Научная статья на тему 'Опыт социально-педагогической поддержки несовершеннолетнего правонарушителя в ювенальном суде США'

Опыт социально-педагогической поддержки несовершеннолетнего правонарушителя в ювенальном суде США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЮВЕНАЛЬНИЙ СУД / JUVENILE COURT / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / SOCIAL-EDUCATIONAL TREATMENT / DELINQUENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быкина Елена Игоревна

В статье исследуются изменения в портрете типичного объекта социально-педагогической деятельности в ювенальном суде США. Анализируются причины его криминализации и рассматриваются воспитательно-исправительные программы поддержки несовершеннолетнего правонарушителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Delinquent as the Object of the Social-Educational Treatment in the Juvenile Court of the USA

The article examines changes in the portray of the typical object of the social-educational activities of the USA juvenile court. Sources of his criminalization and describes educational treatment programs for the delinquent are analysed.

Текст научной работы на тему «Опыт социально-педагогической поддержки несовершеннолетнего правонарушителя в ювенальном суде США»

14. Российско-южноафриканские отношения, 2009 г. // Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности ВнешМаркет [электронный ресурс]. URL: http://vneshmarket.ru/ content/document_r_D8083DCC-F629-4347-A5D2-B2240FA09636.html.

15. The Southern African Development Community. Официальный сайт Сообщества развития Юга Африки. URL: http://www.sadc.int.

16. South African Trade by countries -.RUSSIAN FEDERATION RU - Sections // Department of trade and industry, Republic of South Africa [официаль-

ный сайт правительства ЮАР]. URL: www.dti.gov. za/econdb/raportt/RAS269.html.

17. Таможенная статистика внешней торговли Статистика внешней торговли // Федеральная Таможенная служба Российской Федерации [официальный сайт ФТС РФ].

URL: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/popup. php?id286=753.

18. Деловой Совет РФ-ЮАР/ZRussia-South Africa Business Council [официальный сайт Делового Совета РФ-ЮАР]. URL: http://www.russabc.ru.

10 февраля 2011 г.

УДК 34.05

ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ В ЮВЕНАЛЬНОМ СУДЕ США

Е.И. Быкина

В 2004 г., по примеру многих стран мира, в Российской Федерации начали появляться ювенальные суды, отправляющие правосудие в отношении несовершеннолетних. Отличительная черта ювенального суда состоит в том, что он, по определению специалистов, является не только правовым, но и социально-педагогическим институтом. Это обусловлено специфичностью объекта его деятельности, которым оказывается подросток-правонарушитель. Тем не менее, несмотря на ярко выраженную педагогизацию судебной деятельности в отношении несовершеннолетних, в публикациях, посвященных ювенальному суду, освещается в основном его правовой аспект [1].

В настоящей статье мы сосредоточились на педагогической составляющей деятельности ювенального суда, а именно: мы исследуем объект социально-педагогической поддержки в ювенальном суде США, которым является несовершеннолетний правонарушитель, так как объект представляет собой ключевую фигуру, вокруг которой выстраивается поддержка. Именно индивидуальные особенности объекта определяют содержание

Быкина Елена Игоревна - преподаватель, аспирант кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института, 347900, г. Таганрог, ул. Петровская, 68, e-mail: ibykina@ gmail.com, т. 8(8634)394022.

исправительно-воспитательных мероприятий, выбор средств и методов работы в рамках социально-педагогической поддержки. Мы рассматриваем объект социально-педагогической поддержки в рамках американского правосудия, поскольку в унифицированном виде он признается общим для ювенальных судов различных стран, в том числе и Российской Федерации, а большой опыт судов данной юрисдикции США позволяет отобрать и некие общие методы работы, зарекомендовавшие себя как эффективные, и применить их в российском контексте.

Ювенальный суд, появившийся в США в 1899 г. и открывший новую страницу в истории мирового правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, с первых дней своего существования избрал в качестве своей основополагающей философии концепцию "parens patriae" ("отеческая забота"). Ее суть заключалась в том, чтобы «не наказывать за содеянное правонарушение, а перевоспитывать и готовить детей к труду с прицелом на его "полезность" в будущем, когда он будет возвращен обществу» [2, с. 76].

Elena Bykina - lecturer, post-graduate student of the Social Pedagogy and Psychology Department at the Taganrog State Pedagogical Institute, 68, Petrovskaya Street, Taganrog, 347900, e-mail: ibykina@gmail.com, ph.+7(8634)394022.

На практике концепция "отеческой заботы" получила воплощение в виде разнообразных исправительно-воспитательных учреждений, куда помещались дети, чьи родители были не в состоянии или не желали заниматься их воспитанием, в силу тяжелого материального состояния или по причине ведения асоциального образа жизни. Целью исправительных домов, реформаториев, приютов для малолетних стало их "перевоспитание путем подготовки их к трудовой деятельности, насыщения их умов принципами морали и религии, обучения их различным способам заработать на жизнь, и, что важнее всего, путем отделения их от тлетворного влияния неблагоприятного окружения" [2, с. 72].

Таким образом, государство в лице ювенального суда в особых случаях брало на себя воспитательные функции семьи. Это определило отличительную особенность деятельности правосудия для несовершеннолетних - ее педагогизацию. Для ее успешного осуществления в ювенальном суде появились профессионалы, занимающиеся не правовой, а социально-педагогической стороной проблемы делинквентности - социальные работники, педагоги, психологи и пр. Специалисты искали новые, более эффективные методы работы и использовали уже апробированные, но применительно к новому объекту своей деятельности - несовершеннолетнему правонарушителю.

По мере развития и совершенствования исправительно-воспитательной деятельности ювенального суда США в отношении делинквентов она приобрела системный, целенаправленный характер, что позволяет нам говорить о сложившейся системе социально-педагогической поддержки в рамках суда для несовершеннолетних, имеющей свой объект, субъект, содержание, цель, средства и методы работы.

Объект социально-педагогической поддержки в ювенальном суде с правовой точки зрения - это несовершеннолетний правонарушитель, которым, согласно Пекинским правилам, является "ребенок или молодой человек, который подозревается в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его" [3]. Если трактовать это определение с педагогической позиции, то несовершеннолетний правонарушитель, являющийся объектом социально-педагогической поддержки в ювенальном суде, это подросток, неспособность которого самостоятельно преодолеть

имеющиеся у него препятствия личностного, социального или материального характера привела его к конфликту с законом.

Исследования американских ученых-ювенологов позволяют нарисовать портрет типичного делинквента, попавшего в сферу внимания ювенального суда, и проследить некоторые изменения в тенденциях преступности несовершеннолетних за последние десятилетия.

Так, в 60-х годах прошлого века делинквент, как правило, - это выходец из низших социально-экономических слоев общества. Его отличает непостоянство в привычках, сопротивление властям. Что касается психических особенностей, то он испытывает определенные трудности с вербализацией своих мыслей и с оперированием абстрактными категориями. Отмечается также, что возраст делинквентов варьируется от 10 до 18 лет, а их средний возраст - 16 лет. Из всех несовершеннолетних, попавших в суд, 63 % составляют представители белой расы, 21 % имеют латиноамериканское происхождение, 12 % - афро-американцы и 4 % принадлежат к другим национальным или расовым группам [4].

Собирательный портрет делинквента в США 1970-х годов выглядит следующим образом: в подавляющем большинстве случаев это лицо мужского пола, ему около 16 лет, он не принадлежит к белой расе. Вероятно, арестован за совершение преступления против собственности (среди девушек - за статусное преступление), не в первый раз оказывается в полиции или в ювенальном суде. Велика вероятность того, что до этого, по крайней мере один раз, находился на пробации или в исправительном учреждении. Употребляет алкоголь и / или наркотики, прогуливает занятия в школе, но вместе с тем не является закоренелым преступником и, скорее всего, не был замешан в серьезных уголовных преступлениях [5].

Как отмечают американские исследователи, делинквентное поведение охватывает диапазон от статусных правонарушений, присущих несовершеннолетним, - побег из дома, прогулы в школе, нарушение комендантского часа, неподчинение властям, употребление спиртных напитков - до преступных нарушений закона. В 1980-90-х годах большинство обращений в ювенальные суды касалось преступлений против собственности (46 %);

преступления против общественного порядка составили 21 % от всех обращений в юве-нальный суд; преступления против личности представляли 11 % от всех дел, поступивших на рассмотрение в ювенальные суды [6, с. 317].

В 1980-х годах серьезной проблемой для властей и рядовых граждан США стали подростковые банды и рост преступности среди несовершеннолетних. Так, количество убийств, совершенных подростками в возрасте до 17 лет, за период с 1985 по 1993 г. увеличилось на 165 % [6, с. 319].

В начале нынешнего столетия преступные группировки несовершеннолетних по-прежнему представляют угрозу социальному благополучию американского общества. При этом исследователи проблемы де-линквентности отмечают "омоложение" банд и возрастание в них до 60 % числа несовершеннолетних афро-американского происхождения [7, с. 218].

Среди причин объединения подростков в преступные группировки американские ювенологи выделяют биологические факторы (отклонения в психическом или физическом развитии) и социальные факторы макроуровня (острые социальные проблемы общества) и микроуровня (проблемы семьи и школы). При этом подчеркивается, что особенно губительна неспособность основных социализирующих институтов (семья, школа и т.д.) создать подростку условия для адаптации в своей группе, в силу чего неприспособленный или неадаптированный подросток вынужден искать признания в криминальном сообществе. По мнению ряда ученых, "уход в подростковую группу часто провоцируется неправильным воспитанием или отсутствием такового вообще в родительском доме. Часто отсутствие любви и тепла толкает подростка в банду, где он надеется возместить этот недостаток интенсивной дружбой и товариществом" [8].

Как видим, к собирательному портрету современного делинквента, как объекта ювенального суда США, можно добавить так же и то, что, возможно, он является беспризорным или происходит из многодетной или неблагополучной семьи, где отсутствует должный присмотр со стороны родителей и наблюдается дисгармония в семейных отношениях [7, с. 204-205].

Собственно выделение фактора семейного неблагополучия как одной из ос-

новных причин криминализации подростка и, как следствие, его привлечения к суду не является открытием в исследовании проблемы преступности несовершеннолетних. Как помним, ювенальный суд США начал свою деятельность с того, что изымал безнадзорных детей из их естественных семей с целью ограничения дурного влияния со стороны родителей или из-за их неспособности в силу каких-либо причин заниматься воспитанием своих детей. Однако современная политика американского суда по делам несовершеннолетних исходит из того, что государство должно помогать семье, но не подменять ее функции. Поэтому изъятие ребенка из семьи считается крайней мерой, а основной упор современный ювенальный суд делает на то, что социально-педагогическая поддержка должна распространяться не только на свой непосредственный объект - подростка-делинквента, но и на его семью.

Современная концепция социально-педагогической деятельности ювенального суда США реализуется в разнообразных программах поддержки и реабилитации как самого несовершеннолетнего правонарушителя, так и его родителей. В их числе: Диалектическая терапия поведения, Комплексный проект воспитания в приемных семьях, Проект замены уголовного наказания для подростков альтернативными мерами воздействия, Функциональная семейная терапия, Программа обучения вытеснению агрессии другими моделями поведения, Программы межведомственной координации работы с несовершеннолетними преступниками, Наставничество в системе ювенальной юстиции, Программы интенсивного пробационного надзора над несовершеннолетними, учебные лагеря для несовершеннолетних преступников, экскурсии в места заключения и многие другие.

Таким образом, объектом социально-педагогической поддержки ювенального суда в США является нарушивший закон несовершеннолетний, которому, следуя концепции "отеческой заботы", правосудие назначает меры исправительно-воспитательного характера с целью восстановления его социальной роли в обществе. Одной из основных причин криминализации подростков американские исследователи называют семейное неблагополучие. Этим фактором определяется разработка и внедрение программ поддержки не только самого делинквента, но и его семьи.

Программы социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, действующие в ювенальных судах США, представляют определенную ценность для судов по делам несовершеннолетних РФ, находящихся сейчас в процессе становления, так как положительный опыт американской ювенальной юстиции может быть использован в работе с малолетними правонарушителями с учетом российских реалий.

ЛИТЕРАТУРА 1. См., напр., Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2000. 272 с.; Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России: В 2 кн. Вып. 2 / Под ред. М.Г. Флямера. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2000; Беляева Л.И. Размышления по поводу ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. № 2. С. 3-9; Мельникова Э.Б., Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция - охранительная и восстановительная. М.: Проспект, 2002. 144 с.; Максудов Р.Р., Флямер М.Г. Ответ государства и общества на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ ювенальной юстиции) // Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Карнозовой.

М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2001. 450 с.; и др.

2. Mennel R.M. Origins of the Juvenile Court: Changing Perspectives on the Legal Rights of Juvenile Delinquents // Crime Delinquency. 1972. № 18. P. 68-78.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. П.2.2 (с) // Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН), 2008. 398 с. С. 374.

4. Chuast J. A Small Goal is Big Enough. Minimal Objectives in Treating the Delinquent // Crime Delinquency. 1963. № 9. P. 158-162.

5. Vetter H.J., Territo L. Crime and Justice in America. A Human Perspective. West Publishing Company, 1984. 597 p. Р. 504.

6. Dubois B., Miley K.K. Social Work An Empowering Profession. Boston: A Viacom Company, 1999. 535 p.

7. Демографические и экономические аспекты ювенальной юстиции (международный опыт). М.: РБФ НАН, 2008. 324 с.

8. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. 416 с. С. 51-54.

24 января 2011 г.

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 10-06-00126а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.