ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КНР ПО РАЗВИТИЮ ГОРОДОВ (1949-2020 ГГ.): ИСТОРИКО-РЕГИОНАЛЬ-НЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Макеева С. Б.,
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.6
Для цитирования: Макеева С. Б. Государственная политика КНР по развитию городов (1949-2020 гг.): историко-региональные и социально-демографические особенности // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 3. С. 67-77. DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.6
Аннотация. Введение. Хронологические рамки исследования включают в себя период развития Китайской Народной Республики с 1949 г. по настоящее время, когда формировалась государственная политика по отношению к крупным, средним и малым городам, которая оказала значительное влияние на социально-экономические преобразования Китая. Цели и задачи исследования: необходимо рассмотреть особенности реализации государственной политики КНР в 1949-2000-е гг. по отношению к развитию городских районов, регулированию процесса урбанизации.
Материалы и методы. Статья написана на основе источников по экономической истории КНР: материалов пятилетних планов, документов Государственного совета и Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. В исследовании использовались такие специальные исторические методы, как проблемно-хронологический и ретроспективный.
Результаты. В истории государственной политики Китая по отношению к развитию городов можно выделить два основных этапа: 1. Начальный период управления городским строительством (1949-1976 гг.), когда были сформированы основные промышленные городские центры КНР; 2. Период управления городским строительством в Китае после начала политики «реформ и открытости»(с 1978 г. по настоящее время), когда города стали выступать в качестве основных «полюсов развития» близлежащих территорий. На протяжении 70-летней истории китайский город стал выступать центром народнохозяйственного развития и региональной экономики. В городах были сформированы современная производственная база, модернизированные образовательные, научно-технологические центры. Государственная политика в области развития городских районов регулировалась не только пятилетними планами, как на протяжении всей истории КНР, но и такими важными документами, как «Общегосударственная программа урбанизации нового типа на 2014-2020 гг.», «План развития городской агломерации в среднем течении реки Янцзы» от 2015 г., «План по строительству 19 городских агломераций в Центральном, Западном и Северо-Восточном регионах» от 2016 г.
Выводы. Сформированная государственная политика Китая по отношению к городским районам на современном этапе продиктована задачами соразвития городских и сельских районов, принципами построения экологической цивилизации, нормами устойчивого регионального развития, требованиями модернизационных экономических изменений в интересах «социализма с китайской спецификой», а также целями реализации обновленной стратегии скоординированного регионального развития.
Ключевые слова:государственная политика, города, Китай, урбанизация, городские агломерации, экологическая цивилизация, устойчивое развитие.
Введение
В социально-экономической истории Китая период 1949-2020-е гг. стал этапом становления и реализации государственной политики в отношении крупных, средних и малых городов КНР, оказавшей влияние на основные отрасли народного хозяйства, формирование транспортно-логистической системы, соразвитие городских
и сельских районов. На протяжении более чем 70-летней истории китайские города являлись «полюсами роста» региональной экономики. Политика «реформ и открытости» оказала влияние на формирование в городах современной производственной базы. Города превратились в модернизированные образовательные, научно-технологические центры, основные носители информационной экономики и экономики знаний в китайских макрорегионах. Цель работы - рассмотрев особенности реализации государственной политики КНР по отношению к городам (1949-2000-е гг.), выявить историко-региональные, социально-демографические тенденции городского развития Китая.
В настоящее время в КНР проблемы государственного регулирования китайских крупных агломераций целенаправленно изучаются в рамках деятельности таких ведущих «мозговых центров», как Центр исследований проблем развития при Госсовете КНР Китайская Ассоциация зон развития «ФШ^ЖКШ
Институт территориального развития и региональной экономики «Ш.ЩШШШ Центр градостроительства и экологических исследований Китайской академии общественных наук Китая
Тема реализации государственной политики Китая по отношению к городам в основном исследована в трудах китайских ученых с опорой на источники по программам развития городских районов. Анализ влияния региональной промышленной политики на развитие крупных, средних и малых городов КНР представлен в работах Ли Чуншэна, Цяо Идэ. Изучение механизма управления урбанизацион-ными процессами и внедрение проекта «Новая урбанизация 4.0.» в ходе реализации стратегии скоординированного пространственного развития КНР (с 1999 г. по настоящее время) «^КМШМЖМ^Й^» находит отражение в работах Ся Юна, Лю Яньпина, Гу Жуна.
Особенности развития государственной политики Китая по отношению к городам в 1949-2020-е гг. позволяют проанализировать историко-региональные и социально-демографические тенденции развития городских районов КНР.
Методология и методы исследования, источники информации
Основными методами исследования при подготовке статьи являлись проблемно-хронологический и ретроспективный, которые позволили изучить историю развития государственной политики КНР по отношению к городам в последовательности с основными направлениями социально-экономического развития Китая.
В статье использованы основные исторические источники, характеризующие систему государственной политики Китая в 1949-2020-е гг.: пятилетние планы национального социально-экономического строительства (1953-1957, 1958-1962, 1966-1970, 1971-1975, 1976-1980, 1981-1985, 1986-1990, 1991-1995, 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020), а также статистические сборники, отражающие городское развитие Китая и предоставляющие показатели по всем основным городам КНР, основные документы ЦК КПК и Государственного совета по городским преобразованиям.
Результаты
Основные этапы реализации государственной политики Китая по отношению к городам
В истории государственной политики КНР по развитию городских районов можно выделить несколько этапов:
1. Начальный период управления городским строительством (1949-1976 гг.).
Большинство городов в первые дни после основания Китайской Народной Республики имели слабую промышленную основу и нерациональную структуру расположения. Мероприятия по улучшению городского хозяйства не проводились, а условия проживания для городских жителей были плохими. Степень урбанизации была очень низкой, а региональное развитие было неравномерным. Городская инфраструктура не была развита и не соответствовала современным требованиям той эпохи. Начиная с 1949 г. стала проводиться работа по восстановлению городов, и центральное правительство стало уделять пристальное внимание развитию городских районов. На данном этапе в государственной политике по развитию городских районов была использована модель Советского Союза по управлению социалистическим городским строительством (1953-1957 гг.), модель управления городским строительством на этапе «Большого скачка» (1958-1962 гг.). Во время «Культурной революции» (1966-1976 гг.) было характерно нарушение правил градостроительства и управления развитием городских районов.
В ходе применения опыта Советского Союза по развитию плановой экономики промышленная и пространственная структура китайских городов значительно изменилась. Осуществлялась государственная политика по превращению «потребляющих городов» в «промышленные города» (^Ш^МШ^^^ЙМШ), где городская промышленность становилась определяющим фактором в развитии городских районов по всей стране. Внутри городов размещалось большое количество малых и средних промышленных предприятий, включая небольшие уличные фабрики, в то время как крупные предприятия тяжелой промышленности были расположены на окраине города, формируя при этом концентрированные промышленные районы. Постепенно ослабевали функции городов как центров торговли и оказания услуг. Развитие городских районов осуществлялось по методу «советского образца» (ЩШ^), в котором придавалось большое значение выполнению разных функций отдельного города: административная, промышленная, коммерческая, бытовая. Китайские специалисты, приступая к городскому строительству, осуществляли всестороннее изучение государственной политики Советского Союза по развитию городов. Кроме того, советские специалисты, которые в рамках оказания консультативной помощи в индустриальном строительстве КНР в 1950-е гг., приезжали и на месте помогали китайским рабочим осуществлять городское строительство. Придавалось большое значение сбору и анализу различной базовой информации о городе, определялся характер городского строительства. Генеральный проект строительства города часто включал многочисленные центральные городские площади и подчеркивал симметричную ось системы городских дорог. Поэтому государственная политика по развитию городов в 1950-е гг. осуществлялась при по помощи советских специалистов ^и Rong, 2015].
Политика Китая в отношении развития городских районов и строительства городов на этапе «Большого скачка» (1958-1962 гг.) соответствовала принципам «вырваться вперед» (« и «мчаться словно десять тысяч коней» {«яц&т»), т. е. в неудержимом порыве стремиться вперед в развитии промышленности. В сложившихся условиях Министерство строительства и промышленности выступило с призывом «использовать политику «Большого скачка» в городском промышленном строительстве» ЙМ^ШШ^^Й^ЙЖХ^ЙШ^^Й). В короткие сроки во многих китайских городах были быстро пересмотрены и составлены новые проекты городского строительства. В результате наблюдался рост количества городов и уве-
личивалось городское население. Быстрыми темпами развивалась городская и сельская промышленность. Возле таких крупных городов, как Шанхай, Нанкин, Наньчан было предусмотрено строительство большого количества городов-спутников («2.Ж МШ»). Результаты «быстрого строительства», создания народных коммун и других мероприятий политики «Большого скачка» оказали негативное влияние на развитие городских районов и строительство городов. Из-за роста промышленного строительства масштабы городов были значительно расширены. В период с 1960 по 1962 гг., когда китайское государство переживало сложные времена, центральное правительство объявило о решении не развивать градостроительство. Примером государственной политики по развитию городов в период начала 1960-х гг. являлось строительство города Паньчжихуа, в котором по оценкам китайских исследователей была проигнорирована рациональная схема развития городских районов.
Во время «Культурной революции», начавшейся в 1966 г., развитие городских районов и строительство городов было приостановлено. В 1967 г. государством была прекращена реализация генерального плана города Пекина и строительство проводилось без четкого соответствия проектам. К 1968 г. департаменты по развитию и строительству городов во многих городах Китая были упразднены. В результате многие живописные и исторические места, сады и зеленые насаждения в городах были заселены или разрушены. Распространилась хаотичная городская застройка, что привело к необратимым последствиям в будущем. За период «Культурной революции» было составлено всего лишь два проекта по строительству городов: первый -застройка металлургических районов города Паньчжихуа, разработанный в связи с региональной концепцией «трех линий строительства» («—^Й^»), другой - общий проект реконструкции и восстановления нового города Таншаня в провинции Хэбэй, пострадавшего из-за землетрясения ^ Chunsheng, 2016].
2. Период управления городским строительством в Китае после начала политики «реформ и открытости» (с 1978 г. по настоящее время).
С 1978 г. государственная политика по развитию городских районов вступила в новый этап, когда практика рационального городского строительства стала активно расширяться в целях модернизационных изменений и построения «социализма с китайской спецификой». В марте 1978 г. по инициативе Государственного совета была проведена Третья Общегосударственная рабочая встреча по вопросам разработки руководящих принципов городского строительства. На данном заседании была определена ключевая роль городов в развитии национальной экономики, а также указывалось на острую необходимость регулирования масштабов городского строительства. В октябре 1980 г. прошла еще одна общегосударственная рабочая конференция по городскому строительству, где был раскритикован период отказа от рациональной застройки городов. Государственная политика по развитию городов после начала политики «реформ и открытости» предусматривала реализацию принципа «контроля за масштабом крупных городов, рационального развития средних городов и активное строительство малых городов» (йй^М^ЯШ^^ЭЖМФ^ МШ^ДШЖМФМШ). В декабре 1980 г. были сформулированы новые технические правила для городского строительства, которые были апробированы до 1983 г. в таких китайских городах, как Гуйлинь, Гуанчжоу, Шанхай.
В начале XXI в. государственная политика Китая по управлению городским строительством характеризовалась разработкой стратегических направлений развития городских районов в условиях устойчивого развития построения экологиче-
ской цивилизации, соблюдая сбалансированность и соразвитие между городскими и сельскими районами, ориентируясь на модернизацию промышленной структуры и внедрение высоких технологий, обеспечение экономических выгод и социального благосостояния.
Согласно Одиннадцатому пятилетнему плану (2006-2010 гг.), приоритетными направлениями развития городских районов в Китае стали скоординированное соразвитие больших, средних и малых городов, формирование «урбанизации с китайскими особенностями», информатизация и модернизация городских и сельских районов.
В декабре 2013 г. в Пекине прошла Центральная рабочая конференция по вопросам урбанизации. Генеральный секретарь Си Цзиньпин выступил на встрече с важной речью. Премьер Ли Кэцян выдвинул основные направления урбанизации и предложил конкретные варианты содействию урбанизации. Участники совещания отметили, что урбанизация - это единственный путь к модернизации. Урбанизация является важным способом решения проблем сельского хозяйства, развития сельских районов, решительной поддержкой для содействия скоординированному региональному развитию и важной отправной точкой для расширения внутреннего спроса и содействия модернизации промышленности. Необходимо способствовать урбанизации, улучшать качество городской жизни, содействовать упорядоченной реализации урбанизации [Qiao Yide, 2012].
Значение принятия «Общегосударственной программы урбанизации нового типа на 2014-2020 гг.» (ШШШШШШ^ШМ 2014-2020)
В 2014 году Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет одобрили «Общегосударственную программу урбанизации нового типа на 2014-2020 гг.» (ШШШШШШ^ШМ 2014-2020), в которой указывалось, что «урбанизация - это естественный исторический процесс, в котором несельскохозяйственные отрасли концентрируются в городах, а население из сельских районов сосредоточено в больших и малых городах. Это объективное развитие человеческого общества. Урбанизация является важным символом национальной модернизации, это мощный двигатель для поддержания устойчивого экономического развития, важная отправная точка для ускорения трансформации и модернизации промышленной структуры, ключевой способ решения сельскохозяйственных проблем, сильная опора для содействия скоординированному региональному развитию» [Xia Yong, 2018]. С момента принятия, «Общегосударственная программа урбанизации нового типа» стала основной программой содействия развитию городских районов, и процесс урбанизации в Китае еще более ускорился. Данный документ определял основные направления государственной политики по развитию городов в современный период.
За последние десятилетия в развитии городских районов Китая возникали следующие проблемы:
1. Сложная социальная интеграция в городскую среду мигрантов из сельских районов.
2. Быстрый рост «земельной урбанизации» когда городское строительство охватывает большие площади земельных участков, а плотность населения застроенных территорий невысока. С 1996 по 2019 гг. площадь строительных площа-
док в Китае увеличивалась в среднем на 7,24 млн му1 в год, из которых площадь земельных участков под городские застройки увеличилась на 3,57 млн му.
3. Нерациональная пространственная структура городов, несоответствующая нагрузке на земельные и природные ресурсы.
4. Постоянные серьезные пробки на дорогах, трудности с общественной безопасностью, рост мусора в городах.
5. Недостаточная охрана природного, исторического и культурного наследия в городских районах, отсутствие отличительных черт в архитектуре городского и сельского строительства [Gu Rong, 2015].
В принятой «Общегосударственной программе урбанизации нового типа на 2014-2020 гг.» значительное внимание уделялось развитию крупных агломераций в основных макрорегионах КНР. Ключевыми проблемами на пути развития городских агломераций в Восточном регионе являлось растущее давление на водные, земельные ресурсы и окружающую среду, поэтому центральными задачами осуществления политики развития городских агломераций было: 1) ускорение экономических преобразований и модернизация; 2) оптимизация пространственной структуры; 3) рациональное использование природных и земельных ресурсов; 4) качество окружающей среды.
Наиболее динамичными, открытыми, инновационными и привлекающими большинство мигрантов из других районов Китая выступали городские агломерации Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, дельты реки Янцзы и дельты реки Жемчужной (Чжуцзян). Государственная политика была направлена на создание крупных городских агломераций мирового уровня, внедряя инновации в городскую инфраструктуру, стремиться к лидерству с точки зрения технического прогресса, модернизации промышленности и «зеленого развития». Другие городские агломерации в Восточном регионе должны были развивать промышленность, стратегические новые отрасли и современные сферы услуг, способствовать развитию морской экономики, в полной мере используя преимущества местоположения, и всесторонне повышать уровень «открытости» [Liu Yanping, 2017]. В ходе реализации государственной политики по развитию городских агломераций в Центральном и Западном регионах предполагалось, что города станут играть роль «полюсов развития» и тем самым начнут привлекать рабочих-мигрантов с Востока страны. Планировалось проводить дальнейшую работу по развитию крупных городских агломераций Чэнду и Чунцин (^,/й), городских агломераций на Центральной равнине и вдоль реки Янцзы, чтобы сделать их важными «полюсами роста» для содействия сбалансированному развитию пространства и регионального экономического развития. Государственная политика была направлена на усиление открытости для внешнего мира, организацию переноса некоторых отраслей промышленности из восточных прибрежных районов, развитие городской инфраструктуры и «Экономического пояса Шелкового пути», а также содействие региональному сотрудничеству со странами Центральной Азии. Ключевыми задачами по развитию городов на территории Центрального и Западного регионов являлись защита сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов, осуществление строгого контроля за беспорядочным расширением границ городов, выбросами загрязняющих веществ, укрепление экологической защиты городских пространств [History..., 2019].
В апреле 2015 г. Государственный совет одобрил «План развития городской агломерации в среднем течении реки Янцзы» (^ХФ^ЙШ^ЖМЯЙ), который
1 Му - традиционная китайская мера площади, в настоящее время равная 1/15 гектара.
выступал первым межрегиональным планом городской агломерации, одобренным в рамках выполнения «Общегосударственной программы урбанизации нового типа на 2014-2020 гг.». Городская агломерация в среднем течении реки Янцзы официально позиционировалась китайским правительством как район урбанизации нового типа в Центральном и Западном регионах Китая, как новый «полюс роста» регионального экономического развития, образцово-показательная зона С^^И) внутреннего межрегионального сотрудничества и ведущая территория для построения ресурсосберегающего и экологически чистого общества [Shi Bihua, 2017].
Городская агломерация в среднем течении реки Янцзы представляет собой сверхкрупную городскую агломерацию, объединяющую городские агломерации Ухань, Чанша, Чжучжоу и Сянтань и городскую агломерацию озера Поянху. Это опорный каркас пространственного развития, содействующий реализации стратегии «Подъема Центрального региона» и углубления политики «реформ и открытости». Он занимает важное место в модели регионального развития Китая. Поэтапная реализация Плана развития городской агломерации в среднем течении реки Янцзы предполагала скоординированное соразвитие городских и сельских районов, укрепляя статус Уханя, Чанши и Наньчана как центральных городов, развивая ключевые направления межрегионального сотрудничества, такие как Шанхай-Куньмин, Пекин-Гуанчжоу. Кроме того, план предусматривал строительство основной инфраструктуры, включающей транспортно-логистическую сеть, водное хозяйство, энергетическую систему и центры информационных технологий. В рамках развития данной сверхкрупной городской агломерации предполагалось согласованное развитие отраслей народного хозяйства, когда наряду с промышленными кластерами, создаются современные кластеры сферы услуг, расширяются модернизированные базы сельского хозяйства. При этом предполагалось соблюдать принципы построения экологической цивилизации. В целях обеспечения своевременного выполнения всех этапов реализации «Плана развития городской агломерации в среднем течении реки Янцзы» ведущая роль отводилась эффективному руководству, надзору и контролю за выполнением положений плана [Glorious..., 2019].
После начала реализации в КНР политики «реформ и открытости» в 1978 г. экономическое развитие китайских регионов было сосредоточено на максимальном использовании ресурсов окружающей среды в целях осуществления модернизацион-ных изменений и построения «социализма с китайской спецификой» [Makeeva, 2020]. Городское население за период с 1978 по 2020 гг. увеличилось со 170 млн до 848 млн чел., уровень урбанизации вырос с 17,9% до 60,60%, количество городов возросло с 193 до 672. За рассматриваемый период в Китае были сформированы основные типы городов: глобальные, региональные, центральные - такие, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь; межрегиональные экономические центры социального развития -такие, как Шэньян, Ухань, Нанкин, Далянь, Шэньчжэнь, Чэнду, Чунцин, Куньмин, Сиань; центральные провинциальные города - такие, как Харбин, Ханчжоу, Чанчунь, Шицзячжуан, Цзинань, Чанша; развитые региональные центральные города - такие, как Уси, Сучжоу, Аньшань, Яньтай. Сформировались три основных сверхкрупных городских агломерации: Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, агломерация дельты реки Янцзы и дельты реки Жемчужной (Чжуцзян), где наблюдался быстрый экономический рост и активное участие в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции. По данным Национального бюро статистики КНР, свыше 50 городов являются центрами высшего образования и научно-исследовательской деятельности в Китае.
Объем производства высокотехнологичных отраслей в 50 городах составил 38,9% от общего объема промышленного производства. Современные города имеют хорошую базу для информационной индустрии и экономической среды, основанной на знаниях, а также являются местом рождения различных инновационных форм бизнеса [Zhang Jianhua, 2019].
Анализируя современные тенденции реализации государственной политики по развитию крупных агломераций в Китае, необходимо уделить особое внимание данному направлению в рамках осуществления положений 13-го пятилетнего плана социально-экономических преобразований за период 2016-2020 гг. Согласно данному плану, Государственный совет предполагал завершить строительство девятнадцати городских агломераций в Центральном, Западном, Северо-Восточном регионах, на территории Великой Китайской равнины, среднего течения реки Янцзы, районе Чэнду-Чунцин и на равнине Гуаньчжун, в районе Тонкинского залива, городские агломерации Цзиньчжун, Хубаоэюй (включает Хух-Хото, Баотоу, Ордос в Автономном районе Внутренняя Монголия и Юйлинь в провинции Шэньси), Цяньчжун, Ланьчжоу-Синин, городские агломерации вдоль реки Хуанхэ и на северном склоне горы Тяньшань, образуя больше «полюсов роста», поддерживающих пространственное развитие. Помимо девятнадцати городских агломераций, намечалось продолжить развитие центрального города Лхаса и Кашгар в Западном регионе Китая.
Выводы
В истории государственной политики Китая по отношению к развитию городов можно выделить два основных этапа: 1. Начальный период управления городским строительством (1949-1976 гг.), когда были сформированы основные промышленные городские центры КНР. 2. Период управления городским строительством в Китае после начала политики «реформ и открытости» (с 1978 г. по настоящее время), когда города стали выступать в качестве основных «полюсов развития» близлежащих территорий. За рассматриваемый период в Китае были сформированы основные типы городов: глобальные, региональные, центральные города (такие, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь); межрегиональные экономические центры социального развития (такие, как Шэньян, Ухань, Нанкин, Далянь, Шэньчжэнь, Чэнду, Чунцин, Куньмин, Сиань); центральные провинциальные города (такие, как Харбин, Хан-чжоу, Чанчунь, Шицзячжуан, Цзинань, Чанша); развитые региональные центральные города (такие, как Уси, Сучжоу, Аньшань, Яньтай). Китайский город стал выступать центром народнохозяйственного развития и «полюсом роста» региональной экономики. Политика «реформ и открытости» оказала влияние на формирование в городах современной производственной базы. Города превратились в современные образовательные, научно-технологические центры, основные носители информационной экономики и экономики знаний в региональной экономике. Современная государственная политика в области развития городских районов регулировалась не только пятилетними планами, как на протяжении всей истории КНР, но и такими важными документами, как «Общегосударственная программа урбанизации нового типа на 2014-2020 гг.» (ЩШШШШЩ^ШМ 2014-2020), «План развития городской агломерации в среднем течении реки Янцзы» (^ХФ^ЙШ^ЖМЯЙ) от 2015 г., План по строительству девятнадцати городских агломераций в Центральном, Западном и Северо-Восточном регионах от 2016 г. Политика центрального правительства КНР в отношении развития городов продиктована задачами соразвития городских
и сельских районов, принципами построения экологической цивилизации, нормами устойчивого регионального развития, требованиями модернизационных экономических изменений в интересах «социализма с китайской спецификой», а также целями реализации обновленной стратегии скоординированного регионального развития.
Список литературы
Гу Жун [^Ж]. Исследование государственной политики по развитию урбанизации в Китае [ф ЩЩ^^Л^ШЖШ^]. Пекин: Издательство Юго-Восточного университета [ШМ: ±±], 2015. с. 200.
Ли Чуньшэн Исследование развития промышленной инфраструктуры и скоординиро-
ванности урбанизации [ЙЩ^^^пЙШЙ^МЖ'ЛШ^ЖМ'ОТЙ]. Пекин: Издательство «Управление экономикой» [Шм: 2016. с. 196.
ЦяоИдэ Урбанизация в Китае: цели, направления политики [ФЩЙМЖ'Л: Sfefé
^ШШШ^ШШШ^Ш]. Пекин: Естественно-научное издательство [ШМ: 2012. с. 117.
Ся Юн [ЖЯ]. Теория ослабления связей в окружающей среде и «зелёное» развитие китайских городов [^тЖтУ^ФШттШШЖМШШМШШМШШ^^ШЖ]. Пекин: Издательство «Управление предприятиями» [ШМ: 2018. с. 196.
Лю Яньпин [МШТ]. Доклад о развитии городского маркетинга в Китае за 2016 [ФЩМЖ^И ЖМШ^ (2016)]. Пекин: Китайское общественное издательство [ШМ: 2017.
с. 118.
История Китайской Народной Республики 1949-2019]. Пекин: Совре-
менное издательство Китая [4Ш: 2019. с. 194.
Ши Бихуа Определение направлений пространственного развития в соответствии
со стратегий скоординированного положения //
Журнал «Социальные науки Китая» - 2017. - № 12. - С. 13-28.
Выдающиеся 70 лет: достижения экономического и социального развития Нового Китая: 19492019 гг. [Я®70^: 1949-2019]. Статистическое издательство Китая [4Ш ФЩШ+ЙМ±], 2019. с. 474.
Макеева С. Б. КНР: стратегия устойчивого развития КНР (1980-2000-е гг.) // Азия и Африка сегодня. - 2020. -.№ 4. - С. 19-25. DOI: 10.31857/S032150750009101-3.
Чжан Цзяньхуа [Ж^Ф], Гао Цзюнь [й¥]. Исследование неравномерности регионального развития в Китае и ее преодоление за 40 лет политики «реформ и открытости» ^^EWS^^M^TM^S^t^W^] // Современное экономическое управление ®]. - 2019. - № 1673-0461. - С. 132-141.
Сведения об авторе:
Макеева Светлана Борисовна, кандидат исторических наук, доцент по кафедре китаеведения, ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID 000 0-0 003-2953-0411; РИНЦ AuthorID 407000; Web of Science Researcher Id: AAP-6615-2021; Scopus Author Id: 57210928471.
Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31803 «Государственная политика России по развитию крупных агломераций в условиях демографического сжатия: сценарии и вызовы».
Статья поступила в редакцию 02.04.2021; принята в печать 17.07.2021.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
STATE POLICY OF THE PRC ON URBAN DEVELOPMENT
(1949-2020): HISTORICAL, REGIONAL
AND SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS
Svetlana B. Makeeva,
Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
For citation: Svetlana B. Makeeva. State policy of the PRC on urban development (1949-2020): historical, regional and socio-demographic characteristics. DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No 3. P. 67-77. DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.6
Abstract. Introduction. The chronological framework of the study includes the period of development of the People's Republic of China from 1949 to the present, when state policy was formed in relation to large, medium and small cities, which had a significant impact on the socio-economic transformations of China. Goals and objectives of the study. It is necessary to consider the features of the implementation of the state policy of the PRC in the 1949-2000s. in relation to the development of urban areas, the regulation of the urbanization process. Materials and methods. The article was written on the basis of sources on the economic history of the PRC: materials of five-year plans, documents of the State Council and the Central Committee of the Communist Party of China. The study used such special historical methods as problem-chronological and retrospective. Results. In the history of China's state policy in relation to urban development, two main stages can be distinguished: 1. The initial period of urban construction management (1949-1976), when the main industrial urban centers of the PRC were formed. 2. The period of urban construction management in China after the start of the policy of "reform and opening" (from 1978 to the present), when cities began to act as the main "development poles" of the surrounding territories. Throughout its 70-year history, the Chinese city has become a center of national economic development and a "growth pole" for the regional economy. A modern production base, modernized educational, scientific and technological centers were formed in the cities. The state policy in the field of development of urban areas was regulated not only by five-year plans, as throughout the history of the PRC, but also by such important documents as the "National program of urbanization of a new type for 2014-2020" from 2015, Plan for the construction of 19 urban agglomerations in the Central, Western and North-Eastern regions from 2016. Conclusions. The formed state policy of China in relation to urban areas at the present stage is dictated by the tasks of co-development of urban and rural areas, the principles of building an ecological civilization, the norms of sustainable regional development, the requirements of modernizing economic changes in the interests of "socialism with Chinese characteristics", as well as the goals of implementing the updated strategy of coordinated regional development.
Keywords: public policy, cities, China, urbanization, urban agglomerations, ecological civilization, sustainable development.
References
Gu Rong. Research on China's Urbanization Public Policy. Nanjing: Southeast University Press, 2015. 200 p. (In Chinese).
Li Chunsheng. Research on the coordinated development of my country s industrial structure evolution and urbanization. Nanjing: Economic Management Press, 2016. 196 p. (In Chinese).
Qiao Yide. Urbanization in China: Goals, Paths and Policies. Nanjing: Gezhi Publishing House, 2012. 117 p. (In Chinese).
Xia Yong. Environmental Decoupling Theory and Green Development of Chinese Cities Xia Yong Property Management Books National Library Bookstore Edition. Nanjing: Enterprise Management Press,
2018. 196 p. (In Chinese).
Liu Yanping. China Urban Marketing Development Report. Nanjing: China Social Sciences Press, 2017. 118 p. (In Chinese).
History of the People's Republic of China: 1949-2019. Beijing: Contemporary China Press,
2019. 194 p.
Shi Bihua. The strategy of regional coordinated development indicates the direction of regional development. News of Chinese social science. 2017. No. 12. P. 13-28. (In Chinese).
Glorious 70 years: the achievements of the economic and social development of New China: 19492019. Statistical Publishing House of China, 2019. 474 p. (In Chinese).
Makeeva S. B. PRC: Strategy for Sustainable Development of the PRC (1980-2000s). Asia and Africa today. 2020. No. 4. DOI: 10.31857/S032150750009101-3. (In Russ.).
Zhang Jianhua, Gao Jun. Research on the imbalance of regional economic development and
countermeasures in the 40 years of China's reform and opening up. Contemporary Economic Management. 2019. No. 1673-0461. P. 132-141. (In Chinese).
Bio note:
Svetlana B. Makeeva, Candidate of Sciences (History), Assistant professor, Leading Researcher, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID 0000-0003-2953-0411; RSCI Author ID 407000; Web of Science Researcher Id: AAP-6615-2021; Scopus Author Id: 57210928471
Contact information: The reported study was funded by RFBR and EISR, Project number 21-011-31803 "State policy of Russia on the development of large agglomerations in the context of depopulation: scenarios and challenges".
Received on 02.04.2021; accepted for publication on 17.07.2021.
The author has read and approved the final manuscript.