Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
692
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАО ЦЗЭДУН / ДЭН СЯОПИН / ТИБЕТ / СИНЬЦЗЯН / ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА / ВВП / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вильданов Р. Р., Никитенко В. И.

В статье рассказывается об опыте регионального управления в Китае. Авторы отмечают, что одной из особенностей региональной политики Китайской Народной Республики является самостоятельность регионов, которая достигается благодаря стратегии сфокусированного развития. Это предполагает поддержку и развитие отдельных регионов и районов, а также осуществление определенных проектов и программ ввиду их особенности. На этом же принципе основано и разделение страны на экономические районы. Организация китайской территории исторически сложилась на объединении однородных территорий с почти полным самообеспечением. При этом КНР не только сосредоточивает необходимые ресурсы в определенных регионах, но и осуществляет соответствующие меры в сфере безопасности, политической стабильности, социального обеспечения. Также отмечается, что одной из главных задач Китая на перспективу является модернизация и экономическое освоение приграничных районов страны, которые в большой степени лишены иностранных инвестиций. Всего насчитывается пять автономных районов, где компактно проживают этнические и религиозные меньшинства. При этом демографический и географический масштаб Китая привел к тому, что на региональную политику влияют сложные взаимосвязанные социально-экономические, политические, этнические, территориальные и исторические факторы. В целом в Китае выделяют три зоны: восточный регион, центральный регион и западный регионы страны. В статье указывается, что основу региональной политики КНР определило историческое существование и чрезмерное увеличение разрыва в развитии между Востоком и Западом. Это общая проблема, которая долгое время мешала здоровому развитию экономики и общества Китая. В связи с этим Китай реализует политику по поддержке развития и строительства западного региона, а реализация скоординированного развития восточного и западного регионов является важной целью региональной политики Китая, а также важной стратегической задачей в модернизации Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF REGIONAL POLICY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article describes the experience of regional management in China. The authors note that one of the features of the regional policy of the People's Republic of China is the independence of the regions, which is achieved through a focused development strategy. This involves the support and development of individual regions and districts, as well as the implementation of certain projects and programs due to their peculiarities. The division of the country into economic regions is based on the same principle. The organization of the Chinese territory has historically developed on the unification of homogeneous territories with almost complete self-sufficiency. At the same time, the PRC not only concentrates the necessary resources in certain regions, but also implements appropriate measures in the field of security, political stability, social security. It is also noted that one of the main tasks of China in the future is the modernization and economic development of the country's border areas, which are largely deprived of foreign investment. In total, there are five autonomous regions where ethnic and religious minorities live compactly. At the same time, the demographic and geographical scale of China has led to the fact that complex interrelated socio-economic, political, ethnic, territorial and historical factors influence regional policy. The article points out that the basis of the regional policy of the People's Republic of China was determined by the historical existence and excessive increase in the development gap between East and West. This is a common problem that has long hindered the healthy development of China's economy and society. In this regard, China is implementing a policy to support the development and construction of the western region, and the implementation of the coordinated development of the eastern and western regions is an important goal of China's regional policy, as well as an important strategic task in China's modernization.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Regional development

Вильданов Р.Р. Vildanov R.R.

кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 353(510)

Никитенко В.И. Nikitenko VI.

студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение» УФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-4-38-92-103

ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассказывается об опыте регионального управления в Китае. Авторы отмечают, что одной из особенностей региональной политики Китайской Народной Республики является самостоятельность регионов, которая достигается благодаря стратегии сфокусированного развития. Это предполагает поддержку и развитие отдельных регионов и районов, а также осуществление определенных проектов и программ ввиду их особенности. На этом же принципе основано и разделение страны на экономические районы. Организация китайской территории исторически сложилась на объединении однородных территорий с почти полным самообеспечением. При этом КНР не только сосредоточивает необходимые ресурсы в определенных регионах, но и осуществляет соответствующие меры в сфере безопасности, политической стабильности, социального обеспечения.

Также отмечается, что одной из главных задач Китая на перспективу является модернизация и экономическое освоение приграничных районов страны, которые в большой степени лишены иностранных инвестиций. Всего насчитывается пять автономных районов, где компактно проживают этнические и религиозные меньшинства. При этом демографический и географический масштаб Китая привел к тому, что на региональную политику влияют сложные взаимосвязанные социально-экономические, политические, этнические, территориальные и исторические факторы. В целом в Китае выделяют три зоны: восточный регион, центральный регион и западный регионы страны.

В статье указывается, что основу региональной политики КНР определило историческое существование и чрезмерное увеличение разрыва в развитии между Востоком и Западом. Это общая проблема, которая долгое время мешала здоровому развитию экономики и общества Китая. В связи с этим Китай реализует политику по поддержке развития и строительства западного региона, а реализация скоординированного развития восточного и западного регионов является важной целью региональной политики Китая, а также важной стратегической задачей в модернизации Китая.

Ключевые слова: Китай, региональное управление, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Тибет, Синьцзян, этнические меньшинства, ВВП, Коммунистическая партия Китая, стратегия развития.

Региональное развитие

EXPERIENCE OF REGIONAL POLICY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article describes the experience of regional management in China. The authors note that one of the features of the regional policy of the People's Republic of China is the independence of the regions, which is achieved through a focused development strategy. This involves the support and development of individual regions and districts, as well as the implementation of certain projects and programs due to their peculiarities. The division of the country into economic regions is based on the same principle. The organization of the Chinese territory has historically developed on the unification of homogeneous territories with almost complete self-sufficiency. At the same time, the PRC not only concentrates the necessary resources in certain regions, but also implements appropriate measures in the field of security, political stability, social security.

It is also noted that one of the main tasks of China in the future is the modernization and economic development of the country's border areas, which are largely deprived of foreign investment. In total, there are five autonomous regions where ethnic and religious minorities live compactly. At the same time, the demographic and geographical scale of China has led to the fact that complex interrelated socio-economic, political, ethnic, territorial and historical factors influence regional policy.

The article points out that the basis of the regional policy of the People's Republic of China was determined by the historical existence and excessive increase in the development gap between East and West. This is a common problem that has long hindered the healthy development of China's economy and society. In this regard, China is implementing a policy to support the development and construction of the western region, and the implementation of the coordinated development of the eastern and western regions is an important goal of China's regional policy, as well as an important strategic task in China's modernization.

Key words: China, regional government, Mao Zedong, Deng Xiaoping, Tibet, Xinjiang, ethnic minorities, GDP, Chinese Communist Party, development strategy.

Одной из особенностей региональной политики Китайской Народной Республики является самостоятельность регионов, которая достигается благодаря стратегии сфокусированного развития. Последняя предполагает поддержку и развитие отдельных регионов и районов, а также осуществление определенных проектов и программ ввиду их особенности. На этом же принципе основано и разделение страны на экономические районы. Организация китайской территории исторически сложилась на объединении однородных территорий с почти полным самообеспечением. При этом каждый из секторов побережья должен влиять на отсталую внутриматериковых территорию, прилегающую к нему. Именно поэтому имеющиеся экономические районы в большинстве вытянуты с запада на восток. В некоторой степени эта стратегия соответствует принципу концентрации в региональной политике Европейского Союза.

При этом КНР не только сосредоточивает необходимые ресурсы в определенных регионах, но и осуществляет соответствующие меры в сфере безопасности, политической стабильности, социального обеспечения. В частности, правительство Китая проводит политику превентивной дипломатии, решает вопросы спорных территорий и демаркации границ с сопредельными странами, принимает меры по сдерживанию сепарационных тенденций, предоставлению частичной автономии отдельным группам, подавлению дискриминации господствующей нации хань над другими национальностями путем их сплочения в экономической и политической сферах.

Одной из главных задач Китая на перспективу является модернизация и экономическое освоение приграничных районов страны, которые в большой степени лишены иностранных инвестиций. Всего насчитывается пять автономных районов, где компактно проживают этнические и религиозные мень-

Regional development

шинства. Это около 108 000 000 человек, проживающих на приграничных территориях КНР, площадь которых составляет треть от общего - Тибет, историческая Маньчжурия, которая занимает современные провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, Синьцзян-Уйгурия и Внутренняя Монголия. Эти территории исторически были буферными зонами, которые защищали Внутренний Китай от внешних угроз и сохраняют свою стратегическую важность до сих пор. В частности, власть над Тибетом открывает Китаю выход в Южную Азию и является причиной затяжного конфликта с Индией. Контроль над Синьцзян-Уйгурским автономным регионом (далее - СУАР) обеспечивает стране связи с богатыми энергоносителями странами Центральной Азии. Внутренняя Монголия, в свою очередь, соединяет Китай с Монголией, а Маньчжурия представляет собой своеобразный мост между Китаем и Кореей, Японией и Российской Федерацией. Следует отметить, что пограничные территории КНР, где проживают этнические меньшинства, - это горные и пустынные зоны. Кроме того, здесь функционируют довольно неудовлетворительные системы транспортных коммуникаций и в целом наблюдается низкий уровень экономической активности местного населения.

Стратегическая важность автономных районов Китая, их огромная площадь и большая протяженность границ, экономическая отсталость заставляют политические круги КНР искать пути их развития через сотрудничество с соседними странами. Китайская Народная Республика как государство-член Всемирной торговой организации и Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества уделяет серьезное внимание вопросам приграничной торговли. Характерной чертой региональной политики Китая являются структурные преобразования в сельском хозяйстве и промышленности.

Демографический и географический масштаб Китая привел к тому, что на региональную политику влияют сложные взаимосвязанные социально-экономические, политиче-

ские, этнические, территориальные и исторические факторы. Понимание исторической основы и эволюции региональной политики Китая является ключевым вопросом для анализа нынешнего потенциала его развития. Различные стратегии регионального развития в определенный период времени привели к различным направлениям и эффектам реализации региональной политики. Рассмотрим их.

Поражение Японии в 1945 г. и создание Китайской Народной Республики в 1949 г. ознаменовали конец почти 100-летнего иностранного господства и унижения Китая. За шестьдесят лет, прошедших с момента создания Китайской Народной Республики в 1949 г., страна добилась значительного прогресса. Первоначально коммунистическое правительство Китая установило плановую экономическую систему. Однако в 1978 г. начался новый курс «реформ и открытости», направленный на ускорение экономического роста.

В период 1952-1977 гг. реальный ВВП Китая увеличивался в среднем на 5,9 % в год, хотя начался этот рост с чрезвычайно низкого уровня и резко колебался. В конце этого периода Китай был сравнительно равноправной страной, но подавляющее большинство людей были бедными. На втором этапе с 1978 по 2011 гг. средний рост реального ВВП составлял 9,7 % в год. Реальный доход на душу населения и реальные расходы на душу населения быстро выросли во всех частях Китая, и сотни миллионов людей были спасены от бедности [12]. С 2012 г. темпы роста КНР стали снижаться [4].

Однако, если рассматривать рост валового внутреннего продукта и доходов по регионам, то он был намного больше:

- в регионах на восточном побережье, чем в центре, на северо-востоке и западе, что привело к увеличению макротерриториального неравенства;

- провинции развиваются неравномерно, одни и те же провинции увеличивают межпровинциальное неравенство, показывая высокий рост, другие постоянно находятся в позиции отстающих;

- основной вклад в развитие ВВП вносят городские районы, а не сельские.

В то же время усилилось социальное неравенство.

В масштабе КНР ясно, что внутри территориальных единиц и внутри провинций наблюдается концентрация экономического развития на нескольких полюсах роста. Большинство этих полюсов роста находится в Восточном Китае, особенно в районах Бохайского залива, дельты реки Янцзы и дельты реки Чжуцзян. Однако во многих восточных провинциях существует структура «ядро - периферия».

В центральной и западной части столицы провинций имеют относительно высокие оценки (Хэбэй, Шаньси, Хэнань, Хубэй, Хунань, Цзянси, Сычуань и Юньнань). Во Внутренней Монголии и Синьцзяне развитие очень неравномерно. Районы с высоким ВВП на душу населения из-за присутствия добывающих и ресурсозависимых отраслей находятся рядом с районами с чрезвычайно низким ВВП на душу населения: в богатой нефтью префектуре Карамай Синьцзян самый высокий ВВП на душу населения в Китае - в 4,9 раз больше, чем в среднем по стране, в то время как приграничные префектуры Аксу и Кашгар составляют менее четверти среднего показателя по стране [6].

Таким образом, Восточный Китай опережает Западный Китай по уровню развития. Отметим, что западный регион занимает 2/3 площади Китая. По сравнению с развитыми восточными прибрежными регионами большая часть западного региона отличается малонаселенностью, плохими природными условиями и относительно отсталой экономикой. Существование этих условий вызвано различными сложными социальными и историческими причинами.

Эти географические дисбалансы привели к принятию ряда региональных политик, изначально разработанных для содействия более сбалансированной модели скоординированного национального развития, а в последнее время - для более устойчивого и более справедливого пути развития, согласу-

Региональное развитие

ющегося с недавним акцентом на цели гармоничного развития.

Еще в 1950-х гг. Мао Цзэдун подчеркивал в своем знаменитом «О десяти основных отношениях», что отношения между прибрежной промышленностью и внутренней отраслью должны регулироваться должным образом. Он сказал: «Около 70 % всей легкой и тяжелой промышленности в Китае расположено вдоль побережья, и только 30 % - во внутренних районах. Это необоснованная историческая ситуация. Прибрежные промышленные базы должны быть полностью использованы, но для того, чтобы баланс промышленного развития соблюдался, внутренние отрасли промышленности должны активно развиваться» [19].

В 1980-е г., после того как в Китае полным ходом шли реформы открытости, Дэн Сяопин выдвинул стратегическую концепцию регионального развития, учитывающую две различные ситуации в развитии регионов. Она заключалась в том, что прибрежные районы должны быстрее открываться для внешнего мира и будут развиваться быстрее. Когда развитие достигнет определенного периода умеренно благополучного уровня, вся страна приложит больше усилий, чтобы помочь центральным и западным регионам, и восточные прибрежные районы также должны внести свой вклад.

В дальнейшем Цзян Цзэминь также придавал большое значение вопросу регионального управления и неоднократно выступал с важными речами об устранении пробелов в региональном развитии и реализации стратегии широкомасштабного развития западного региона. 17 июня 1999 г. Генеральный секретарь Цзян Цзэминь на симпозиуме по реформированию и развитию государственных предприятий в пяти северо-западных провинциях и регионах подчеркнул необходимость «воспользоваться исторической возможностью на рубеже веков и ускорить темпы развития региона» [11].

Цзян Цзэминь также выдвинул общий принцип ускорения развития западного региона, а именно: «Сочетание ускорения экономического и социального развития западного

Regional development

региона с поддержанием политической и социальной стабильности и укреплением этнического единства» [11]. Исходя из предпосылки стабильного финансового роста, Цзян Цзэминь выдвинул требование постепенно увеличивать поддержку западного региона за счет трансфертных платежей; на основе полной мобилизации энтузиазма западного региона посредством политического руководства, привлекать отечественный и иностранный капитал, технологии, таланты и т.д. для инвестирования в развитие с целью поэтапного содействия скоординированному развитию населения, ресурсов, окружающей среды, экономики и общества в западном регионе [4].

Итак, стратегия регионального развития Китая прошла три этапа:

- сбалансированная стратегия развития в 1949-78-е гг.;

- несбалансированная стратегия с 1978 до середины 1990-х гг.;

- скоординированная стратегия регионального развития с конца 1990-х гг.

В период плановой экономики приоритетным было развитие энергетики, сырьевой и тяжелой обрабатывающей промышленности, а география развития определялась наличием ресурсов [14].

В середине 1960-х гг. из-за напряженных отношений с Соединенными Штатами и их союзниками правительство запустило программу Третьего фронта по перемещению стратегических предприятий в горные районы центральной и западной части Китая. Как только международная напряженность снизилась, приоритет был переключен на побережье.

После 1978 г в результате реформ и открытости рост был сосредоточен в восточных прибрежных районах. Создание особых экономических зон, открытых городов и открытых экономических зон, введение широкого спектра других преференциальных политик и миссии, изложенной в «Стратегии экономического развития прибрежных районов», выдвинутой в конце 1987 г, по развитию ориентированной на экспорт экономики и ведущей роли в международной конкуренции,

привели к резкому увеличению региональных диспропорций [4].

В ответ в середине 1990-х гг. в девятом пятилетнем плане указывалось, что экономическое и социальное развитие должно «соответствовать скоординированному экономическому развитию между регионами и постепенно сокращать диспропорции регионального развития», был выдвинул ряд политических мер для ускорения развития центральных и западных регионов: этим областям был отдан приоритет при составлении графиков разработки ресурсов и инфраструктурных проектов, цены на природные ресурсы были скорректированы в их пользу, были введены централизованные выплаты финансовых трансфертов. Тем не менее неравенство продолжало увеличиваться, что привело к усилению акцентов на региональной политике [7].

В 1999 г. правительство утвердило Стратегию развития Запада [11]. 17 июня 1999 г. Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь представил его общественности, выступив с речью на Симпозиуме по реформированию и развитию государственных предприятий в пяти северо-западных провинциях и регионах в Сиане. Десятый (20002005 гг.) [10] и одиннадцатый (2005-2010 гг.) [2] пятилетние планы включали предложения по скоординированному региональному развитию, и программы были разработаны для каждого из четырех основных территориальных образований. Эти программы были разработаны для мобилизации их ресурсов, использования их соответствующих преимуществ и возможностей и расширения межрегионального сотрудничества и межрегионального разделения труда.

В период «десятой пятилетки» ключевыми задачами развития западного региона являлись:

- ускорение строительства инфраструктуры;

- усиление экологической защиты окружающей среды и строительства;

- укрепление основных позиций сельского хозяйства;

- корректировка промышленной структуры;

- развитие характерного туризма;

- развитие науки, технологий, образования, культурных и медицинских услуг.

В частности, была поставлена задача поработать над сокращением бедности в районах проживания этнических меньшинств, старых революционных районах, приграничных и крайне бедных районах, а также коренным образом улучшить условия производства и жизни в этих регионах. Правительству пришлось сконцентрировать ограниченные силы, тщательно спланировать, организовать мероприятия, которые связаны с общим развитием западного региона [13].

Западное развитие - это общая стратегия скоординированного регионального развития Центрального правительства Китайской Народной Республики. Она была предложена Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Китая в 1999 г. для устранения разрыва в экономическом развитии между восточными и западными регионами и улучшения развития центральных и западных регионов за счет политических стимулов и финансовых инвестиций [8].

Провинции и регионы, реализующие политику «западного развития», включают Внутреннюю Монголию, Шэньси, Нинся, Ганьсу, Синьцзян, Цинхай, Тибет, Чунцин, Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и Гуанси, что составляет 71,4 % территории страны. Кроме того, три этнические автономные префектуры (Хунань Сянси Туцзя и автономная префектура Мяо, Хубэй Эньши Туцзя, Корейская автономная префектура Цзилинь Янбянь) и город Ганьчжоу, Цзянси также ссылаются на реализацию связанной политики.

В рамках реализации региональной политики классификация регионов Китая постоянно корректируется с изменением этапов экономического развития. В целом в Китае выделяют три зоны: восточный регион, центральный регион и западный регион. С момента принятия стратегии развития западного региона, оживления старых промышленных баз на северо-востоке и содействия

Региональное развитие

развитию центральных регионов была определена классификация регионов по четырем региональным категориям: прибрежные регионы, северо-восточные регионы, центральные регионы и западные регионы [5].

Стратегия развития Запада 1999 г. включала крупномасштабные инфраструктурные проекты, модернизацию экономики и развитие специализированных местных производств, управляемую урбанизацию и развитие человеческого потенциала [21].

В январе 2000 г. Государственный совет сформировал ведущую группу по развитию западного региона, во главе которой был премьер Чжу Жунцзи, заместителем руководителя группы - вице-премьер Вэнь Цзябао, а также руководители 19 министерств и комиссий из Государственного совета и Чжунчжи. С 19 по 22 января 2000 гг. руководящая группа по развитию западного региона Государственного совета провела конференцию по развитию западного региона в Пекине, чтобы изучить основные идеи и стратегические задачи по ускорению развития западного региона [16].

В 2000 г. в развитии западного региона были предприняты существенные шаги и начаты «десять крупных проектов», а именно: железная дорога Нинси, железная дорога Юйхуай, строительство западного шоссе, строительство западного аэропорта, легкорельсовый транспорт Чунцина, газопровод Себэй - Синин - Ланьчжоу, трубопровод, проект по производству калийных удобрений Цинхай, проект по возвращению сельскохозяйственных угодий в леса и пастбища, строительство инфраструктуры университетов на западе, проект водного хозяйства Цзипинпу в Сычуани. В то же время был запущен ряд вспомогательных проектов, и эти проекты находятся в стадии плавного строительства.

29 июня 2001 г. было официально начато строительство Цинхай-Тибетской железной дороги - знакового проекта Западной стратегии развития. Длина железной дороги составляет 1118 километров. Цинхай-Тибетская железная дорога должна пройти через две провинции - Цинхай и Тибет - и выступает стратегически важным каналом, соединяю-

Regional development

щим их с внутренними районами страны. Она также важная часть структуры дорожной сети в западных внутренних районах [22].

В 2004 г. был принят документ «Несколько мнений о развитии Запада. Госсовет по дальнейшему развитию» [18], который определил основные секторы развития региональной политики. Среди них: инфраструктура, развитие энергетического сектора, социальное развитие, развитие науки и образования.

Кроме того, в рамках политики по развитию западных регионов Китая запущена передача электроэнергии с запада на восток. Государственный совет одобрил проект расширения Гуйчжоу Hongjiadu ГЭС, ГЭС Yinzidu, ГЭС Wujiangdu. Строительство началось одновременно в провинциях и автономных районах Гуйчжоу, Юньнань и Гуанси. До этого были начаты строительство линии электропередачи переменного тока 500 кВ электростанции Чунцин Ваньчжоу - Три ущелья и ТЭС Юньнань Сюаньвэй, которая сыграла важную роль в передаче электроэнергии с запада на восток [20].

Учитывая строительство Цинхай-Тибетской железной дороги, было намечено укрепить строительство сухопутных мостовых переходов и проездов Пекин - Ланьчжоу, изучить строительство удобных железнодорожных переходов с северо-запада на север Китая, укрепить проход Шанхай - Куньмин, построить переход между западными провинциями.

В рамках западной региональной политики реализован газопровод «Запад -Восток». Китайская национальная нефтяная корпорация и Китайская международная инженерная консалтинговая корпорация пересматривают направление трубопровода. Все соответствующие департаменты и нижестоящие провинции Западной политики развития активно осваивают рынок. Согласно плану, ежегодная поставка газа на начальном этапе составит около 12 млрд куб.м. По мере углубления геологоразведки и развития рынка сбыта поставки газа будут постепенно увеличиваться. К тому времени газ сможет заменять десятки миллионов тонн угля ежегодно, а доля природного газа в структуре

энергопотребления увеличится на 1-2 %. Государство приступило к реализации ряда новых крупных проектов. Среди них: проекты водного хозяйства во внутренней Монголии №егц, «пять вертикальных и семь горизонтальных» национальных магистральных дорог, строительство трубопровода Ланьчжоу - Чунцин, строительство городской инфраструктуры, развитие образовательной инфраструктуры, высокотехнологичная индустриализация, медицинские проекты. Кроме того, ведется работа по ряду крупных проектов в западном регионе (проект комплексного благоустройства рек Тарим и Хэйхэ, а также гидроэлектростанции Сяовань) [23].

Что касается строительства аэропортов, в соответствии с основными принципами аэропортов гражданской авиации, в западном регионе в течение десятой пятилетки реализован ряд узловых проектов, развитие аэропортов, оптимизация структуры маршрутов и повышение операционной эффективности, строительство международного аэропорта Сиань Сяньян и аэропорта Чэнду, аэропорта Куньмин Wujiaba, Чжунчуаньского аэропорта и аэропорт Урумчи [3].

В рамках инвестиционной политики государство уделяло больше внимания центральным и западным регионам, особенно западным регионам. Среди запланированных инвестиций в казначейские облигации более 43 миллиардов юаней было вложено в казначейские облигации в западном регионе, а также были привлечены значительные средства из центрального бюджета и центральных специальных строительных фондов. В целом, строительство инфраструктуры, экологической среды, развитие науки, технологий и образования в западном регионе всесторонне ускорились с момента внедрения Западной стратегии. Строительство национальных магистральных дорог и дорожных сетей также было значительно ускорено (10 000 км вновь открывшихся транспортных магистралей, в том числе 1000 км скоростных автомагистралей). За время десятой пятилетки реализовано более половины дорожных проектов в бедных национальных

округах страны. Завершено почти две трети проекта преобразования сельских электросетей. В общей сложности, более 11,2 млн га сельскохозяйственных угодий было возвращено в леса и луга, и более 7,8 млн га было задействовано при реализации политики насаживания леса и выращивания травы на бесплодных холмах и пустырях, пригодных для ведения лесного хозяйства [14].

После реализации стратегии с 2006 г. темпы роста ВВП в Западном, Центральном и Северо-Восточном Китае опередили Восточный Китай, и доли трех менее развитых регионов начали увеличиваться за счет восточного побережья, хотя абсолютные различия в ВВП на душу населения продолжили увеличиваться [15].

После реализации реформ и открытия Тибетской железной дороги в 2006 г., ключевого проекта для развития западного региона, в районах, по которым проходила железная дорога, произошли огромные изменения, и они ускорили свое развитие. Однако из-за особых условий на западе разрыв между ним и востоком все еще существует.

С ускорением развития в качестве главного приоритета государство постоянно увеличивало поддержку западного региона, экономическое и социальное развитие западного региона продолжало ускоряться. В 2004 г. местные бюджетные поступления в западном регионе почти удвоились по сравнению с 1999 г., а его собственная экономическая мощь значительно возросла. Промышленные предприятия в западном регионе достигли значительного увеличения прибыли. Экономические выгоды и возможности саморазвития западного региона постоянно увеличивались, а корректировка промышленной структуры дала первые результаты [9].

По состоянию на 2009 г. в стране начало реализоваться 70 новых ключевых проектов развития западного региона с общим объемом инвестиций около 1 триллиона юаней. Центральное правительство инвестировало 550 миллиардов юаней в финансовые фонды строительства, 750 миллиардов юаней в виде финансовых трансфертов и 310 миллиардов юаней в долгосрочные строительные казна-

Регионапьное развитие

чейские облигации. Государственные инвестиции стимулировали социальные инвестиции и способствовали быстрому экономическому развитию западного региона.

Отметим также, что Центральный Комитет партии и Госсовет выбрали в качестве точки прорыва по региональной политике самый слабый аспект западного региона и узкое место, которое долгое время сдерживало развитие западного региона - инфраструктуру и строительство экологической среды - и предложили совершить прорыв в первой десятилетке западного развития. По состоянию на

2009 г. были предприняты значительные шаги в охране окружающей среды и строительстве. Проект газопровода Запад - Восток был завершен и сдан в промышленную эксплуатацию на год раньше запланированного срока. Новая задача по передаче 10 миллионов киловатт электроэнергии в Гуандун по проекту передачи электроэнергии также была выполнена. После нескольких лет реализации региональной политики в западном ключе многие проекты начали давать экономические, социальные и экологические выгоды для западного региона и способствовать ускорению его развития [1].

В 2010 г был принят документ «Несколько мнений Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета по углублению реализации западной стратегии развития» [17], в котором были приняты курс на ускорение реформ и инноваций и ориентация на людей и гармоничное развитие западного региона. Основной целью документа являлось достижение к 2015 г. в западном регионе сбалансированной промышленной системы и общего роста объема производства вдвое по сравнению с 2008 г.; к 2020 г. - завершение формирования энергетической базы страны, базы глубокой переработки ресурсов, базы производства оборудования.

Также целями «Нескольких мнений»

2010 г. являлось улучшение «Пяти горизонтальных» переходов из Северо-Запада в Северный Китай, из Лхасу в Циндао, из Чэнду в Шанхай и из Жуйли в Шанхай, из Баотоу в Гуанчжоу, из Линьхэ в Фанченган,

Regional development

из Ланьчжоу в Куньмин. А также продвижение управления основными водными путями притоков среднего и верхнего течения реки Янцзы, Сицзян, Ланьцан [17].

Итак, основу региональной политики КНР определило историческое существование и чрезмерное увеличение разрыва в развитии между востоком и западом страны. Это общая проблема, которая долгое время мешала здоровому развитию экономики и общества

Китая. В связи с этим он реализует политику по поддержке развития и строительства западного региона. Реализация скоординированного развития восточного и западного регионов является важной целью региональной политики Китая, а также важной стратегической задачей модернизации.

Список литературы

1. CEC (2010) "EU-China Cooperative Research Program on Regional Policy: Research Report of the Chinese Expert Group," Brussels: European Commission, DirectorateGeneral for Regional Policy. - URL: http://ec.europa.eu/ regional_policy/international/pdf/ china_study_ report_en.pdf (дата обращения: 04.04.2021)

2. China: 11th Five-Year Plan (2006-2010) for National Economic and Social Development. Guidelines of the Eleventh Five-Year Plan for National Economic and Social Development (Full Text). 2006. - URL: https://policy. asiapacificenergy.org/sites/default/files/11th _ Five-Year_Plan_2006-2010_for_National_ Economic_and_ Social_ Development_EN.pdf (дата обращения: 04.04.2021)

3. Dali Yang Patterns of China's Regional Development Strategy. Published online by Cambridge University Press: 12 February 2009. - URL: https://www.cambridge.org/core/ journals/china-quarterly/article/abs/patterns-of-chinas-regional-development-strategy/B81439C 94A12B36A231B654DDDF8DB5B (дата обращения: 04.04.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dunford M., Bonschab Т. (2013) Chinese regional development and policy, Regions Magazine, 289:1, Р10-13

5. European Commission, 2011. Regional Policy in China and the EU: A Comparative Perspective. European Commission, Brussels.

6. Li A comparative study of regional economic inequality in China and the European

umon ( ф шшштш^ш ш

Zhong Ou qu yu jing ji fa zhan cha yi dui bi у an jiu). - 2012. - 57 р.

7. Outline of the Ninth Five-Year Plan for National Economic and Social Development and

the Long-term Targets through the Year First Published November 1, 1996. PRC. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/ 10.1177/000944559603200410 (дата обращения: 04.04.2021)

8. Shigeo Kobayashi, Jia Baobo and Junya Sano MThe "Three Reforms" in China: Progress and Outlook // Sakura Institute of Research. September 1999. - № 45. - P. 1-10

9. Sonali Jain-Chandra, Niny Khor, Rui Mano, Johanna Schauer, Philippe Inequality in China - Trends, Drivers and Policy Remedies. Asia and Pacific Department. International Monetary Fund. 2018. - URL: https://www.imf. org/en/Publications/WP/Issues/2018/06/05/ Inequality-in-China-Trends-Drivers-and-Policy-Remedies-45878 (дата обращения: 04.04.2021)

10. The Tenth Five-Year Plan (2000-2005). - URL: http://www.china.org.cn/english/ features/38198.htm (дата обращения: 04.04.2021)

11. Выступление на симпозиуме по реформированию и развитию государственных предприятий в пяти северо-западных провинциях и регионах. 17 июня 1999. -URL: https://www.neac.gov.cn/seac/ zcfg/200407/1071714.shtml (дата обращения: 04.04.2021)

12. Замедление роста экономики Китая. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики февраль 2019. № 41. Аналитический центр при Правительстве РФ. - URL: https://ac.gov.ru/files/ publication/a/20868.pdf (дата обраще-ния:04.04.2021)

13. Западная стратегия развития (ШЙВ^ЭШЙШ). - URL: https: //baike. baidu. com/item/' Щ ^ jp ^

(дата обращения:04.04.2021)

14. Западное развитие (Политика центрального правительства Китая) // Журнал Дивелопмент. -URL: https://baike.baidu.com/ item ® pß^JFШ. /376 (дата обращения: 04.04.2021)

15. Западное развитие. Национальная историческая сеть Китайской Народной Республики ^jSSli^JF^). URL: https:// baike.baidu.com/reference/376/07bfklLSWI06 AbJUp4l2pW8uNLqAELBAOKUAu2SOTY5s 87P98lM6L3oh0ew4H01A-2ycJf6LtJsicmw-kk4sSFFJR5Nn_h4E948XuB8oUHar04ZYYC zAGk5Yp72FeGbB (дата обращения: 04.04.2021)

16. Запуск стратегии развития Запада

( й )• База данных 0 реформах и открытости Китая (1978-2018).

- URL: http://www.reformdata.org/

records/2000.shtml (дата обращения:

04.04.2021)

17. Несколько мнений о развитии Запад. Госсовет по дальнейшему развитию (2004) № 6. - URL: http://www.gov.cn/gongbao/ content/2004/content_62726.htm (дата обращения: 04.04.2021)

18. Несколько мнений Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета по углублению реализации западной стратегии развития. 2010.

( Ф^ [2010] 11-^

Официальный текст. - URL: https://www. waizi.org.cn/law/4314.html (дата обращения: 04.04.2021)

19. О десяти основных отношениях

апреля 1956 г.). Избранные произведения Мао Цзэдуна, том 5, Народное издательство, апрель 1977 г., 1-е издание, страницы 267-288- URL: https://www. marxists.org/ chinese/maozedong/marxist.org-chinese-mao-19560425.htm (дата обращения: 04.04.2021)

20. Справочные материалы по науке об электроэнергии. 12 января 2015 г.

(mxmwia^ttm - URL: http://

dangjian.people.com.cn/BIG5/n/2015/0112/

Региональное развитие

c392321-26369900.html (дата обращения: 04.04.2021)

21. Уведомление о заключениях по реализации нескольких политик и мер по развитию западного региона. Главное управление Государственного Совета Китайской Народной Республики. Номер документа, выданного Госсоветом: [2001] № 73. - URL: https://www.ndrc.gov.cn/fggz/lywzj w/ zcfg/200507/t20050714_1046915.html (дата обращения: 04.04.2021)

22. Цинхай-Тибетская железная дорога. China.org.cn. - URL:http://russian.china.org.cn/ russian/183419.htm (дата обращения: 04.04.2021)

23. Юлдашев А.С. Региональное развитие КНР: на примере социально-экономического развития западного Китая // Региональные проблемы преобразования экономики. -2019. - № 4. - С. 34-40.

References

1. CEC (2010) "EU-China Cooperative Research Program on Regional Policy: Research Report of the Chinese Expert Group," Brussels: European Commission, DirectorateGeneral for Regional Policy. - URL: http://ec.europa.eu/ regional_policy/international/pdf/ china_study_ report_en.pdf (date accessed: 04.04.2021)

2. China: 11th Five-Year Plan (2006-2010) for National Economic and Social Development. Guidelines of the Eleventh Five-Year Plan for National Economic and Social Development (Full Text). 2006. - URL: https://policy. asiapacificenergy.org/sites/default/files/11th _ Five-Year_Plan_2006-2010_for_National_ Economic_and_ Social_ Development_EN.pdf (date accessed: 04.04.2021)

3. Dali Yang Patterns of China's Regional Development Strategy. Published online by Cambridge University Press: 12 February 2009. - URL: https://www.cambridge.org/core/ journals/china-quarterly/article/abs/patterns-of-chinas-regional-development-strategy/B81439C 94A12B36A231B654DDDF8DB5B (date accessed: 04.04.2021)

4. Dunford M., Bonschab Т. (2013) Chinese regional development and policy, Regions Magazine, 289:1, Р. 10-13

Regional development

5. European Commission, 2011. Regional Policy in China and the EU: A Comparative Perspective. European Commission, Brussels.

6. Li A comparative study of regional economic inequality in China and the European Union( tb WR Zhong Ou qu yu jing ji fa zhan cha yi dui bi yan jiu). - 2012. - 57 p.

7. Outline of the Ninth Five-Year Plan for National Economic and Social Development and the Long-term Targets through the Year First Published November 1, 1996. PRC. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/ 10.1177/000944559603200410 (date accessed: 04.04.2021)

8. Shigeo Kobayashi, Jia Baobo and Junya Sano MThe "Three Reforms" in China: Progress and Outlook // Sakura Institute of Research. September 1999. - № 45. - P. 1-10.

9. Sonali Jain-Chandra, Niny Khor, Rui Mano, Johanna Schauer, Philippe Inequality in China - Trends, Drivers and Policy Remedies. Asia and Pacific Department. International Monetary Fund. 2018. - URL: https://www.imf. org/en/Publications/WP/Issues/2018/06/05/ Inequality-in-China-Trends-Drivers-and-Policy-Remedies-45878 (date accessed: 04.04.2021)

10. The Tenth Five-Year Plan (2000-2005). - URL: http://www.china.org.cn/english/ features/38198.htm (date accessed: 04.04.2021)

11. Speech at a Symposium on State Enterprise Reform and Development in Five Northwest Provinces and Regions. June 17, 1999. - URL: https://www.neac.gov.cn/seac/ zcfg/200407/1071714.shtml (date accessed: 04.04.2021)

12. Slowdown in the growth of the Chinese economy. Bulletin on Current Trends in the World Economy February 2019. No. 41. Analytical Center for the Government of the Russian Federation. - URL: https://ac.gov.ru/ files/publication/a/20868.pdf (date of access: 04/04/2021)

13. Western Development Strategy (EnP "X fiifflp ). - URL: https://baike. baidu.com/itein/ 'X JF^ fifiBS

(date accessed: 04/04/2021)

14. Western Development (Policy of the Central Government of China) // Development Journal. - URL: https://baike.baidu.com/item

ESP*^/ 376 (date accessed: 04/04/2021)

15. Western development. National Historical Network of the People's Republic of China ( B X JF^t). - URL: https://baike. baidu.com/reference/376/07bfklLSWI06AbJU p4l2pW8uNLqAELBAOKUAu2SOTY5s87P9 8lM6L3oh0ew4H01A-2ycJf6LtJsicmw-kk4nSharJE5

16. Launch of the West Development Strategy ( BW*5F®fi!EllS6ai). China Reform and Openness Database (1978-2018).

- URL: http://www.reformdata.org/ records/2000.shtml (date accessed: 04/04/2021)

17. Several views on the development of the West. State Council for Further Development (2004) No. 6. - URL: http://www.gov.cn/ gongbao/content/2004/content_62726.htm (date accessed: 04.04.2021)

18. Several views of the Central Committee of the Chinese Communist Party and the State Council on deepening the implementation of the Western development strategy. 2010. (ff3 ^

[2010] n-^ «tp&tpmm&mAm M^FF^atitt^mjAi »)■official

text. - URL: https://www.waizi.org.cn/law/4314. html (date accessed: 04/04/2021)

19. About ten basic relationships

25>1956)- Selected Works of Mao Zedong, Volume 5, People's Publishing House, April 1977, 1st edition, pages 267-288

- URL: https://www.marxists.org/ chinese / maozedong / marxist.org-chinese-mao-19560425.htm (date accessed: 04/04/2021)

20. Reference materials on the science of electricity. January 12, 2015 («AW**!»» ). - URL: http:// dangjian.people.com.cn/BIG5/n/2015/0112/ c392321-26369900.html (date accessed: 04/04/2021)

21. Notification of conclusions on the implementation of several policies and measures for the development of the western region. Main Directorate of the State Council of the People's Republic of China. Number of the document issued by the State Council: [2001] No. 73. -URL: https://www.ndrc.gov.cn/fggz/lywzjw/ zcfg/200507/t20050714_1046915.html (date of access: 04.04.2021)

22. Qinghai-Tibet Railway. China.org.cn. -URL: http: //russian.china.org.cn/ russian/183419.htm (date accessed: 04/04/2021)

23. Yuldashev A.S. Regional development of the PRC: on the example of the socio-

Регионапьное развитие

economic development of western China // Regional problems of economic transformation. - 2019. - No. 4. - P. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.