Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КНР В ПЕРИОД 1978-1999 ГГ.: УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ НЕРАВНОМЕРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КНР В ПЕРИОД 1978-1999 ГГ.: УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ НЕРАВНОМЕРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ / ДИСПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИКА "РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ" / CHINA / REGIONAL HISTORY / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / UNEVENNESS / DISPROPORTIONALITY / "REFORM AND OPENNESS" POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна

Цель. Рассмотреть условия и причины возникновения неравномерности и диспропорциональности в развитии регионов КНР в период с 1978 по 1999 г. Процедура и методы. Исторический подход и сравнительно-исторический метод. Результаты. Региональная история КНР в период с 1978 по 1999 г. сопровождалась поэтапными изменениями и ускорением развития восточных прибрежных районов. Восточный регион достиг более быстрого развития, стимулируя экономическое развитие страны, но в то же время это несбалансированное региональное развитие объективно усугубило дисбаланс между Востоком и Западом Китая. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования будут полезны при изучении исторического опыта Китая в решении проблем неравномерности и диспропорциональности регионального развития.215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL HISTORY OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA DURING 1978-1999: STRENGTHENING TENDENCIES OF UNEVEN REGIONAL DEVELOPMENT

Aim. To consider the conditions and reasons for uneven and disproportional development of China’s regions during the 1978-1999 period Methodology. The historical approach and the methods of comparative historical analysis were used. Results. From 1978 to 1999, the regional history of the People’s Republic of China was accompanied by gradual changes and accelerated development of the eastern coastal regions. The eastern regions demonstrated an accelerated development, stimulating the country's economy as a whole. However, this unbalanced regional development exacerbated the existing imbalance between Eastern and Western China. Research implications. The results of the study can be useful for studying the historical experience of China and solving the problems of uneven and disproportional regional development.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КНР В ПЕРИОД 1978-1999 ГГ.: УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ НЕРАВНОМЕРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК - 94(510) (091)

DOI: 10.18384/2310-676X-2021-1-133-141

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КНР В ПЕРИОД 1978-1999 гг.: УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ НЕРАВНОМЕРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Макеева С. Б.

Институт демографических исследований Федерального научного-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН) 119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, кор. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Рассмотреть условия и причины возникновения неравномерности и диспропорциональности в развитии регионов КНР в период с 1978 по 1999 г. Процедура и методы. Исторический подход и сравнительно-исторический метод. Результаты. Региональная история КНР в период с 1978 по 1999 г. сопровождалась поэтапными изменениями и ускорением развития восточных прибрежных районов. Восточный регион достиг более быстрого развития, стимулируя экономическое развитие страны, но в то же время это несбалансированное региональное развитие объективно усугубило дисбаланс между Востоком и Западом Китая.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования будут полезны при изучении исторического опыта Китая в решении проблем неравномерности и диспропорциональности регионального развития.

Ключевые слова: КНР, региональная история, стратегия регионального развития, неравномерность, диспропорциональность, политика «реформ и открытости»

REGIONAL HISTORY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA DURING 19781999: STRENGTHENING TENDENCIES OF UNEVEN REGIONAL DEVELOPMENT

5. Makeeva

Institute of Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (IDR FCTAS RAS)

6, kor.1, Fotievoi ul., Moscow 119333, Russian Federation

Abstract

Aim. To consider the conditions and reasons for uneven and disproportional development of China's regions during the 1978-1999 period

Methodology. The historical approach and the methods of comparative historical analysis were used. Results. From 1978 to 1999, the regional history of the People's Republic of China was accompanied by gradual changes and accelerated development of the eastern coastal regions. The eastern regions demonstrated an accelerated development, stimulating the country's economy as a whole. However, this unbalanced regional development exacerbated the existing imbalance between Eastern and Western China.

Research implications. The results of the study can be useful for studying the historical experience of China and solving the problems of uneven and disproportional regional development. Keywords: China, regional history, regional development strategy, unevenness, disproportionality, "reform and openness" policy

© CC BY Макеева С. Б., 2021.

Vibb;

БЛАГОДАРНОСТИ

Исследование осуществлено при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект «Влияние неравномерного развития регионов России и Китая на межрегиональное двустороннее сотрудничество: сравнительно-историческое исследование» №20-014-00010.

ACKNOWLEDGMENTS

The research was carried out with the financial support of the RFBR grant. Project "The impact of uneven development of the regions of Russia and China on interregional bilateral cooperation: a comparative historical study" No. 20-014-00010.

Введение

Исследование региональной истории КНР неразрывно связано с анализом тех стратегий пространственного развития, которые реализовывались в определённый период времени и играли активную роль в формировании системы китайской региональной экономики. Целью данной статьи является рассмотрение условий и причин возникновения неравномерности и диспропорциональности в ходе региональной истории КНР в период реализации несбалансированной стратегии развития китайских регионов с 1978 по 1999 г. Исторический подход позволяет выявить не только преимущества стратегий регионального развития, но и определить проблемы, зародившиеся в тех или иных условиях. Поэтому стратегии регионального развития, реализовы-вавшиеся в различные периоды времени, необходимо изучать и оценивать с учётом особых исторических условий того времени. Это будет полезно для объективного анализа современных актуальных региональных проблем и обобщения исторического опыта и уроков решения сложных вопросов, связанных с развитием региональной экономики. Применение сравнительно-исторического метода исследования позволяет проанализировать региональную историю Китая и правильно выделить положительные и отрицательные последствия реализации стратегии регионального развития.

Анализ региональной истории КНР после начала реализации политики «реформ и открытости» с 1978 г. показывает, что стратегии регионального простран-

ственного развития разрабатывались и применялись, учитывая изменения экономической ситуации в стране и за рубежом. Как отмечают китайские эксперты и аналитики в области региональной истории и экономики Чжан Цзяньхуа и Гао Цзюнь: «Экономическая система, руководящая идеология и политика Коммунистической партии Китая постоянно корректируются, поэтому традиционная стратегия, сыгравшая важную роль в конкретный исторический период, неизбежно будет заменена новой стратегией развития, адаптированной к ситуации в стране и за рубежом» [9, p. 133]. В ходе реализации политики «реформ и открытости» наиболее важной функцией стратегии регионального развития являлась функция последующего влияния на все сферы региональной экономики КНР, которая выражалась в двух измерениях. Во-первых, Китай стремился достичь уровня экономического роста развитых стран мира, во-вторых, внутренние менее развитые регионы Китая стремились достичь уровня развитых прибрежных восточных и юго-восточных районов. В первом случае разбирается вариант реализации приоритетной стратегии развития восточных прибрежных районов с 1978 г., благодаря которой общий уровень развития страны догоняет развитые страны мира, а второй случай нашёл выражение в стратегии развития Западного региона КНР, предложенной центральным правительством в 1999 г. [1, с. 103].

Значительное влияние на ход региональной истории КНР и реализацию стратегии несбалансированного регио-

нального развития (1978-1999 гг.) оказали общие изменения в международной обстановке. С одной стороны, с урегулированием международных политических отношений в 1970-х гг. «мир и развитие» стали двумя главными темами на мировой арене. В отношении вопроса о войне и мире Дэн Сяопин отмечал: «Опасность мировой войны всё ещё существует, но рост мировых миротворческих сил превышает рост военных сил... Можно предотвратить крупномасштабные мировые войны в течение длительного периода времени. Есть надежда на мир во всём мире» [3, р. 130]. Смена актуальной тематики того времени предоставила Китаю благоприятные международные условия для развития экономических и торговых отношений с другими странами мира, а также обеспечила предпосылки и основу для корректировки региональной стратегии экономического развития.

С другой стороны, в конце 1970 - начале 1980-х гг. новая технологическая революция в мире находилась на подъёме, и статус экономики, науки и техники в мировой конкуренции становился всё более заметным, что создавало редкие возможности и условия для экономического и социального развития Китая. Дэн Сяопин отмечал, что «великий поворотный момент в мире сейчас - это возможность». «Есть противоречия, которые могут быть использованы в нашей стране, условия, которые нам благоприятны, возможности существуют, и проблема заключается в том, чтобы хорошо их использовать» [1, с. 354-369]. Перед лицом таких возможностей и корректировок выбор стратегии регионального экономического развития КНР в конце 1970 - начале 1980-х гг. ориентировался на регулирование региональной экономики в соответствии с общей тенденцией мирового экономического развития и стремлениями Китая ускорить процесс модернизации.

Переход к реализации несбалансированной стратегии регионального развития КНР

До начала реализации политики «реформ и открытости» сбалансированная стратегия регионального развития КНР осуществлялась в рамках высокоцентрализованной плановой экономической системы. Что касается распределения ресурсов, реализация стратегии в основном опиралась на директивные планы по формулированию целей регионального развития. Китайское правительство централизованно управляло распределением экономических ресурсов по всей стране, ограничивая развитие некоторых регионов с помощью принудительных административных мер, что впоследствии привело к огромным экономическим потерям. После начала реализации политики «реформ и открытости» с 1978 г. роль рынка в распределении экономических ресурсов стала всё более очевидной. Рыночный механизм способствовал использованию региональных сравнительных преимуществ и оптимизации макроэкономики, но при этом региональный разрыв экономического развития продолжал увеличиваться. Таким образом, механизм регулирования региональной экономики в условиях отдельно плановой экономики и рыночных отношений не способствовал скоординированному региональному развитию КНР, и только путём объединения этих двух факторов в ходе реализации политики «реформ и открытости» открываются возможности для реализации согласованной стратегии регионального экономического развития. Современные китайские ученые специалисты в области региональной истории, региональной экономики и пространственного развития КНР Гао Цзюнь, Сюй Голи, Сюй Цюся, Сяо Цзиньчэн, Чжан Цзяньхуа, Чжао Цзяолун: комплексно анализируют период реализации несбалансированной стратегии регионального развития (1978-1999 гг.), выделяя как по-

ложительные, так и негативные последствия реализации данной стратегии.

Китай обладает значительной по размерам территорией, и поэтому существуют определённые различия в обеспеченности ресурсами в отдельных китайских регионах. Поэтому и условия для социально-экономического развития в разных регионах Китая неодинаковы. Согласно утверждениям Дэн Сяопина, КПК после 1978 г. предлагает несбалансированную региональную экономическую стратегию развития, в которой приоритетное значение отводится развитию прибрежных районов. Как показывает анализ положений шестого пятилетнего плана КНР (1981-1985 гг.), «существующие экономические преимущества прибрежных районов должны активно использоваться для того, чтобы в полной мере применять их сильные стороны и стимулировать дальнейшее развитие экономики материкового Китая».

Седьмой пятилетний план экономического и социального развития КНР, принятый в 1986 г., чётко поставил задачу градиентного развития региональной экономики и разделил Китай на три экономические зоны, а именно прибрежный регион Восточного Китая, внутренний регион Среднего Китая и Западный Китай [4, р. 108]. Согласно данным седьмого пятилетнего плана, «Китай следует разделить на три экономические зоны на Востоке, в Центре и на Западе с учётом уровня экономического и технологического развития, географического положения и целостности административно-территориального деления». Восточный Китай, включающий провинции Ляонин, Хэбэй, города Пекин и Тяньцзинь, провинции Шаньдун, Цзянсу, город Шанхай, провинции Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун и Хайнань, Гуанси-Чжуанский автономный район, районы центрального подчинения и автономные районы, - это регион с самой высокой плотностью населения и концентрацией экономики, с сильной и развитой рыночной экономикой. Сред-

ний Китай, охватывающий провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, автономный район Внутренняя Монголия, провинции Шаньси, Хэнань, Хубэй, Хунань, Аньхой, Цзянси и некоторые автономные районы, - это регион с относительно развитой экономикой и относительно высокой плотностью населения. Западный Китай, включающий провинции Сычуань (в том числе город центрального подчинения Чунцин), Гуйчжоу, Юньнань, Цинхай, Шэньси и Ганьсу, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский и Синьцзян-Уй-гурский автономные районы, - это слабозаселенный регион с относительно отсталой экономикой [2, с. 287].

Стратегия разделения Китая на три экономические зоны по-прежнему была ориентирована на развитие прибрежных районов Восточного Китая при развитии инфраструктуры и реализации ключевых проектов в Среднем Китае и подготовке масштабного развития Западного Китая. Следовательно, в течение 1980-х гг. до середины и конца 1990-х гг., Китай в целом осуществляет несбалансированную региональную экономическую стратегию развития. Данная стратегия разделения территории КНР на три основные зоны усилила диспропорциональные тенденции в китайской региональной экономике.

Последствиями стратегических преобразований в области регионального развития КНР в ходе шестой и седьмой пятилеток было принятие ряда политических мер по содействию приоритетному развитию восточных прибрежных районов КНР. Во-первых, государство направляет все усилия на строительство особых экономических зон, развитие отраслей промышленности в прибрежных городах и портах, предоставляя преференциальный режим этим районам с точки зрения финансов, налогообложения, кредитов и инвестиций. Во-вторых, начинается реализация политики открытости прибрежных районов Китая. В июле 1979 г. ЦК КПК и Государственный совет КНР официально утвердили провинции Гуандун и

Фуцзянь для осуществления специальной политики и гибких мер во внешнеэкономической деятельности. В начале 1984 г. центральное правительство решило открыть прибрежные портовые города: Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай. С начала 1985 г. по конец 1987 г. Государственный совет принял решение об открытии дельты реки Чжуцзян, дельты реки Янцзы, полуострова Шаньдун и полуострова Ляодун в качестве открытых прибрежных экономических зон. Эти особые зоны и города имели лидирующие преимущества с точки зрения промышленности, сельского хозяйства и транспорта. В июне 1990 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет официально одобрили разработку и открытие нового района Пудун в Шанхае и осуществление политики преференций для определенных особых экономических зон. Что касается финансирования, с 1981 по 1985 гг. инвестиции в промышленное капитальное строительство в 11 провинциях, автономных районах вдоль восточного побережья увеличились с 40,4% до 46,0% [5, р. 380]. Создание особых экономических зон в Китае являлось важной мерой для содействия политике «реформ и открытости», способствующей модер-низационным изменениям КНР путём стимулирования экспорта, привлечения иностранных инвестиций и технологий. Благодаря внедрению и освоению иностранных инвестиций и технологий, прибрежные районы Китая ориентировались на опыт управления передовыми зарубежными регионами в процессе ускорения технологических преобразований и промышленной реструктуризации существующих предприятий. Прибрежные районы поддерживали экспортную торговлю, активно развивая перерабатывающие отрасли и способствуя производству сельскохозяйственной продукции за счёт развития перерабатывающих отраслей и

постепенно формируя интегрированную промышленную структуру «промышленность - индустрия - сельское хозяйство» [8, р. 20]. Прибрежные районы стали важной силой, способствующей быстрому развитию национальной экономики Китая.

Позитивные и негативные последствия реализации несбалансированной стратегии регионального развития КНР

Стратегия несбалансированного регионального развития КНР, реализовы-вающаяся с начала политики «реформ и открытости» и до 1990-х гг., сыграла тогда позитивную роль, но также имела негативные последствия, которые нельзя игнорировать. Позитивное влияние несбалансированной стратегии регионального развития проявляется в следующем: во-первых, развитие прибрежных районов, особенно юго-восточных прибрежных развивающихся промышленных зон, способствовало формированию всеобъемлющей модели открытости Китая и китайской экономики в условиях реформирования рынков сбыта. Во-вторых, Восточный регион занял лидирующее положение в региональном развитии, что сделало прибрежные районы наиболее динамично развивающимися районами с быстрым экономическим ростом и максимально повысило общую эффективность национальной экономики. В период шестой пятилетки годовой темп роста ВВП страны достиг более 9%, что почти вдвое больше, чем в период осуществления предыдущих пятилеток. В период седьмой пятилетки бурное развитие восточных прибрежных районов стало главной движущей силой быстрого роста всей национальной экономики Китая. В период с 1979 по 1988 гг. ВВП Китая рос в среднем на 9,6% в год, превышая среднегодовой темп роста в 6,1% с 1953 по 1978 г., что намного выше, чем среднегодовой рост в большинстве стран мира. В-третьих, приоритетное развитие Восточного региона

в определённой степени оказало влияние на Центральный и Западный регионы Китая. В период с 1952 по 1978 г. среднегодовые темпы роста ВВП (национального дохода) на душу населения в Восточном, Центральном и Западном регионах составляли соответственно 4,63%, 2,92% и 3,53%. С 1978 по 1992 г. среднегодовые темпы роста увеличились до 8,28%, 6,73% и 7,1% соответственно [5, р. 380]. Стратегия несбалансированного регионального экономического развития способствовала развитию восточных прибрежных районов и содействовала продвижению политики «реформ и открытости» и созданию новой социалистической системы рыночной экономики.

Как отмечают китайские ученые Сюй Голи и Сюй Цюся, несбалансированная стратегия регионального развития КНР также имела негативные последствия, которые нельзя игнорировать. Во-первых, реализация данной стратегии увеличила разрыв в региональном экономическом развитии. С 1980 по 1991 г. доля общего производства в Восточном регионе Китая выросла с 52,9% до 58,5%, в то время как в Центральном регионе она снизилась с 31,4% до 26,6%, а в Западном регионе сократилась с 15,7% до 14,0% [7, р. 310-311]. Во-вторых, меры по реализации несбалансированной стратегии развития региональной экономики были несовершенны, что неизбежно привело к конфликту интересов между регионами, чрезмерному стремлению к экономическому росту и последующему пренебрежению нормами защиты ресурсов и окружающей среды. После начала политики «реформ и открытости» реализация стратегии несбалансированного регионального развития привела к тому, что национальная экономика Китая росла со скоростью более 12% в течение 1980-х гг. и не менее 8% в 1990-е гг. Это главным образом было связано с более высоким уровнем роста в Восточном регионе. В то же время из-за «сдвига на Восток» в центре экономического развития страны абсолютный и относительный

разрыв между Восточным регионом, Центральным и Западным регионами быстро увеличился. В 1978 г. абсолютные различия в ВВП на душу населения между Восточным Китаем, Центральным и Западным регионами составляли 153,6 юаня и 212,9 юаня соответственно, а к 1990 г. они увеличились до 700,1 юаня и 885,8 юаня соответственно, а в 1998 г. - до 4270 юаней и 5490,9 юаня [5, р. 399].

Таким образом, период реализации стратегии несбалансированного регионального развития был самым быстрым периодом для экономического роста Китая, но он также был самым быстрым периодом в процессе увеличения региональных различий и принес ряд противоречий и проблем, которые было трудно преодолеть в то время. Реализация несбалансированной стратегии регионального развития в КНР после 1978 г. сыграла определяющую роль в том, что прибрежные районы превратились в наиболее динамично развивающиеся районы с быстрым экономическим ростом и определяющим общую эффективность национальной экономики. В ходе осуществления политики «реформ и открытости» в 1980-х гг. производственные факторы, такие, как капитал и рабочая сила из Центрального и Западного регионов «перетекают» в Восточный регион, кроме того, цены на энергоносители и сырьё были необоснованными, а строительство инфраструктуры в Центральном и Западном регионах было слабым. А отсутствие тесных внутренних межрегиональных связей и практики межрегионального сотрудничества привело к дальнейшему увеличению экономического разрыва в трёх основных регионах: Востоке, Центральной части и Западе КНР. В целом несбалансированная стратегия регионального развития в значительной степени способствовала экономическому развитию Китая, но при этом возникли проблемы, связанные с диспропорциональностью региональной экономики, которые впоследствии явились предпо-

сылками и возможностями для реализации скоординированной стратегии регионального развития в середине - конце 1990-х гг. Поэтому, начиная с периода реализации девятого пятилетнего плана, китайское руководство начинает рассматривать варианты решения проблемы усиления региональных различий.

17 марта 1996 г. на Четвёртом съезде Восьмого всекитайского собрания народных представителей был принят Девятый пятилетний план экономического и социального развития КНР и план на долгосрочную перспективу до 2010 г. [6, р. 1-3]. В целях достижения скоординированного регионального развития на основе существующего экономического плана в период девятой пятилетки китайское руководство пыталось следовать законам рыночной экономики, поддержанию неотъемлемых межрегиональных экономических связей и учёту комплексной физико-географической характеристики каждого участка территории КНР, опираясь на центральные города и транспортные коридоры по всей стране [10, р. 121]. В девятом пятилетнем плане отмечалось, что необходимо выйти за рамки границ административного деления и постепенно образовать семь экономических зон, на основе существующей экономической планировки.

Семь экономических зон - это:

1. Дельта реки Янцзы и Район вдоль реки Янцзы, включая провинции Цзян-су, Чжэцзян и город Шанхай: согласно указаниям правительства, необходимо сформировать интегрированную экономическую зону по направлениям восток - запад и север - юг, опираясь на крупные и средние города, расположенные вдоль реки Янцзы.

2. Район Бохайского залива, охватывающий города Пекин и Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Шаньси, Ляонин и автономный район Внутренняя Монголия: согласно указаниям правительства, необходимо сформировать зону экономической интеграции в рай-

оне Бохайского залива с доминирующей ролью Ляодунского и Шаньдунского полуостровов и региона Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй, опираясь на крупные и средние города прибрежных областей.

3. Юго-Восточные прибрежные районы, охватывающие провинции Гуандун, Фуцзянь и Хайнань: согласно указаниям правительства, здесь необходимо формирование экспортоориентированной развитой экономической зоны, главную роль в которой играют дельта реки Чжуцзян и юго-восточная часть провинции Фуцзянь.

4. Часть провинций в Юго-Западном и Южном Китае: согласно указаниям правительства, здесь необходимо сформировать национальную энергетическую базу, развивать производство цветного металла, фосфора и серы, выращивать тропические и субтропические культуры и развивать туризм, опираясь на существующие преимущества данных территорий.

5. Северо-Восточный Китай: здесь правительство требует сформировать национальную базу предприятий тяжелой химической промышленности и национальную базу сельского хозяйства.

6. Пять провинций Среднего Китая: согласно указаниям правительства, здесь необходимо сформировать основу сельского хозяйства, сырьевую базу, базу для промышленного производства и производства машин и оборудования и новый «экономический пояс».

7. Северо-Западный Китай: правительство требует формирования в данной зоне национальной базы для производства хлопка и продукции животноводства, нефтяной и химической промышленности, цветных металлов, а также энергетической базы с опорой на региональные преимущества Восточной Азии и Центральной Азии [2, с. 218].

Таким образом, девятый пятилетний план был ориентирован на создание экономических зон в дельте реки Янцзы и вдоль Бохайского залива, вдоль юго-восточной прибрежной зоны, в некоторых провинциях и автономных районах на

43V

юго-западе и юге Китая, в пяти провинциях в Центральном Китае, на северо-востоке Китая и на северо-западе Китая. Эти экономические зоны географически переплетались, а границы были несколько размыты, и они полностью не охватывали всю территорию страны. Согласно теории экономического зонирования, разделение этих экономических зон имело очевидные переходные характеристики. Хотя это разделение подчеркивало роль региональных экономических центров на практике, но Китай всегда использовал провинцию в качестве единицы для управления экономикой. Поэтому экономические зоны, которые нарушали административное деление, играли только определённую роль в региональной экономике. С 2000 г. разделение таких экономических зон редко упоминалось китайскими правительственными и научными кругами. Реализация с конца 1990-х гг. скоординированной стратегии развития регионов позволила начать борьбу с неравномерным региональным развитием и устранением диспропорциональных тенденций в региональной экономики КНР. При этом китайское правительство продолжало играть ведущую роль в области макроэкономического регулирования и контроля регионального экономического развития. При условии соблюдения объективных законов рыночной экономики, китайское руководство координировало региональную политику, способствуя рациональному разделению труда и скоординированному экономическому развитию регионов.

Заключение

Региональная история КНР в период с 1978 по 1999 гг. сопровождалась поэтапными изменениями, связанными с проводимыми реформами в стране и политикой открытости. Региональная экономическая политика и политика реформ в стране значительно сместились на восток, что ускорило развитие восточных прибрежных районов. Эта преференциальная политика в основном была отражена в следующих четырех аспектах: в Восточном регионе последовательно были созданы 5 особых экономических зон, 14 прибрежных открытых городов, 260 прибрежных зон экономического развития и 26 экономических и технологических зон. Эти районы пользовались в той или иной степени особыми привилегиями в таких областях, как финансы, налогообложение, полномочия по принятию инвестиционных решений, внешняя торговля и право использовать иностранные инвестиции. Восточный регион достиг более быстрого развития, стимулируя экономическое развитие страны. Но в то же время это несбалансированное региональное развитие объективно усугубило дисбаланс между востоком и западом Китая. На фоне растущих региональных различий межрегиональные противоречия усилились. По этой причине с 1990-х гг. центральное правительство КНР внесло значительные коррективы в региональную политику.

Статья поступила в редакцию 22.06.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Макеева С. Б. Проблемы регионального развития КНР в работах китайских ученых-экономистов // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2019. С. 101-106.

2. Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая / под науч. рук. В. А. Ильина, А. А. Шабуновой, К. А. Гулина, Д. Мао. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, 2017. 402 с.

3. ЗМ^. М2Ш,Ш: ЛЙЖШ±1994

4. Ф^ЛйЛдаЯ^га^: 1949-2019„ЛМЗ^ФДЖШ±° 2019„ 194®.

5. Ш70^: 1949-2019„ ^М: ФДШ+ЖШ±° 2019„ 474®.

6. &rnrn. //a»/i.

https://www.douban.com/group/topic/20650662/

7. //AASSta. 2017. pp. 310-311.

8. g £ - // E^mm 2019. 1$.

® 13-24.

9. + // a^^ta. 2019. No. 1673-0461. 132-141.

10. 2015. 331

REFERENCES

1. Makeeva S. B. [Problems of regional development of China in the works of Chinese economists]. In: Rossija i Kitaj: istorija i perspektivy sotrudnichestva [Russia and China: history and prospects of cooperation]. Blagoveshchensk, Blagoveshchensk State Pedagogical University Publ., 2019. pp. 101-106.

2. Il'ina V. A., Shabunovoj A. A., Gulina K. A., Mao D., scien. ed. Ekonomicheskoe razvitie regionov: opyt Rossii i Kitaja [Economic development of regions: the experience of Russia and China]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences Publ., 2017. 402 p.

^№,^520®.

4. t^AK^fPHArai: 1949-2019„4kMSft+Hft®}±° 2019„ 194®.

5. ®t70^: KtH^^tt^^S^it: 1949-2019„ ^M: tHlf^Ktt. 2019„ 474®.

6. //flihffl. https://www.douban.com/group/topic/20650662/

7. //AASSta. 2017, pp. 310-311.

8. g £ - // E^gmm2019. 1$.

® 13-24.

9. + // Sftg^ta. 2019. No. 1673-0461. 132-141.

10. ^B, 2015. 331

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Макеева Светлана Борисовна - кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела геоурбанистики и пространственной демографии Института демографических исследований Федерального научного-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН);

e-mail: msbmag9581@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2953-0411

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Svetlana B. Makeeva - Cand. Sci. (History), Associate Professor, Leading researcher of the Department of Geo-Urban Studies and Spatial Demography, Institute of Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (IDR FCTAS RAS); e-mail: msbmag9581@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2953-0411

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ/

Макеева С. Б. Региональная история КНР в период 1978 -1999 гг.: усиление тенденций неравномерного регионального развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. № 1. С. 133-141. DOI: 10.18384/2310-676X-2021-1-133-141

FOR CITATION

Makeeva S. B. Regional history of the Peoples' Republic of China during 1978-1999: Strengthening tendencies of uneven regional development. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2021, no. 1, pp. 133-141. DOI: 10.18384/2310-676X-2021-1-133-141

V14y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.