Научная статья на тему 'Обоснование необходимости создания системы мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению, как составляющей кадрового планирования медицинской организации системы ФМБА России'

Обоснование необходимости создания системы мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению, как составляющей кадрового планирования медицинской организации системы ФМБА России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целевое направление / кадровое планирование / врачебный персонал / targeting / workforce planning / medical staff

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романов С. В., Родина А. А., Абаева О. П.

Статья посвящена проблеме оптимизации использования возможностей подготовки студентов по целевому направлению для планирования кадрового обеспечения медицинской организации с учётом особенностей её деятельности в системе ФМБА России и требований, предъявляемых к работникам. Проблема необходимости подготовки врачей по целевому приёму широко обсуждается в медицинском сообществе на самых разных уровнях. Особенностью представленной статьи является описание опыта работы с данной категорией студентов, полученного на уровне медицинской организации системы Федерального медикобиологического агентства. Авторами обоснована необходимость создания системы мониторинга обучения и внеаудиторной работы каждого студента в современных организационных и юридических условиях, которая позволит принимать будущему работодателю объективные решения о необходимости и профиле дальнейшего обучения выпускника. В статье описан опыт подобной системы, который базируется на систематической оценке академической успеваемости учащегося, его успехах в получении практических навыков при прохождении производственной практики, научно-образовательных достижениях, активном участии в научной, образовательной и общественной деятельности будущего работодателя и наличии иных компетенций (спортивных, лингвистических, информационных, творческих и т.д.). Авторы отмечают необходимость систематического участия организации, направившей студента на обучение, в интересах его профессионального становления с учётом его индивидуальности.Сама подготовка должна учитывать специфику деятельности будущего работодателя. Основным направлением такой работы, по мнению авторов, является организация производственной практики на базе структурных подразделений медицинской организации и привлечение студентов к участию в научных, образовательных, общественных, спортивных мероприятиях в качестве волонтеров. Работа студентов оценивается по оригинальной системе ключевых показателей при помощи пятибалльной шкалы. В результате, по окончании медицинского ВУЗа, студент объективно занимает определённое место в рейтинге среди выпускников данного года, которые были направлены для обучения по целевому приёму. Кроме того, успехи и достоинства будущего работника оформляются им в виде портфолио, креативность которого также оценивается комиссией. Подобная система, по мнению авторов, поможет сократить число конфликтных ситуаций с выпускниками при решении вопроса о дальнейшем обучении или трудоустройстве и станет хорошим инструментом для администрации медицинской организации при осуществлении стратегического и оперативного планирования работы с кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романов С. В., Родина А. А., Абаева О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR THE NECESSITY OF CREATION OF MONITORING SYSTEM FOR PREPARATION OF STUDENTS TRAINING ON TARGET DIRECTION AS A COMPONENT OF PERSONNEL PLANNING OF MEDICAL ORGANIZATION OF FMBA SYSTEM OF RUSSIA

The problem of the need for training of doctors for the intended appointment has been widely discussed in the medical community on many different levels. The feature of the presented article is the description of the experience for the work with this category of students obtained at the level of medical organization of the Federal Medical Biological Agency. The authors substantiate the need to create a system of monitoring of training and extracurricular work of each student in modern organizational and legal conditions, which will allow the future employer to make objective decisions about the need and the profile of further training of the graduate. The article describes the experience of such a system, which is based on a systematic assessment of the academic performance of the student, his success in obtaining practical skills in practical training, scientific and educational achievements, active participation in scientific, educational and social activities of the future employer and the presence of other competencies (sports, linguistic, information, creative, etc.). The authors note the need for the systematic participation of the organization that sent the student to study, in its professional development, taking into account the characteristics. The training itself should take into account the specifics of the future employer. The main direction of such work, according to the authors, is the organization of practical training on the basis of the structural units of the medical organization and the involvement of students to participate in scientific, educational, social, sports activities as volunteers. Students’ work is evaluated by the original system of key indices using a five-point scale. As a result, at the end of medical School, the student objectively occupies a certain place in the ranking of graduates of the given year, which were sent to study at the target reception. In addition, the success and dignity of the future employee are made in the form of a portfolio, creativity which is also evaluated by the Commission. Such a system, according to the authors, will help to reduce the number of conflict situations with graduates when deciding on further training or employment and will be a good tool for the administration of a medical organization in the implementation of the strategic and operational planning of the work with personnel.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости создания системы мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению, как составляющей кадрового планирования медицинской организации системы ФМБА России»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018

Романов С.В., Родина А.А., Абаева О.П.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФМБА РОССИИ

ФГБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, 603001, г. Нижний Новгород

Статья посвящена проблеме оптимизации использования возможностей подготовки студентов по целевому направлению для планирования кадрового обеспечения медицинской организации с учётом особенностей её деятельности в системе ФМБА России и требований, предъявляемых к работникам. Проблема необходимости подготовки врачей по целевому приёму широко обсуждается в медицинском сообществе на самых разных уровнях. Особенностью представленной статьи является описание опыта работы с данной категорией студентов, полученного на уровне медицинской организации системы Федерального медико-биологического агентства. Авторами обоснована необходимость создания системы мониторинга обучения и внеаудиторной работы каждого студента в современных организационных и юридических условиях, которая позволит принимать будущему работодателю объективные решения о необходимости и профиле дальнейшего обучения выпускника. В статье описан опыт подобной системы, который базируется на систематической оценке академической успеваемости учащегося, его успехах в получении практических навыков при прохождении производственной практики, научно-образовательных достижениях, активном участии в научной, образовательной и общественной деятельности будущего работодателя и наличии иных компетенций (спортивных, лингвистических, информационных, творческих и т.д.). Авторы отмечают необходимость систематического участия организации, направившей студента на обучение, в интересах его профессионального становления с учётом его индивидуальности.Сама подготовка должна учитывать специфику деятельности будущего работодателя. Основным направлением такой работы, по мнению авторов, является организация производственной практики на базе структурных подразделений медицинской организации и привлечение студентов к участию в научных, образовательных, общественных, спортивных мероприятиях в качестве волонтеров. Работа студентов оценивается по оригинальной системе ключевых показателей при помощи пятибалльной шкалы. В результате, по окончании медицинского ВУЗа, студент объективно занимает определённое место в рейтинге среди выпускников данного года, которые были направлены для обучения по целевому приёму. Кроме того, успехи и достоинства будущего работника оформляются им в виде портфолио, креативность которого также оценивается комиссией. Подобная система, по мнению авторов, поможет сократить число конфликтных ситуаций с выпускниками при

PREVENTIVE MEDICINE

решении вопроса о дальнейшем обучении или трудоустройстве и станет хорошим инструментом для администрации медицинской организации при осуществлении стратегического и оперативного планирования работы с кадрами.

Ключевые слова: целевое направление; кадровое планирование; врачебный персонал.

Для цитирования: Романов С.В., Родина А.А., Абаева О.П. Обоснование необходимости создания и системы мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению, как составляющей кадрового планирования медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(2): 166-171.

Для корреспонденции: Абаева Ольга Петровна, д-р мед. наук, помощник директора ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, 603001, г. Нижний Новгород. E-mail: [email protected]

Romanov S.V., Rodina A.A., Abaeva O.P.

RATIONALE FOR THE NECESSITY OF CREATION OF MONITORING SYSTEM FOR PREPARATION OF STUDENTS TRAINING ON TARGET DIRECTION AS A COMPONENT OF PERSONNEL PLANNING OF MEDICAL ORGANIZATION OF FMBA SYSTEM OF RUSSIA

Privolzhsky Regional Medical Center of the Federal Medical and Biological Agency, Nizhny Novgorod, 603001, Russian Federation

The problem of the need for training of doctors for the intended appointment has been widely discussed in the medical community on many different levels. The feature of the presented article is the description of the experience for the work with this category of students obtained at the level of medical organization of the Federal Medical Biological Agency. The authors substantiate the need to create a system of monitoring of training and extracurricular work of each student in modern organizational and legal conditions, which will allow the future employer to make objective decisions about the need and the profile offurther training of the graduate. The article describes the experience of such a system, which is based on a systematic assessment of the academic performance of the student, his success in obtaining practical skills in practical training, scientific and educational achievements, active participation in scientific, educational and social activities of the future employer and the presence of other competencies (sports, linguistic, information, creative, etc.). The authors note the need for the systematic participation of the organization that sent the student to study, in its professional development, taking into account the characteristics. The training itself should take into account the specifics of the future employer. The main direction of such work, according to the authors, is the organization of practical training on the basis of the structural units of the medical organization and the involvement of students to participate in scientific, educational, social, sports activities as volunteers. Students' work is evaluated by the original system of key indices using a five-point scale. As a result, at the end of medical School, the student objectively occupies a certain place in the ranking of graduates of the given year, which were sent to study at the target reception. In addition, the success and dignity of the future employee are made in the form of a portfolio, creativity which is also evaluated by the Commission. Such a system, according to the authors, will help to reduce the number of conflict situations with graduates when deciding on further training or employment and will be a good tool for the administration of a medical organization in the implementation of the strategic and operational planning of the work with personnel. Keywords: targeting; workforce planning; medical staff.

For citation: Romanov S.V., Rodina A.A., Abaeva O.P. Rationale for the necessity of creation of monitoring system for preparation of students training on target direction as a component of personnel planning of medical organization of FMBA system of Russia. Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations) 2018; 20(2): 166-171. (In Russ.).

For correspondence: Olga P. Abaeva, MD, Ph.D., DSci., Associate professor, Assistant Director of the Privolzhsky Regional Medical Center of the Federal Medical and Biological Agency, Nizhny Novgorod, 603001, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Received 07 March 2018 Accepted 28 May 2018

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Актуальность проблемы

Важнейшей особенностью кадрового обеспечения современного российского государственного здравоохранения является дефицит врачебного персонала и выраженный дисбаланс в его распределении [1-3]. В период существования социалистической плановой экономики проблема обеспечения отдалённых и сельских регионов врачебными кадрами решалась при помощи системы государственного распределения выпускников [3]. В рамках норм современного законодательства единственной возможностью направления начинающих свой трудовой путь врачей для работы в конкретные медицинские организации является обучение студента по целевому направлению. Однако, если порядок приёма таких учащихся чётко регламентирован ст. ФЗ «Об образовании в РФ», то нормативно-правовая система, регулирующая обязательность последующего трудоустройства, до настоящего времени должным образом не проработана. Таким образом, медицинская организация, подписывающая договор о целевом обучении, с одной стороны не имеет абсолютных гарантий последующего трудоустройства молодого специалиста и, в то же время, отвечает перед своим учредителем за целесообразность затрат бюджетных средств на подготовку студентов-целевиков [4].

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства (далее - ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России) ежегодно заключает договоры о целевой подготовке студентов, а в последствии - ординаторов (в настоящее время в вузах региона ведется подготовка более 50 учащихся). При этом длительный опыт работы ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России с целевиками позволил определить ряд проблем, возникающих, как правило, при окончании учащимися специалитета и требующих разработки комплексного подхода к их решению, таких как:

- отсутствие или недостаточный объём информации о личных и профессиональных качествах выпускников, необходимой для реше-

ния вопроса о дальнейшем обучении и трудоустройстве;

- высокая вероятность возникновения конфликтных ситуаций со студентами и их родителями при выборе специальности для обучения по целевому направлению в ординатуре;

- ограничение возможности осуществления кадрового планирования в силу, как уже отмечалось, недостаточности рычагов, делающих обязательным трудоустройство целевиков в организацию, направившую их для обучения,

- сложность решения обратной ситуации, когда медицинская организация, в силу каких-либо причин, не заинтересована в дальнейшем обучении и последующем заключении трудового договора с выпускником, обучавшемся по целевому направлению.

В связи с вышеизложенным руководством ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России было проведено исследование, цель которого заключалась в организационно-правовом совершенствовании кадрового планирования за счёт возможностей направления учащихся для обучения по целевому приёму. Для достижения цели исследования необходимо было решение следующих задач:

- провести анализ структуры студентов, направленных на обучение по целевому приёму от ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, и их мотивации к дальнейшему обучению и трудовой деятельности;

- разработать систему мероприятий, способствующих приобщению студентов, обучающихся по целевому приёму, к условиям работы и корпоративной культуре будущего работодателя;

- создать систему оценки личных и профессиональных качеств студентов, которая позволит решать вопрос о направлении выпускников в ординатуру и их трудоустройстве;

- оценить эффективность проводимых мероприятий.

Материал и методы

Материалами исследования стали данные анкетного опроса 55 студентов и документы, полученные из образовательного учреждения высшего профессионального образования, об их успеваемости и внеаудиторной активности.

PREVENTIVE MEDICINE

Результаты и обсуждение

Как показало наше исследование, количество студентов, обучающихся по направлению от ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России сокращается по мере перехода от младших курсов к старшим. Это связано, безусловно, с имевшей место в последние годы тенденцией увеличения в контрольных цифрах приёма доли мест для целевиков. Кроме того, традиционно существует и отток студентов в процессе обучения. В итоге в текущем году администрация ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России должна решить вопрос о дальнейшем обучении и трудоустройстве 1 выпускника, в следующем - 2, в последующие три года их количество возрастет до 7-12 ежегодно, а в 2022 г. при условии успешного обучения, поступить в ряды сотрудников первичного звена или ординатуру должен будет 21 молодой врач. Таким образом, важнейшей задачей кадровой службы будет являться анализ штатного расписания в целях определения возможностей единовременного трудоустройства столь значимого числа специалистов. Поэтому, в целях проведения эффективного кадрового планирования, мы провели анкетный опрос и попросили студентов максимально откровенно ответить на предложенные им вопросы.

Согласно полученным результатам, все студенты, обучающиеся по целевому направлению, планируют начать свою трудовую деятельность в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России. Нам показалось интересным, что даже среди первокурсников 87,2 ± 4,6% респондентов сделали выбор интересующей их будущей врачебной специальности. Спектр специальностей оказался весьма широким, при этом интересы наших целевиков затрагивали как традиционно популярные направления (хирургию, акушерство и гинекологию, дерматовенерологию), так и достаточно редкие специальности - психотерапию, вирусологию, медицинскую генетику. В то же время необходимо отметить слабую мотивацию студентов к изучению терапевтических дисциплин: из 55 учащихся только 4 планируют связать свою профессиональную судьбу с терапией, 2 - с кардиологией. Также по результатам опроса нами отмечена выраженная тенденция стремления выпускников трудоустроиться в стационар: только 14,6 ± 4,7% будущих врачей

хотели бы работать в поликлинике. Таким образом, пожелания студентов в значимой степени не совпадают с потребностями ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России и отрасли в целом, поскольку приоритетной задачей в настоящее время является комплектация врачебными кадрами первичного звена специалистами терапевтического профиля. Следовательно, в ближайшей перспективе, во избежание конфликтных ситуаций, администрации ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России необходимо будет решить вопрос об объективной системе рейтинговой оценки выпускников для решения вопроса о направлении определённой части из них в ординатуру, а оставшихся -в амбулаторно-поликлинические структурные подразделения.

В связи с вышеизложенным, руководством ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России была создана система рейтинговой балльной оценки, предусматривающая анализ следующих параметров:

- успеваемость студента по данным образовательного учреждения;

- внеаудиторная работа студента, направленная на получение знаний по медицине (участие в кружках, научных обществах и т.д.);

- овладение практическими навыками (дежурства, участие в выполнении медицинских вмешательств и проч.);

- прочие достижения студентов (спортивные заслуги, хороший уровень знания иностранных языков, информационных технологий, наличие дополнительного образования и проч.);

- участие в жизни ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России (помощь в проведении многочисленных и разнообразных мероприятий в нашей организации).

Оценка каждого параметра осуществляется по специально разработанной системе показателей при помощи пятибалльной шкалы. Кроме того, каждому студенту предлагается продемонстрировать свои успехи путём разработки за период обучения собственного электронного портфолио, в котором, помимо описания перечисленных выше параметров, выпускник может продемонстрировать и креативные качества, творческие таланты, что также будет учтено при расчёте итогового балла. Оценка проводится комиссией, в которую вошли представители администрации и главные специалисты ФБУЗ ПОМЦ ФМВБ России.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Среди мероприятий, которые, на наш взгляд, должны обязательно проводиться со студентами, обучающимися по целевому направлению, необходимо выделить две наиболее значимые группы:

- систематическое прохождение практической подготовки на базе ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России;

- участие в проведении мероприятий, организуемых руководством нашего учреждения.

Прохождение производственной практики на базе будущего работодателя знакомит молодого врача с условиями работы. В то же время производственная практика - прекрасная возможность для проведения медицинской организацией мониторинга освоения студентами практических навыков, а также анализа их поведения в коллективе. Таким образом, производственная практика - первый этап взаимной адаптации студента и его будущего работодателя. В связи с чем администрацией ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России были определены ответственные

врачи за проведение производственной практики студентов разных курсов и разработаны критерии оценки успешности её прохождения.

Активная научная, образовательная и общественная деятельность ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России предусматривает проведение многочисленных мероприятий самого разнообразного характера. Привлечение студентов к их проведению позволяет оценить их дисциплину, исполнительность, творческие способности, и, главное - наличие мотивации стать частью нашего трудового коллектива.

Проект работы со студентами, обучающимися по целевому приёму, получил название ПОМЦ next (http://www.pomc.ru/pomc-next) (рисунок). Первые результаты работы свидетельствуют о том, что:

- администрации ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России удалось создать систему мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению, включающую балльную оценку успешности аудиторной и внеаудиторной рабо-

ты учащихся, которая позволит в перспективе объективно решать вопрос о дальнейшем обучении и трудоустройстве выпускников,

- согласно данным опроса студентов, 96,4 ± 2,5% положительно относятся к контролю будущего работодателя за их подготовкой, воспринимают его как важную составляющую успеха их будущей карьеры в нашей организации.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что, проведение систематического мониторинга развития профессиональных и личных качеств студента, обучающегося по целевому направлению, является неотъемлемой составляющей кадрового планирования медицинской организации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габуева Л.А., Зимина Э.В. Обеспечение внутреннего контроля качества кадрового менеджмента медицинских организаций в условиях введения «эффективного контракта». Вестник Росздравнадзора. 2014; 4: 53-6.

PREVENTIVE MEDICINE

2. Сибурина Т.А. Организация здравоохранения: общеотраслевые проблемные вопросы, интеграционные и кадровые аспекты менеджмента. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011;. С. 86-93.

3. Чернышев В.М. О некоторых итогах реформирования здравоохранения Российской Федерации и мерах по повышению его эффективности. Медицина экстремальных ситуаций. 2014; 2: 6-12 .

4. Бакулина С.С., Музыченко Е.А., Черноскутов В.Е. Целевой приём в современных условиях. Высшее образование в России. 2011; 8-9: 14-22.

REFERENCES

1. Gabueva L.A., Zimina E.V. Ensuring internal quality control of personnel management at healthcare organizations in the context of implementing the «effective contract». Vestnik Roszdravnadzora. 2014; 4: 53-6. (in Russian)

2. Siburina T., Miroshnikova Yu. Ratings of the medical organizations in a control system of health care.

Menezhment I bizness-administrirovanie. 2011; 86-93. (in Russian)

3. Some results of health care reforms in the Russian Federation and measures to improve its efficiency.

Meditsina extremal'nykh situatsiy. 2014;2: 6-12. (in Russian)

4. B^uinSMtiychEi^ECliEi^kulc^Elipcei^imoc^ict^cnVs'Eizb^^t^ Rossii. 2011; 8-9: 14-22.(in Russian)

Поступила 07 марта 2018 Принята в печать 28 мая 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.