Научная статья на тему 'Опыт систематизации научной проблематики гигиены питания'

Опыт систематизации научной проблематики гигиены питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт систематизации научной проблематики гигиены питания»

РоАо при достижении ими 18 лет у некоторой части развитие волосяного покрова оставалось без изменений. В то же время среди подростков среднего и высокого роста с возрастом вполне закономерно значительно повышалось число их со средними и высокими показателями полового развития. у

Все приведенные данные, по нашему мнению, достаточно убедительно показывают, что сдвиги в физическом и половом развитии у всех обследованных учащихся РУ и рабочих подростков были неодинаковые. Динамика физического развития подростков с низкими его показателями в отличие от таковой у подростков со средними и высокими показа-телями имела свои особенности. Этот контингент подростков проявлял определенные тенденции к улучшению физического развития — к достижению средних показателей для своего возраста. Некоторая часть подростков с низким уровнем физического развития по переходе в следующую возрастную группу продолжала еще оставаться в той же группе.

Выводы

1. При характеристике физического развития подростков нельзя ориентироваться на осредненные показатели — их необходимо диференци-ровать. Примененный нами метод разработки, мы полагаем, вполне оправдывает себя.

2. Основные мероприятия, которые необходимо осуществить в целях стимуляции физического развития подростков, должны быть направлены: а) к созданию наиболее благоприятных условий работы и быта (подбор профессии соответственно с физическим состоянием подростка, устройство рабочего места, отвечающего гигиеническим требованиям и физическому развитию подростков, рациональный режим труда и быта, организация специализированного рационального питания и т. п.) и б) к проведению индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий, намечаемых в результате детального медицинского обследования каждого из подростков данной группы (специализированные виды физического воспитания и терапии).

-йг -йг -й-

Про ф. Ф.__Е. Будагян

I

Опыт систематизации научной проблематики гигиены

питания1

Развитие советской гигиенической науки последовательно привело к появлению глубоко специализированных ее отраслей, в числе которых видное место занимает гигиена питания.

Питание является одним из наиболее существенных и общих для всего населения факторов, нарушение которого может привести не только к понижению жизнедеятельности и работоспособности организма, но и к различным заболеваниям.

Исходя из общих положений советской гигиены, можно сказать, что гигиена питания имеет своей конечной целью предупреждать алиментарные заболевания и создавать такое (оптимальное) питание, которое способствует наивысшей жизнедеятельности человека (физической, умственной) и вместе с тем создает устойчивость против вредных воздействий внешней среды (воздействий инфекционного, термического или же химического характера).

1 В порядке обсуждения. Ред.

Мы являемся свидетелями не только зарождения в СССР специализированных отраслей гигиены, но и глубокого развития многих из них. Не лишена интереса, а, быть может, и пользы попытка суммирования того опыта в развитии научно-исследовательской тематики в области гигиены питания, который накопился за более чем тридцатилетний период существования этой отрасли гигиенической науки.

Каковы эти проблемы, как их можно систематизировать, какие из них следует считать наиболее актуальными и рекомендуемыми для разработки, в какой методологической связи находятся они между собой. Эти и другие вопросы в организации нашей науки представляют значительный интерес. Как бы ни было трудно освещение перечисленных вопросов, мы все же решились сделать это в надежде, что за первой попыткой могут последовать другие, более полные и удачные.

Мы убеждены в целесообразности систематизации проблематики в области гигиены питания, так как дальнейшая разработка таких материалов даст возможность точнее планировать научно-исследовательскую работу в нашей стране, наметить для научных институтов и кафедр генеральный тематический план на длительный срок, а внутри него план на более короткий, ближайший период (пятилетний план).

Наконец, систематизированный охват проблем может помочь решить, какие из них по своему значению и методической трудности должны разрабатываться нашими крупными и ведущими институтами (кафедрами) и какие — учреждениями, менее оснащенными.

Мы полагаем, что проблемы в области гигиены питания можно разделить на две основные группы. Одни из этих проблем относятся к изучению вопросов, связанных с факторами, полезными и необходимыми в питании, другие— с факторами вредными.

Под полезными в питании факторами мы понимаем такие физиологически важные компоненты пищи, отсутствие или нехватка которых приводит к болезням недостаточности питания (дефицит белка, минеральных солей, витаминов и т. п. компонентов пищи).

Под вредными в питании факторами мы подразумеваем такие, наличие которых в пище является опасным для здоровья потребителей и от которых на практике мы стараемся пищу ограждать. К таковым относятся ядовитые (в соответствующих количествах) неорганические и органические соединения, ядовитые растения, патогенные и токсигенные микробы и пр.

I. Проблемами, которые могут быть отнесены к группе вопросов, связанных с изучением необходимых в питании факторов, являются следующие:

1. Общие энергетические потребности.

2. Роль в питании белка и отдельных аминокислот.

3. Роль жиров, отдельных жирных кислот и липоидов.

4. Роль отдельных групп углеводов (например, гемицеллюлез).

5. Роль минеральных компонентов.

6. Роль отдельных витаминов.

Изучение этих проблем ведется преимущественно методами физиологии и биологической химии. Задачей является прежде всего установление значения в питании тех или иных компонентов в качественном отношении, а затем их количеств, необходимых для оптимального питания.

Конечная цель изучения этих проблем — разработка научно обоснованных норм питания с учетом физиологических потребностей различных групп населения по возрастным, профессиональным и климатическим признакам. При разработке этих проблем изучается как роль указанных компонентов пищи в отдельности (первый этап изучения), так и в их взаимодействии (второй этап, наиболее сложный).

7. Состав и питательная ценность отечественных пищевых продукте®.

8. Усвояемость и пищеварение.

Изучение физиологического значения различных компонентов пищи (проблемы 1—6) недостаточно для практической реализации норм питания. Для правильного составления пищевых рационов надо знать нормальный состав отечественных пищевых продуктов и их усвояемость. При этом представляет интерес изучение степени усвояемости пищи не только в среднем возрасте, но также и в детском, и в старческом.

9. Режим питания. Распределение приемов пищи в течение дня с учетом распределения как общей калорийности, так и важнейших пищевых веществ (например, белков) должно быть связано с особенностями трудового режима отдельных групп населения, с возрастной физиологией и, несомненно, с климатическими особенностями.

10. Улучшение вкуса пищи. Следует считать доказанным значение вкусовых ощущений в физиологии питания. Практическое разрешение этой проблемы далеко еще не завершено. Разработка этой проблемы должна производиться методами научной кулинарии с учетом сложившихся вкусовых привычек у различных народностей СССР.

11. Характер и структура питания народностей СССР. Изучение этих вопросов тесно связано с изучением предыдущей проблемы. Разнообразие климато-географических, а до Великой Октябрьской революции и экономических условий жизни различных народностей и национальностей Советского Союза явились причиной своеобразно сложившихся возможностей и последовательно привычек в питании. Путем планомерного обследования и изучения питания следует применительно к этим привычкам, используемым пищевым продуктам и блюдам обеспечивать физиологические нормы питания. Эти обследования с учетом физического развития населения могут в некоторых случаях привести к необходимости изменения структуры питания как в частном секторе (санитарная пропаганда идей правильного питания), так и в секторе организованном.

12. Рационализация планирования производства и заготовки пищевых продуктов. В условиях социалистического хозяйства СССР следует постепенно внедрять научные основы гигиены питания в планирование производства продовольственных товаров. Для достаточно обоснованного претворения этого в жизнь надо знать: 1) физиологические нормы питания; 2) состав и питательную ценность отечественных пищевых продуктов; 3) количество населения и его качественный состав (возрастной, профессиональный).

Знания эти открывают возможность реального воздействия через органы, планирующие народное хозяйство, на рационализацию заготовки и производства (в масштабе республики, области, района) продовольственных товаров в физиологически целесообразном ассортименте.

Новизна названной проблемы заставляет прежде всего ставить вопрос о накоплении некоторого опыта в этой области деятельности и о разработке методики для внедрения в жизнь полученных данных.

II. Вопросы, связанные с наличием в пище вредных факторов, сводятся в основном к изучению пищевых отравлений (токсикозов), токсикоинфекций и инфекций.

Эта (вторая) группа проблем по этиологии может быть связана с патогенными и токсигенными бактериями, с грибками, ядовитыми органическими и неорганическими соединениями, ядовитыми растениями, засоряющими посевы хлебных злаков, дикорастущими растениями и гривами, пищевыми продуктами, ядовитыми временно (например, картофель с высоким содержанием соланина) или постоянно (сырая фасоль, ядовитые рыбы) и т. д.

Пищевых (кишечных) инфекций мы здесь касаться не будем, так как они целиком относятся к области эпидемиологии. Это отграничение

на каш взгляд может быть обосновано тем, что возбудителями кишечных инфекций являются болезнетворные микроорганизмы — паразиты, вызывающие инфекцию обязательно путем проявления жизнедеятельности в организме человека. Характерная эпидемиологическая особенность этих заболеваний заключается в том, что пища играет здесь роль среды, с которой микроб-инфектант заносится в организм; размножение микроба в пище в таких случаях совершенно не обязательно.

В отличие от этого пищевые бактериальные токсикозы и токсикоин-фекции характеризуются тем, что пища является средой для размножения и жизнедеятельности микроба. В связи с этим данные заболевания постоянно связаны с весьма обильным содержанием микроба в пище. Явления паразитизма микроба в организме человека если и имеют место, то скорее как исключение, но не как правило. Это эпидемиологическое своеобразие пищевых токсикозов и токсикоинфекций специфическим образом бывает связано с санитарными нарушениями производства, транспорта и хранения скоропортящихся пищевых продуктов, приводящими к обильному размножению в них микробов.

При изучении пищевых бактериальных токсикозов и токсикоинфекций нас интересуют следующие вопросы.

1. Этиология. Изучение этиологии имеет целью прежде всего констатацию роли при этих заболеваниях того или иного представителя мира микробов. Для обоснования профилактических мероприятий большое значение имеет изучение свойств микроба в связи с факторами внешней среды: температура, питательная среда, содержание в последней кислот, соли, сахара, кислорода и пр. Под этим же углом зрения заслуживает внимания способность образования спор и токсина и свойства их. Весь комплекс вопросов по этиологии нас интересует в целях научного обоснования предупредительных мероприятий.

2. Клиника. Определение этиологической роли микроба открывает возможность установления связи между ним и клиническим течением таких заболеваний. Ранний и точный диагноз дает возможность быстрого распознавания, локализации и ликвидации вспышки.

3. Эпидемиология. При изучении эпидемиологии следует выявлять характерный источник заражения пищевого продукта (где в природе микроб поддерживает свое существование), какими путями происходит заражение продуктов, на каких этапах производства и хранения размножаются микробы, при каких условиях тепловой обработки обеспечивается умерщвление микрофлоры или разрушение токсина и т. д.

4. Профилактика. Изучение перечисленных вопросов дает те научные материалы, которые и служат для обоснования практических комплексных мероприятий по предупреждению пищевых токсикоинфекций.

Изучение пищевых отравлений, вызываемых неорганическими (соли ядовитых металлов, металлоидов, кислот) и органическими соединениями (консерванты, красители, ароматизаторы), облегчается тем, что в этих случаях обычно приходится иметь дело с определенными химическими телами. При изучении данной группы вопросов приходится устанавливать токсические и летальные дозы, наличие кумулятивных сьойств, клинические симптомы, вызываемые острыми и хроническими отравлениями, а также, разумеется, пути попадания ядовитых веществ в пищу.

Значительно сложнее изучение отравлений, вызываемых биологическими материалами, как-то: дикорастущие ядовитые растения, сорняки хлебных злаков, временно или постоянно ядовитые пищевые продукты. Сложность обусловливается трудностями изучения химической природы и свойств ядовитого начала, содержащегося в подобных материалах.

Кратко охарактеризованными нами двумя группами вопросов не исчерпывается научная проблематика в области гигиены питания. Имеются вопросы, которые не имеют самостоятельного значения; их разработ-

ка непосредственно подчинена и тесно связана с той или другой указанной выше группой проблем.

К числу таких вопросов можно отнести следующие.

1. Разработка методов исследования. Методика не имеет самостоятельного значения. Она разрабатывается с целью научно осветить ту или иную основную проблему и получить возможно более точные результаты. Параллельно с развитием различных научных дисциплин гигиена питания увеличивает арсенал применяемых методов: физиологических, химических, физических, микробиологических, серологических, статистических и др. Без разработки и проверки необходимых для изучения основной проблемы методов исследования немыслима серьезная научно-исследовательская работа.

2. Разработка санитарных норм (показателей) находится в тесной связи с методами исследования. Идет ли речь о нормах содержания в пищевых продуктах тяжелых металлов, кишечной палочки, консервантов, полезных пищевых веществ (белков и пр.), о калорийности или о каких-либо других факторах,— каждая норма основана на условностях того или иного метода, примененного для ее разработки. Поэтому разработка показателя и контроля над его выполнением должна быть тесно связана с применением определенного (единообразного) метода.

3. Рационализация способов обработки пищи. Промышленные и кулинарные способы производства пищевых продуктов должны изучаться и рационализироваться, с одной стороны, с целью сохранения физиологически ценных составных частей продуктов (например, витаминов), повышения их усвояемости, вкуса и, с другой стороны, для ограждения пищи от попадания в нее вредных соединений и микробов, уничтожения последних правильной тепловой обработкой и т. д.

4. Разработка методов санитарного просвещения также может рассматриваться как один из разделов научно-исследовательской гигиенической работы, связанной с какой-либо определенной основной проблемой: пропаганда научных основ физиологии питания, профилактика пищевых отравлений и пр.

Заканчивая, мы должны сказать, что ни в коем случае не претендуем на полноту освещения поднятого вопроса.

Если бы наш опыт систематизации проблем гигиены питания путем обсуждения был дополнен и уточнен, то в итоге можно было бы рассчитывать разработать на его основе генеральный научно-исследовательский тематический план по данной отрасли гигиены применительно к нашим отечественным условиям. Это облегчило бы также принятие организованного решения о степени актуальности и об очередности изучения той или иной из намеченных по генеральному плану проблем. Работу эту надо продолжать также и в отношении определения цели и задач отдельных проблем.

Все это даст возможность значительно повысить у нас эффективность планирования научно-исследовательской работы по гигиене питания.

-¿г тйг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.