воду реки Москвы в Коломне в 1947—1949 гг. выше впадения Коломенки. В зимний период пробы брали из специальных прорубей, в летнее время — по стволу реки. С 1953 по 1957 г. исследования проводили в двух пунктах: выше впадения Коломенки и ниже города в районе Голутвинского монастыря в 400—500 м от устья реки.
Для выяснения влияния стоков Коломенского тепловозостроительного завода на воду реки Москвы мы в 1957 г. брали пробы воды ниже стоков завода и ниже городского фекально-бытового коллектора (в 100—200 м). В табл. 3 приводятся гидрохимические данные за летний и зимний сезон.
Заключение
В Коломне река Москва загрязняется сточными водами тепловозостроительного завода и городского канализационного коллектора, которые не подвергаются очистке.
Необходимо срочно принять меры к постройке сооружения для очистки промышленных и фекально-бытовых стоков до спуска в реку .Москву.
ЛИТЕРАТУРА
Шестопал О. С. Гидрология и гидрометрия рек. М., 1946. — Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1949, в. 1. — Санитарная характеристика водоемов. М., 1951.
Поступила 5/Х1 1959 г.
-й- -й- -й-
ОПЫТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПЛАВАТЕЛЬНЫМИ БАССЕЙНАМИ 1
Г. А. Стычинский
Из санитарно-эпидемиологической станции Свердловского района Москвы
Бассейны для плавания и купания в ряде стран и в частности в СССР получают все большее распространение не только для спортивных, но и для гигиенических целей, поэтому такого вида сооружения приобретают все большее санитарно-гигиеническое значение.
В литературе накопился материал и ведутся исследования, указывающие, какие инфекции могут распространяться через воду бассейнов (С. В. Моисеев, В. А. Розёнталь), каким санитарно-бактериологическим и санитарно-химическим требованиям должна отвечать вода плавательных бассейнов (Л. Н. Марзеев, В. М. Савостьянов и И. С. Харшат, О. А. Островская), каким должен быть режим эксплуатации бассейнов и обеззараживания воды в нем, а также его устройство (А. И. Пахо-мычев, Г. П. Гуревич, Ф. Я. Бурче, С. И. Шнейдер, Г. С. Ганг и К- М. Смирнов, И. А. Цуккерман, М. К. Маркорьян, Т. А. Соловьева, 3. Г. Френкель и др.)
Санитарно-эпидемиологическая станция Свердловского района Москвы в течение ряда лет проводит наблюдение за работой 3 плавательных бассейнов, имеющихся при Сандуновских и Центральных банях, осуществляя при этом лабораторное исследование воды.
Санитарно-эпидемиологической станцией была поставлена задача добиться коренного изменения в режиме эксплуатации и устройстве бассейнов, а также в методе обеззараживания воды в них.
1 При консультации Л. Б. Доливо-Добровольского.
Для обоснования мероприятий было проведено более углубленное лабораторное исследование воды и суммированы лабораторные данные за ряд предыдущих лет. Имелось в виду, кроме общепринятых санитар-но-бактериологических исследований (общий счет колоний и титр кишечной палочки), исследовать воду на присутствие фага против патогенных стафилококков и микробов кишечной группы инфекций (тиф, паратиф, дизентерия).
Санитарно-химическое исследование воды плавательных бассейнов должно было включать, помимо определения цветности, прозрачности и содержания активного хлора, также исследование рН, окисляемости и количества хлоридов.
При проведении санитарного обследования бассейнов были получены следующие данные. Бассейны мужского отделения Сандуновских бань существуют с 1891 г. С 1933 г. снабжение водой производится из городского водопровода. Форма бассейна прямоугольная. Дно его имеет уклон. Глубина его от 1,2 до 1,8 м. Объем составляет около 150 м3. Наполнение и опорожнение бассейна производится только в глубокой его части. Стенки бассейна в глубокой и мелкой части имеют маленькие (5X20 см) сливные решетчатые отверстия (по два с каждой стороны). Вертикальные стенки бассейна доходят до уровня пола помещения, в котором находится бассейн. Пол имеет уклон в сторону бассейна, поэтому загрязнения с пола могут стекать в бассейн.
Наполняется бассейн горячей водой из котельной бани с последующим ее разбавлением холодной водой до температуры 25—26°. Вода в котельную и бассейн поступает из сети Московского водопровода.
Перед входом в бассейн имеется ванночка для мытья ног со слабо проточной холодной водой. По окончании дня эксплуатации воду из бассейна спускают в канализацию, а к началу эксплуатации (утром) его наполняют свежей водой. Бассейн эксплуатируют, кроме вторника, ежедневно с 8 часов утра до 10 часов вечера. По вторникам (санитарный день) бассейн чистят щетками, раствором хлорной извести, а также водой из брандспойтов.
По словам персонала, ежедневно, перед началом эксплуатации, воду бассейнов подвергали примитивному хлорированию. Другие 2 бассейна по системе наполнения, режиму эксплуатации и обеззараживанию воды ничем существенно не отличаются от описанного. Бассейн женского отделения Сандуновских бань имеет объем около 100 м3. Помещение, в котором он находится, не отгорожено от мыльного отделения. Таким образом, температура воздуха и его влажность идентичны этим же показателям в мыльном отделении. Отсутствует ножная ванночка. Бассейн мужского отделения Центральных бань круглой формы, имеет около 90 м3 водоизмещения. Вместо ножной ванночки по ступенькам, ведущим в помещение бассейна, из труб вытекает струйками вода, которая должна омыть ноги посетителей бассейна. По словам персонала, добавочное хлорирование производится двукратно.
Доступ в бассейн для посетителей бань не ограничен.
Пропускная способность бассейнов мужских отделений — 400—500 человек в день, женского —в 3 раза меньше. Санитарно-бактериологические показатели воды бассейнов по результатам анализов, проведенных нашей лабораторией, представлены в табл. 1.
Показатели цветности и прозрачности воды во всех указанных пробах из 3 бассейнов были в соответствии с требованиями, предъявляемыми к питьевой воде.
Данные показатели бактериологического загрязнения воды: количество колоний и титр кишечной палочки, а также содержание активного хлора суммированы в табл. 1 в соответствии с санитарно-гигиенически-ми требованиями, предъявляемыми к воде бассейнов для плавания, указанными в последней инструкции Министерства здравоохранения СССР,
5 Гигиена н санитария, № и
Таблица 1
Количество проб --
Бани Отделение всего с числом бактерий в 1 мл. в том числе с титром кишечной палочки с содержанием активного хлора (в мг/л)
<1 000 >1 000 >5000 >100 10 и >10 <10 0,3 от 0.1 до 0.3 следи
Сандуноп- Мужское 47 19 28 16 6 4 11 32 о 12 35
ские Женское 45 29 15 6 14 9 22 4 12 29
Центральные Мужское 37 22 2 9 6 22 1 16 20
мо которой количество колоний в 1 мл воды не должно быть более 1000. При этом допускается не более 10% от общего количества исследованных проб, в которых число колоний будет больше 1000. Титр кишечной палочки должен быть не менее 100, при этом ни в одной пробе титр не должен снижаться менее 10. Активный хлор должен содержаться в воде в количестве от 0,2 до 0,5 мг/л.
Как видно из табл. 1, вода ни одного из 3.имеющихся в Свердлов ском районе бассейнов не удовлетворяет этим требованиям.
Несколько лучшие показатели по бассейну женского отделения Сандуновских бань могут быть отнесены за счет меньшей пропускной способности бань, а следовательно, и меньшего количества лиц, пользующихся бассейном: высший разряд женского отделения бань имеет всего 30 мест, тогда как отделения мужского—110 мест.
Данные санитарно-бактериологических показателей качества воды бассейнов мужских отделений Сандуновских и Центральных бани Москвы, приведенные в работе О. А. Островской, указывают, что процент проб с титром кишечной палочки менее 10 был значительно меньше, чем в годы наших наблюдений 1.
Следует указать, что пробы воды в бассейнах мы брали в первую половину дня (как правило, до 14 часов), а «часы пик» посещаемости обычно приходятся на время с 18 до 22 часов. В пользу предположения, что санитарно-бактериологические показатели в вечерние часы будут значительно хуже, говорят результаты исследований 28 проб воды, которые мы провели к концу дня эксплуатации бассейнов (20—23 часа): из 28 анализов воды в 21 титр кишечной палочки был менее 10 и количество колоний — более 1000. Кроме того, в одной пробе был обнаружен фекальный стрептококк в титре 0,04, в одной — паракишечная палочка и в 3 — палочка протея.
В 1955 г. при консультации Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР был проведен опыт по определению стафилококкового бактериофага в воде методом Аппельмана. Из Государственного контрольного института сывороток и вакцин имени Л. А. Тарасевича были получены 6 фаголизабельных культур патогенных стафилококков. Ультра-фильтрат мы получали, пропуская пробу воды, взятую из бассейна мужского отделения Сандуновских бань к концу дня эксплуатации, через двойной мембранный фильтр № 3 в аппарате Зейтца. Результат показал, что в 4 из 6 культур мы получили в разной степени лизис, что указывает на присутствие в воде бактериофага к патогенным стафилококкам.
1 О. Я. Островская. Сборник трудов Центральной санитарио-гигиенической лаборатории г. Москвы, стр. 22—29.
Наличие фага в воде, по данным ряда авторов, свидетельствует I' присутствии в ней соответствующих фагу микробов (М. Н. Фишер, И. С. Ключарова, Д. М. Гольдфарб). Предлагается использовать простую методику определения бактериофага по методу Аппельмана для суждения о наличии в воде дизентерийных бактерий.
Мы решили в лаборатории санитарно-эпидемиологической станции повторить эксперимент со штаммами кишечных инфекций (тиф, паратиф, дизентерия). Для этого было получено в Государственном контрольном институте сывороток и вакцин имени Л. А. Тарасевича 11 фаго-лизабельных штаммов: 6 штаммов дизентерии Флекснера (2 типа с,
2 типа Г и 2 типа е) и по одному штамму Ньюкестла, Зонне, брюшного тифа, паратифа А и паратифа Б. Было проведено 5 опытов по определению бактериофага по отношению ко всем вышеуказанным культурам в воде бассейнов мужского и женского отделений Сандуновских бань. Во всех 5 опытах результат оказался отрицательным, т. е. обнаружить присутствие бактериофага к одной из названных культур нам не удалось. Все опыты по обнаружению фага мы проводили с водой из бассейна, взятой к концу дня эксплуатации (22 часа).
Наряду с бактериологическими исследованиями воды проводили гельминтологические исследования. По всем 3 бассейнам было произведено 29 исследований и в 12 были обнаружены яйца аскарид.
Проведенная работа позволила предложить администрации Сандуновских и Центральных бань следующие требования: реконструировать бассейны с обеспечением проточности воды во всех 3 бассейнах с таким расчетом, чтобы за день эксплуатации осуществлялся минимум двукратный обмен воды в каждом из бассейнов; для" контроля проточности установить водомеры во всех бассейнах; осуществить отток поверхностных слоев воды посредством устройства бортовых сливов (пенные колодцы) по длинным периметрам стен бассейнов; оборудовать автоматические душевые установки (типа Шарко) и ножные ванночки перед входом в бассейны для предварительной обязательной санитарной обработки всех желающих попасть в бассейны; оборудовать во всех
3 бассейнах хлораторные установки для постоянного добавочного хлорирования воды в них в течение всего дня эксплуатации с тем, чтобы содержание активного хлора было не менее 0,3—0,5 мг/л; в бассейне мужского отделения Сандуновских бань изменить наклон пола, чтобы загрязнения не стекали в бассейн; изолировать помещение бассейна женского отделения от мыльного отделения; установить в каждом бассейне санитарный пост; выделить ответственное лицо, специальную бригаду и специальный инвентарь (гидропульт или автомакс, резиновые сапоги и перчатки, специальные халаты и лестницу) для санитарной обработки и дезинфекции бассейнов в санитарный день, обязав систематически проверять хлорную известь на содержание активного хлора; сделать более гигиеничными резервуары бассейнов путем смены обли цовочных плиток.
Санитарно-эпидемиологическая станция провела большую разъяс нительную работу с сотрудниками бань, от которых зависело проведение перечисленных мероприятий по режиму эксплуатации и обслуживанию бассенов.
Были полностью закончены работы по реконструкции бассейнов, оборудованию хлораторных установок, в основном выполнены все пред ложения санитарно-эпидемиологической станции.
Санитарно-эпидемиологическая станция обучила сотрудников бань, работающих на хлораторных установках, йодметрическому способу определения остаточного хлора в воде бассейнов и помогла оснастить маленькую лабораторию, обязав вести тетрадь с записями результатов определений остаточного хлора в воде в течение дня эксплуатации бассейнов. Результаты санитарно-бактериологических исследований воды
бассейнов, которые лаборатория санитармо-эпидемиологической станции в качестве выборочного контроля проводила в 1958 г., представлены в табл. 2.
Таблица 2
Бани Отделение Количество проб
всего с титром кишечной палочки с числом колоний в 1 мл
>100 10 и >10 <10 <1 000 >1 000 в том числе . 5 000
Сандунов- Мужское 20 17 3 0 18 2 0
ские Женское 20 15 3 2 16 4 2
I [ентрал ьные Мужское 14 12 1 1 12 2 1
Как видно из табл. 2, почти все пробы воды по всем 3 бассейнам как по титру кишечной палочки, так и по общему счету колоний были вполне удовлетворительными.
Выводы
1. В результате систематического лабораторного контроля со стороны санитарно-эпидемиологической станции за водой 3 плавательных бассейнов, имеющихся при Сандуновских и Центральных банях Москвы, установлено, что в подавляющем большинстве исследованных проб вода не отвечала санитарно-гигиеническим требованиям как по титру кишечной палочки, так и по общему счету колоний. Кроме того, в воде бассейнов обнаружены бактериофаг против патогенных стафилококков, па-ракишечная палочка, фекальный стрептококк, палочка протея и яйца глистов.
2. После произведенного по указанию и при помощи санитарно-эпидемиологической станции коренного переустройства бассейнов и изменения условий их эксплуатации санитарно-бактериологические показатели воды как по титру кишечной палочки, так и по общему счету колоний в подавляющем большинстве проб стали удовлетворительными.
3. Необходимо просить Министерство здравоохранения СССР утвердить санитарно-бактериологические нормативы, которым должна отвечать вода плавательных бассейнов, так как в Сборнике важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам, выпущенном в 1953 г., эти нормативы отсутствуют.
ЛИТЕРАТУРА
Бурче Ф. Я- Бани, души, бассейны. М., 1930. — Ш ней дер С. И. Московск. мед. жури., 1924, № 1, стр. 158. — Ган Г. С., Смирнов К. М. Сов. врач, журн., 1941, № 3, стр. 215. — Моисеев С. В. Ленинградск. мед. журн., 1928, № 5, стр.92.— ПахомычевА. И. Гиг. и сан., 1937, № 9, стр. 53. — Савостьянов В. М., X а р-шат И. С. Гиг. и сан., 1937, № 2, стр. 49. — Цукерман И. А. Коммунальное строительство, 1938, № 7—8, стр. 44.— Френкель 3. Здравоохранение, 1929, № 4, стр. 85. — Розенталь В. А. Вестн. совр. мед.. 1928, № 7, стр. 420. — Маркарь-ян М. К. Гиг. и сан., 1952, № 4, стр. 12. — С о л о в ь е в а Т. А. Там же, 1953, № 3, стр. 55.— Гольдфарб Д. М. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1957, .4» 1, сто. 26.
Поступила 18/IX 1959 г.
-¿Г "¿Г -¿г