Научная статья на тему 'Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности'

Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NETWORK COOPERATION / A MODEL OF NETWORK COOPERATION / AN AFTER-HOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна, Золотарёва Ангелина Викторовна

В статье представлен опыт организации сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в процессе реализации внеурочной деятельности. На основе анализа существующего опыта представлено несколько моделей, успешно реализуемых в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна, Золотарёва Ангелина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Network Cooperation of General, Further and Vocational Training in Frameworks of After-Hour Activity Organization

In the article experience of the organization of network cooperation of general, further and vocational training in the course of realization of the after-hour activity is represented. On the basis of the analysis of the existing experience some models which have been successfully realized in educational institutions are presented.

Текст научной работы на тему «Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности»

УДК 37.06

Е. Н. Лекомцева, А. В. Золотарева

Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования

в рамках организации внеурочной деятельности

В статье представлен опыт организации сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в процессе реализации внеурочной деятельности. На основе анализа существующего опыта представлено несколько моделей, успешно реализуемых в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, модель сетевого взаимодействия, внеурочная деятельность.

Е. N. Lekomtseva, А. V. Zolotariova

Experience of Network Cooperation of General, Further and Vocational Training in Frameworks of After-Hour Activity Organization

In the article experience of the organization of network cooperation of general, further and vocational training in the course of realization of the after-hour activity is represented. On the basis of the analysis of the existing experience some models which have been successfully realized in educational institutions are presented.

Key words: network cooperation, a model of network cooperation, an after-hour activity.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов школ, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных сетей. Конкретизация проблемы сетевого взаимодействия применительно к области организации внеурочной деятельности отражена в ряде методических материалов, подготовленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

В Методических материалах Минобрнауки РФ об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (№№ 03-296 от 12 мая 2011 г.) предлагается ряд моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась), исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений [3].

В качестве первой составляющей может выступать «узловая» модель, когда учреждение до-

полнительного образования детей (ОУДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые «аккумулируются» в ОУДОД. Такой вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т. д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала ОУДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия - это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае ОУДОД - это своеобразный организационно-

© Лекомцева Е. Н., Золотарева А. В., 2011

методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования. В этой модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей лицензии у ОУДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет научно-методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки. Такая модель может быть наиболее перспективной в условиях ограниченности ресурсов учреждений дополнительного образования детей.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения. Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

В методических материалах Минобрнауки РФ также рассматривались организационные модели внеурочной деятельности. В данном документе предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности. Две из предложенных моделей предполагают взаимодействие с другими образовательными учреждениями - модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образо-

вания и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Она предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основе организации образовательного процесса, присущей дополнительному образованию детей.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Анализ опыта организации сетевого взаимодействия в регионах России позволил выявить такие модели сетевого взаимодействия, как: «Образовательный округ», «Школьный округ», «Ресурсный центр», «Модель проектов» и др.

Модель сетевого взаимодействия «Образовательный округ» основана на интеграции нескольких школ на базе одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, выполняющей роль базовой школы. В этом случае каждая из школ обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных

предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она имеет возможность реализовать. Остальную часть подготовки реализует базовая школа. Школа может применять в учебном процессе дистанционные образовательные технологии. Образовательные учреждения, входящие в сетевое взаимодействие, организуют свою деятельность, реализуя общеобразовательные программы, программы дополнительного образования. В целях повышения качества дошкольного, общего, а также дополнительного образования в школьном округе создается методический совет образовательного округа. А для повышения качества внеурочной деятельности базовая школа заключает договор с ОУДОД, учреждениями культуры, спорта.

Деятельность образовательных учреждений в составе образовательного округа строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Для управления образовательным округом избирается координационный совет, в который входят директора общеобразовательных учреждений, включенных в сетевое взаимодействие, и представители муниципальных органов управления образованием. Организационная структура, состав и функции Координационного совета сети определяются Положением о Координационном совете.

Близкой по сути к рассматриваемой выше модели является модель сетевого взаимодействия «Школьный округ». Организационная форма «Школьного округа» основана на объединении нескольких образовательных учреждений, заключивших на добровольной основе договор о совместной деятельности в сфере образования, с организационным, методическим и ресурсным центром - базовой средней общеобразовательной школой. Базовая школа рассматривается лишь как первоочередной кандидат на получение дополнительных внешних ресурсов (компьютеры, учебно-методическая литература и др.) с последующим перераспределением существующих ресурсов базовой школы на нижележащие уровни сети.

Руководство деятельностью школьного округа осуществляет Совет директоров школьного округа, который является коллегиальным органом управления образовательным процессом в школьном округе, главной целью Совета директоров является стратегическое планирование совместной работы школ, входящих в единое образовательное пространство. Председателем Совета является директор базовой школы.

Исполнительным органом Совета директоров школьного округа является школа-координатор, которая осуществляет организационно-технологическую работу по выполнению решений Совета по вопросам координации сетевого взаимодействия субъектов округа.

Модель сетевого взаимодействия «Ресурсный центр». Задача ресурсных центров - распространить полученный положительный опыт в образовательные учреждения и профессиональные коллективы. Ресурсные центры могут действовать по принципу передвижения (передвижные лаборатории). Формирование единого образовательного пространства идет через использование в образовательном процессе педагогических и научных кадров высших учебных заведений, технических и культурных возможностей вузов, учреждений дополнительного образования. Сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий. Необходимыми условиями для организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в процессе сетевого взаимодействия «Ресурсный центр» является наличие сетевого учебного плана; разработка механизма оплаты часов педагогам ресурсного центра; заключение трехсторонних договоров об образовательных услугах между ресурсным центром, школами и управлением образования; сформирован пакет нормативных документов по организации работы ресурсного центра: положение о РЦ, договор с образовательными учреждениями, входящими в сеть, и управлением образования, должностные обязанности педагогов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в процессе сетевого взаимодействия.

Модель «Паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных учреждений» предполагает использование ресурсов нескольких образовательных учреждений, обеспечивающих возможность ученикам осваивать образовательные программы различного уровня и направленности. Все члены кооперации выполняют общую миссию, но осуществляют различные направления деятельности: школы и лицеи осуществляют выявление образовательных потребностей обучающихся, разрабатывают совместно с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и туризма образовательные программы, в том числе программы внеучебной деятельности и дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования, спорта, туризма и культуры реализуют данные программы, обеспечивая широ-

кий спектр дополнительных образовательных услуг на высоком профессиональном уровне. Они одновременно ведут работу по обучению школьных учителей современным формам и методам организации внеурочной и внеучебной деятельности. Учреждения дополнительного образования сотрудничают со школами в пределах муниципального заказа, определенного муниципальным управлением образования, параллельно осуществляя свою основную миссию. Непосредственное управление сетевым взаимодействием в рамках паритетной модели осуществляет Координационный совет сети, в состав которого входят представители от каждого образовательного учреждения и органов управления образованием.

«Модель проектов» представляет собой комплекс взаимосвязанных или независимых проектов, реализуемых во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) и публичные формы представления результатов (презентации результатов проектов на родительских собраниях, педагогических советах, праздниках, выставки творческих работ учащихся, стенная газета, оформление специального стенда, театральные постановки, социальные фото- или видео-рекламы, сборники творческих работ и др.). Содержание каждого проекта обеспечивает реализацию направлений развития личности. Программа внеурочной деятельности по конкретному проекту может организационно выстраиваться в логике прохождения обучающимися основных стадий разработки и реализации определенного содержания проекта: проблематика и разработка проектного задания, разработка проекта (планирование и организация деятельности), заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия). Организационной особенностью «Модели проектов» является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года. Результатом реализации данной модели является создание в общеобразовательном учреждении комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся и их родителей по самым разным, спортивным, социальным, духовно-нравственным и культурным направлениям.

Таким образом, взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в системе образования имеет теоретическую основу и богатый практический опыт. Образцы опыта дополняют и конкретизируют друг друга.

Вместе с тем существуют проблемы, которые не были решены в рамках организации профильного обучения и возникают в процессе организации внеурочной деятельности в частности это такие проблемы, как:

- часто взаимодействие не имеет нормативно-правового закрепления;

- трудно сохранить ценности дополнительного, школьного и профессионального образования;

- тяжело сохранить самостоятельную независимость учреждения;

- возникает опасность заимствования не только достоинств, но и недостатков каждой сферы образования;

- неумение администрации образовательных учреждений распределить функциональные обязанности субъектов интеграции и координировать работу;

- не всегда учитываются интересы ребенка;

- слабо реализуются функции интеграции;

- распространение декларативного подхода, когда важность проблемы признается многими, но не решается в силу отсутствия необходимых условий: организационных, методических, кадровых;

- психологические проблемы.

Необходимо создавать модели, позволяющие

учитывать особенности организации внеурочной деятельности в соответствии с существующей в Российской Федерации нормативно-правовой базой.

Библиографический список:

1. Бойко, Е. Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО) [Текст] : метод. пособ. / Е. Л. Бойко, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - 207 с.

2. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

3. Материал об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 г. [Текст] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.