ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru УДК 323.111:303.62(470.344)
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС Минеев А.И., Минеева Е.К.
В статье на основе проведенного социологического исследования изучено межэтническое взаимодействие на территории Чувашии. Анализируется первый этап работы, в котором задействовано 320 респондентов -представители студенческой молодежи. Социологическое исследование межнациональной среды осуществлялось при помощи различных методик и междисциплинарного аналитического инструментария, среди которых разработка анкеты и анкетирование. В рамках полученных данных выявлены закономерности и сделаны выводы, отражающие межнациональные отношения в республике на современном этапе.
Ключевые слова: Чувашия, межэтническое взаимодействие, социологический опрос, региональная политика.
INTERETHNIC INTERACTION IN THE CHUVASH REPUBLIC AT THE PRESENT STAGE: A SOCIOLOGICAL SURVEY Mineev A.I., Mineeva E.K.
The article studies interethnic interaction in the territory of Chuvashia on the basis of sociological research. The article analyses the first stage of the work which involves 320 respondents, representing student youth. The sociological study of the interethnic environment used various methods and interdisciplinary analytical tools including questionnaire design and the survey. Within the framework of the obtained data the authors give conclusions and trends that reflect interethnic relations in the region at the present time.
Keywords: Chuvashia, interethnic interaction, sociological survey, regional policy.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кабинета Министров Чувашской Республики в рамках научного проекта № 17-46-210691.
Современная Российская Федерация представляет собой результат многовекового взаимодействия представителей разных этносов и конфессий. В исторической науке накоплен богатый опыт изучения истории так называемых «национальных окраин», начиная с момента их первого соприкосновения с Россией и вплоть до обретения ими суверенитета в качестве независимых государств или субъектов РФ. При этом нередко за пределами внимания исследователей оказывалась эволюция государственной политики России с точки зрения межэтнического взаимодействия, приобретавшей под влиянием растущего количества нерусских регионов все более ярко выраженный полиэтнический характер [2]. Вплоть до самого последнего времени недооценивалось или даже игнорировалось воздействие этнического фактора на те крупные исторические процессы, которые переживали российские общество и государство в течение своей многовековой истории, прежде всего в XX веке. Поэтому представляется продуктивным рассмотреть историю российской полиэтнической государственности в целом, привлекая при этом конкретно-исторический материал отдельного региона, в частности многонациональной Чувашии? как яркого примера мирного сосуществования разных народов на протяжении длительного исторического прошлого.
Для изучения межнациональных отношений на современном этапе целесообразно использование различных методов, подходов и инструментария. Наиболее правдивую информацию в данном случае можно почерпнуть из опроса проживающего на территории Чувашии населения, и особый интерес в этой связи составляет мнение различных групп молодежи [1]. Авторским коллективом в 2017-2018 гг. было проведено 2 этапа социологических исследований, в данной статье анализируется первый этап проделанной работы, в котором задействовано 320 респондентов (анонимное анкетирование). Социологическое исследование межнациональной среды проводилось при
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru помощи разнообразных методик и междисциплинарного аналитического инструментария, среди которых - разработка анкеты и проведение анкетирования. Информация, полученная в результате анкетирования молодого поколения, стала главным источником в данной статье для изучения межэтнического взаимодействия в современных условиях.
Целью данного социологического исследования стало выявление и анализ взаимоотношений между представителями различных этнических групп, в том числе иностранных граждан, в многонациональной Чувашии на материалах студенческой молодежи, обучающейся в вузах республики. К основным задачам отнесены: рассмотрение вопросов межнационального и межкультурного взаимодействия представителей народов полиэтнического региона; определение возможных рисков проявления элементов недоброжелательности, национализма, расизма в молодежной среде современной Чувашской Республики.
Необходимость проведения социологического исследования обосновывается изменяющимся составом общества в полиэтническом субъекте РФ на современном этапе. И если в советском периоде истории Чувашии традиционно выделялись две основные этнические группы (чуваши и русские), то в настоящее время среди жителей региона увеличиваются в результате миграционных процессов принципиально новые национальные группы, такие, например, как северокавказские этносы, национальности Закавказья, Украины и др. народы не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
В 2017 г. авторами статьи была разработана анкета (28 вопросов) и проведен первый этап социологического тестирования студенческой молодежи Чувашии, в ее составе целенаправленно были опрошены наряду с коренными жителями республики также и приезжие граждане. Респондентами стали 320 человек, в возрасте от 17 до 24 лет, среди которых 72% - женщины, 28% -мужчины.
Анализ данных анкетирования позволил определить целый ряд закономерностей. В первую очередь, было выявлено этническое распределение
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru респондентов, их представление о собственной национальной принадлежности. Из ответов опрошенных следует, что они относят себя к представителям следующих национальностей: русские - 28%, чуваши - 25%, татары - 19%, туркмены - 12%, узбеки - 7%, таджики - 7%, киргизы - 2%. На вопрос о том, как давно опрошенные проживают в Чебоксарах, респонденты ответили следующим образом: менее года - 69%, с рождения - 26%, 1-2 года - 5%. Основной причиной переезда в столицу Чувашии является желание продолжить образование, что составило 96% ответов, 4% молодых людей затруднились в ответе на вопрос. Основными странами, из которых приехали респонденты, стали Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан; регионами России -республики Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Коми, Нижегородская область, г. Москва [3].
Следующим блоком вопросов стали те, которые позволили установить отношение опрошенных как к собственной, так и других жителей национальной принадлежности, а также к межнациональным контактам, проявляющимся в республике. Так, отвечая на вопрос, в какой степени для респондентов значима национальная принадлежность, были получены следующие данные: мало значима - 39%, значима - 32%, очень значима - 17%, совсем не значима - 12%. На вопрос о мнении респондентов к представителям других национальностей были получены такие ответы: хорошо - 85%, терпимо
- 13%, с недоверием - 2%. Что касается оценки опрошенными межнациональных отношений в Чувашии, получилось подобное распределение мнений: отношения нормальные, спокойные - считает 65% анкетированных, отношения дружественные - 15%, в целом нормальные, но временами ухудшаются - 10%, затруднились ответить - 10%. По ответам на вопрос, к представителям каких национальностей, проживающих в Чувашии, опрошенные относятся с большей симпатией, данные распределились следующим образом: ко всем в равной мере - 35%, к русским - 27%, к татарам
- 15%, к чувашам - 14%, к украинцам - 2%, к евреям - 2%, ни к кому - 5%; с меньшей симпатией: ни к кому - 47%, затруднились ответить - 14%, к
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru представителям кавказских национальностей - 11%, ко всем в равной мере -11%, к евреям - 9%, к чувашам - 4%, к украинцам - 4%. По удовлетворенности контактами, которые складываются у респондентов с представителями других национальностей, получилась такая картина: полностью устраивают - 57%, скорее удовлетворены - 33%, затруднились ответить - 8%, скорее не удовлетворены - 2%.
Одним из важных направлений изучения межнационального общения в Чувашии стало выявление наличия межэтнической непримиримости, предвзятости к иным культурам, трудностям общения между представителями разных национальностей. В результате авторы статьи целенаправленно включили в анкету блок вопросов, связанных со сбором информации, посвященной ответам на такие вопросы, как: насколько мирной является межнациональная среда в Чувашии, не грозит ли миру и спокойствию в республике увеличение потока представителей разнообразных этнических групп? Также были заданы вопросы о возможных конфликтах на национальной почве. По итогам обработки полученных данных большее число (34%) опрошенных утверждают, что у них не случалось конфликтов с представителями другой национальности на почве национальной неприязни, однако у 8% респондентов такие конфликты возникали, 7% затруднились ответить на поставленный вопрос. Большинство - 82% не ощущало на себе дискриминацию по национальному признаку, в то же время, 18% считают, что такие явления встречались на их пути. На вопрос, что в наибольшей степени разделяет людей разной этнической принадлежности, были даны следующие ответы: язык, традиции, образ жизни - 48%, религия - 28%, стереотипы и предрассудки - 9%, территориальные границы - 8%, политика государства -6%, также опрошенные предоставили свой вариант ответа - менталитет, что составило 1%.
Интересной является информация о языковой принадлежности По мнению опрошенных, 44% анкетированных считают родным русский язык, 16% - татарский, 13% - чувашский, 11% - туркменский, 7% - узбекский, 7% -
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru таджикский, 2% - киргизский. Анализ ответов на данные вопросы показал и такую закономерность - ряд респондентов, относя себя к чувашам по национальному признаку, родным языком считают русский. Относительно того, в какой мере респонденты владеют чувашским языком: не знаю языка -57%, понимаю язык, но не говорю - 13%, совершенно свободно, думаю на языке - 13%, с большим трудом говорю - 7%, довольно свободно говорю - 5%, говорю с некоторыми затруднениями - 5%. Ответы на вопрос: «Должны ли лица, проживающие в Чувашии, знать чувашский язык?» - распределились следующим образом: безусловно, нет - 34%, скорее, нет - 29%, безусловно, да - 15%, скорее, да - 15%, затрудняюсь ответить - 7%.
Так же авторами статьи были изучены данные, полученные из ответов на вопросы о религии и национальной культуре, что, безусловно, расширяет возможности исследования. На вопрос: «Если Вы верующий, то какую религию исповедуете?» - были даны такие ответы: православие - 50%, ислам - 44%, атеист - 6%. Идею проведения мероприятий за национальное сплочение, встреч между представителями разных национальностей в целях знакомства с их традициями, обычаями, культурой: полностью приветствуют 83%, что весьма отрадно и усиливает перспективы позитивной тенденции, но все же 17% находятся в сомнении и затруднились ответить. На вопрос об отношении к вступлению в брак представителей разных национальностей были даны такие ответы: положительно - 31%, все равно - 26%, затруднились ответить - 15%, в нашей семье это не приветствуется - 13%, отрицательно - 10%. Кроме того, был предложен и свой вариант - если имеется двустороннее согласие и согласие родителей - 5%. Подобные варианты ответа свидетельствуют о влиянии этнорелигиозных традиций на такой важный в жизни каждого человека и национальности шаг, как вступление в брак и создание семьи.
Опрос показал, что большинство респондентов хорошо знают свою национальную культуру, о чем говорит 94% ответов на данный вопрос, и только 6% отнесли себя к неинформированным в данном направлении жизни своей общины. Более того, 48% опрошенных соблюдают религиозные обряды,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru 42% - не соблюдают, 8% - соблюдают иногда, 2% респондентов ответили, что они не исповедуют никакую религию. На вопрос: «Какие национальные и религиозные праздники Вы отмечаете?» - были получены следующие сведения: на первом месте стоят Пасха, Рождество и Троица, соответственно -25%, 15% и 12%, далее идут религиозные праздники: Курбан-байрам - 10%, Новруз - 9%, Сабантуй - 7%; следующими по популярности являются Новый год - 6%, Масленица - 6%, Рамазан - 5%, Ураза-байрам - 5%, Акатуй - 2%, 8 марта - 2%; по 1% собрали такие народные праздники, как Ильин день, Яблочный спас, Медовый спас и некоторые другие.
Из всех респондентов только 19% носят национальную одежду, а абсолютное большинство - 78% не носят, и только 3% носят иногда, что подтверждает сразу две тенденции: с одной стороны, сказывается влияние на молодежь общих глобальных процессов, но с другой стороны наблюдается постепенное возвращение этноконфессиональных традиций в молодежную среду.
Достаточно перспективными являются ответы на вопрос о том, какие меры необходимо принимать для улучшения межнациональных отношений в Чувашской Республике. То, что нужно быть добрее и терпимее друг к другу считают 70% респондентов, за необходимость рассказывать о культуре и обычаях других народов и этносов высказалось 25% опрошенных и 5% опрошенных считают, что это - задача государства.
Несмотря на то, что социологический опрос будет продолжен, следовательно, на втором этапе исследования будет проведена аналитическая обработка всех полученных в ходе целостного соцопроса и интервьюирования результатов, уже на данном этапе авторы статьи выявили следующие закономерности.
Чувашская Республика в современных условиях представляет собой привлекательное пространство для молодежи не только соседних регионов, но и зарубежных стран; традиционно полиэтнический регион, имеющий давнюю историю межнациональных отношений, и в настоящее время, несмотря на
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru изменения национального контингента, является толерантной площадкой, на которой взаимодействуют представители самых разных этнорелигиозных культур. В тоже время, в отношении чувашского этноса наблюдается тенденция к сокращению численности и постепенному обрусению. В плане межэтнического взаимодействия зафиксировано некоторое нежелание со стороны русскоязычного населения республики к тесному общению с представителями чувашского народа. Кроме того, социологический опрос показал, что в современной Чувашии наблюдается явное увеличение представителей мусульманского вероисповедания и, соответсвенно, влияния исламской культуры.
Список литературы:
1. Бойко И.И. Школьники и студенты Чувашии о проблемах этнокультурного образования (по материалам социологического опроса) // Вестник Чувашского университета. 2016. № 4. С. 23-30.
2. Минеева Е.К. Национально-территориальные образования и историческая обусловленность межэтнических отношений в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 43-51.
3. Полевой материал авторов.
Сведения об авторах:
Минеев Алексей Игоревич - кандидат исторических наук, руководитель отдела по работе с образовательными организациями ООО «Лидер софт -внедренческий центр» (Чебоксары, Россия).
Минеева Елена Константиновна - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (Чебоксары, Россия).
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 3. www.st-hum.ru Data about the authors:
Mineev Aleksey Igorevich - Candidate of Historical Sciences, Head of Department of Work with Educational Organizations, Leader Software Innovation Centre (Cheboksary, Russia).
Mineeva Elena Konstantinovna - Doctor of Historical Sciences, Professor of National History Department, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (Cheboksary, Russia).
E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].