Научная статья на тему 'Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона'

Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ / STAFfi NG NEEDS FORECAST / DIGITAL ECONOMY / PERSONNEL TRAINING / IT SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сичинский Евгений Павлович, Сташкевич Ирина Ризовна

В статье приводится прогноз потребностей в квалифицированных кадрах как высшего, так и среднего профессионального образования для обеспечения экономики Челябинской области в условиях ее цифровизации. Результаты прогноза анализируются в сравнении с показателями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сичинский Евгений Павлович, Сташкевич Ирина Ризовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECAST OF NEEDS IN QUALIFIED PER-SONNEL FOR THE DIGITAL ECONOMY OF THE RE-GION

The article provides a forecast of the needs for qualifi ed personnel of both higher and secondary vo-cational education to support the economy of the Chelyabinsk region in the conditions of its digitaliza-tion. The results of the forecast are analyzed in comparison with the indicators of the federal project “Personnel for the digital economy”

Текст научной работы на тему «Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона»

6. Voenno-patrioticheskoe molodezhnoe ob#edinenie «Voin» im. Geroja Rossii majora FSB Perova Aleksandra Valentinovicha, avalaible at: http://www.alfa-voin.ru (accessed 12.04.2019). (In Russian)

7. Klimentyev V. Ye. Zhit' kak filosof : Interv'ju s Sergeem Valentinovichem Borisovym, avalaible at: https://philosophiya.ru/borisov_interview_2019 (accessed 12.04.2019). (In Russian)

8. Vinogradov N. B. (ed) Cheljabinsk: Istorija moego goroda: jeksperimental'noe uchebnoe posobie dlja dlja uchashhihsja osnovnoj shkoly (Chelyabinsk: The history of my city: Experimental manual for basic school pupils), Chelyabinsk: Publishing house of ChGPU, 1999 312 p. (In Russian)

9. Andreeva T. A. Kul'tura iiskusstvo Cheljabinskojoblasti. Cheljabinskaja oblast': jenciklopedija (Culture and art of the Chelyabinsk region. Chelyabinsk region: encyclopedia), V. 3. Cheljabinsk : Kamennyj pojas, 2004, pp. 550-554. (In Russian)

10. Afonin A. V. (ed) Cheljabinskaja oblast': jenciklopedija. T. 7. X-Ya. Prilozhenija (Chelyabinsk Region: Encyclopedia. T. 7. X -Ya. Applications), Cheljabinsk: Kamennyj pojas, 2008, 816 p. (In Russian)

11. Glavackij M.E. (ed) Hrestomatija po istorii Urala: XX vek (Readings on the history of the Urals: XX century), Ekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta ; Izd-vo Doma uchitelja, 1998, 576 p. (In Russian)

12. Frjensis Fukujama: Protiv politiki identichnosti, avalaible at: https://newsboss.ru/2018/11/15/ frensis-fykyiama-protiv-politiki-identichnosti (accessed 12.04.2019). (In Russian)

Загребин Сергей Сергеевич, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор исторических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: drzagrebin@mail.ru

Zagrebin Sergey Sergeevich, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Doctor of Historical Sciences, Professor, Chelyabinsk, e-mail: drzagrebin@mail.ru

Сведения для цитирования: Сичинский, Е. П. Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона [Текст] / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 23-30.

УДК 377+004 ББК 74.5

ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич

В статье приводится прогноз потребностей в квалифицированных кадрах как высшего, так и среднего профессионального образования для обеспечения экономики Челябинской области в условиях ее цифровизации. Результаты прогноза анализируются в сравнении с показателями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Ключевые слова: прогноз кадровых потребностей, цифровая экономика, подготовка кадров, ИТ-специалисты.

Одним из последствий четвертой промышленной революции, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума, станут глобальные изменения на рынке труда, связанные с заменой человеческого труда машинным. Если в 2018 г. в 12 отраслях, охваченных отчетом экс-

пертов, в среднем 71 % от общего количества рабочего времени приходился на долю людей, а 29 % — на долю машин, то к 2022 г. эти показатели изменятся: 58 % работы будут выполнять люди, 42 % — машины. Вследствие развития данной тенденции ожидается ликвидация

75 млн традиционных рабочих мест и создание 133 млн новых [1]. В результате автоматизации производства работники будут переходить в сферу обслуживания, где потребуются «человеческие» навыки, и усиливать ИТ-сферу, ко -торая стремительно превращается в ключевой фактор развития экономики и которую необходимо будет обслуживать.

Так как Россия включается в «гонку» ИТ-технологий и претендует на лидирующие позиции в глобальной цифровой экономике, в 2017 г была принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Среди прочих в ней ставится задача подготовки кадров для цифровой экономики, которая была оформлена в самостоятельный федеральный проект.

Принимая во внимание высокие темпы роста ИТ-технологий и их внедрение практически во все отрасли экономики, закономерно поставить вопрос не только о программно-аппаратном оснащении ИТ-прогресса, но и о его кадровом обеспечении, то есть необходимо иметь представление о том, каким кадровым ИТ-ресурсом мы располагаем сегодня и какое количество ИТ-специалистов нам потребуется на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

На сегодняшний день не разработана единая методика подсчета обеспеченности ИТ-сферы кадрами, на что уже неоднократно указывали специалисты [2], поэтому оценки экспертов в этом вопросе существенно расходятся. По мнению специалистов Фонда развития интернет-инициатив, аудитория ИТ-специалистов в 2016 г. составила в России 1,9 млн человек, из которых 380 000 являются разработчиками программного обеспечения, аналитиками, дизайнерами, системными администраторами,

менеджерами и т. д. [3]. Эксперты Национального университета «Высшая школа экономики» занижают число занятых в ИТ-профессиях до 1050,3 тыс. человек; в то же время согласно их расчетам количество разработчиков ПО намного выше и достигает 465 700 человек [4]. Минимальных оценок в обеспеченности российской экономики ИТ-специалистами — 400 тыс. человек — придерживаются Е. С. Рудых [5] и А. Е. Белолипецкая [6].

Отсутствие точных данных об обеспеченности ИТ-сферы специалистами в настоящий момент влечет за собой разброс в прогнозных оценках их востребованности на перспективу. Глава Минкомсвязи РФ Н. Никифоров неоднократно заявлял, что стране нужен еще миллион программистов [7]. В 2018 г. Фонд российских интернет-инициатив говорит уже о нехватке 2 млн ИТ-специалистов [3]. Спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков на форуме «Кадры для цифровой экономики. V1.0» заявил, что дефицит по ключевым цифровым компетенциям на рынке труда составляет 2-3 млн человек [8].

В условиях статистической и прогнозной неопределенности, но с учетом того, что процесс подготовки кадров не может стать препятствием на пути создания цифровой экономики в стране, был принят паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Авторы федерального проекта рассчитали по годам потребности цифровой экономики в кадрах, оставив за собой в ряде случаев возможность корректировки цифровых показателей по мере разработки методологии расчета.

План достижения показателей и индикаторов федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

Наименование показателей 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

и индикаторов, единица измерения год год год год год год год

Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифро- 230 250 300 400 500 650 800

вой экономики, тыс. чел.

Число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий, тыс. чел. / год 46 50 60 80 90 100 120

Доля населения, обладающего цифровой грамотно- 26 27 30 32 36 38 40

стью и ключевыми компетенциями цифровой экономики, %

Количество специалистов, прошедших переобучение 200 500 600 750 850 1000

по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, тыс. чел.

Помимо формального образования, в федеральном проекте делается ставка на обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности населения. До конца действия национальной программы обучение на онлайн-курсах должны пройти 10 млн человек.

Таким образом, перед системой образования была поставлена амбициозная задача: за 6 лет увеличить почти в 3 раза число принятых на программы высшего образования, в 3,5 раза — количество выпускников системы профессионального образования, в 5 раз — число людей, прошедших переобучение по программам дополнительного образования по компетенциям цифровой экономики. Как следствие, это ставит вопрос об увеличении преподавательского состава и развитии учебно-материальной базы.

Понимая условность запланированных цифр и необходимость их уточнения, разработчики федерального проекта поставили следующие задачи:

1) разработка совместно с компаниями цифровой экономики методологии прогноза потребности секторов народного хозяйства в кадрах для цифровой экономики;

2) определение перечня направлений подготовки и специальностей, целевого количества выпускников и контрольных цифр приема абитуриентов в образовательные организации высшего образования, обеспечивающих перспективные потребности цифровой экономики в кадрах;

3) определение видов профессиональной деятельности, для выполнения которых необходимы минимальные компетенции цифровой экономики.

Решение поставленных задач имеет определяющее значение для планирования процесса подготовки кадров для цифровой экономики, так как собственно сегодня в ИТ-индустрии задействовано только 29 % специалистов, а остальные (71 %) заняты в иных отраслях народного хозяйства страны [9]. Причем именно эти отрасли по мере проникновения в них цифровых технологий будут предъявлять все больший запрос

на специалистов, их обслуживающих. При этом необходимо учитывать, что каждая из отраслей имеет свои темпы цифровизации и требования к уровню образования ИТ-специалистов.

Соглашаясь с утверждением, ставшим уже аксиомой, о росте потребности цифровой экономики в специалистах, справедливо поставить вопрос, о каких именно специалистах идет речь, так как очевидно, что в ИТ-отрасли, как и в других отраслях, существуют свои требования к квалификации и наряду с массовыми профессиями присутствуют и профессии, которые не требуют большого привлечения специалистов. Так, по оценкам НИУ «Высшая школа экономики», в ИТ-профессиях в 2016 г. было занято 829,4 тыс. специалистов с высшим уровнем квалификации и 220,9 тыс. специалистов со средним уровнем квалификации. Среди занятых специалистов высшего уровня квалификации разработчики программного обеспечения составляют 465 тыс. человек, системные администраторы — 110 тыс., программисты приложений и разработчики веб- и мультимедийных приложений — 68 800, специалисты по компьютерным сетям — 546 тыс., разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, не входящие в другие группы, — 48 100, специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы, — 40 400, дизайнеры баз данных и администраторы — 21 200, системные аналитики — 20 300 [4].

Тенденция востребованности ИТ-рынком труда в первую очередь специалистов с высшим уровнем квалификации прослеживается в прогнозе потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, подготовленном ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в 2018 г. Будучи частным примером, прогноз тем не менее заставляет задуматься над прямолинейностью и темпами прироста индикативных показателей подготовки кадров для ИТ-экономики, закрепленных в федеральном проекте (табл. 1, 2).

Таблица 1

Прогноз дополнительной кадровой потребности Челябинской области в бакалаврах по укрупненным группам специальностей на среднесрочный и долгосрочный период [10]

Укрупненные группы специальностей (УГС) Среднесрочный прогноз (2024 г. к 2018 г.), % Долгосрочный прогноз (2036 г. к 2018 г.), %

01.03.02 Прикладная математика и информатика 91,3 120,0

02.03.01 Математика и компьютерные науки 147,6 238,3

Окончание таблицы 1

Укрупненные группы специальностей (УГС) Среднесрочный прогноз (2024 г. к 2018 г.), % Долгосрочный прогноз (2036 г. к 2018 г.), %

02.03.02 Фундаментальные информатика и информаци- 147,6 238,3

онные технологии

09.03.01 Информатика и вычислительная техника 134,4 217,0

09.03.02 Информационные системы и технологии 134,9 217,1

09.03.03 Прикладная информатика 134,2 216,3

09.03.04 Программная инженерия 134,7 217,2

10.03.01 Информационная безопасность 90,9 118,2

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы 96,6 141,4

связи

11.03.03 Конструирование и технология электронных 93,8 139,6

средств

11.03.04 Электроника и наноэлектроника 95,5 143,2

38.03.05 Бизнес-информатика 96,7 103,5

Как видно из приведенных данных, полученных в результате обобщения информации о демографических и экономических процессах в Челябинской области, а также потребности работодателей в кадрах, на период среднесрочной перспективы, т. е. до 2024 г., когда государственная программа будет завершена, ожидается умеренный рост дополнительной кадровой потребности лишь по ряду направлений подготовки, а в некоторых случаях обнаруживается снижение прогнозных показателей. И лишь к 2036 г. ожидается более чем двукратный рост потребности в ИТ-специалистах по ряду направлений подготовки. Аналогичная тенденция прослеживается и по программам магистратуры и специалитета.

Таким образом, мы наблюдаем диспропорцию между потребностями регионального рынка труда и нормативными темпами подготовки кадров для цифровой экономики, что противоречит традиционной аксиоме профессионального образования о подготовке кадров под конкретное рабочее место. Но данная аксиома приме-

нима для плановой экономики, развивающейся в условиях стабильности. В условиях рыночных отношений и форсированного развития отрасли, чтобы сгладить проявившееся противоречие, необходимо готовить выпускников, способных не просто прийти на готовые рабочие места, но и создать их — и не только для себя, но и для лиц, не склонных к предпринимательству. Поэтому в вузовских программах подготовки ИТ-специалистов должно быть уделено достаточно времени для формирования соответствующих предпринимательских компетенций. Опережающая подготовка при отсутствии рабочих мест может увеличить уже имеющийся отток высококвалифицированных специалистов из страны (по оценкам ФРИИ, около 4 тыс. ежегодно).

При анализе потребностей ИТ-рынка труда в специалистах уровня СПО мы будем говорить только о лицах, имеющих специальности СПО, так как единственная профессия СПО «мастер по обработке цифровой информации» себя изжила, и в настоящее время планируется исключить ее из перечня профессий.

Укрупненные группы специальностей Среднесрочный прогноз (2024 г. к 2018 г.), % Долгосрочный прогноз (2036 г. к 2018 г.), %

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы 92,0 132,0

09.02.02 Компьютерные сети 100,0 133,3

09.02.03 Программирование в компьютерных системах 94,6 132,6

Таблица 2

Прогноз дополнительной кадровой потребности Челябинской области в лицах, имеющих специальности СПО, по укрупненным группам специальностей на среднесрочный и долгосрочный период

Окончание таблицы 2

Укрупненные группы специальностей Среднесрочный прогноз (2024 г. к 2018 г.), % Долгосрочный прогноз (2036 г. к 2018 г.), %

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) 93,3 133,3

10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем 65,7 40,1

11.02.01 Радиоаппаратостроение 90,3 138,7

11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) 88,8 136,7

В отличие от динамики спроса на специалистов с высшим образованием, ИТ-рынок труда предъявляет более жесткие требования к специалистам со средним профессиональным образованием. Только в долгосрочной перспективе наблюдается весьма умеренный рост потребности, за исключением специальности 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», которая в условиях усложнения ИТ-технологий будет требовать более высокого уровня подготовки.

Косвенно данная тенденция подтверждается результатами мониторинга системы СПО за 2018 г., по итогам которого специальности «информатика и вычислительная техника» и «информационная безопасность» включены в десятку УГС с наименьшей долей трудоустройства выпускников — 56,19 % и 56,57 % соответственно [11]. Таким образом, сегодня рынок труда корректирует громкие заявления о безграничной востребованности ИТ-специа-

Цифры свидетельствуют о том, что, несмотря на более низкий конкурс и средний балл аттестата, трудоустройство выпускников СПО по ИТ-специальностям в малых городах Челябинской области на 6,4 % выше, чем в больших, и на 13 % выше, чем показатель общероссийского мониторинга трудоустройства. Объяснение этому может быть только одно: отсутствие конкуренции со стороны выпускников вузов,

листов, уточняя, что данный спрос распространяется в первую очередь на специалистов с высшим образованием.

Вместе с тем для ИТ-специалистов уровня СПО сохраняется своя ниша на рынке труда. В 2016 г из 220 900 специалистов со средним уровнем квалификации в ИТ-сфере специалисты-техники по Web составляли 63 500 человек, специалисты-техники по эксплуатации ИКТ и по поддержке пользователей ИКТ — 42 700, специалисты-техники по радио- и телевещанию — 40 600, специалисты-техники по компьютерным сетям и системам — 39 000, специалисты-техники по телекоммуникационному оборудованию — 35 100 [4].

Помимо профессий, которые не требуют высокого уровня квалификации, анализ трудоустройства выпускников ПОО Челябинской области, освоивших программы по ИТ-направлениям, позволил выявить еще одну нишу их востребованности (табл. 3).

которые большей частью не хотят возвращаться в свои районы и муниципалитеты, вследствие чего работодатели вынуждены брать выпускников ПОО. Таким образом, из-за отсутствия системы распределения выпускников и их обязательной отработки на профессиональные образовательные организации ложится миссия кадрового обеспечения цифровой экономики своих территорий.

Таблица 3

Подготовка ИТ-специалистов в ПОО Челябинской области (2016-2018 гг.)

Профессиональные образовательные организации Кол-во обученных Средняя сумма баллов при поступлении Кол-во человек на место при поступлении Результат ГИА (% качественной успеваемости) Трудоустройство выпускников (в %)

Челябинск и Маг- 4528 3,76 1,7 78,4 62,82

нитогорск

Малые города Челябинской области 2132 3,68 1,2 84,3 69,22

Итого 6660 3,72 1,4 81,4 66,02

Меньшая востребованность ИТ-специалистов с уровнем СПО на рынке труда не всегда связана с качеством образования. Бесспорно, в процессе развития ИТ-индустрии складывается целый комплекс объективных причин, негативно влияющих на трудоустройство выпускников ПОО. Среди таких причин можно выделить следующие:

1) усложнение ИТ-технологий требует более высокого уровня квалификации специалистов;

2) автоматизация производства вытесняет ИТ-специалистов уровня СПО;

3) рост пользовательских компетенций сокращает потребность в низкоквалифицированных специалистах;

4) современные программные продукты, компьютерная техника более надежны в обращении и не требуют от пользователя специальной подготовки;

5) ИТ-специалисты с низкой квалификацией более подвержены угрозе сокращения в период кризиса.

Выпускники СПО имеют более низкий уровень физико-математической подготовки и способности к самообразованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но наряду с объективными причинами существуют и субъективные, которые проявляются в стереотипности восприятия работодателями выпускников ПОО. ИТ-сфера обычно рассматривается как наиболее наукоемкая, что противоречит сохранившимся представлениям о качестве начального профессионального образования. Однако, как показывает практика малых городов, эти стереотипы вполне преодолимы, особенно если образовательной организацией ведется активная работа по презентации своих выпускников и развитию организационно-педагогических условий для их подготовки.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что развитие цифровой экономики в ближайшие годы существенно изменит ландшафт российского рынка труда, который будет двигаться в сторону развития собственно ИТ-отрасли и внедрения ИТ-технологий в другие отрасли экономики. Это вызовет необходимость значительного увеличения их кадровой обеспеченности специалистами соответствующей квалификации, расчет потребности в которых должен соответствовать реальным запросам рынка труда.

Библиографический список

1. The Future of Jobs Report 2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://www3.weforum.org/ docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 23.05.2019).

2. Гретченко, А. А. Подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики [Электронный ресурс] / А. А. Гретченко. — URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/podgotovka-vysokokvalifitsirovannyh-kadrov-dlya-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 23.05.2019).

3. Какие вызовы экономика ставит перед российской системой образования? [Электронный ресурс]. — URL: https://www.üdf.ru/upload/documents/Исследование ФРИИ Кадровый голод. pdf (дата обращения: 24.05.2019).

4. Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс]. — URL: https://issek.hse.ru/ news/220069291.html (дата обращения: 24.05.2019).

5. Рудых, Е. Кадры в цифровую экономику: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Е. Рудых. — URL: https://www.osp.m/netcat_files/user"files/Svyaz_2017/1.3_Ekaterina_ Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta.pdf (дата обращения: 24.05.2019).

6. Белолипецкая, А. Е. Концепция цифрового образования для подготовки квалифицированных кадров в России [ Электронный ресурс] / А. Е. Белолипецкая. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovogo-obrazovaniya-dlya-podgotovki-kvalifitsirovannyh-kadrov-v-rossii (дата обращения: 25.05.2019).

7. Глава Минкомсвязи: России нужен миллион айтишников [Электронный ресурс]. — URL: https://informpskov.ru/news/229613.html (дата обращения: 25.05.2019).

8. Краснушкина, Н. Цифровое образование выводят в массы: Растить новые кадры будут технологично [Электронный ресурс] / Н. Краснушкина // Коммерсантъ. — 2018. — 20 дек. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3835904 (дата обращения: 25.05.2019).

9. Нуралиев, Б. Кадры для ИТ-индустрии и кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс] / Б. Нуралиев. — URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ce2/Презента-ция Нуралиева.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

10. Аналитический отчет о результатах прогнозирования потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу [Электронный ресурс]. — URL: http://chirpo.ru/site/files/7%20-%20files/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82% D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BE%D1%82%D1%87%D

0%Б5%й1 %82_% й0%Б2% й0% Б5%й 1 %80%й1 %81 %й1 %82%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

11. О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году [Текст] : информ. бюллетень. — М. : МИРЭА — Рос. технол. ун-т, 2018. — С. 6.

For citation: Sichinsky, E. P. Forecast of needs in qualified personnel for the digital economy of the region [Text] / E. P. Sichinsky, I. R. Stashkevich // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 23-30.

FORECAST OF NEEDS IN QUALIFIED PERSONNEL FOR THE DIGITAL ECONOMY OF THE REGION

E. P. Sichinsky, I. R. Stashkevich

The article provides a forecast of the needs for qualified personnel of both higher and secondary vocational education to support the economy of the Chelyabinsk region in the conditions of its digitaliza-tion. The results of the forecast are analyzed in comparison with the indicators of the federal project "Personnel for the digital economy".

Key words: staffing needs forecast, digital economy, personnel training, IT specialists.

References

1. The Future of Jobs Report 2018, available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_ of_Jobs_2018.pdf (accessed 23.05.2019). (In Russian)

2. Gretchenko A. A. Podgotovka vysokokvalificirovannyh kadrov dlja cifrovoj jekonomiki, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-vysokokvalifitsirovannyh-kadrov-dlya-tsifrovoy-ekonomiki (accessed 23.05.2019). (In Russian)

3. Kakie vyzovy jekonomika stavit pered rossijskoj sistemoj obrazovanija? available at: https:// www.iidf.ru/upload/documents/Issledovanie FRII Kadrovyj golod.pdf (accessed 24.05.2019). (In Russian)

4. Kadry dlja cifrovoj jekonomiki, available at: https://issek.hse.ru/news/220069291.html (accessed 24.05.2019). (In Russian)

5. Rudyh E. Kadry v cifrovuju jekonomiku: problemy i perspektivy, available at: https://www. osp.ru/netcat_files/user^iles/Svyaz_2017/1.3_Ekaterina_Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta.pdf (accessed 24.05.2019). (In Russian)

6. Belolipeckaja A. E. Koncepcija cifrovogo obrazovanija dlja podgotovki kvalificirovannyh kadrov v Rossii, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovogo-obrazovaniya-dlya-podgotovki-kvalifitsirovannyh-kadrov-v-rossii (accessed 25.05.2019). (In Russian)

7. Glava Minkomsvjazi: Rossii nuzhen million ajtishnikov, available at: https://informpskov.ru/ news/229613.html (accessed 25.05.2019). (In Russian)

8. Krasnushkina N. Cifrovoe obrazovanie vyvodjat v massy: Rastit' novye kadry budut tehno-logichno (Digital education brought to the masses: To grow new shots will be technologically advanced), Kommersant, 2018, available at: https://www.kommersant.ru/doc/3835904 (accessed 25.05.2019). (In Russian)

9. Nuraliev B. Kadry dlja IT-industrii i kadry dlja cifrovoj jekonomiki (Personnel for the IT industry and personnel for the digital economy), available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/mediali-brary/ce2/Prezentacija Nuralieva.pdf (accessed 25.05.2019). (In Russian)

10. Analiticheskij otchet o rezul'tatah prognozirovanija potrebnosti Cheljabinskoj oblas-ti v kadrah na srednesrochnuju i dolgosrochnuju perspektivu, available at: http://chirpo.ru/site/ files/7%20-%20files/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87 %D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82 _%D0%B2%D0%B5%D1 %80%D1 %81 %D1 %82%D0%BA%D0%B0.pdf (accessed 25.05.2019). (In Russian)

11. O rezul'tatah analiza trudoustrojstva vypusknikov programm SPO v ramkah monitoringa kachestva podgotovki kadrov v 2018 godu: inform. bjulleten' (On the results of the analysis of employment of graduates of secondary education programs in the framework of monitoring the quality of training in 2018: inform. bulletin), Moskva, MIRJeA — Ros. tehnol. un-t, 2018, p. 6. (In Russian)

Сичинский Евгений Павлович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», доктор исторических наук, г. Челябинск, e-mail: esichinski@rambler.ru

Сташкевич Ирина Ризовна, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», доктор педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: stashkevichiren@ mail.ru

Sichinsky Evgeny Pavlovich, Rector of the Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education, doctor of historical sciences, Chelyabinsk, e-mail: esichinski@rambler.ru

Stashkevich Irina Rizovna, vice-rector for research and innovation work, of the Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education, doctor of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: stashkevichiren@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.