------------------------------------ © С.И. Носенко, Ю.В. Антипов, 2005
УДК 622.232:681.32 (06)
С.И. Носенко, Ю.В. Антипов
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ГОРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Семинар № 17
~П азвитие энергомеханической службы (ЭМС) от первой должности «горнозаводского механикуса» до одного из главных подразделений предприятия при существующем уровне развития методов обеспечения и поддержки жизненного цикла продукции с применением стандартизированных CALS-технологий требует новых подходов к развитию и совершенствованию информационного обеспечения данной службы.
Современные горные предприятия оснащены сложной горной техникой. Успех выполнения ремонтов этой техники целиком зависит от структуры и работы ремонтной службы. Эту роль выполняют механическая и энергетическая службы, возглавляемые главным механиком и главным энергетиком.
Основные задачи этих служб сводятся к следующему: [1; 2]
• организация качественного технического обслуживания;
• организация и соблюдение графиков осмотров и ремонтов оборудования;
• контроль за выполнением правил технической эксплуатации оборудования;
• повышение надежности оборудования;
• централизация ремонтных работ;
• специализация ремонтного персонала;
• оснащение ремонтных бригад средствами механизации, специальными инструментами, приспособлениями и запасными деталями;
• анализ отказов и внеплановых простоев оборудования и разработка мер по их предупреждению;
• контроль за расходованием материальных средств.
Для автоматизации основных производственных процессов в практике промышленности применяются и развиваются информационные
системы, такие, как автоматизированное рабочее место главного механика предприятия, технолога, диспетчера, руководителя и т. д.
После проведенного анализа структуры существующих автоматизированных рабочих мест для горной промышленности (с учетом специфики возможного применения) предлагается следующий состав информационного комплекса «Автоматизированное рабочее место главного механика горного предприятия (АРМ ГМ (ГП))» (рисунок).
Руководства по эксплуатации, каталоги деталей и ЗИП, блок технического обслуживания и ремонта (ТОР), блок инженерного анализа и планирования, а также системы обучения и тестирования персонала должны быть представлены в виде интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) 2—3 класса как комплекс взаимосвязанных данных в электронной форме [3].
Блок инженерного анализа и планирования строится по принципу предупреждения аварийных поломок деталей путем правильного ухода за оборудованием, замены изношенных деталей прежде, чем они окончательно выйдут из строя.
Всегда было очевидным, что чем лучше поставлено обучение, тем выше квалификация персонала, тем эффективнее его работа,
руководства по эксплуатации каталоги деталей и ЗИП базы данных по ТО и Р инженерный анализ и планирование системы обучения и тестирования
Фирменное
обслуживание
АРМ ГМ (ГП)
Учет оборудования и персонала
Структура АРМ ГМ (ГП)
а следовательно, выше надежность эксплуатируемого оборудования. Рабочие, занимающиеся выполнением ремонтных работ, должны владеть комплексом определенных знаний и практических навыков. Обучению персонала теоретическим знаниям и практическому применению этих знаний способствует блок обучения и тестирования персонала.
Наиболее полное использование горного оборудования, своевременное и качественное его обслуживание и ремонт, а также создание условий для правильной расстановки рабочей силы вызывают необходимость тщательного учета оборудования, его перемещений с участка на участок и периодической инвентаризации. Данную функцию берет на себя блок учета оборудования и персонала.
В практике известна трехуровневая схема специализации ТОР [1]. Первый уровень — горное предприятие, второй — производственное объединение, третий — фирменное обслуживание (совместно с заводами-из-готовителями и их представительствами). Блок организации фирменного обслуживания с внедренным в него соединением методик резервирования запасных деталей, доминирующей последовательности учета размещения мест резервирования в географическом пространстве, использования прогнозных графи-ков ремонта, а также контроля за ГМ (ГП).
Такой состав комплекса АРМ ГМ (ГП) позволит обеспечить оперативное выполнение задач, стоящих перед электромеханической службой горного предприятия.
1. Трегубое НМ., Акастелов Л.Ф. Ремонт горных машин. — М.: Недра, 1978.
2. Гимельшейн Л.Я. Искусство быть механиком. — М.: Недра, 1990.
Наполнение блоков ТОР, инженерного анализа и планирования, а также вопрос внедрения фирменного обслуживания требуют проведения емких научно-исследовательских работ.
Отличие предлагаемой структуры комплекса от существующих аналогов в других областях промышленности заключается в следующем:
• организация системы ТОР происходит с учетом внедрения современных информационных технологий с учетом так называемого частичного отказа оборудования;
• фирменное обслуживание заводами-изготовителями и их сервисными центрами используют аппарат т.н. «доминирующей последовательности 2 и резервирования сложных систем с учетом их размещения в географическом пространстве, что позволит по-высить эффективность работы оборудования;
• появляется возможность организации качественного обучения и тестирования персонала с учетом требований к уровням усвоения материала и квалификации ремонтного и обслуживающего персонала.
На наш взгляд внедрение предлагаемой структуры и наполнения АРМ ГМ (ГП) повысит эффективность работы ЭМС и сможет соответствовать требованиям, предъявляемым временем к развитию и совершенствованию информационных технологий для автоматизации основных производственных процессов.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Электронная эксплуатационная документация -основа нового уровня организации электромеханической службы шахты — С.И. Носенко, В.Г. Черных, Ю.В. Антипов. Информационные технологии в науке и образовании. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. — 96 с.
— Коротко об авторах ----------------------------------------
Носенко Станислав Иванович — профессор,
Антипов Юрий Викторович — аспирант,
кафедра «Горные машины и оборудование» ШИ ЮРГТУ (НПИ).