Научная статья на тему 'Опыт совершенствования системы планирования и учета рабочего времени медицинских работников в многопрофильной медицинской организации'

Опыт совершенствования системы планирования и учета рабочего времени медицинских работников в многопрофильной медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
404
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ПЕРСОНАЛ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / WORKING TIME / STAFF OF THE MEDICAL ORGANIZATIONS / INFORMATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романов С.В., Хазов М.В., Абаева О.П., Мурыгина М.М., Мухаметжанов И.Г.

Описан опыт создания информационной системы, позволяющей автоматизировать планирование и учет рабочего времени персонала медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романов С.В., Хазов М.В., Абаева О.П., Мурыгина М.М., Мухаметжанов И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of creating information system to automate planning and accounting staff time medical organizations

The description of the experience of the creation of the informative system that allows to automatize the planning and registration of working time of the staff of medical organizations.

Текст научной работы на тему «Опыт совершенствования системы планирования и учета рабочего времени медицинских работников в многопрофильной медицинской организации»

и информационные

технологии

тзз

• Л>1> я

>

С.В. РОМАНОВ,

директор Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, к.м.н., доцент, e-mail: director@pomc.ru; М.В. ХАЗОВ,

заместитель директора по медицинской части ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, e-mail: glvrach@pomc.ru; О.П. АБАЕВА,

специалист по кадрам ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, д.м.н., доцент, e-mail: abaevaop@inbpx.ru; М.М. МУРЫГИНА,

начальник отдела кадров ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, e-mail: muriginam@pomc.ru; И.Г. МУХАМЕТЖАНОВ,

ведущий программист ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, e-mail: ildar.mg@gmail.com.

опыт СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 614.23:372/374.4

Романов С.В., Хазов М.В, Абаева О.П, Мурыгина М.М, Мухаметжанов И.Г. Опыт совершенствования системы планирования и учета рабочего времени медицинских работников в многопрофильной медицинской организации (Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, г. Нижний Новгород)

Аннотация. Описан опыт создания информационной системы, позволяющей автоматизировать планирование и учет рабочего времени персонала медицинских организаций.

Ключевые слова: рабочее время, персонал медицинских организаций, информационная система UDC 614.23:372/374.4

Romanov S.V., Khazov M.V, Abaeva O.P., Murigina M.M, Mukhametzhanov I.G. The experience of creating information system to automate planning and accounting staff time medical organizations (Volga District Medical Centre under Federal Medical and Biological Agency, Nizhny Novgorod city)

Annotation. The description of the experience of the creation of the informative system that allows to automatize the planning and registration of working time of the staff of medical organizations.

Keywords: working time, staff of the medical organizations, informative system. -f-—-

Соблюдение юридических норм, регламентирующих режим рабочего времени медицинских работников, является достаточно сложной задачей для администрации лечебно© С.В. Романов, М.В. Хазов, О.П. Абаева, М.М. Мурыгина, И.Г. Мухаметжанов, 2016 г.

профилактических учреждений [1]. Трудности и ошибки, возникающие у сотрудников кадровых служб при планировании и учете рабочего времени, обусловлены:

• современным состоянием нормативно-правовой базы, а именно отсутствием по целому ряду ситуаций подзаконных актов к действующей версии Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), в связи с чем кадровики вынуждены, в соответствии со ст. 423 ТК РФ, применять документы, утвержденные органами законодательной или исполнительной власти СССР, корреспондируя их с современным законодательством [2];

• сложным графиком труда медицинских работников, то есть наличием в одной организации подразделений, работающих по режиму пяти, шестидневной рабочей недели или по графикам сменности [3];

• высокой распространенностью среди врачей и специалистов со средним медицинским образованием различных видов работ сверх нормативов одной ставки, что обусловлено как дефицитом персонала в отрасли, так и заинтересованностью работников в повышении своего уровня доходов [4,5,6,7].

Актуальность перечисленных выше проблем повышается по мере усложнения структуры медицинских организаций, например, путем проведения распространенной в современном государственном здравоохранении процедуры слияния нескольких юридических лиц. Примером крупной многопрофильной медицинской организации является Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства (далее - ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России), в составе которого объединены четыре стационара и пять поликлиник. Данная медицинская организация имеет сложную организационную структуру, в том числе необходимо отметить наличие медицинских служб, выведенных за рамки подчинения конкретной больнице

2016, № 2

или поликлинике, т.е. обеспечивающих оказание медицинских услуг во всей организации (службы лучевой, клинической лабораторной диагностики, анестезиологии и реаниматологии и др.). В ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России оказываются все регламентированные ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» виды медицинской помощи, что обуславливает необходимость применения различных вариантов продолжительности рабочей недели, режимов рабочего времени, а также способов привлечения сотрудников к работе сверх нормативов одной ставки. В частности, для оказания населению экстренной медицинской помощи в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России созданы бригады быстрого реагирования, функционирование которых предусматривает высокую распространенность привлечения специалистов к дежурствам на дому.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования явилось совершенствование системы планирования и учета режима рабочего времени в многопрофильной медицинской организации. Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

• разработать программный комплекс, позволяющий автоматизировать планирование и учет рабочего времени медицинских работников многопрофильной медицинской организации;

• оценить возможности оптимизации управления персоналом многопрофильной медицинской организации на современном этапе за счет информатизации делопроизводства в аспекте планирования и учета рабочего времени медицинских работников.

Работа над созданием, внедрением и адаптацией к практическому использованию программного комплекса, позволяющего автоматизировать планирование и учет рабочего времени медицинских работников, длилась бо-

>

и информационные

технологии

лее двух лет (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВН № гос. регистрации 2015613139). Информационная система имеет клиент-серверную архитектуру. Сервер построен на основе системы управления базами данных (СУБД) Oracle 11.2g, которая выполняет роль центральной базы данных системы. Клиентская часть представляет собой windows приложение, позволяющее пользователям на рабочих местах получать, сохранять и обрабатывать информацию центральной базы данных. При создании клиентского приложения использовалось средство быстрой разработки приложений (Code Gear RAD Studio). Коммуникация клиента с сервером происходит по протоколу TCP/IP, что позволяет осуществлять работу системы не только в рамках внутренней сети организации, но и по сети Интернет. Для удобства работы пользователей были созданы справочники:

• подразделений ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России,

• типов рабочего графика (5-дневный, 6-дневный, сменный),

• должностей медицинских работников,

• специальностей врачей и специалистов со средним медицинским образованием.

Кроме того, используется автоматически обновляемый производственный календарь.

Учетной единицей базы данных является работник. Первое окно для каждого специалиста содержит обычную информацию для баз данных отдела кадров (фамилия, имя, отчество, возраст, пол, сведения о повышении квалификации и т.д.). Особенностью нашей программы является мониторинг сведений обо всех должностях, занимаемых сотрудником в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России (в том числе и должностях, на которых сотрудник работает на условиях внутреннего совместительства, а также периодов исполнения обязанностей временно отсутствующих коллег) (рисунок 1).

Мониторинг должностей, занимаемых работником, позволяет проводить анализ воз-

Рисунок 1. Данные о сотруднике.

можностеи карьерного роста и осуществлять контроль за соблюдением норм возможной продолжительности работы по совместительству. Вышеизложенное является крайне актуальным для многопрофильных медицинских организаций, поскольку большое число структурных подразделений расширяет возможности привлечения работников к труду в режиме внутреннего совместительства и усложняет контроль за соблюдением норм трудового права в этом аспекте.

Для каждой занимаемой должности в программу вносятся данные о продолжительности рабочей недели. Изначально планировалось только автоматическое поступление информации на основании Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», однако практическая работа показала необходимость возможности ручного заполнения в связи с наличием ограничений, связанных с особенностями работника (например, продолжительность рабочей недели инвалида не может превышать 35 часов). Кроме того, адаптация программы к практическому использованию осуществлялась в период начала проведения специальной оценки условий труда (согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Отсутствие единообразных критериев проведения данной процедуры на первых этапах привело к установлению различной продолжительности рабочей недели у врачей одинаковых должностей.

Второе окно направлено на обеспечение планирования и учета рабочего времени сотрудников. Основой создания системы рабочего времени персонала в любой организации являются два процесса: планирование и контроль за исполнением плана. Для этого в каждом отделении любой медицинской организации оформляются график и табель.

2016, № 2

Оформление табеля осуществляется согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (формы Т-12, Т-13). Что касается оформления графика работы, то каких-либо утвержденных регламентов по данной теме в настоящее время нет. Заполнение двух перечисленных документов в медицинских организациях, как правило, осуществляется старшими медицинскими сестрами отделений. В связи с чем при планировании работы возможны ошибки, связанные с недостаточным знанием вопросов трудового права. Вторая распространенная проблема учета рабочего времени связана с необходимостью предоставления табеля в планово-финансовое управление до окончания месяца, в начале двадцатых чисел. Таким образом, табелирование последних дней месяца осуществляется согласно графику, а не реальной ситуации. Во избежание вышеизложенных дефектов учета рабочего времени разработанная нами программа содержит окно, состоящее из двух половин, обозначенных нами как «план» и «факт». Старшие медицинские сестры отделений ежемесячно составляют электронный график работы и в течение месяца осуществляют электронное табелирование каждого сотрудника. Упрощенная схема информационных потоков представлена на рисунке 2.

Наличие информационного ресурса позволяет сотрудникам отдела кадров осуществлять мониторинг планирования и учета рабочего времени медицинского персонала. Для этого нами были разработаны следующие сигнальные параметры, которые определяются автоматически:

• разница между балансом рабочего времени производственного календаря и графика работы сотрудника (свидетельствует, как правило, о дефектах планирования как технического характера, так и связанных с недо-

>

и информационные

технологии

Профессиональная деятельность

Кадровые перемещения

Основное место работы

Совместительство 1

Совместительство 2

Дежурство на дому

Бригада быстрого реагирования

Исполнение обязанностей

Тип рабочей недели

Пятидневная

Шестидневная

Сменная работа

Коэффициент при и.о.

Табель

Производственный календарь

1. г

Бюджет рабочего времени должности

и

Фактическое начало и окончание работы

Планируемое количество часов

Табель печать

Фактическое количество часов

Количество ставок

Дефект составления графика

Дефект выполнения! графика

Количество рабочих часов в неделю

Примечание: Выбор из списка Ручное заполнение Автоматическое заполнение

Несовпадение буквенных значений графика и табеля (временная нетрудоспособность отпуск без сохр. з/п, сверхурочные и т.д.)

Рисунок 2. схема раздела программы,

обеспечивающего планирование и учет рабочего времени персонала.

статочным уровнем знаний старших медицинских сестер),

• разница между запланированной и реальной продолжительностью рабочего времени (интерес представляет не только недоработка, так как ситуации нарушения медицинскими работниками трудового законодательства в данном аспекте встречаются достаточно редко, но и переработка, которая может быть связана с дефектами организации работы отделения в плане распределения нагрузки),

• несоответствие буквенных значений графика и табеля (позволяет определить причину несоответствия запланированного и реального числа часов рабочего времени).

Помимо этого, отдельно отмечаются факты незапланированного выхода на работу специалистов в выходные дни и количество часов работы в ночное время (рисунок 3).

Информационный ресурс делает возможным формирование и печать графика и табеля на бумажном носителе, причем не только для структурного подразделения, но и для конкретного работника с учетом всех видов его нагрузки. Вышеизложенное помогает оценить продолжительность рабочего времени каждого сотрудника и контролировать соблюдение норм трудового права, например, исключить ситуации одновременного привлечения специалиста к нескольким видам работ или превышение разрешенных норм

2016, № 2

Рисунок 3. окно программы для учета рабочего времени сотрудника.

труда по внутреннему совместительству.

Двухгодичный опыт использования разработанного нами программного комплекса позволил нам сделать следующие заключения:

• наибольшие трудности при планировании и учете рабочего времени медицинских работников связаны с современной нормативной базой, регламентирующей организацию дежурств на дому. При наличии данного вида работы, согласно норме статьи 350 ТК РФ, происходит либо недопустимое увеличение продолжительности рабочей недели медицинского работника, либо администрация вынуждена сократить время пребывания работника в отделении пропорционально времени, отработанному в рамках дежурств на дому. Возможным вариантом выхода из данной ситуации мы видим создание специальных ставок для обеспечения дежурств на дому.

• Объем информации, содержащийся в разработанной нами базе данных, позво-

ляет руководству обоснованно принимать управленческие решения в аспектах распределения нагрузки, оплаты труда сотрудников, представления их к поощрениям.

• Информатизация делопроизводства с использованием созданного нами программного комплекса существенно облегчает труд старших медицинских сестер по оформлению графиков и табелей рабочего времени, а мониторинг со стороны отдела кадров позволяет обеспечить на должном уровне соблюдение норм трудового законодательства в аспекте режима рабочего времени сотрудников.

Таким образом, результаты проведенной нами работы свидетельствуют о том, что в современных условиях деятельности многопрофильной медицинской организации информатизация планирования и учета рабочего времени персонала является важной составляющей совершенствования кадрового менеджмента.

и информационные

технологии

ш

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Иванова Н.А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: авто-реф. дисс. канд. юр. наук: 12.00.05 / Иванова Наталья Анатольевна. -Екатеринбург, 2012. - 30 с.

2. Нормы российского трудового права, регламентирующие режим рабочего времени сотрудников медицинских организаций / Ю.Н. Филиппов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2015. - № 1. - С. 59-61.

3. Филиппов Ю.Н. Рабочее время персонала медицинских организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Филиппов, О.П. Абаева, М.В. Хазов, М.М. Мурыгина. - Санкт-Петербург: Спецлит, 2014. - 167 с.

4. Дьяченко В.Г. Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса / В.Г. Дьяченко, Т.А. Костакова, И.В. Пчелина. - Хабаровск: Издательство ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2012. - 421 с.

5. Костакова Т.А. Оптимизация системы управления врачебными кадрами в условиях модернизации здравоохранения: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.02.03 / Костакова Татьяна Александровна. - Хабаровск, 2011. - 23 с.

6. Аветян К.Р. Здоровье и качество жизни работников негосударственных учреждений здравоохранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (на примере Дальневосточной железной дороги): автореф. дисс. канд. мед.наук: 14.00.33 / Аветян Карине Рачиков-на. - Хабаровск, 2009. - 23 с.

7. Мотивация врачебного персонала многопрофильной больницы к работе сверх нормативов одной ставки/ М.В. Хазов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2015. -№ 2. - С. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.