Банковская система
Опыт РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ И БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ
(по материалам международного форума «Опыт реформирования финансовых и банковских систем России и Китая», состоявшегося в Финансовой академии при Правительстве РФ 15 — 16 октября 2008 г.)
В работе форума приняли участие преподаватели и ученые Финансовой академии при Правительстве РФ (Финакадемия), МГИМО (У), университетов Китая, вузов Казахстана и Киргизии, Научно-исследовательского института при Министерстве финансов Китая, Института экономики РАН, Института экономической стратегии РАН, Франкфуртской школы финансов и менеджмента и Блумсбергского университета (США). С приветственным словом при открытии форума выступили: ректор Финансовой академии при Правительстве РФ, профессор М. А. Эскинда-ров, заместитель Председателя Правительства РФ А. Д. Жуков, заместитель министра финансов РФ Д. В. Панкин, президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. В. Мурычев, председатель правления Российско-Китайского Центра торгово-экономического сотрудничества С. Ф. Санакоев.
На пленарном заседании с докладами выступили: профессор Я. М. Миркин, директор Института финансовых рынков — о финансовой архитектуре России и Китая, потенциале взаимодействия и стратегического партнерства; Лан Вэйцзе, вице-президент ЗАО «Торгово-промышленный банк Китая (Москва)» — по проблемам реформирования банковской системы Китая, профессор В. К. Сенчагов, руководитель Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН — по проблемам коррекции финансово-банковской политики при переходе к долгосрочной стратегии развития; профессор Ли Синь, директор Центра трансформационной экономики Шанхайского финансово-экономического университета — о проблемах развития рынка капиталов в Китае; И. В. Осколков, директор депар-
тамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ — о роли институтов развития в инновационном сценарии развития России; профессор М. А. Федотова, проректор Финака-демии, заведующая кафедрой «Оценка и управление собственностью» — по проблемам и перспективам развития венчурного финансирования в России.
Большой интерес участников форума вызвали также доклады на пленарном заседании профессора Д. Е. Сорокина, первого заместителя директора Института экономики РАН, заведующего кафедрой «Макроэкономическое регулирование» Финакаде-мии — о перспективах реформирования российской экономики в рамках «стратегии 2020»; профессора факультета менеджмента Шанхайского научно-технологического университета Ван Лицзюань — по проблемам осуществления финансовой реформы в Китае; профессора О. И. Лаврушина, заведующего кафедрой «Денежно-кредитные отношения и банки» — о направлениях трансформации структуры банковского сектора и кредитных отношений в развивающейся экономике; профессора Экономического факультета Ляонинского университета Китая Цуи Римин — по проблемам организации системы банковского надзора в России и его релевантности для Китая; профессора С. А. Андрюшина, заведующего сектором денежно-кредитной политики Института экономики РАН — об институциональных особенностях и перспективах развития банковских систем России и Китая.
Исследованию стратегии соразвития России и Китая было посвящено выступление на пленарном заседании профессора Б. Н. Кузыка, члена-корреспондента РАН, директора Института экономической стратегии РАН, профессор Б. М. Смитиенко, проректор Финакадемии, заведующий кафедрой
«Мировая экономика и международные валют-но-кредитные отношения» посвятил свой доклад проблемам взаимодействия Китая и России со Всемирной торговой организацией; профессор Чжан Лицин, декан Института финансов Центрального финансово-экономического университета Китая (г. Пекин) доложил о факторах и политических последствиях внешнеторгового дисбаланса Китая; профессор МГИМО (У) В. В. Карлусов изложил свое видение финансово-банковской системы Китая; профессор Л. Н. Красавина, директор Центра фундаментальных и прикладных исследований Института финансовых рынков и прикладной экономики Финакадемии выступила по проблемам использования российского рубля как мировой валюты в стратегии инновационного развития.
Работа форума проходила в рамках двух секций: «Реформирование финансовой системы: роль в развитии экономики России и Китая» и «Модернизация банковской системы и финансовых рынков в России и Китае».
На первой секции (модераторы с российской стороны — заведующая кафедрой «Финансы» Финакадемии, профессор Е. В. Маркина, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение», профессор Л. И. Гончаренко, с китайской стороны — профессор Ван Лицзюань, профессор Ли Янь) обсуждались проблемы, связанные с осуществлением бюджетных и налоговых реформ в России и Китае.
В своем выступлении профессор Е. В. Маркина, заведующая кафедрой «Финансы» (Финака-демия) охарактеризовала основные цели и задачи проведения бюджетной реформы в России, в числе которых наиболее важным является прежде всего переход от управления затратами к управлению результатами. При этом были проанализированы основные трудности в осуществлении всех основных направлений бюджетной реформы — реформы бюджетной системы РФ и межбюджетных отношений, реформы бюджетного процесса и реформы учреждений бюджетного сектора экономики. Было отмечено, что для достижения анонсированных целей и задач реформы была создана адекватная законодательная база путем внесения существенных изменений в действующее бюджетное законодательство. Появились новые бюджетные инструменты — долгосрочные федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, государственные и муниципальные контракты, новые формы оказания государственных и муниципальных услуг и их финансового обеспечения. Однако
практическое использование этих инструментов затягивается в связи с отсутствием соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм использования этих инструментов.
Существуют многие нерешенные проблемы при переходе на четырехуровневую бюджетную систему, особенно на уровне городских и сельских поселений, что связано главным образом с трудностями реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Требуют совершенствования механизм разграничения расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также механизм организации межбюджетных отношений на уровне субъект РФ — местный бюджет.
В рамках проведения реформы бюджетного процесса необходимо повышать качество бюджетирования, ориентированного на результаты, путем разработки показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, ориентированных на оценку достижения целей этой деятельности, а также расширять использование в бюджетном процессе программно-целевых методов планирования и прогнозирования бюджетных показателей.
Докладчик остановилась также на трудностях реформирования учреждений бюджетного сектора экономики путем реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения, а также перехода к новым формам предоставления государственных (муниципальных) услуг, таким как государственное задание на предоставление услуг, субсидия, нормативно-подушевое финансирование. Успех реформ в этой сфере связан с необходимостью разработки порядка определения заданий учредителя по оказанию государственных (муниципальных) услуг, который позволит обеспечить объективное распределение бюджетных ресурсов между учреждениями, а также системы нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в качестве базы для расчета объемов бюджетного финансирования в форме субсидии.
Профессор Тя Кан, директор Научно-исследовательского института при Министерстве финансов Китая в своем докладе дал краткий обзор и оценку бюджетной и налоговой реформ в Китае за последние 30 лет. В этот период была проведена полномасштабная налоговая реформа, основной целью которой была дифференциация налогов по уровням власти, т. е. налоговым законодательством были введены центральные и местные налоги. При
этом число налогов было существенно сокращено. Соответственно были разграничены и расходные полномочия центральных и местных органов власти. В результате финансовых реформ произошла существенная децентрализация бюджетной системы, возросли доходы местных органов власти, но одновременно увеличились и их полномочия по финансированию расходов местного значения.
В ходе проведения реформ возросло значение повышения эффективности расходования бюджетных средств. Это коснулось прежде всего экономии материальных и энергоресурсов. Была создана принципиально новая модель государственных закупок за счет бюджетных средств. Тем самым были созданы существенные предпосылки для борьбы с коррупцией.
В выступлении профессора Ли Янь, заместителя директора финансового института Центрального финансово-экономического университета анализировались опыт и методы проведения бюджетной реформы в Китае. Прежде всего, было подчеркнуто, что в основу проведения бюджетных реформ была положена надежная теоретическая основа, в частности, распространенные на западе теория общественного выбора и теория общественного блага, когда бюджет является инструментом размещения ограниченных финансовых ресурсов в частном и общественных секторах в целях улучшения социального равенства и достижения экономической стабильности в стране.
В рамках проводимой реформы усилились демократический характер бюджетных процедур, их легализация, транспарентность. Созданы новые инструменты, обеспечивающие прозрачность бюджета — публикация проектов бюджета в открытой печати, открытые интернет-порталы, реальное демократическое обсуждение проектов бюджетов в представительных органах власти. Тем самым обеспечиваются более эффективное распределение бюджетных средств и принятие бюджета на демократических условиях. Большая роль в повышении эффективности бюджетного планирования принадлежит новой системе общественных закупок, переходу на среднесрочное бюджетное планирование.
Также в докладе было отмечено, что для повышения качества бюджетного менеджмента в Китае была предпринята система мер по повышению уровня оплаты труда работников финансовых органов, повышению их компетентности и усилению ответственности за планирование и исполнение бюджета.
Больший интерес участников вызвало обсуждение вопросов, связанных с влиянием налоговой системы на социально-экономическое развитие наших стран. Значительная часть профессионального сообщества Китая и России признает за налоговыми инструментами активную роль в обеспечении экономического роста на основе инновационных технологий. Вместе с тем в выступлениях профессора Хуан Синьцзянь (Наньчанский университет), профессора З. Д. Искаковой (Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза) справедливо акцентировалось внимание на следующих двух положениях. Во-первых, налоговые методы регулирования экономики являются, безусловно, косвенными, но нередко достаточно действенными мерами, особенно, если они применяются в комплексе с другими экономическими и иными методами воздействия на хозяйственные процессы. Во-вторых, поскольку на налоговую систему возложена ответственность за поступление доходов в бюджеты соответствующих уровней, в том числе посредством осуществления контрольных мероприятий, то возникают вопросы обеспечения необходимых условий для эффективного налогового администрирования всех нововведений, в том числе касающихся установления налоговых преференций.
Вопросы организации налогового контроля в России регулируются первой частью Налогового кодекса РФ, а в Китае — Законом КНР «Об управлении взиманием налогов». Профессор Лю Цзюньмэй (Фу-даньский университет) обратила внимание на то, что в КНР строго регламентируются меры по обеспечению налоговых поступлений. Так, в названном законе содержатся три последовательных предписания:
1) налоговые органы, имеющие основания считать, что налогоплательщик совершает действия по уклонению от обязанности уплаты налога, могут до установленного срока уплаты налога приказать уплатить сумму налога;
2) если в течение установленного срока будут обнаружены признаки того, что налогоплательщик намерен передать, сокрыть подлежащие обложению налогами доход, товары или другое имущество, то налоговые органы могут обязать налогоплательщика представить гарантию уплаты налога;
3) в случае, когда налогоплательщик не может предоставить гарантию уплаты налога, с утверждения начальника налогового управления (отделения) провинциального уровня налоговые органы могут принять следующие меры обеспечения налоговых поступлений (в пределах суммы подлежащего уплате налога):
— в письменном виде уведомить банк или другую финансовую организацию налогоплательщика о замораживании денежных средств на счете налогоплательщика;
— наложить арест на товары или другое имущество.
Неустойка за несвоевременную уплату налога в КНР составляет 0,005 % от суммы налога за каждый день просрочки.
Профессор Хуан Синьцзянь (Наньчанский университет) представила в своем выступлении опыт применения в Китае «специальных счетов» как составной части механизма налоговых вычетов по НДС (но не счетов-НДС), введенных Установлением от 27.12.1993 «Об использовании специальных счетов по налогу на добавленную стоимость». Специальные налоговые счета — это важные коммерческие бумаги о деятельности налогоплательщиков, а главное, юридические удостоверения, на основе которых отражаются налоговое обязательство продавца и сумма входящего налога покупателей с решающей ролью для исчисления и уплаты (возмещения) НДС. Специальные счета приравниваются в материковом Китае к банкнотам. Они печатаются уполномоченными (по решению Главного государственного налогового управления) типографиями.
Доцент кафедры «Налоги и налогообложение» М. Р. Пинская (Финакадемия) обратила внимание на то, что большое значение в Китае до вступления в ВТО играли различного рода свободные зоны, в том числе с установлением льготного режима налогообложения. В настоящее время их распространение сужено, но, тем не менее, осталось экономически значимым. Имеют место пять типов СЭЗ: специальные экономические зоны (СпЭЗ), зоны экономического и технического развития (ЗЭТР), зоны экономического освоения, зоны свободной приграничной торговли и беспошлинные зоны. Например, в научно-промышленных зонах установлен льготный 15 %-ный подоходный налог для предприятий со смешанной формой собственности. Кроме того, ввоз продукции производственного назначения, такой как сырье, полуфабрикаты, оборудование, а также вывоз произведенных в зоне товаров на внешние рынки освобождены от экспортно-импортных пошлин. При ввозе произведенных товаров на внутренний рынок таможенный тариф устанавливается только на импортный компонент. Сам экспорт стимулируется более низким уровнем налогообложения прибыли. В китайских зонах, например, предприятия, экспортирующие
до 70 % объема производства, выплачивают налог на прибыль по ставке 10 % против 35 % для остальных предприятий1.
Большая часть свободных зон КНР получила возможность аккумулировать в течение нескольких лет в своем бюджете налоговые платежи предприятий-участников.
Решая задачи развития экономики по инновационному типу, Российская Федерация, как отметила профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Н. П. Мельникова (Финакадемия), также пошла на либерализацию налоговой политики в отношении производственных отраслей и обеспечивающей инфрастуктуры. Было принято решение о формировании технико-внедренческих зон, введены налоговые преференции организациям, занимающимся /Т-технологиями, расширены границы отнесения на налоговую базу затрат по НИОКР и др. Но все же объектом налогового стимулирования должна стать именно инвестиционная активность бизнеса, а не инновации сами по себе. Налоговые преференции в первую очередь должны предоставляться организациям инновационного типа. Именно эти организации обеспечивают инновационную активность бизнеса, создают основу для успешного развития инновационной экономики в России. Вместе с тем данный тезис не исключает возможности предоставления определенных налоговых льгот всем налогоплательщикам, которые в той или иной форме осуществляют или способствуют осуществлению инноваций.
Для получения статуса организации инновационного типа налогоплательщик должен соответствовать определенной системе показателей. Например, для производственных организаций в данную систему могут войти такие показатели, как удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау; удельные затраты на НИОКР, давшие положительный результат, в течение последних трех лет.
Профессор Л. И. Гончаренко, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» (Фина-кадемия) акцентировала внимание на том, что на развитие инновационной активности бизнеса могло бы положительно повлиять снижение таможенных платежей и налоговых ставок НДС при импорте прогрессивного оборудования; налоговых ставок ЕСН для научных и инновационных пред-
1 Тан Хайпин. Свободные экономические зоны в экономике КНР (Электронный ресурс): Дисс.... канд. экон. наук: 08.00.14. М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской государственной библиотеки). С. 101.
приятий и налога на прибыль организаций до 16 % для научных организаций. Наконец, заслуживают внимания и предложения о стимулировании физических лиц, а именно по освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц премий за рационализаторские предложения.
Развитию инновационного сектора экономики будет способствовать и усиление мотивации банков (кредитных организаций) по предоставлению кредитов организациям инновационного типа. С этой целью может быть воссоздана ранее существовавшая налоговая льгота для коммерческих банков (кредитных учреждений) в части налога на прибыль организаций.
С целью поощрения банков, предоставляющих кредиты организациям, вовлеченным в инновационный процесс, предлагалось снизить ставку налога на прибыль организаций в отношении прибыли банка до 18 %. При этом, по мнению докладчика, должны соблюдаться следующие условия:
• не менее 50 % общей суммы кредитов предоставляется организациям, включенным в реестр организаций инновационного типа и фактически осуществляющих инновационную деятельность. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе запросить у проверяемого банка дополнительные документы, подтверждающие включение организации-заемщика в реестр организаций инновационного типа;
• кредиты предоставляются под процентные ставки, не превышающие более чем на 10 % среднюю ставку по кредитам, предоставляемым данным банком на сопоставимых условиях;
• кредиты предоставляются организациям инновационного типа на срок не менее шести месяцев.
Профессор В. А. Кашин (Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы) в своем выступлении обратил внимание на то, что в условиях перманентно существующей проблемы старения используемых основных фондов целесообразно рассмотрение вопроса о налоговых преференциях в части налога на имущество организаций относительно вновь введенного в эксплуатацию оборудования в течение трех лет.
По налогу на прибыль организаций было предложено его реформировать по модели, давно уже действующей во всех развитых странах мира. Для этого необходимо:
а) ввести особо льготные, ускоренные нормы списания амортизации для активов, приобретаемых в целях радикального обновления техники и технологий в промышленных отраслях (до списания 100 % в первом же году их эксплуатации);
б) установить повышенную ставку налога в отношении доходов и капиталов, выводимых из оборота предприятия;
в) отказаться от применения особого налогового учета за счет соответствующего упорядочивания бухгалтерского учета и ужесточения санкций для ответственных лиц за искажения отчетности предприятий и компаний.
Исходя из целей смягчения неравенств в распределении доходов и стимулирования трудовой (полезной) деятельности физических лиц докладчик предложил восстановить подоходный налог с физических лиц на следующих условиях:
а) необлагаемый минимум для трудовых («заработных») доходов — не менее 120 тыс. руб. в год (при регулярной индексации этой суммы на уровне реальной инфляции);
б) освобождение от налога «инфляционного» (фиктивного) прироста капитала, вложенного в предприятия малого бизнеса (по итогам темпа годовой реальной инфляции);
в) применение прогрессивной шкалы обложения доходов — на уровне 20, 35 и 50 % с одновременным введением «регистрационного» налога на состояния (по ставке в 0,5 — 1 %, с необлагаемым минимумом в 10 млн руб. и с исключением из базы обложения стоимости основного места жилья);
г) отмена всех льгот по этому налогу.
В своем выступлении профессор А. А. Абишев (Казахский экономический университет им. Т. Рыс-кулова) и профессор А. Т. Ашимбаева (Университет «Туран») поделились опытом экономического регулирования деятельности организаций в сфере научных исследований в Республике Казахстан. Значительную роль в стимулировании научных исследований имеет проведение конкурсов на получение грантов по научно-исследовательской тематике, финансируемых из бюджета. Нередко их выигрывают ведущие экономические вузы Республики Казахстан. В этом случае им предоставляются также налоговые льготы по уплате налогов. Специальные налоговые преференции имеются и у физических лиц, получающих доходы от научно-внедренческий деятельности в случае официального оформления своих достижений (патент, лицензии и др.).
На второй секции (модераторы с российской стороны — профессор Я. М. Миркин, профессор
О. И. Лаврушин, модераторы со стороны иностранных участников — профессор Сунь Ган, профессор П. Г. Шмидт) были рассмотрены вопросы развития банковской системы, фондовых и валютных рынков в Китае и России.
Анализ, проведенный российскими и китайскими участниками, показал, что как Россия, так и Китай в последние 20 лет провели значительную работу по модернизации своей экономики и финансово-банковского сектора. За эти года были существенно изменены функции центральных банков, укрепилось законодательство, более совершенным стало нормативно-правовое обеспечение, изменились структура банковской системы и управление банками, заметно росли активы кредитных учреждений. По свидетельству доктора экономических наук Лю Сяоинь (Центр экономической науки Шанхайской школы при Шанхайском университете финансов и экономики) и доктора экономических наук Ни Цзяминь (Шанхайский педагогический университет), активы банковского сектора Китая увеличились с 23,7 трлн юаней в конце 2002 г. до 52,6 трлн юаней в конце 2007 г.
При общем позитивном в целом экономическом развитии и развитии банковских систем двух стран можно обнаружить и ряд схожих нерешенных проблем. Среди них выделяются нестабильность рынка, слабая конкурентоспособность национальных товаропроизводителей, неравномерность экономического развития. Как для России, так и для Китая довольно очевидной стала необходимость существенного обновления основных фондов. В финансовой и банковской сферах заметно сказывается незавершенность формирования законодательной базы, банковской инфраструктуры. Общей является и нерешенность некоторых проблем, обусловленных развитием большого спекулятивного рынка акций, оттоком капитала за рубеж.
Участники конференции отмечали при этом и некоторые особенности развития денежно-кредитной сферы в Китае. В сравнении с Россией, в Китае за последние годы:
— выше монетизация валового внутреннего продукта; по свидетельству доктора экономических наук, профессора МГИМО (У) МИД России, главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, профессора В. В. Карлусова, при сознательно планируемом определенном дефиците государственного бюджета Китай шел на расширение банковского кредитования, рост М2 достигал 180 — 185 % ВВП. Анализ показал, что в КНР такая форма денежной экспансии государства не ведет
к серьезной инфляции (в 2005 — 2007 гг. — около 2 %), так как она обслуживала быстрорастущий реальный сектор экономики;
— значительным источником финансирования роста экономики оставались внутренние источники (депозиты к ВВП оставались на уровне 40 — 45 %);
— меньше налоговая нагрузка;
— большее развитие получили банки развития, кредитная кооперация.
В целом можно предположить, что банковская система Китая была больше ориентирована на экономический рост. По оценкам профессора Б. Б. Рубцова, заведующего кафедрой «Биржевое дело и финансовый инжиниринг», китайская финансовая система оказалась в меньшей степени открытой для конкуренции, в ней намного большую роль, чем в других отраслях, играло (и играет до сих пор) государство. По свидетельству доктора экономических наук Ли Синь, профессора, директора Центра трансформационной экономики при Шанхайском университете финансов и экономики, а также доцента факультета экономики и менеджмента Тунцзиского государственного университета (Шанхай), профессора Чжань Синь, политический характер рынка искажает закономерность его функционирования, что искусственно изменяет направления развития рынка и усиливает его колебания, что рынок капиталов далеко не функционирует по оптимизации распределения ресурсов. Нерыночными способами решаются проблемы рыночной экономики — вот это китайская специфика.
Китайская финансовая система, несмотря на членство страны в ВТО, значительно меньше интегрирована в мировую финансовую систему, чем российская, и благодаря этому в меньшей степени подвержена рискам, связанным с международным движением капиталов.
Большое внимание в реформировании банковской системы Китай уделял структуре банковской системы. Как известно, в стране была создана четверка крупнейших специализированных банков (Банк Китая, Промышленно-торговый банк, Народный строительный банк и Сельскохозяйственный банк). Нижеследующий уровень образовали 12 совместных государственно-частных банков. Помимо этих банков особенностью Китая является функционирование более 10 городских банков, также городских и 50 сельских кредитных кооперативов, на которые приходится около 90 % численности всех банковских учреждений страны.
Одним из направлений реформы банковской системы Китая стало создание в середине 1990-х гг.
так называемых «политических банков», деятельность которых стала концентрироваться на кредитовании тех проектов и направлений, которые имели задачи обеспечения государственных интересов, но не приносили при этом необходимой прибыли.
Поэтому Госсоветом КНР было принято решение создать три «политических банка»: Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк, Банк развития сельского хозяйства. Перед ними была поставлена задача проводить в банковской сфере политический курс государства. Государственный банк развития был призван обеспечивать беспрепятственный приток капитала в важнейшие объекты капитального строительства. Экспортно-импортный кредитный банк решал, прежде всего, задачи продвижения на мировой рынок китайских товаров, включая машины и оборудование. Банк развития сельского хозяйства был создан в результате разделения Сельхозбанка на два самостоятельных банка, один из которых стал специализироваться на коммерческом кредитовании, а другой — выполнять функции «политического банка». Эти функции были возложены на банк развития сельского хозяйства и включали в себя такие направления, как предоставление дотационных кредитов крестьянам, кредитование крупных сельскохозяйственных объектов, которым требовались крупные объемы выделяемых средств при длительных сроках окупаемости расходов. Важным направлением деятельности банка стало финансовое обеспечение государственных закупок сельскохозяйственных культур, оказание помощи отсталым аграрным районам. По оценке доктора экономических наук, профессора Н. Н. Котлярова (кафедра мировой экономики МГИМО), создание «политических» банков способствовало снижению накопления плохих активов у специализированных банков, однако не решало коренных проблем, связанных с появлением таких активов, а именно, проблем неэффективности и убыточности предприятий госсектора экономики.
Особым за последние 10 — 15 лет было и отношение Китая к функционированию иностранных банков на национальном рынке. Жесткие ограничения в их деятельности определялись низкой конкурентоспособностью местных китайских банков и необходимостью их защиты на внутреннем рынке. Проблема, однако, ставилась не в контексте создания тепличных условий для китайских банков, а в необходимости подготовки к конкурентной борьбе с более опытными и сильными конкурентами. Как отмечалось на конференции, китайским банкам необходимо было не только существенно расши-
рить спектр банковских услуг, увеличить активы, развить инфраструктуру, но и постепенно изменить управленческую идеологию банковского сектора страны.
К процессу реформирования банковского сектора Китай подходил с особой осторожностью и в дальнейшем. Переход к новым формам происходил постепенно. При вхождении в ВТО (с конца 2001 г.) Китай провел необходимую подготовительную работу, уделил повышенное внимание структуре финансового рынка, много делает для повышения квалификации сотрудников банка и страховых компаний. В условиях необходимости выполнения требований по либерализации деятельности иностранных банков на территории страны Китай, как отмечал профессор Н. Н. Котляров, соблюдал баланс между степенью открытости национальной денежно-кредитной сферы и ее безопасностью, отменял постепенно географические ограничения на деятельность иностранных банков в стране, в том числе на обслуживание китайских предприятий и физических лиц. Согласно соглашениям с рабочей группой ВТО был установлен льготный период на снятие ограничений по различным видам деятельности от 5 до 7 лет. В этот период Китай законодательно ограничивает присутствие мелких и средних иностранных банков и отдает предпочтение сотрудничеству с крупными банками, имеющими высокую репутацию и степень надежности. Одновременно предпринимаются меры по повышению конкурентоспособности национальных банков, в том числе и за счет их акционирования путем привлечения капиталов крупных финансово-кредитных учреждений китайской диаспоры, использования опыта банковских менеджеров из Гонконга и Сингапура. При этом контрольный пакет акций остается в руках государства. Вместе с тем, несмотря на процесс либерализации банковской деятельности, в Китае по-прежнему доминирующие позиции сохраняют государственные банки и банки с преимущественным государственным участием.
Предметом обсуждения участников международного форума был не только анализ общих и специфических тенденций развития финансовой и банковской сфер, но и изучение их современного состояния, обусловленного мировым финансовым кризисом. Обращаясь к причинам кризиса, участники форума обратили внимание на его уроки. Примечательно в этой связи стало признание американского профессора Хана Салема (Блумс-бургский университет, США) о чрезмерности непроизводительных расходов, в частности, военных
расходов США и Европы, снижающих жизненный уровень населения. Это лишний раз подтвердило предположение о том, что причины экономических кризисов следует искать не только в сфере обмена денежно-кредитной и финансовой сфер, но и в сфере материального производства.
По мнению доктора экономических наук, профессора, главного научного сотрудника Института экономики РАН В. К. Бурлачкова, кризисные явления в мировой экономике возникли не в период 2007 — 2008 гг., а еще в 2001 г., когда произошло падение биржевых индексов. Существенное воздействие здесь оказали замедление научно-технического развития, уменьшение производительного использования капитала; сказался и высокий спрос на заемные ресурсы участников финансового рынка, сформировавшие широкий набор финансовых инструментов, которые давали возможность преодолеть нормы, установленные регулирующими органами. Секьюритизация активов, взрывной характер развития рынка деривативов давали возможность выдавать новые кредиты под обеспечение ранее выданных кредитов.
Кризисные процессы усиливала и излишняя интеграция банковского сектора и финансового рынка. Нельзя не согласиться с профессором В. К. Бурлачковым в том, что появление нового типа ликвидности — ценных бумаг, принимаемых коммерческими банками в обеспечение займов, стало одной из причин последовавшего финансового кризиса. Широкое предоставление займов под обеспечение ценными бумагами вместо традиционного банковского кредитования под обеспечение будущего потока доходов уменьшило значение денежной базы как инструмента регулирования должного предложения.
Либерализация законодательства, дающая возможность коммерческим банкам совершать операции с ценными бумагами, хеджирование рисков с использованием широкого набора финансовых инструментов явились теми факторами, которые обострили системные риски, явились причинами последующих кризисных событий.
По существу это подтвердил и профессор Хан Салем, отметивший, что в период с 1940 по 1980 г., когда действовали более жесткие правила ведения банками инвестиционной деятельности, обанкротились только 4 — 5 крупных банков. Система регулирования в те годы работала успешно. Затем правила ослабли; появление новых инструментов, в частности, кредитных свопов, не получивших должной правовой базы, в сочетании с другими
факторами в последующем привели к резкому обострению ситуации и банкротству значительного числа кредитных учреждений.
Причины современного финансового кризиса следует искать и в недостаточной разработке методологии денежно-кредитной политики, слабой изученности рыночной среды. По мнению профессора В. К. Бурлачкова, предостережением для монетарных властей должно стать и развитие рынка ипотеки в США, когда рост стоимости жилой недвижимости фактически означал снижение залога по ипотеке и в последующем привел к перекредитованию домашних хозяйств американскими коммерческими банками. В условиях кризиса центральные банки брали в залог ипотечные облигации при отсутствии реальной рыночной стоимости последних. В этих условиях, как справедливо отмечал докладчик, монетарные власти развитых стран фактически субсидировали финансовый сектор, что создавало угрозу инфляционной вспышки в мировой экономике и значительно усиливает риск неустойчивости мировой финансовой системы.
По мнению доктора экономических наук заведующего кафедрой «Денежно-кредитные отношения и банки» профессора О. И. Лаврушина (Финакадемия), финансовый кризис, охвативший ряд стран, все в большей степени будет подталкивать экономическую науку и практику к переосмыслению сложившихся представлений по фундаментальным вопросам ведения банковской деятельности, обеспечения доверия к денежно-кредитным институтам. Исследования фундаментальных и прикладных проблем в этой связи должны быть усилены. Особенно важно обратить внимание на кредит и фондовый рынок как главные источники современных инвестиций. Актуальными для России по-прежнему остается модернизация вхождения денег в экономический оборот (на кредитной основе, а не только как платежных средств), большая ориентация денежных властей на стимулирование экономического роста, расширение инвестиционных возможностей российских банков для кредитования потребностей отечественных товаропроизводителей по приобретению современной техники и внедрению новых технологий, потребностей населения в жилищном строительстве, совершенствование структуры банковской системы страны.
По мнению профессора О. И. Лаврушина, в стране предстоит создать сеть региональных банков развития, которые в увязке с финансовой поддержкой государства должны содействовать развитию экономики региона. Известно, что Ки-
тай и еще ранее крупнейшие европейские страны давно встали на этот путь — банки при поддержке государства получили заметное распространение. В целях дальнейшего противодействия кризисам, обеспечения доверия инвесторов и граждан к банкам в стране целесообразно образовать особую систему сберегательных банков, создающих условия для сохранности вкладов, размещенных в кредитных учреждениях.
Нельзя исключить и того, что в современной финансовой архитектуре, противодействующей кризисам, довольно рациональной может стать разработка единых международных стандартов банковской деятельности. Стандарты банковской деятельности как некие ее образцы, отражающие международный и отечественный опыт, лучшую банковскую практику, должны быть соотнесены с такими ее важнейшими характеристиками, как цель, принципы банковской деятельности, стандартизация ее качества и результаты деятельности.
Особенно актуальна потребность в разработке системы показателей, отражающих в том числе и негативные кризисные явления. Обнаружение кризиса, разработка системы показателей-предвестников кризисных ситуаций являются существенной задачей банковской науки. Одно из методологических упущений современной практики состояло в том, что кризисные явления либо своевременно не идентифицировались, либо их этапы смешивались, что не могло не приводить к запаздыванию принятия предупредительных мер или к смешению оперативных и среднесрочных мероприятий по нейтрализации кризиса и последствий кризиса. В этой связи всегда важно различать: признаки слабости банковской системы; импульсы, которые могут провоцировать банкротство банков; симптомы приближающегося кризиса; признаки предкризисного состояния банковской системы и ее отдельных денежно-кредитных институтов и наступления самого кризиса.
Участники конференции все более склонны были видеть необходимость значительных перемен в области денежно-кредитного регулирования. По свидетельству профессора П. Шмидта (Франкфуртская школа финансов и менеджмента, ФРГ), все действующие модели не оправдали себя, необходим поиск новых форм, в том числе в области надежной денежной единицы. Посвятив свой доклад вопросам влияния иностранных банков на финансовую систему стран с развивающимися рынками, он рекомендовал использовать потенциал иностранных банков поэтапно, контролировать этот процесс.
В целом участники конференции были единодушны в представлениях о том, что современная практика не должна забывать уроки происходящего кризиса, в том числе обусловленного ослаблением государственного регулирования, нарушением правил коммерческой деятельности, созданием финансовых пирамид. На заседании доминировала идея необходимости внедрения жесткого контроля за спекулятивными сделками, мониторинга функционирования иностранного капитала, объединения усилий в создании новой конструкции мировой финансовой системы, в том числе создание системы международной ликвидности. Господин О. М. Прексин (вице-президент Ассоциации российских банков), в частности, отметил необходимость перепрофилирования мирового банка, формирования новых международных финансовых центров, организации специальной Международной конференции стран БРИК по проблемам реформирования мировой финансовой системы.
На секции были заслушаны также интересные доклады профессора Я. М. Миркина — о развитии финансовых рынков, доктора экономических наук, профессора И. В. Ларионовой (Финакадемия) — о расширении участия банков развития в инновационной деятельности предприятий, профессора Д. Ч. Бектеновой (Кыргызско-Российский Славянский университет) — об особенностях развития банковской системы Кыргызской Республики.
На заключительном пленарном заседании была подчеркнута исключительная важность обсуждаемых на форуме разнообразных аспектов реформирования финансовых и банковских систем России и Китая, взаимного обогащения участников конференции опытом развития финансово-кредитной сферы в наших странах, возможность использования опыта других стран как с развитой, так и с развивающейся рыночной экономикой для совершенствования финансовой и банковской системы России.
Заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и банки», доктор экономических наук, профессор
О. И. Лаврушин
Заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение», кандидат экономических наук, профессор
Л. И. Гончаренко Заведующая кафедрой «Финансы», кандидат экономических наук, профессор
Е. В. Маркина