Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ'

ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
World science
Область наук
Ключевые слова
VOCATIONAL EDUCATION PROGRAM TO ACHIEVE A MODERN WORLD / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / CLOSE TIES / PRACTICAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашева Юлдуз Алимовна

The article analyzes the experience of the development of the education system in Uzbekistan, principles, approaches to reform and improve the educational system in general, and considers the problems of the educational and professional programs of contemporary world achievements of education, science, engineering and technology, economy and culture, introduction of the educational process information and communication technologies, ensuring a close connection with the formation of the future practical and professional activity of young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ»

approved for each district for selecting contracting companies having work experience and potential in organizing given tasks systematically. Because there made a number of shortcomings in the area of quality control at the construction of the houses which were built on standard projects in 2011. In order to avoid these shortcomings, together with the regional architecture and construction control inspection adopted some measures to ensure the quality of housing construction.

One can say that, reforms which are being led in our country on construction of exemplary public houses, firstly, serve for the development of rural population.

REFERENCES

1. Уз.РПДДКВФ, 829-funding, registration-1, file-23, 24-25-pages.

2. Annual statistic collection of the Republic of Uzbekistan - 2004. - Tashkent, 2005. - Б.

92.93.

3. Уз.РПДАКВФ, 829-fund, registration-5, file-2, page-16.

4. Decrees of cabinet ministers of the Republic of Uzbekistan. -№ 333-380. - 1997 й. июль. - Б.108-Ш.

5. Кишлок; тараккиёти ва фаровонлиги. (practical guide) -Tashkent: Ilm Ziyo, 2009. Б.141.

6. Info file of current archive of the Kashkadarya Statistic Department.

7. Кашкадарё вилояти 2002 йилда ижтимоий-иктисодий ривожланиш якунлари ва исло^отларнинг бориши тугрисида. Kashkadarya Statistic Department-Karshi, 2003. - B. 5.

8. Kashkadarya Statistic Department. Essential indicators Kashkadary condition of January-December in 2007. -Karshi, 2007. - O. 27.

9. Kashkadarya. 2012, 13th of Aprel.

ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ

Профессор, доктор исторических наук Эргашева Юлдуз Алимовна Каршинский инженерно-экономический институт, Узбекистан

Abstract. The article analyzes the experience of the development of the education system in Uzbekistan, principles, approaches to reform and improve the educational system in general, and considers the problems of the educational and professional programs of contemporary world achievements of education, science, engineering and technology, economy and culture, introduction of the educational process information and communication technologies, ensuring a close connection with the formation of the future practical and professional activity of young people.

Keywords: Vocational education program to achieve a modern world, information and communication technology, close ties, practical and professional activities.

Любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны. Ибо в эпоху глобализации образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность нации жить и трудиться в свободном, демократическом государстве. Решение экономических, социально-политических и культурных задач независимого Узбекистана органически связано с коренным реформированием и дальнейшим совершенствованием образовательно-воспитательной системы. Как справедливо отметил Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, "Мы должны однозначно для себя уяснить -не изменив систему образования и воспитания, нельзя изменить сознание людей, а значит, осуществить коренные изменения и в образе нашей жизни, невозможно достичь высшей цели -построить свободное и процветающее общество". Иначе говоря, будущее нашего государства и нации прямо и непосредственно зависит от того, сумеем ли мы создать наиболее эффективную систему национального образования, обеспечивающей качественное обучение и воспитание подрастающих поколений в соответствии с национальными интересами и требованиями времени. Основными принципами реформирования системы образования в стране стали

формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта; соответствие образовательных и профессиональных программ современным достижениям образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры; обеспечение тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи; органичное единство образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, уважение к истории и культуре других народов; формирование у обучающихся высокой духовности, культуры и творческого мышления. Всемерная поддержка молодого поколения с первых лет независимости стала неотъемлемой частью, важнейшим приоритетом политики суверенного Узбекистана.

Одной из приоритетных задач Узбекистана является обучение и воспитание молодежи, гармоничное развитие личности через систему образования. Сегодня во взрослую жизнь вступают ровесники независимости. Они стали выпускниками новой системы образования, отвечающей самым высоким требованиям времени и национальным традициям. Основой для реформирования этой важнейшей сферы стал целый ряд фундаментальных программ и официальных документов. Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые в годы независимости, направлены на подготовку кадров на основе приоритета личности, удовлетворение ее образовательных потребностей, формирования эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления. Заложенная качественно новая модель ориентирована на формирование гармонично развитого поколения, на укрепление национальных основ образовательной сферы, повышение их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени. Национальная программа включает в себя следующие компоненты: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука и производство. Она базируется на идеологии национальной независимости, призвана содействовать формированию свободно мыслящей личности и воспитанию людей с передовым сознанием, исходящих в своих поступках и решениях из интересов своей народа и страны; обуславливать подготовку специалистов постоянно находящихся в процессе творческого поиска, истинных патриотов-новаторов. Стратегическая цель национальной программы заключается в формировании гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных в условиях мобильно развивающейся рыночной экономики решать сложные вопросы, стоящие перед обществом. Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике, полный охват выпускников школ учебой в академических лицеях и профессиональных колледжах, и многое другое.

Сегодня в Узбекистане внедрена уникальная система всеобщего бесплатного 12-летнего среднего образования по схеме 9+3, когда после девяти лет учебы в общеобразовательной школе следующие три года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них получает профессиональную подготовку по 2-3 специальностям, востребованным на рынке труда, что позволяет учащимся получить профессиональные навыки в наиболее перспективных и растущих в масштабах всей экономики сферах. При этом после обязательного образования каждый выпускник по своему желанию может продолжить обучение в высших образовательных учреждениях и получить диплом бакалавра и магистра.

За годы независимости проделана огромная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и реформированию сферы образования. Вновь построены, капитально реконструированы и оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием около 9,5 тысячи, то есть практически все действующие в стране школы, реализованы кардинальные меры по качественному и методическому обновлению учебного процесса. На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей сложности более 2,8 триллиона сумов, а детских школ музыки и искусства с 2009 года - свыше 488 миллиардов сумов. В настоящее время в республике функционируют 9779 школ, которые охватывают контингент из более чем 4,5 млн. учащихся со 100 процентным охватом детей начальным и средним образованием. Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, таджикском и туркменском, учитывая потребности основных национальных общин, проживающих в стране. Только за 2011 год для этих образовательных учреждений было выпущено на каждом языке учебников и учебных пособий по 132 наименования общим тиражом свыше 32 млн. экземпляров.

Построено свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, по своему архитектурному облику и техническому оснащению ничуть не уступающих лучшим вузам, в которых получают образование свыше полутора миллионов учащихся. Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, которым оснащены колледжи и академические лицеи, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний по общим предметам, но и осваивать в стенах учебного заведения современную технику и технологии.

Важное место в реформировании образовательного процесса и подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, занимают высшие учебные заведения. Их число выросло в 2 раза, и сегодня в 59 университетах и вузах, а также 11 филиалах столичных вузов обучаются свыше 230 тысяч студентов. В Узбекистане созданы и успешно функционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию и глубокие исторические корни, такие как Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет, Южнокорейский университет Инха.

В каждом учебном заведении республики созданы информационно-ресурсные центры, связанные с единой информационной образовательной сетью ZiyoNet, что позволяет создать широкие условия доступа учащихся к необходимой для них информации, созданию мультимедийных аудиторий для организации видеоконференций, семинаров, дистанционного обучения и учебных занятий, что фокусирует систему образования в Узбекистане на технологиях и использовании современных медиа- и телекоммуникационных инструментов.

В целях формирования физического и духовного здоровья подрастающего поколения, привития ему стремления к здоровому образу жизни и любви к спорту в 2002 году Указом Президента Республики Узбекистан был создан и на сегодняшний день активно действует Фонд развития детского спорта Узбекистана. Спорт является в нашей стране неотъемлемой составляющей воспитания гармонично развитого поколения. Создана уникальная система его популяризации среди детей и подростков, особенно девочек, широкого утверждения здорового образа жизни. Не только в городах, но даже в самых отдаленных районах возведены современные спортивные комплексы. В 2003-2013 годах введены в эксплуатацию 1 816 спортивных объектов, что способствовало массовому привлечению детей к систематическим занятиям спортом и укреплению их здоровья. В Узбекистане более двух миллионов детей, в том числе 842 тысячи девочек, регулярно занимаются более чем 30 видами спорта. Сегодня 92 процента детей в стране по параметрам своего развития соответствуют стандартам Всемирной организации здравоохранения. Согласно рейтингу международной организации «Save the children» Узбекистан входит в десятку стран мира, где лучше всего заботятся о здоровье детей. В стране сформирована целостная трехступенчатая система ежегодных спортивных соревнований - «Умид нихоллари» отдельно для школьников, «Баркамол авлод» для учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев и «Универсиада» для студентов вузов, что позволяет вовлечь сотни тысяч детей, юношей и девушек в массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные движения.

Ярким подтверждением приоритетности образовательного процесса в стране, уважения к труду преподавателей, общественного признания роли и значения труда педагогов в деле формирования и воспитания гармонично развитой личности явилось принятие в 1996 году закона, в соответствии с которым ежегодно 1 октября отмечается как всенародный праздник -День учителей и наставников.

Конкретным подтверждением огромного внимания сфере образования является тот факт, что в целом ежегодные затраты на развитие и реформирование образования в Узбекистане составляют 10-12 процентов от ВВП, а их доля в расходах Государственного бюджета превышает 35 процентов. Кроме того, неоценимую поддержку Узбекистану в реформировании и техническом оснащении сферы образования оказывают международные финансовые организации и банки, зарубежные правительства. Так за истекшие годы объемы зарубежной помощи составили свыше 701 миллиона долларов. Это помощь Азиатского банка развития -около 269 млн. долларов, правительства Японии - 136,5 миллиона, правительства Южной Кореи - свыше 100,08 миллиона, Всемирного банка - 43 миллиона, Фонда ОПЕК, Саудовского

Фонда, Исламского банка развития - 53,5 миллиона, правительства Германии через банк «КфВ» - около 20 миллионов долларов и других доноров.

Образовательные учреждения Узбекистана осуществляют сотрудничество с ведущими учебными заведениями, университетами и научными центрами мира, принимают активное участие в реализации образовательных и научно-технических проектов Европейского Союза, Британского Совета, Германской службы академических обменов, Института Гете, Германского общества по международному сотрудничеству, Корейского и Японского агентств по международному сотрудничеству, Программы развития ООН, ЮНЕСКО, Европейского фонда образования, АБР и др.

Среди организаций партнеров Узбекистана в развитии образования можно выделить Исламский банк развития (ИБР). Так, с момента, как Узбекистан стал членом ИБР в 2003 году, ИБР увеличила сумму финансирования 39 приоритетных проектов в сфере образования, здравоохранения, коммунальных услуг, инфраструктуры и сельского хозяйства, а также развития частного сектора до 655 миллионов долларов. В дополнение ИБР сделал вклад в Государственные программы развития Узбекистана, через программы содействия и гранты на обучение. Ряд студентов из Узбекистана стали участниками программы стипендий ИБР в таких сферах, как вычислительная техника, материаловедение, медицина(фармацевтика), инженерно-химическая, полимерная наука, физкультура, энергия и нано-технологии, для обучения в самых лучших университетах и колледжах Европы и Америки.

В аналитическом докладе "Глобальный индекс инноваций 2012 года" (The global innovation index 2012), подготовленном престижной международной бизнес школой Франции "Insead" и Всемирной организацией интеллектуальной собственности и опубликованном 3 июля 2012 года, Узбекистан с 75,4 баллами занял второе место в мире по показателям инноваций в системе образования.

Таким образом, опыт Узбекистана в реформировании и совершенствовании системы образования, обеспечения ее комплексного, всеохватывающего характера, когда образование, профессиональная подготовка, наука, культура и спорт являются важнейшими составляющими воспитания гармонично развитого поколения; постоянного совершенствования учебных программ, учебников и учебных пособий, методики преподавания с учетом международных стандартов; обеспечения полного доступа всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам, широкого внедрения новых технологических учебных форм и методов и другие новшества свидетельствует, что в стране созданна национальная модель образования, учитывающая накопленный в этой сфере опыт развитых демократических стран и в то же время отвечающая долгосрочным интересам, реалиям и особенностям достаточно сложного этапа современного развития Узбекистана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримов И.А. Выступление Президента Республики Узбекистан на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» // Правда Востока от 18 февраля 2012 г.

2. Национальная программа по подготовке кадров //В кн.: Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т.:Шарк, 1997.

3. Официальный сайт Правительства Республики Узбекистан: www.gov.uz

4. Официальный сайт Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан: http://www.edu.uz/modules/wfchannel

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.