Научная статья на тему 'Опыт Республики Татарстан в создании действенного механизма обеспечения соответствия спроса и предложения на рынке труда'

Опыт Республики Татарстан в создании действенного механизма обеспечения соответствия спроса и предложения на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНА / ОБЪЕМЫ И ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ / СОГЛАСОВАНИЕ ОБЪЕМОВ И ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ / DEMAND AND SUPPLY IN THE LABOUR MARKET / EFFECTIVE EMPLOYMENT / STAFFING NEEDS OF THE REGION / VOLUMES AND PROFILES OF TRAINING / COORDINATION OF VOLUMES AND PROFILES / TRAINING / PUBLIC ORDER TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Ирина

В статье рассматриваются пути преодоления дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу при помощи государственного регулирования подготовки требуемого количества квалифицированных кадров посредством внедрения прогрессивного механизма учета потребности предприятий и организаций Республики Татарстан, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, при подготовке кадров с высшим и средним профессиональным образованием на семилетний горизонт планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE CREATION OF AN EFFECTIVE MECHANISM TO ENSURE CONSISTENCY OF SUPPLY AND DEMAND IN THE LABOUR MARKET

The article investigates the ways of overcoming imbalances in the labour market for vocational qualification structure by means of introduction of state regulation of training the required number of qualified personnel through the introduction of advanced mechanism accounting for the needs of enterprises and organizations of the Republic of Tatarstan. Small and medium-sized businesses should be also included. This suggestion is done for the preparation of specialists with higher and secondary vocational education on a 7-year planning horizon.

Текст научной работы на тему «Опыт Республики Татарстан в создании действенного механизма обеспечения соответствия спроса и предложения на рынке труда»

выступают: более высокий по сравнению с начальным профессиональным уровень среднего профессионального образования (0,102) и фактор раннего профессионального самоопределения (0,089).

Итак, с большой долей вероятности можно предсказывать, что трудоустройство выпускников по специальности обучения (особенно первое трудоустройство) и активное участие в переговорах в процедуре найма обеспечивают высокую оценку успешности профессиональной карьеры молодых людей на этапе вхождения в трудовую жизнь. В свою очередь успешность профессиональной карьеры в представлениях выпускников предполагает удовлетворенность содержанием труда, возможностями профессионального и служебного продвижения и самостоятельностью в работе.

1. Выбор молодежью жизненного пути (опыт межрегионального социологического исследования) / под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. — Минск : Наука и техника, 1998.

2. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Выпускники довузовского профессионального образования Самарской области: портрет на фоне кризиса. — Самара : ЦПО, 2010.

3. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г. А. Чередниченко. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

4. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСПиМ, 2014.

5. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности (профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация). — М.: Центр социологии образования РАО, 2000.

6. Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Переход от образования к труду: явные и скрытые конфликты // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. — М.: Институт социологии РАН, 1994.

7. Кутейницына Т. Г. Выпускники учреждений начального профессионального образования: полтора года после выпуска // Журнал исследований социальной политики. — 2008. — Т. 6, № 3. — С. 397-416.

8. Кутейницына Т. Г. Трудовая мобильность выпускников учреждений начального профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. — 2007. — № 2 (38). — С. 9-13.

9. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Первые шаги на рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. доклад. по мат-лам Третьей Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (25-26 октября 2006 г.) : Кн. 2. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2006. — С. 19-37.

10. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Трудовая карьера выпускника учреждения начального профессионального образования (полтора года на рынке труда) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. доклад. по мат-лам Третьей Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (25-26 октября 2006 г.) : Кн. 2. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2006. — С. 38-53.

11. Репринцева Е. Г. Динамика трудовых ориентаций выпускников начального профессионального образования от кризиса до кризиса // От новой образовательной политики к новой экономической политике: мат-лы конф. «Вторые Сабуровские чтения». — М. : Логос, 2012. — С. 157-164.

12. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С. 147-153.

удк/udc 331.5(470.41)

И. В. Юсупова I. Yusupova

опыт республики татарстан в создании действенного механизма обеспечения соответствия спроса и предложения на рынке труда

the experience of the republic of tatarstan in the creation

of an effective mechanism to ensure consistency of supply and demand in the labour market

В статье рассматриваются пути преодоления дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу при помощи государственного регулирования подготовки

требуемого количества квалифицированных кадров посредством внедрения прогрессивного механизма учета потребности предприятий и организаций Республики Татарстан, в том числе

субъектов малого и среднего предпринимательства, при подготовке кадров с высшим и средним профессиональным образованием на семилетний горизонт планирования.

The article investigates the ways of overcoming imbalances in the labour market for vocational qualification structure by means of introduction of state regulation of training the required number of qualified personnel through the introduction of advanced mechanism accounting for the needs of enterprises and organizations of the Republic of Tatarstan. Small and medium-sized businesses should be also included. This suggestion is done for the preparation of specialists with higher and secondary vocational education on a 7-year planning horizon.

Ключевые слова: спрос и предложение на рынке труда, эффективная занятость, кадровые потребности региона, объемы и профили подготовки, согласование объемов и профилей подготовки кадров, государственный заказ на подготовку кадров.

Keywords: demand and supply in the labour market, effective employment, staffing needs of the region, volumes and profiles of training, coordination of volumes and profiles, training, public order training.

Особенностью рынка труда в современной России является наличие значительного числа вакансий и безработных одновременно, что свидетельствует о несоответствии профессионально-квалификационной структуры притока и оттока рабочей силы на рынке труда.

В результате возникающих диспропорций между структурой спроса и предложения на рынке труда население и государство несут значительные потери. Для государства эти потери выражаются в виде недопроизводства ВВП; увеличения количества безработных; увеличения расходов на выплату пособий по безработице; неэффективного расходования значительной части бюджетных средств на систему образования, где происходит подготовка невостребованных специалистов [1].

Причинами дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу являются: несоответствие объемов и структуры входящих и выходящих потоков рынка труда; неспособность рыночного механизма в краткосрочном периоде отреагировать на изменяющиеся требования к квалифицированным кадрам; длительность процесса подготовки квалифицированных кадров (3-6 лет);

отсутствие действенного и эффективного государственного регулирования подготовки требуемого количества квалифицированных кадров.

Как показывает практика, рынок труда современной России еще недостаточно насыщен востребованными кадрами, в связи с чем он не может самостоятельно удовлетворить возникающие потребности экономики. Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда возникает необходимость в государственном регулировании, которое могло бы привести структуру предложения на рынке труда в состояние, способное удовлетворить спрос.

Еще одним подтверждением необходимости государственного вмешательства стал текущий экономический кризис, когда хозяйствующие субъекты не могут самостоятельно справиться с возникшими проблемами, которые самым серьезным образом отражаются и на состоянии рынка труда.

Проблема разнонаправленности спроса и предложения на рынке труда и ее последствий не нова, многократно и на разном уровне обсуждалась, выработана масса рекомендаций по решению этой проблемы как коллективами ученых, так и отдельными исследователями. Тем не менее сдвиги в ситуации выпуска специалистов всех уровней образования «в никуда», без перспективы трудоустройства по специальности, не значительны. Наиболее эффективным в этой ситуации представляется внедрение механизма мониторинга эффективности учебных заведений с точки зрения трудоустройства выпускников, чтобы этот немаловажный аспект учитывался при формировании контрольных цифр приема в учреждения образования, а также внедрение достаточно прогрессивного механизма согласования потребности муниципальных образований и предприятий в подготовке кадров с высшим и средним профессиональным образованием на перспективу.

Существующие сегодня в России механизмы планирования предложения на рынке образования, то есть планирования численности выпускаемых вузами специалистов, не работают. Если исходить из того, что объем такого предложения должен более-менее соответствовать спросу на выпускников, то ситуация выглядит крайне неприглядно. Только по официальным данным, предоставленным в виде справки Министерством образования Республики Татарстан, в 2012-2014 гг. на работу по специальности по окончании вуза направляется не более 50 % выпускников, обучавшихся на «бюджет-

ных» местах, а по некоторым направлениям и специальностям этот показатель составляет и вовсе менее 30 %.

В 1990-х гг. наличие огромного числа выпускников, ни дня не работавших по полученной специальности, объяснялось экономическим спадом, который свел на нет спрос на свежеиспеченных инженеров. Сегодня, однако, это объяснение не работает: прошло уже достаточно лет, чтобы и вузы, и студенты могли адаптироваться к новой структуре спроса. Но этого не произошло. Годы экономического подъема и оживления в промышленности привели даже к дефициту кадров по целому ряду направлений, но даже в условиях этого дефицита доля выпускников, идущих работать не по специальности, остается очень высокой.

Анкетирование, проведенное в Казани в 2015 г, во время подачи документов для получения второго высшего образования, по разработанным автором вопросам о профессиональных намерениях, предпочтениях и ожиданиях абитуриентов, позволило выяснить, что за «вторым высшим» идет разочарованная первой профессией молодежь и небольшая группа «узких» специалистов, которым необходимо документальное подтверждение своих знаний. Причины, побуждающие людей получать второй диплом, позволяют условно разделить их на 3 категории:

— специалисты, желающие улучшить свои профессиональные качества (50-60 %). Как правило, люди желают получить второе высшее образование заочно по смежной специальности, позволяющее улучшить качество работы. На психологический факультет поступают кадровые работники, а знание основ менеджмента или права может понадобиться любому руководителю;

— люди, желающие сменить свою профессию (40-50 %). Это может быть обусловлено невозможностью работать по старой специальности из-за состояния здоровья или же по причине потери интереса к данной сфере. Так инженеры и экономисты становятся гуманитариями и юристами;

— люди, получающие второе высшее образование дистанционно для личностного роста (10 %). Среди них наиболее популярны психологические, педагогические и юридические факультеты, а также художественные вузы.

Мы полагаем, что довольно интересным является опыт Республики Татарстан в реализации эффективного пути приведения системы образования в соответствие с задачами

промышленного развития региона путем формирования государственного заказа на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием на 2016-2022 гг. и ускоренную подготовку кадров на 2016 г

В Республике Татарстан внедряются новации в рамках модернизации системы профессионального образования. Так, с 2015 г, в республике действует новый регламент прогнозирования потребности экономики региона в подготовке кадров и формирования государственного заказа республики на нее, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 № 208 «Об утверждении Регламента прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров» (далее — Регламент).

В соответствии с Регламентом с 2015 г формирование прогнозных данных о потребности в подготовке кадров с высшим и средним профессиональным образованием по профессиям и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан, проводится на срок 7 лет (далее — Потребность). Работа по прогнозированию кадровых потребностей проводится со стороны отраслевых министерств и ведомств в части формирования прогнозных данных на основе сведений, предоставляемых крупными предприятиями отрасли, и со стороны органов местного самоуправления Республики Татарстан — на основе сведений, предоставляемых малыми и средними предприятиями муниципального образования.

Потребность сформирована в соответствии с п. 11 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 № 208 «Об утверждении Регламента прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров» и размещена на сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (http://mtsz.tatarstan.ru/), во вкладке «Направления деятельности», в разделе «Аналитические материалы» в папке «Потребность работодателей в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов».

Потребность включает следующие объемы подготовки кадров:

— с высшим образованием: в 2016 г — 11931 чел., 2017 г — 10 070 чел., 2018 г. — 8 377 чел., 2019 г — 7 383 чел., 2020 г — 6 347 чел., 2021 г — 5 207 чел., 2022 г. — 3 973 чел.; всего — 53 288 чел.;

— со средним профессиональным образованием (подготовка квалифицированных рабочих): в 2016 г. — 10 757 чел., 2017 г. — 9 946 чел.,

2018 г. — 9 247 чел., 2019 г. — 8 429 чел.,

2020 г — 7 805 чел., 2021 г. — 6 971 чел., 2022 г — 5 761 чел.; всего — 58 916 чел.;

— со средним профессиональным образованием (подготовка специалистов среднего звена): в 2016 г — 9 524 чел., 2017 г. — 8 357 чел., 2018 г. — 7 113 чел.,

2019 г — 6 040 чел., 2020 г — 5 325 чел.,

2021 г. — 4 286 чел., 2022 г. — 3 125 чел.; всего — 43 770 чел.

В п. 6 Регламента органам местного самоуправления Республики Татарстан рекомендуется ежегодно формировать прогноз потребности муниципального образования в подготовке кадров по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования (малых и средних предприятий) на 7 лет и направлять согласованный с Министерством экономики Республики Татарстан прогноз в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан для обобщения и формирования государственных заказов республики на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием на 6 лет и на ускоренную подготовку кадров.

При формировании прогноза учитываются перспективы развития предприятий, создание новых рабочих мест, наличие трудовых ресурсов, свободных рабочих мест, выбытие работников в связи с естественной убылью и сокращением численности штата, проведение работы по замещению иностранной рабочей силы.

В 2015 г продолжается работа по целевой подготовке специалистов со средним профессиональным образованием по наиболее востребованным специальностям в наиболее эффективных государственных профессиональных образовательных организациях республики в рамках исполнения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 № 453 «О целевой подготовке квалифицированных кадров по профессиям (специальностям) среднего профессионального образования в государственных профес-

сиональных образовательных организациях Республики Татарстан». В рамках реализации постановления правительства региона определены 14 учебных заведений и 17 профессий, необходимых работодателям.

В целях совершенствования механизма формирования государственного заказа на подготовку кадров министерством ежегодно актуализируется Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан, на 20152022 гг., утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2014 № 2584-р.

В 2015 г в указанный перечень вошли 442 профессии и специальности, в том числе 118 профессий среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих, служащих), 115 специальностей среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена), 97 специальностей высшего образования, 112 профессий профессиональной подготовки кадров.

Во исполнение п. 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 № 208 «Об утверждении Регламента прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров» автором сформирован, согласован со всеми заинтересованными министерствами и направлен в их адрес государственный заказ Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием на 2016-2022 гг. и ускоренную подготовку кадров на 2016 г. (далее — госзаказ). для формирования контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет средств бюджета республики в пределах установленных объемов.

В госзаказ включены профессии и специальности, вошедшие не только в Потребность, но и в Перечень при условии, что объемы и профили подготовки госзаказа не могут быть удовлетворены за счет средств федерального бюджета в федеральных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Татарстан (http://mtsz.tatarstan.ru/, раздел «Направления деятельности», вкладка

«Аналитические материалы», папка «Госзаказ на подготовку кадров»). Объем подготовки кадров госзаказа включает:

— с высшим профессиональным образованием: в 2016 г. — 9 575 чел., 2017 г.—7 824 чел., 2018 г. — 6 064 чел., 2019 г. — 5 033 чел.,

2020 г. — 4 097 чел., 2021 г. — 2 945 чел., 2022 г. — 1 820 чел.; всего — 37 358 чел.;

— со средним профессиональным образованием (подготовка квалифицированных рабочих): в 2016 г. — 957 чел., 2017 г. — 763 чел.,

2018 г. — 774 чел., 2019 г. — 829 чел., 2020 г. — 809 чел., 2021 г. — 986 чел., 2022 г. — 993 чел.; всего — 6 111 чел.;

— со средним профессиональным образованием (подготовка специалистов среднего звена): в 2016 г. — 10 798 чел., 2017 г. — 9 721 чел., 2018 г. — 8 401 чел.,

2019 г. — 7 183 чел., в 2020 г. — 6 106 чел.,

2021 г. — 5 022 чел., 2022 г. — 3 411 чел.; всего — 50 462 чел.;

— по профессиям профессиональной подготовки в 2016 г. — 5 039 чел.

В Республике Татарстан осуществляется не имеющая аналогов в других регионах работа по внедрению прогрессивного механизма учета потребности предприятий и организаций региона, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в подготовке кадров с высшим и средним профессиональным образованием на 7-летний горизонт планирования.

Данный механизм, помимо удовлетворения кадровой потребности предприятий и организаций Республики Татарстан, служит целям гарантированного трудоустройства молодых специалистов.

1. Сигова С. В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. — 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.