, преподавателям, т. е. в конце концов виноватым окажется про-фессорско-преподава-тельский состав. И каждый из нас, хочет он того или нет, вынужден будет взять на себя какую-то долю вины за плохо подготовленного студента (квалифицированного специалиста). Поэтому уже сейчас каждому преподавателю необходимо уяснить для себя — рано или поздно, но спрос за качество подготовки специалиста должен быть и он конечно же будет.

В настоящее время перед учебными заведениями стоит одна из сложнейших задач современной педагогики вышей школы — как заставить (заинтересовать) и научить студента самостоятельно работать на протяжении всего периода обучения в вузе (отсылка на среднюю школу за недостаточную подготовку ее выпускников не состоятельна — есть государственные вступительные экзамены. Важно, чтобы они не превратились в пустую формальность). Профессорско-преподава-тельскому коллективу необходимо вовремя заинтересовать студента потребностью знаний, помочь поверить ему в

свои силы и способности, помочь ему проверить их и реализовать. С этой целью предлагается несколько изменить общий подход к системе подготовки специалиста в вузе. На обсуждение выносится концепция научно-учебнометодического направления развития интеллекта при подготовке специалистов инженерного профиля (см. структурную схему концепции). Научное направление базируется на научных основах создания технологических машин, в которых систематизированы расчетные зависимости основных конструктивных и технологических параметров машин и представлены в виде алгоритмов расчета технологических машин (в данном случае — машин для земляных работ).

Пример использования научного направления рассмотрим применительно к выполнению комплексных проектов (см. структурную схему методики). Группе студентов из 4—5 человек (может быть больше или меньше) в общем виде формулируются условия производственных работ, подлежащих выполнению в реальных (или вымышленных) условиях (например, применительно к дисциплине (основной дисциплине специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование») «Машины для земляных и мелиоративных работ» — подготовить пляжную зону на Черноморском побережье Кавказа протяженностью в 5 км), с возможным использованием всех видов техники для земляных работ (бульдозеров, рыхлителей, экскаваторов, погрузчиков, буровых станков, машин для гидромеханизации и др.). Студентам применительно к заданным условиям работы выдается общее задание на разработку эскизного проекта машины (изученной в учебном курсе согласно действующей программе подготовки определенного специалиста). Причем, задание содержит значения только 1—2 параметров рассматриваемой машины, но достаточных для расчета (с использованием разработанных научных основ создания технологических машин) значений всех остальных конструктивных и технологических параметров этой машины. Проекты студентов отличаются один от другого, например, по ходовому оборудованию, т. е. разрабатываемые машины могут быть на гусеничном, колесном, шагающем, рельсовом ходу и др. Получив задание каждый студент начинает работать самостоятельно.

Он проводить анализ известных решений, выполнив патентный поиск, и выбирает прототип разрабатываемой машины. После выбора прототипа используется модель I эта-па процесса развития индивидуальных способностей студента (см. структурную схему концепции), базирующуюся на научных основах создания технологических машин (НОСТМ), изложенных в семи учебных пособиях, подготовленных на кафедре. В них приведены алгоритмы расчета основных параметров машин для земляных работ и базовых средств (машин).

Ознакомившись с НОСТМ, студент уясняет и анализирует расчетную схему машины применительно к схеме выбранного прототипа и задается алгоритмом расчета основных конструктивных и технологических параметров создаваемой машины, проводит расчеты и анализирует значения этих параметров, сопоставляя их с известными значениями существующих подобных машин. Это выполняется для самоконтроля осуществленных расчетов с целью предотвращения грубых ошибок.

После этого полученная информация этапа ІІ (см. структурную схему методики выполнения комплексных КП и ДП) передается всеми студентами в исходный этап І. Здесь она обсуждается всеми студентами, анализируется и принимаются оптимальные значения основных конструктивных и технологических параметров машины и ее ходового оборудования. На основании результатов обсуждения принимается решение о разработке конкретной конструкции машины, которое утверждается в качестве исходного задания еще для одного студента. Далее разработку машины ведет усиленная команда, но для каждого студента остается обязательным выполнение всех этапов, предусмотренных программой научно-учебно-методического направления развития интеллекта студентов.

Результат выполнения работ ІІ этапа для всех студентов — свой вариант эскизного проекта разрабатываемой машины. Все варианты эскизных проектов проходят доработку с использованием модели ІІ этапа процесса развития индивидуальных способностей студентов, включающей НОСТМ и алгоритмы уточненных расчетов. Каждый студент анализирует условия работы разрабатываемой машины с

учетом созданного эскизного проекта, задается основными ее рабочими положениями (этап III) и выбирает алгоритм уточненного расчета (этап IV). Проводит расчеты и анализ уточненных значений основных конструктивных и технологических параметров своей машины (этап V). После этого включая в работу модель III этапа процесса развития индивидуальных способностей студентов, являющегося основной частью НОСТМ и содержащего программу создания машин. На основании положений модели III этапа и результатов уточненных расчетов компонуется машина и разрабатываются эскизные проекты (этап VI) по всем вариантам разрабатываемой машины. Для созданных компоновок проводятся, если это необходимо, патентные и экспериментальные исследования.

Заканчивается самостоятельная работа студентов составлением заявок (этап VII) на оформление патента «Промышленный образец...» (для всех разработанных вариантов рассматриваемой машины). Составление заявки для каждого студента обязательно, чтобы приучить и научить будущего специалиста (к рыночным отношениям) защищать свою интеллектуальную собственность.

Таким образом, в процессе выполнения проекта вся задействованная группа студентов будет знать несколько вариантов разрабатываемой ими машины (это безусловно скажется на их общей подготовке), они научатся работать в коллективе и освоят процесс творческой деятельности. К тому же, осуществляется проверка общей подготовленности студентов и, главное, потенциальных интеллектуальных их возможностей и создаются условия для реализации процесса развития индивидуальных способностей, создаются условия для самоутверждения личности - становление квалифицированного специалиста. При этом происходит плодотворный процесс обучения - изучения и усвоения машин для земляных работ с использованием специальной технической литературы, натурных образцов, стендов, моделей, макетов и плакатов, позволяющих выполнить проектно-конструкторские работы и в последующем грамотную эксплуатацию и ремонт этих машин.

Блохин В.С., Малич Н.Г. — Национальная металлургическая академия Украины, г. Днепропетровск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.