Научная статья на тему 'Опыт социологического изучения адаптации иммигрантов мусульманских традиций в условиях Чувашской Республики в 2009−2012 гг'

Опыт социологического изучения адаптации иммигрантов мусульманских традиций в условиях Чувашской Республики в 2009−2012 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАНТ / АДАПТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / IMMIGRANT / ADAPTATION / NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS / SOCIOLOGICAL POLL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеева О. А.

В статье рассматриваются основные проблемы социокультурной адаптации иммигрантов мусульманских традиций в условиях Чувашской Республики за последние четыре года. Также выделяются характерные черты социальной жизни мигрантов в Чувашии, их формы взаимодействия с местным населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY ON MUSLIM IMMIGRANTS’ ADAPTATION IN THE CONDITIONS OF THE CHUVASH REPUBLIC IN 2009−20121

The article discusses the basic problems of Muslim sociocultural immigrants’ adaptation in the Chuvash Republic for the recent four years. It also distinguishes the features of social life of migrants in Chuvashia, the forms of interaction with the local population.

Текст научной работы на тему «Опыт социологического изучения адаптации иммигрантов мусульманских традиций в условиях Чувашской Республики в 2009−2012 гг»

УДК 316.7:[314.745-054.72:28](470.344)

ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ МУСУЛЬМАНСКИХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2009-2012 гг.

SOCIOLOGICAL STUDY ON MUSLIM IMMIGRANTS’ ADAPTATION IN THE CONDITIONS OF THE CHUVASH REPUBLIC IN 2009-2012

О. А. Сергеева О. А. Sergeeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы социокультурной адаптации иммигрантов мусульманских традиций в условиях Чувашской Республики за последние четыре года. Также выделяются характерные черты социальной жизни мигрантов в Чувашии, их формы взаимодействия с местным населением.

Abstract. The article discusses the basic problems of Muslim sociocultural immigrants’ adaptation in the Chuvash Republic for the recent four years. It also distinguishes the features of social life of migrants in Chuvashia, the forms of interaction with the local population.

Ключевые слова: иммигрант, адаптация, национально-культурные объединения, социологический опрос.

Keywords: immigrant, adaptation, national-cultural associations, sociological poll.

Актуальность исследуемой проблемы. На протяжении последних четырех лет активизировался миграционный поток в Чувашскую Республику граждан бывшего Советского Союза. Выявление основных факторов и условий, способствующих или, напротив, препятствующих успешности социокультурной адаптации мигрантов, позволит выработать эффективную миграционную политику в регионе, оказать действенную социальнопсихологическую помощь этой категории населения.

Материал и методика исследований. С целью выявления основных факторов и условий социокультурной адаптации иммигрантов мусульманских традиций было проведено социологическое исследование. Оно проходило в два этапа: первый этап - в 2009 г., второй - в 2012 г. Интервал в три года между опросами позволяет проследить динамику развития основных факторов социокультурной адаптации иммигрантов.

Анкета состоит из трех частей: первая часть направлена на мониторинг трудовой деятельности иммигрантов в Чувашской Республике, вторая часть позволяет определить степень напряженности социальных отношений мигрантов с местным населением, и, наконец, третья часть анкеты помогает определить характерные черты национальнокультурной и религиозной жизни мигрантов в Чувашии. Вопросы составлены как в репрезентативной, так и в скрытой форме.

Результаты исследований и их обсуждение. Прежде чем перейти к подробному анализу сравнительной характеристики социологических опросов, необходимо разъяснить два момента. В исследуемую группу социологического опроса попадают иммигранты из шести стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Выбор этих стран объясняется двумя причинами: во-первых, основная масса иммигрантов в Чувашской Республике после распада СССР приходится именно на эти страны. Данные таблицы 1 показывают, что последние четыре года из вышеперечисленных стран прибывает более 62 % мигрантов стран СНГ [3].

Таблица 1

Число прибывших мигрантов из стран СНГ (человек) [3]

Год Всего из стран СНГ Из них Из них

из стран с основной религией ислам (чел.) из стран с основной религией ислам (в % от общего числа) из Азербайджана из Казахстана из Киргизии из Таджикистана из Туркменистана 1 V м «й | із а

2009 1 341 839 62,6 ііі 81 24 382 29 212

2010 871 582 66,9 84 35 15 261 4 183

2011 1 107 765 69,1 127 35 22 261 39 281

2012 133 70 52,6 10 15 2 27 5 11

Во-вторых, в этих странах основным видом вероисповедания является ислам, поэтому всю группу опрошенных мы определили как иммигранты мусульманских традиций (диаграмма 1).

Ш 1 70,2

І82/7

■ [ 88

-

-

СЛ л®* Г| І

-

0 20 40 60 80 100

Диаграмма 1. Численность населения в странах СНГ, исповедующих религию ислам, на 2009 г. (в %) [2]

В ходе проведения социологических исследований удалось опросить 110 человек (50 человек - в 2009 г., 60 человек - в 2012 г.). Среди опрошенных респондентов 65 % составили мужчины и 35 % — женщины. Основная доля мигрантов проживает в таких городах, как Чебоксары, Цивильск, Канаш. 15 % от общего числа опрошенных мигрантов составили сельские жители.

Вводная часть анкеты позволила нам выяснить причины, по которым респонденты были вынуждены покинуть свои родные места проживания, а также узнать, почему выбор пал на Чувашскую Республику. Данные двух социологических опросов показывают, что и в 2009 г., и в 2012 г. основной причиной приезда в Чувашскую Республику является собственная инициатива (72 % опрошенных — в 2009 г., 61,6 % опрошенных — в 2012 г.). Также значительная часть мигрантов прибывают в республику по приглашению государства. Более 5 % опрошенных мигрантов прибыли под воздействием чрезвычайных обстоятельств (военные действия, государственный переворот и др.).

Многие мигранты (76 % опрошенных — в 2009 г.) выбрали Чувашию в качестве региона, возможного для благополучного проживания, по советам родственников и друзей, но в 2012 г. число этих мигрантов уменьшилось до 55 %. Это связано с тем, что увеличилось количество официальных приглашений со стороны Правительства Чувашской Республики (в 2009 г. по приглашению государства приехало 8 % мигрантов, в 2012 г. - 25 % людей). Получить российское гражданство и в 2009 г., и в 2012 г. смогли более половины респондентов.

Время пребывания на территории Чувашской Республики опрашиваемых респондентов составляет от года до пяти лет у 46 % в 2009 г. и 43 % - в 2012 г. На эту долю приезжих приходятся те мигранты, которые видят в нашем регионе возможность заработать деньги, но вариант оставаться здесь жить пока не рассматривают. Более пяти лет живут в Чувашии 38 % и 31 % в 2009 г. и в 2012 г. соответственно. Также в ходе проведения социологических опросов удалось пообщаться с людьми, которые приехали в Чувашию 20 лет назад (так называемыми «старожилами»). По их словам, Чувашская Республика является «прекрасным регионом для благополучного проживания целой семьи и в социальноэкономическом, и в национально-культурном, и в религиозном плане». Покидать Чувашию они не хотят.

При анкетировании респондентам предлагалось выбрать привлекательные и непривлекательные черты нашего региона. Наибольшая часть опрошенных мигрантов отметили в Чувашии красивую природу (62 % — в 2009 г., 30 % — в 2012 г.). Если в 2009 г. половина мигрантов считала привлекательной чертой нашего региона добрых и душевных людей, то в 2012 г. доля их снизилась и стала составлять 11,6 %. Это связано с тем, что увеличилась доля тех, кто видит в Чувашии регион, перспективный для жизни инициативных людей (в 2009 г. - 20 %, в 2012 г. — 28,3 %).

Среди непривлекательных моментов были отмечены суровый климат (в 2009 г. -30 %, в 2012 г. - 21,7 %), неприветливые люди (в 2009 г. - 0 %, в 2012 г. - 6,7 %), затруднение в реализации инициативы (в 2009 г. - 10 %, в 2012 г. - 8,3 %).

Вопросы из первой части анкеты позволили провести мониторинг трудовой деятельности мигрантов. Для начала мы решили определить сферы трудовой деятельности, в которых заняты мигранты (табл. 2).

Таблица 2

Сферы деятельности мигрантов в Чувашии

№ п/п Сфера деятельности 2009 г. (в % от числа опрошенных) 2012 г. (в % от числа опрошенных)

1. Торговля 26 25

2. Промышленное производство 36 18,3

3. Сельское хозяйство 6 10

4. Строительство 8 16,7

5. Образование 22 28,3

6. Наука 2 1,7

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что основная доля мигрантов занята в таких сферах трудовой деятельности, как торговля, промышленное производство, строительство и образование.

В промышленном производстве основные места работы мигрантам выделяются на площадках Агрегатного завода, Промлита, Промтрактора. В связи с безвизовым режимом въезда из Узбекистана основная доля рабочих приходится именно на эту страну. Приглашенные мигранты работают по таким специальностям, как формовщик, литейщик, обрубщик. Средняя заработная плата рабочего на промышленных предприятиях -от 12 до 25 тысяч рублей (в зависимости от полученной специальности и ее разряда). Хотя условия труда тяжелые (трехсменный режим), зато рабочим мигрантам предоставляются добровольное медицинское страхование, социальные льготы, прекрасные условия проживания (в профилактории) и ускоренная процедура получения паспорта гражданина Российской Федерации. Так, в 2012 г. в Чувашию по квоте прибыло 138 человек. Из них 45 человек были определены в Промлит и Промтрактор, 93 человека — на Агрегатный завод. В среднем мигранты трудятся на промышленных предприятиях 3—4 года. Демографический портрет рабочего мигранта: мужчина трудоспособного возраста от 25 до 35 лет.

У большинства опрошенных респондентов трудовая деятельность совпадает полностью или частично с той, которая была до отъезда в Чувашию. Осваивать навыки новой профессии пришлось 25 % опрошенных в 2012 г. респондентов (14 % респондентов — в 2009 г.).

Улучшить свое материальное положение после приезда в Чувашию смогли 76 % мигрантов в 2009 г. и 46,7 % - 2012 г. На том же уровне осталось материальное положение у 20 % опрошенных в 2009 г., у 50 % - в 2012 г. Эти цифры показывают, что постепенно у мигрантов возрастают материальные потребности. Данный вывод подкрепляется ответами на вопрос «Довольны ли Вы материальными условиями жизни в Чувашии?». Если в 2009 г. 66 % опрошенных мигрантов вполне устраивали материальные условия жизни в Чувашии, то в 2012 г. таких мигрантов стало меньше на 17,7 %. В 2012 г. появился определенный процент недовольных материальными условиями жизни в Чувашии (в 2009 г. таких мигрантов не было).

Данные таблицы 2 показывают, что заметно вырос процент мигрантов, занятых в сфере образования в Чувашии. Так, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева заключил договор с Правительством Туркменистана, по кото-

рому ежегодно приезжают абитуриенты из Ашхабада. Для их обучения созданы все условия. Всего в 2012 г. в стенах университета обучается 98 человек из Туркмении. В ЧГПУ учатся студенты не только из Туркмении, но и из Азербайджана, Узбекистана. Их доля в общем количестве студентов заметно ниже, чем студентов-туркменов.

Рост числа студентов из стран бывшего Советского Союза объясняется тем, что в этих странах получить высшее образование очень дорого. В Чувашской Республике получить диплом о высшем образовании представляется более доступным вариантом. Также необходимо отметить, что многие студенты в ходе социологического опроса подчеркивают доброжелательное отношение со стороны профессорско-преподавательского состава университетов.

Студенты, которые приехали учиться в Чувашию из стран СНГ, родились в 1991—1994 гг. На эти годы приходится сложное время трансформации социальноэкономического, политического и этнокультурного пространства Советского Союза. Многие из них, приезжая сегодня в Российскую Федерацию, не знают русского языка, поэтому испытывают определенные трудности при общении с местным населением. По их словам, для них, как мигрантов, является определяющим фактором выбора места жительства и учебы то, как принимает их местное население, поскольку в других регионах Приволжского федерального округа они сталкивались с непониманием и некоторой агрессией в связи с отсутствием хорошего знания русского языка.

В ходе проведения социологических опросов отмечено, что многие мигранты быстро и легко учатся чувашскому языку. Это объясняется тем, что узбекский и чувашский языки относятся к тюркской группе языков. В них много схожего в фонетической части языков. Большая часть студентов, прибывшая из Туркменистана, по национальности являются узбеками. Соответственно им легче общаться с местным населением Чувашии. Данный вывод также подтверждают ответы на вопросы по языковой адаптации мигрантов: 2 % и 10 % (в 2009 г. и в 2012 г. соответственно) опрошенных мигрантов выбрали вариант ответа «да, умею говорить на чувашском языке», 56 % и 51,7 % (в 2009 г. и в 2012 г. соответственно) от числа опрошенных немного понимают чувашский язык, 42 % и 38 % (в 2009 г. и в 2012 г. соответственно) совсем не знают чувашский язык.

Анализируя трудовую деятельность мигрантов, мы решили уточнить, ощущают ли они экономическую поддержку со стороны Российского государства и со стороны Чувашской Республики. Можно отметить, что большая часть мигрантов, которая занимается предпринимательской деятельностью в Чувашской Республике, подчеркивает, что вести бизнес в Чувашии намного проще, чем у них на родине (в частности, в Таджикистане, где местные органы власти создают всевозможные бюрократические препятствия, на решение которых надо много времени и денег). Этим и объясняется большое количество людей, положительно ответивших на вопрос об экономической поддержке со стороны Правительства Чувашской Республики: 44 % - 2009 г. и 40 % - 2012 г. На 9,3 % уменьшилось количество тех, кто не ощущал экономическую поддержку со стороны правительства, что говорит о концентрации большего внимания на проблемах экономической помощи мигрантам со стороны Правительства Чувашской Республики.

Таблица 3

Высказывания, характеризующие материальное положение мигранта и его семьи

№ п/п 2009 г. (в % от числа опрошенных) 2012 г. (в % от числа опрошенных)

1. Денег не хватает на повседневные затраты 6 10

2. На повседневные затраты уходит вся зарплата 18 18,3

3. На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна 6 40

4. В основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг 32 28,3

5. Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры 20 1,7

6. Практически ни в чем себе не отказываем 18 1,7

Данные таблицы 3 показывают, как мигранты оценивают свое материальное положение. Приблизительно на одном уровне осталось количество мигрантов, которые считают, что «денег не хватает на повседневные затраты» и «на повседневные затраты уходит вся зарплата» и в 2009 г., и в 2012 г. Увеличилось количество тех, кто считает, что на повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна (6 % в 2009 г. против 40 % в 2012 г.). На уровне 30 % от числа опрошенных колеблется количество тех мигрантов, которые на покупку дорогостоящих предметов вынуждены брать деньги в долг. Более чем в 10 раз сократилось количество мигрантов, которые практически себе ни в чем не отказывают и могут также позволить себе купить квартиру.

Вторая часть анкеты посвящена социальным отношениям мигрантов с местным населением. Прежде всего нам хотелось узнать, есть ли у мигрантов в Чувашии родственники, друзья, знакомые, на которых они (мигранты) могли бы рассчитывать в обустройстве жизни. Интересны данные, полученные по этому вопросу. Если в 2009 г. 90 % приезжих мигрантов рассчитывали на своих друзей, знакомых, родственников, то в 2012 г. эта цифра сократилась на 23,3 %, т. е. люди увереннее приезжают в наш регион и чувствуют себя вполне способными самостоятельно решать свои проблемы, связанные с обустройством, поиском работы.

Вопрос «Переехали Вы в Чувашию один (одна) или со своей семьей?» является некоторым маркером, который определяет, к какой группе мигрантов респондент относится: или он относится к той группе мигрантов, которые приезжают с целью накопления финансовых средств и регулярной отправки доходов на родину, или мигрант прибывает в Чувашию с более долгосрочными планами [1]. Обычная сфера применения труда первой группы мигрантов - розничная и мелкооптовая торговля. Для них важно не столько активное включение в местную среду, сколько целевое приспособление к местным порядкам. Другая группа приезжих ориентирована на более глубокую интеграцию - включение в производство, предпринимательскую, культурную, образовательную деятельность с целью остаться в Чувашии на постоянное проживание. Данные социологических опросов показывают, что в 2009 г. приехали в Чувашию одни 70 % респондентов, в 2012 г. — 51,7 % респондентов; со своей семьей в 2009 г. приехало 26 % мигрантов, в 2012 г. - 46,7 % мигрантов. Эти цифры подчеркивают вывод, сделанный ранее. Если мигрант готов приехать в республику со своей семьей, то это означает, что он чувствует себя уверенным и способным самостоятельно решить проблемы с проживанием, ведением трудовой деятельности и получением образования.

Следующие вопросы уточняли, какие отношения у приезжих мигрантов с сотрудниками полиции, миграционной службы и работодателем. Хорошие отношения со всеми перечисленными социальными структурами в 2009 г. были у 74, 76, 70 % опрошенных соответственно. В 2012 г. уровень доверия к этим структурам упал в среднем на 20 % и составил 50, 56,7, 53,3 %. Конфликтную стадию отношений исключили и в 2009 г., и в 2012 г. «Стараюсь избегать общения» — так на этот вопрос ответили 12, 6, 10 % опрошенных соответственно в 2009 г., и 31,7, 16,7, 11,7 % — в 2012 г.

Поскольку вышеперечисленные результаты исключают наличие конфликта в социальных отношениях, то мы намеренно оставили открытым вопрос для интервьюируемых «На какой основе, по вашему мнению, могут возникнуть конфликты между приезжими мигрантами и местным населением?». В целом, все ответы и в 2009 г., и в 2012 г. сводятся к следующим фразам: «от человека зависит», «на основе личности человека», «на фоне алкогольного опьянения», «на национальной почве», «не из-за чего», «из-за девушки», «на расовой почве».

Третья часть вопросов помогла нам выяснить, какие ориентиры существуют в культурной и религиозной жизни мигрантов. Для начала мы определили степень религиозности мигрантов. На вопрос «Что Вы можете сказать о своей религиозности?» 80 % опрошенных мигрантов в 2009 г. ответили, что они верующие, 20 % мигрантов отнесли себя к группе «скорее верующие, чем неверующие». Несколько изменилась картина в 2012 г.: большинство ответивших (65 %) посчитали себя «скорее верующими, чем неверующими», 30 % — верующими и 5 % — скорее неверующими, чем верующими. Как говорилось ранее, все опрошенные иммигранты из группы нашего социологического опроса являются мусульманами. Поэтому вопросы, касающиеся степени религиозности, являются очень важными показателями. Как правило, все мусульмане являются верующими людьми. Они чтят и уважают правила и наставления, прописанные в Коране. Снижение доли верующих не говорит о том, что мигранты стали меньше верить во Всевышнего. Миграция накладывает определенный отпечаток на образ жизни человека, в том числе верующего. Соблюдать все каноны и правила становится сложнее на новом месте жительства. Поэтому они стали себя относить к группе «скорее верующие, чем неверующие».

В Чувашской Республике есть условия для удовлетворения духовно-культурных потребностей. С этим согласились 66 % опрошенных в 2009 г. и 70 % респондентов в 2012 г. Отметили, что условия есть, но недостаточно, 26 % и 30 % соответственно. Все мигранты мусульманских традиций могут спокойно посещать мечети и приходы с целью чтения молитвы. В 1990-х гг. в Чувашии было всего две мечети. К середине первого десятилетия XXI века их функционировало уже 27.

На вопрос «В какой мере Вам удается реализовывать в Чувашии Ваши культурные, национальные, религиозные традиции и обряды?» 44 % и 35 % опрошенных мигрантов (в 2009 г. и 2012 г. соответственно) ответили, что могут это делать в полной мере (как дома). Вариант ответа «Не совсем так, как хотелось бы» выбрали соответственно 48 % и 36,7 %. Интересен тот факт, что возросла доля тех, кто частично уже заимствовал местные традиции, т. е. происходит процесс постепенной интеграции мигрантов мусульманских традиций в национально-культурную жизнь местного населения. Это проявляется в заимствовании тех или иных культурных элементов и обрядов. Например, празднование светлого праздника Пасхи. Приезжие мигранты понимают, что

для местного православного населения это очень большой праздник, с которым они друг друга поздравляют и обмениваются пасхальными яйцами. В свою очередь, местное население знает про большой праздник мусульман Навруз. Одним словом, проявляется взаимное уважение к праздникам обеих религиозных культур.

На начало 2010 г. в Чувашии зафиксировано 24 национально-культурных объединения. Среди них есть 2 национально-культурных объединения азербайджанского народа и 1 — узбекского. Национально-культурные объединения помогают вновь прибывшим мигрантам легче и быстрее пройти социокультурную адаптацию в Чувашской Республике. При этом такие объединения помогают не забывать свои традиции и обычаи. Функционирование национально-культурных объединений происходит при поддержке Министерства культуры Чувашской Республики. Ежегодно в Чувашии проводятся фестивали национальных праздников разных народов, проживающих на территории республики. В частности, азербайджанская и узбекская диаспоры всегда ярко отмечают большой праздник мусульманского народа Навруз.

Также нас волновал вопрос о намерениях мигрантов в отношении своего места жительства. Больше половины опрошенных мигрантов пожелало остаться в Чувашии: 50 % опрошенных - в 2009 г., 60 % опрошенных мигрантов - в 2012 г. Продолжить поиски нового региона в качестве возможного места для проживания, работы и учебы предпочли 8 % и 20 % респондентов соответственно. Вернуться на прежнее место жительства захотели 22 % респондентов - в 2009 г., 16,6 % мигрантов - в 2012 г.

Резюме. Таким образом, по данным социологических опросов, проведенных в 2009 и 2012 гг. среди иммигрантов мусульманских традиций, большинство опрошенных считают Чувашскую Республику благоприятным регионом для проживания, работы и получения образования. Доля таких мигрантов увеличивается, а значит, улучшается благосостояние Чувашии и растет доверие местного населения к приезжим мигрантам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, И. И. Общины выходцев из Средней Азии и Кавказа в Чувашии / И. И. Бойко, В. Г. Харитонова // Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции / под ред. В. В. Степанова, В. А. Тишко-ва. — М. : ИЭА РАН, 2008. - 400 с.

2. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. - Режим доступа: http://chuvash.gks.ru/default.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.