Научная статья на тему 'Опыт республиканского унитарного предприятия «Белорусский металлургический завод» в области сертификации СМК и продукции'

Опыт республиканского унитарного предприятия «Белорусский металлургический завод» в области сертификации СМК и продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The backgrounds and history of creation, development of the quality system, and also practice and results of the works on certification of the quality system and production at RUP “BMZ” are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт республиканского унитарного предприятия «Белорусский металлургический завод» в области сертификации СМК и продукции»

ff I CT

- 1 (41). 20071 Vf

The backgrounds and history of creation, development of the quality system, and also practice and results of the works on certification of the quality system and production at RUP "BMZ" are considered in the article.

В. М. ВОЛКОВА, И. Г. ЛУЦАЙ, РУП «БМЗ»

УДК 669.

ОПЫТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» В ОБЛАСТИ СЕРТИФИКАЦИИ СМК И ПРОДУКЦИИ

Все сегодняшние достижения нашего завода -финансово-экономические показатели, престиж на мировых рынках, социальное положение работников завода, авторитет у потребителей, доверие государства - являются закономерным следствием качества нашей продукции и качества нашей работы.

Только высоким качеством продукции можно привлечь потребителей, стабильно высоким качеством — завоевать их доверие, постоянным улучшением качества — удержать завоеванные позиции и занять новые, что в сегодняшних условиях жесткой конкурентной борьбы является залогом успеха. Как показывают история и опыт развития общества и, в частности, производственных отношений, здесь существует только один путь — повышение качества процессов производства и, следовательно, качества управления и организации этих процессов. На этом пути необходимо установить и проанализировать требования потребителей, определить собственные возможности выполнения этих требований, выполнить их, т.е. спроектировать и реализовать процессы, постоянно анализировать ситуацию, улучшать процессы и много других вопросов. Поэтому на определенном этапе, когда таких вопросов накапливается много, становится понятным, что достижение качества — это целая система, а любая система требует упорядочения и управления деятельностью.

За свою более чем 20-летнюю историю завод, можно сказать, повторил историю развития и эволюцию понятия «качество». Сама жизнь привела завод к осознанию важности работы в этом направлении. Потеряв в начале 90-х годов XX в. государственные заказы, завод был вынужден сам искать новые рынки сбыта продукции. Для этого нужно было осваивать производство продукции по иностранным стандартам и, чтобы подтвердить

соответствие качества и убедить в этом потребителей, сертифицировать эту продукцию в национальных системах западных стран. Уже летом 1992 г. заводу, в числе первых предприятий черной металлургии СНГ, был выдан сертификат TUV CERT (Германия) на соответствие производства непрерывнолитой заготовки, сортового и фасонного проката требованиям немецкого стандарта, который далее неоднократно (через каждые два года) подтверждался при надзорных аудитах организации. С дальнейшим продвижением продукции на рынках сбыта требования только ужесточались — потребовалось создание и сертификация системы качества. И эта задача была успешно решена. Создание системы качества завода на базе стандартов ИСО серии 9000 началось в 1994 г. с первых продаж металлокорда фирмам «Continental», «Pirelli», «Airquip». Был разработан справочник гарантии качества, определены ответственность и полномочия персонала, начали проводиться внутренние аудиты.

В 1997 г. система качества завода была сертифицирована по международному стандарту ИСО 9002 и получен сертификат TUV CERT. Затем, в том же органе по сертификации, было сертифицировано метизное производство на соответствие стандарту американских автопроизводителей QS 9000 с последующим переходом на техническую спецификацию для поставщиков автомобильной промышленности ISO/TS 16949. Работа по получению этих сертификатов потребовала от руководства завода принятия абсолютно новых решений и методов организации работы. В обиход вошли такие понятия, как «система качества», «управление качеством», «уполномоченный по качеству», «аудит», «корректирующие и предупреждающие мероприятия», «план контроля», «FMEA» и многие другие термины, вызывавшие

И//1гггггб rc rzmncifrm

I 1 (4t). 2007 -

вначале непонимание и даже неприятие в силу своей новизны. Также были проведены изменения в структуре управления завода, появилась новая структура — служба качества во главе с директором по качеству, организован отдел управления качеством, разработаны документы, определяющие и обеспечивающие функционирование системы качества на заводе — политика в области качества, руководство по качеству, стандарты предприятия. Появились новые обязанности и функции у персонала завода, такие, как разработка стандартов предприятия, планов контроля, ведение карт контроля, проведение аудитов, разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий по несоответствиям.

С выходом новой версии международных стандартов ИСО 9000 и ИСО/ТУ 16949 завод снова в числе первых сертифицировался на соответствие их требованиям. Были проведены все необходимые изменения в системе менеджмента качества, требуемые новой версией стандартов и базирующиеся на принципах менеджмента — пересмотрены и вновь изданы политика в области качества и руководство по качеству, выделены процессы СМК и разработаны соответствующие мероприятия и процедуры по их мониторингу и управлению. В настоящее время завод располагает пятью сертификатами соответствия заводской системы менеджмента качества стандартам серии ИСО, выданными отечественными и иностранными органами по сертификации:

• сертификат TUV-CERT на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001: 2000, областью распространения на производство HJI3, сортового и фасонного проката, катанки, металлокорда и проволоки;

• сертификат фирмы TUV-CERT на соответствие требованиям ISO/TS 16949:2002, областью распространения на производство металлокорда и проволоки для автомобильной промышленности;

• сертификат Госстандарта РБ на соответствие требованиям стандарта СТБ ИСО 9001:2000, областью распространения на производство HJ13, сортового и фасонного проката, металлокорда и проволоки;

• сертификат британской фирмы CARES на соответствие требованиям стандарта BS EN ISO 9001:2000, областью распространения на производство арматурного проката;

• сертификат норвежской фирмы KONTROLLRADET на соответствие требованиям стандарта NS EN ISO 9001: 2000, областью распространения на производство арматурного проката.

Кроме того, завод обладает 34 сертификатами соответствия производства продукции требованиям национальных стандартов России, стран Скандинавии, Западной и Восточной Европы. Подтверждать право обладания этими сертификатами

приходится в ходе аудитов, проводимых органами по сертификации этих стран один раз в год, а некоторых сертификатов и два—три раза в год.

В связи с необходимостью выполнения требований Евросоюза к строительной продукции (Директива Европейского союза 89/106) и, в частности, к сортовому прокату, производимому по стандарту EN 10025, на заводе своевременно проведен комплекс работ по сертификации, и в августе 2006 г. получен сертификат соответствия на производство данной продукции в органе по сертификации CARES (Великобритания). Данный сертификат позволяет наносить на эту продукцию знак СЕ.

Учитывая предстоящий пуск трубопрокатного цеха в июне текущего года, специалистами службы качества завода уже сейчас начата работа по подготовке к сертификации трубного производства и его продукции на соответствие требованиям спецификаций американского института нефти API Ql, API 5L, API 5СТ и европейских стандартов (EN). Ведется проработка документов, которые необходимо внедрить на заводе, изучается опыт сертифицированных трубных заводов, анализируется заводская система менеджмента качества на предмет внесения необходимых дополнений, требуемых внедряемыми стандартами.

Таким образом, начатая в начале 90-х годов работа по сертификации стала неотъемлемой частью работы завода по продвижению своей продукции на мировых рынках сбыта, улучшения качества продукции и процессов, а менеджмент качества, на котором базируется работа по сертификации, принял характер так называемого «регулярного» менеджмента. Служба качества вовлечена в решение вопросов практически по всем направлениям работы завода и такое понятие как «менеджмент качества» прочно вошло в обиход на всех уровнях управления нашего завода. Следует отметить, что с самого начала все работы по построению системы качества на заводе и сертификации проводились силами собственных специалистов без привлечения сторонних консалтинговых организаций. Имеющиеся в этой области знания и опыт позволяют оперативно реагировать на любые требования рынка и своевременно проводить работы по подготовке к сертификации и успешно проходить сертификационные и инспекционные аудиты.

Необходимо отметить, что успехи в области сертификации во многом зависят и от высокоразвитой инфраструктуры и научного потенциала нашего завода. На заводе ведется поэтапная реконструкция, позволяющая внедрять новые технологии, выпускать новые виды продукции, снижать себестоимость продукции. Постоянно проводимые исследовательские работы позволяют обеспечивать высокий научно-технический уровень выпускаемой продукции и удерживать лидирующие

позиции среди производителей высокотехнологичной продукции, например, такой, как металло-корд. Недаром девизом метизного производства завода является «Качество — цель №1». Продукция метизных цехов одобрена ведущими производителями шин и рукавов высокого давления в Европе, Азии и Америке, что неоднократно подтверждалось в ходе ежегодно проводимых ими аудитов. Так сложилось, что в отличие от производства арматурного проката производство метал-локорда и проволоки для автомобильной промышленности не сертифицируется независимыми органами по сертификации, а проходит процедуру одобрения потребителями. Эта процедура заключается в проведении аудита, так называемого «аудита второй стороной». Результатом таких аудитов является не сертификат, а вполне конкретное решение потребителя по дальнейшему сотрудничеству с заводом-поставщиком. Разница, надо сказать, существенная. «Аудиты второй стороной», проводимые на заводе такими потребителями, как Michelin, Good Year, Manuli, Yokohama, Continental, Bridgestone, являются серьезным экзаменом для всех служб, участвующих в выпуске метизной продукции, поскольку проверку в таких случаях проводят специалисты, занимающиеся переработкой нашей продукции и напрямую заинтересованные в ее высоком качестве и низкой цене. Поэтому любые, даже малейшие несоответствия продукции и процесса ее производства могут дорого стоить заводу. Уверенность в выполнении всех требований, предъявляемых к продукции и процессу ее производства, может дать только стабильно функционирующая система менеджмента качества, что не раз подтверждено более чем за 10-летний опыт функционирования на заводе системы качества.

Реальным подтверждением правильности выбранного курса в области качества является нынешнее положение завода на рынках сбыта. Продукция завода экспортируется более чем в 50 стран мира практически на всех континентах. Удельный вес продукции, идущей на экспорт в дальнее зарубежье, составляет более 58%, а с учетом стран ближнего зарубежья — более 85% от производимых объемов. Удельный вес новой продукции составляет 28%, сертифицированной продукции — 70%.

Имеет место устойчивая положительная тенденция по снижению затрат и издержек на качество, в том числе издержек по дефектам продукции. Например, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. достигнуто их снижение на 14%. По сравнению с 2005 г. уровень брака снижен более чем на 7%, количество рекламаций и потери от них — на 20%. Обеспечен рост производства, улучшены практически все финансово-экономические показатели работы завода. Повышена удовлетворенность персонала, в том числе и за счет роста заработной платы. Таким образом, все обязательства руководства, принятые в политике в области качества, выполнены по всем направлениям.

РУП «БМЗ» — постоянный участник всех проводимых в Республике Беларусь конкурсов в области качества и ежегодно с 2000 г. утверждается лауреатом конкурсов «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинации «Продукция производственно-технического назначения», а также является лауреатом конкурсов «Премия правительства РБ за достижения в области качества» и «Премия министерства промышленности РБ за достижения в области качества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.