Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологический профиль / обучение студентов первого курса / ИТ-образование / неформальное образование / среднее профессиональное образование / методика преподавания / результаты опытно-экспериментальной работы / technological profile / training of first-year students / IT-education / non-formal education / secondary vocational education / teaching methods / results of experimental work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Т. Ю., Поворотова Е. В.

В статье рассматривается опыт реализации технологического (инженерного) профиля при обучении студентов колледжа, окончивших 9-е классы общеобразовательных школ. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [36] определено развитие технологического направления, в части обновления содержания и совершенствования методов обучения, а также в формировании системы, направленной на оказание содействия в самоопределении обучающихся и их профессиональной ориентации. Согласно части 3 статьи 68 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования [26]. В нашем исследовании рассматривалась подготовка студентов по укрупненной группе специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», которая относится к технологическому профилю. Показана методика подготовки студентов при реализации данного профиля и результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина Т. Ю., Поворотова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGICAL PROFILE IN THE TRAINING OF COLLEGE STUDENTS

The article discusses the experience of implementing a technological (engineering) profile in the training of college students who have graduated from the 9th grades of secondary schools. The main task of any model of specialized education is the development of individual, creative and research abilities of students in the active study of specialized disciplines. The acceleration of the development of the technological direction is determined by the Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”, which instructed not only to update the content and improve teaching methods, but also to form an effective system aimed at assisting in self-determination and professional orientation of students [36]. According to Part 3 of Article 68 of Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 “On Education in the Russian Federation”, secondary vocational education on the basis of basic general education is carried out with simultaneous secondary general education within the relevant educational program of secondary vocational education. In this case, the educational program of secondary vocational education, implemented on the basis of basic general education, is developed on the basis of the requirements of the relevant federal state educational standards of secondary general and secondary vocational education, taking into account the profession or specialty of secondary vocational education [26]. In our study, the preparation of students in the enlarged group of specialties 09.00.00 “Computer Science and computer engineering”, which refers to the technological profile, was considered. The method of training students in the implementation of this profile and the results of experimental work are shown.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 79-92. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 6 (96). P. 79-92.

Научная статья УДК 377.5

doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-79-92

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Татьяна Юрьевна Ломакина1, Елена Вячеславовна Поворотова2

1 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия

2 Московский колледж транспорта ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Министерства транспорта РФ, Москва, Россия

1 lomakina@instrao.ru

2 elena.povorotova@ya.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт реализации технологического (инженерного) профиля при обучении студентов колледжа, окончивших 9-е классы общеобразовательных школ.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [36] определено развитие технологического направления, в части обновления содержания и совершенствования методов обучения, а также в формировании системы, направленной на оказание содействия в самоопределении обучающихся и их профессиональной ориентации.

Согласно части 3 статьи 68 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной

Т. Ю. Ломакина

Е. В. Поворотова

© Ломакина Т. Ю., Поворотова Е. В., 2023

программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования [26].

В нашем исследовании рассматривалась подготовка студентов по укрупненной группе специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», которая относится к технологическому профилю. Показана методика подготовки студентов при реализации данного профиля и результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: технологический профиль, обучение студентов первого курса, ИТ-образование, неформальное образование, среднее профессиональное образование, методика преподавания, результаты опытно-экспериментальной работы

Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания № 073-00008-23-09 от 05.09.2023 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов «Научно-методическое обеспечение профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования».

Для цитирования: Ломакина Т. Ю., Поворотова Е. В. Опыт реализации технологического профиля при обучении студентов колледжа // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 79-92. doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-79-92

Original article

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGICAL PROFILE IN THE TRAINING OF COLLEGE STUDENTS

Tatyana Yu. Lomakina1, Elena V. Povorotova2

1 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

2 Moscow College of Transport of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport" Ministry of Transport of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 lomakina@instrao.ru

2 elena.povorotova@ya.ru

Abstract. The article discusses the experience of implementing a technological (engineering) profile in the training of college students who have graduated from the 9th grades of secondary schools. The main task of any model of specialized education is the development of individual, creative and research abilities of students in the active study of specialized disciplines. The acceleration of the development of the technological direction is determined

by the Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", which instructed not only to update the content and improve teaching methods, but also to form an effective system aimed at assisting in self-determination and professional orientation of students [36].

According to Part 3 of Article 68 of Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation", secondary vocational education on the basis of basic general education is carried out with simultaneous secondary general education within the relevant educational program of secondary vocational education. In this case, the educational program of secondary vocational education, implemented on the basis of basic general education, is developed on the basis of the requirements of the relevant federal state educational standards of secondary general and secondary vocational education, taking into account the profession or specialty of secondary vocational education [26].

In our study, the preparation of students in the enlarged group of specialties 09.00.00 "Computer Science and computer engineering", which refers to the technological profile, was considered. The method of training students in the implementation of this profile and the results of experimental work are shown.

Keywords: technological profile, training of first-year students, IT-education, non-formal education, secondary vocational education, teaching methods, results of experimental work

Funding: the work was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the Institute for Strategy of Education Development No. 073-00008-23-09 from 05.09.2023 for the year 2023 and for the planned period of 2024 and 2025, "Scientific and methodological support for specialized training in technological (engineering) orientation at the level of secondary general education."

For citation: Lomakina T. Yu., Povorotova E. V. Experience in the implementation of the technological profile in the training of college students. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(6):79-92. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-79-92

Введение. Система среднего профессионального образования играет важную роль в подготовке кадров для экономики России, поскольку нацелена на подготовку практико-ориентированных специалистов среднего звена. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, которые будут способствовать подготовке квалифицированных рабочих или служащих и специалистов, а также удовлетворять

потребности личности в углублении и расширении образования [26].

Количество желающих поступать в колледжи ежегодно увеличивается. Как отметила вице-премьер РФ Т. А. Голикова в обращении к участникам Всероссийского конкурса «Мастер года»: «Мы наблюдаем растущую популярность системы среднего профессионального образования среди молодежи. В 2023 году количество студентов, поступивших на программы среднего профессионального образования, достигло 1,2 млн. Более 60% учащихся девятых классов выбирают обучение в колледжах» [21].

Это свидетельствует о растущем интересе к среднему профессиональному образованию и потребности рынка труда в квалифицированных специалистах. При этом статистика показывает, что самыми востребованными специальностями стали специальности, связанные с информационными технологиями (ИТ).

Студенты, поступившие на 1-й курс после 9-го класса, за первый год обучения осваивают программу 10-го и 11-го классов школы, с учетом профиля основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО). При этом образовательные организации самостоятельно определяют профиль ООП СПО в соответствии со спецификой профессии, специальности, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования [24] и Примерным распределением профессий и специальностей по профилям профессионального образования [22].

В зависимости от установленного профиля определяются соответствующие предметы для углубленного изучения. В соответствии с ФГОС среднего общего образования технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле выбираются предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы «Естественные науки» (математика, информатика и физика). Преподавателями колледжей разрабатываются темы для углубленного изучения с ориентацией на специальность, студентам предлагаются задания и практические работы с учетом профессиональной направленности.

Цель статьи. Представить опыт реализации технологического профиля при обучении студентов колледжа по ИТ-специальности.

Методология и методы исследования. Реализация технологического профиля при обучении студентов колледжа по ИТ-специальности осуществлялась приоритетность потребностей, целей и ценностей

развития личности обучающегося (Н. А. Алексеев [1], Е. В. Бондаревская [5], К. Роджерс [25], В. В. Сериков [28; 29; 31], В. А. Сластенин [33; 34], И. С. Якиманская [39]); деятельностного подхода, который направлен на освоение учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой деятельности (Л. С. Выготский [9], В. В. Давыдов [10], Л. В. Занков [11], В. С. Леднев [16], А. Н. Леонтьев [17], И. Я. Лернер [18], С. Л. Рубинштейн [27], М. Н. Скаткин [32], Н. Ф. Талызина [35], Д. Б. Эльконин [38]) и компе-тентностного подхода, закрепленного в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и позволяющего организовать образовательный процесс на формирование общих и профессиональных компетенций студента (В. И. Байденко [3], В. А. Болотов [4], В. Н. Введенский [7], А. А. Вербицкий [8], Э. Ф. Зеер [12], И. А. Зимняя [13], Г. И. Ибрагимов [14], Т. Ю. Ломакина [20], В. В. Сериков [30], А. В. Хуторской [37]).

В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы научного исследования.

Результаты исследования. Для успешной реализации технологического профиля при обучении студентов-первокурсников была разработана методика обучения и организовано педагогическое сопровождение, которые состояли из комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих актуализацию содержания обучения в рамках интеграции практик формального и неформального обучения [19].

Методика обучения включала: разработку учебного плана, отбор нового содержания обучения на основе актуализации программы в соответствии с требованиями рынка труда; повышение квалификации преподавателей; проведение поэтапной оценки и самооценки студентов по формированию компетенций и выявлению дефицитов.

Структура учебного плана первого года обучения содержала базовые учебные дисциплины, профильные и дополнительные учебные дисциплины, элективные курсы, которые обеспечивают различные интересы обучающихся.

Распределение учебных дисциплин в технологическом профиле было произведено следующим образом:

1) базовые учебные дисциплины: русский язык; литература; иностранный язык; история; физическая культура; основы безопасности жизнедеятельности; химия; биология; география; обще-ствознание; физика.

2) профильные учебные дисциплины: математика; информатика; индивидуальный проект.

3) дополнительные учебные дисциплины и элективные курсы: «Введение в специальность»; «Основы финансовой грамотности»; «История транспорта России».

На базовые учебные дисциплины было отведено 915 часов учебной нагрузки образовательной программы, на профильные учебные дисциплины — 527 часов, на дополнительные учебные дисциплины и элективные курсы — 34 часа. По ИТ-специальностям, предполагающим с 2-го курса выбор дальнейшей квалификации обучения (например, специалист по информационным системам или разработчик веб- и мультимедийных приложений), обучающиеся в качестве элективного курса выбирали дисциплину «Введение в специальность». Данная дисциплина знакомит студентов с особенностями работы ИТ-специалистов различных квалификаций, что позволяет студентам после окончания 1-го курса сделать осознанный выбор наиболее понравившейся квалификации.

Перед началом каждого учебного года проводится актуализация основной образовательной программы обучения в соответствии с требованиями рынка труда, что особенно необходимо для ИТ-специальностей, где технологии изменяются намного стремительнее, чем в остальных отраслях. В соответствии с произведенной актуализацией образовательной программы часто бывает, что преподавателям необходимо повысить свою квалификацию. Для повышения квалификации преподавателей привлекаются специалисты из ИТ-компаний, а процесс обучения при этом происходит с использованием дистанционных образовательных технологий.

Педагогическое сопровождение студентов, обучающихся по технологическому профилю подготовки, было реализовано с помощью следующих этапов:

1) мотивационный — необходим для повышения активности студентов в учебной и познавательной деятельности при овладении выбранной специальностью;

2) практической реализации — направлен на выявление дефицитов в обучении и организации эффективного взаимодействия студентов и преподавателя-тьютора;

3) рефлексивный — позволяет студентам определить возможности для саморазвития в профессиональной области, произвести самооценку сте-

пени достижения результатов в ходе педагогического сопровождения [23].

На мотивационном этапе проводится диагностика основного критерия профессионального становления будущего специалиста — уровня учебно-профессиональной мотивации студентов. Диагностика проводится два раза в год в начале первого и второго семестров, так как учебно-профессиональные мотивы, являясь познавательными, могут формироваться в процессе обучения. В процессе педагогического сопровождения студентов, обучающихся по технологическому профилю, использовались следующие диагностические методики: тест учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа (Г. Резапкиной) и диагностика учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якуниной, в модификации Н. Ц. Бадмаевой) [2].

Этап практической реализации позволяет выявить дефициты и выстроить соответствующую образовательную траекторию. На этом этапе производится экспертная оценка знаний, умений и навыков (ЗУН) при помощи практико-ориентированных контрольно-оценочных материалов. Для получения объективной оценки ЗУН студентов организовывается независимая экспертная группа из числа компетентных преподавателей и сотрудников колледжа. Порядок проведения экспертной оценки на 1-м курсе обучения у студентов, обучающихся по технологическому профилю, следующий:

- в начале первого семестра первого года обучения проводится входная экспертная оценка ЗУН, необходимых в качестве «фундамента» по ИТ-специальности;

- в начале второго семестра первого года обучения оценивается полнота начальных ЗУН, необходимых по специальности.

По результатам экспертной оценки преподаватель-тьютор совместно со студентом корректирует образовательную траекторию.

Корректировка дальнейшей образовательной траектории происходит с привлечением практик неформального образования — подбор дополнительных обучающих тренингов, онлайн-курсов, мастер-классов, конференций и пр. Причем за успешное окончание большинства подобранных дополнительных программ студент получает сертификат/ удостоверение, которое входит в его портфолио.

Рефлексивно-оценочный этап позволяет студенту осмыслить степень выполнения поставленных целей и задач, вести учет собственных достижений. На этом этапе в конце первого года обучения студентов, обучающихся по технологическому профилю, для диагностики индивидуальных

особенностей, препятствующих саморазвитию личности, использовалась методика В. Ю. Костенко. Данная методика позволяет выявить препятствия к саморазвитию, в качестве которых выступают такие личностные качества, как эгоизм, ригидность и внутренняя несогласованность [15].

В нашей экспериментальной работе принимало участие 100 студентов специальности 09.02.04 «Информационные системы» (по отраслям) — 4 учебные группы, что составляет 100% от общего количества обучающихся на 1-м курсе по данным специальностям. В экспериментальную и контрольную группы входили по 50 человек (по 2 учебные группы).

В начале первого семестра первого года обучения данные группы прошли экспертную оценку ЗУН по основным дисциплинам технологического профиля (математика, информатика). Основное внимание в исследовании было уделено дисциплине «Информатика» как основополагающей для будущего ИТ-специалиста. По дисциплине «Информатика» в качестве заданий брался материал из пособия «9 класс. Итоговая контрольная работа», входящий в УМК по информатике для 5-9-го классов, разработанный Л. Л. Босовой [6].

В качестве экспертов были приглашены преподаватели, ведущие информатику в колледже, системный администратор колледжа, а также председатель предметной цикловой комиссии ИТ-специальностей.

На основе проведенной экспертной оценки были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты экспертной оценки по дисциплине «Информатика»

№ группы Кол-во чел. Недостаточный уровень, чел. Базовый уровень, чел. Повышенный уровень, чел.

ЭГ1 25 7 13 5

ЭГ2 25 7 15 3

КГ1 25 7 9 9

КГ2 25 4 14 7

Полученные результаты позволили выявить студентов с недостаточным уровнем подготовки, а также темы по дисциплине «Информатика», которые вызвали наибольшие затруднения. Преподаватель, ведущий дисциплину «Информатика» в экспериментальных группах, скорректировал траектории обучения студентов, дополнительно задействовав с основной программой обучения практики неформального обучения,

такие как курсы «Информатика» от «Яндекс.Класс», курс «Информатика для студентов» на образовательной платформе stepik.org и др.

Ближе к концу второго семестра первого года обучения была вновь проведена экспертная оценка ЗУН, в которую вошли задания пособия «9 класс. Итоговая контрольная работа», входящий в УМК по информатике для 5-9-го классов, разработанный Л. Л. Босовой [6], и задания по основной образовательной программе 1-го курса технологического профиля дисциплины «Информатика», разработанные преподавателем колледжа, ведущим дисциплину «Информатика». Результаты повторной экспертной оценки приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты экспертной оценки по дисциплине «Информатика»

№ группы Кол-во чел Повторная проверка по старым заданиям Новые задания

Недостаточный уровень, чел. Базовый уровень, чел. Повышенный уровень, чел. Недостаточный уровень, чел. Базовый уровень, чел. Повышенный уровень, чел.

ЭГ1 25 - 7 18 - 7 18

ЭГ2 25 - 8 17 - 8 17

КГ1 25 5 11 9 10 13 2

КГ2 25 3 12 10 11 11 3

Как видно из полученных результатов, для студентов экспериментальных групп, которые ликвидировали дефициты, выявленные при первой экспертной оценке, новые темы основной программы курса «Информатика» не вызвали затруднений, в отличие от студентов контрольных групп.

После проведенной диагностики уровня учебно-профессиональной мотивации студентов была организована коррекционная работа:

- открытый урок-конференция по итогам производственной практики, где студенты-выпускники и приглашенные руководители практики от предприятия рассказывали первокурсникам об объектах производственной практики, об особенностях работы ИТ-специалиста;

- в рамках дисциплины «Введение в специальность» был организован урок-экскурсия в известную ИТ-компанию, где студенты смогли ознакомиться с организацией рабочих мест и особенностями

работы ИТ-специалиста, а также с требованиями, предъявляемыми к ИТ-специалистам;

- были организованы такие мероприятия, как «Неделя специальности», в рамках которой проводились творческие ИТ-конкурсы, брейн-рин-ги по профессиональной тематике, киберспортивные соревнования, уроки-экскурсии.

Для работы с социальной мотивацией экспериментальную группу ЭГ2 вывозили на соревнования по пейнтболу, группа ЭГ1 была задействована в проведении дней открытых дверей колледжа, обе группы принимали участие в дежурстве по колледжу. Студентов с низкими профессиональными мотивами привлекли к разработке индивидуальных проектов по дисциплинам «Введение в специальность», «Информатика», а также задействовали в качестве волонтеров в конкурсах профессионального мастерства, проводимых колледжем.

В конце первого года студенты прошли диагностику индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности студентов. У большей части студентов показатели результатов диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности, находятся в благоприятном для развития личности диапазоне.

На втором курсе обучения, в рамках организованного педагогического сопровождения, студенты контрольных и экспериментальных групп прошли диагностику учебно-профессиональной мотивации. У некоторых студентов выявились проблемы с учебно-профессиональной мотивацией. В ходе проведенной индивидуальной беседы выяснилось, что в контрольных группах есть студенты, которые хотели бы уйти из колледжа или перевестись на другие специальности. Причины, с их слов, были следующие: «Не нравится специальность», «Понял, что не мое», «Ничего не понимаю», «Низкая успеваемость, и не нравится группа», «Тяжело учиться, думаю выбрать специальность, где меньше математики».

В экспериментальных группах было три студента, которые испытывали мотивационные затруднения, но менять специальность или учебное заведение не хотели.

Таким образом, организованное педагогическое сопровождение подготовки студентов первого года обучения в колледже по технологическому профилю способствует повышению мотивации к выбранной профессии и качества подготовки студентов.

Заключение. Взаимодействие преподавателя и студента является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

важным фактором эффективного педагогического сопровождения. По результатам сопровождения студент должен сам осознать свои способности, смысл и значение собственного образования, понять свое призвание, чтобы стать успешным профессионалом в своем деле. Как показала практика, помочь в этом, особенно студентам первого года обучения, которые получают профильное общее среднее образование, могут практики неформального образования.

Список источников

1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев; Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. науч. центр РАО. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. 215 с.

2. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.

3. Байденко В. И. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт / В. И. Байденко, Н. И. Максимов, Н. А. Селезнева. М.: Московский гос. текстильный ун-т им. А. Н. Косыгина, 2012. 153 с.

4. Болотов В. А. Педагогическое образование — страницы реформирования / В. А. Болотов, М. Н. Костикова. Волгоград: Перемена, 1998. 178 с.

5. БондаревскаяЕ. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.

6. Босова Л. Л. Информатика. 9 класс. Итоговая контрольная работа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Н. А. Аквилянов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 16 с.

7. Введенский В. Н. Компетентность и стиль в профессиональном образовании. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2013. 48 с.

8. Вербицкий А. А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 2. С. 103-111.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. М.: Интор, 1996. 544 с.

11. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 418 с.

12. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

13. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.

14. Ибрагимов Г. И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43-52. Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.

15. Костенко В. Ю. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4 (54). С. 419-423.

16. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 359 с.

17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

18. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

19. Ломакина Т. Ю. Алгоритм подготовки студентов колледжа к обновленной форме государственной итоговой аттестации / Т. Ю. Ломакина, Е. В. Поворотова // Педагогическое образование и наука. 2023. № 4. С. 37-46.

20. Ломакина Т. Ю., Таппасханова М. А., Сергеева М. Г. Фундаментальные исследования ин-

ститута теории и истории педагогики. М.: РАО. С. 13.

21. Медиа об образовании и карьере [Электронный ресурс]. URL: https://synergytimes.ru/be-aware/1-2-mln-chelovek-postupili-v-kolledzhi-rossii-v-2023-g. (дата обращения: 02.10.2023).

22. Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации о направлении Методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования для использования в работе образовательными организациями [Электронный ресурс]. URL: https://e-ecolog.rU/docs/1HESbP2C0HYa_eCwE78du/7 (дата обращения: 20.10.2022).

23. Поворотова Е. В. Индивидуализированное педагогическое сопровождение подготовки студентов колледжа к обновленной форме государственной итоговой аттестации: алгоритм реализации // Среднее профессиональное образование. 2022. № 12 (328). С. 22-28.

24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499056441Tyscl id=lnyoucs2xt947199177 (дата обращения: 20.10.2022).

25. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ИОИ, 2017. 237 с.

26. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2022).

27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. 488 c.

28. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография / В. В. Сериков; Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.

29. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999. 271 с.

30. Сериков В. В. От знания к деятельности: стратегия развития современного образования и подготовки // Вестник Калмыцкого университета. 2012. № 2 (14). С. 72-78.

31. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 447 с.

32. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / В В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

33. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по непедагог. специальностям / В. А. Сластенин, В. П. Каширин; Междунар. акад. наук пед. образования. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003 (ГУП Сарат. полигр. комб.). 477 с.

34. Сластенин В. А., Беловолов В. А., Ильенко Е. В. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-spetsialista (дата обращения: 18.05.2022).

35. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.

36. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.10.2022).

37. Хуторской А. В. Компетентностный подход как воплощение договора между социумом и личностью // Вестник Института образования человека. 2012. № 2. С. 16.

38. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.

39. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования 2-е изд. (электронное). М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. 220 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/ books/587447/ (дата обращения: 20.10.2022).

References

1. Alekseev N. A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki / N. A. Alekseev;

Tjumen. gos. un-t, Tjumen. nauch. centr RAO. Tjumen': Izd-vo Tjumen. gos. un-ta, 1997. 215 s. [In Rus].

2. Badmaeva N. C. Vlijanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej: Monografija. Ulan-Udje: Izdatel'stvo VSGTU, 2004. 280 s. [In Rus].

3. Bajdenko V. I. Proektirovanie i realizacija kompetentnostno-orientirovannyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija: evropejskij opyt / V. I. Bajdenko, N. I. Maksimov, N. A. Selezneva. M.: Moskovskij gos. tekstil'nyj un-t im. A. N. Kosygina, 2012. 153 s. [In Rus].

4. Bolotov V. A. Pedagogicheskoe obrazovanie — stranicy reformirovanija / V. A. Bolotov, M. N. Kostikova. Volgograd: Peremena, 1998. 178 s. [In Rus].

5. Bondarevskaja E. V. Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija. Rostov-na-Donu: Bulat, 2000. 351 s. [In Rus].

6. Bosova L. L. Informatika. 9 klass. Itogovaja kontrol'naja rabota / L. L. Bosova, A. Ju. Bosova, N. A. Akviljanov. M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2018. 16 s. [In Rus].

7. Vvedenskij V. N. Kompetentnost' i stil' v professional'nom obrazovanii. Belgorod: IPC «Politerra», 2013. 48 s. [In Rus].

8. Verbickij A. A. Kompetentnostnyj podhod: problemy i uslovija realizacii // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2009. № 2. S. 103-111. [In Rus].

9. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija / pod red. V. V. Davydova. M.: Pedagogika, 1991. 480 s. [In Rus].

10. Davydov V. V. Teorija razvivajushhego obuchenija: monografija. M.: Intor, 1996. 544 s. [In Rus].

11. ZankovL. V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1990. 418 s. [In Rus].

12. Zeer Je. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovanija / Je. Zeer, Je. Symanjuk // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. S. 23-30. [In Rus].

13. Zimnjaja I. A. Kompetencija i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii // Uchenye zapiski nacional'nogo obshhestva prikladnoj lingvistiki. 2013. № 4 (4). S. 16-31. [In Rus].

14. Ibragimov G. I. Ocenivanie kompetencij: problemy i reshenija / G. I . Ibragimov, E. M. Ibragimova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 1. S. 43-52. Indikatory cifrovoj jekonomiki: 2021: statis-ticheskij sbornik / G. I . Abdrahmanova, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2021. [In Rus].

15. Kostenko V. Ju. Metodika diagnostiki individual'nyh osobennostej, prepjatstvujushhih samoraz-vitiju lichnosti // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2013. № 4 (54). S. 419-423. [In Rus].

16. Lednev V. S. Soderzhanie obrazovanija. M.: Vysshaja shkola, 1989. 359 s. [In Rus].

17. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1975. 304 s. [In Rus].

18. Lerner I. Ja. Problemnoe obuchenie. M.: Znanie, 1974. 64 s. [In Rus].

19. Lomakina T. Ju. Algoritm podgotovki studentov kolledzha k obnovlennoj forme gosudarstvennoj itogovoj attestacii / T. Ju. Lomakina, E. V. Povorotova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2023. № 4. S. 37-46. [In Rus].

20. Lomakina T. Ju., Tappashanova M. A., Sergeeva M. G. Fundamental'nye issledovanija instituta teorii i istorii pedagogiki. M.: RAO. S. 13. [In Rus].

21. Media ob obrazovanii i kar'ere [Jelektronnyj resurs]. URL: https://synergytimes.ru/be-aware/1-2-mln-chelovek-postupili-v-kolledzhi-rossii-v-2023-g. (data obrashhenija: 02.10.2023). [In Rus].

22. Pis'mo Departamenta gosudarstvennoj politiki v sfere srednego professional'nogo obrazovanija i professional'nogo obuchenija Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii o napravle-nii Metodicheskih rekomendacij po realizacii srednego obshhego obrazovanija v predelah os-voenija obrazovatel'noj programmy srednego professional'nogo obrazovanija dlja ispol'zovanija v rabote obrazovatel'nymi organizacijami [Jelektronnyj resurs]. URL: https://e-ecolog.ru/ docs/1HESbP2C0HYa_eCwE78du/7 (data obrashhenija: 20.10.2022). [In Rus].

23. PovorotovaE. V. Individualizirovannoe pedagogicheskoe soprovozhdenie podgotovki studentov kolledzha k obnovlennoj forme gosudarstvennoj itogovoj attestacii: algoritm realizacii // Srednee professional'noe obrazovanie. 2022. № 12 (328). S. 22-28. [In Rus].

24. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 29 oktjabrja 2013 goda № 1199 «Ob utverzhdenii perechnej professij i special'nostej srednego professional'nogo obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499056441?ysclid=lnyoucs2xt947199177 (data obrashhenija: 20.10.2022). [In Rus].

25. Rodzhers K. Stanovlenie lichnosti. Vzgljad na psihoterapiju. M.: IOI, 2017. 237 s. [In Rus].

26. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 273-FZ: prinjat Gosdumoj 21 dekabrja 2012 goda: odobren Sovetom Federacii 26 dekabrja 2012 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data ob-rashhenija: 11.02.2022). [In Rus].

27. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 1989. 488 c. [In Rus].

28. Serikov V. V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii: koncepcija i tehnologii. Monografija / V. V. Serikov; Volgogr. gos. ped. un-t. Volgograd: Peremena, 1994. 150 s. [In Rus].

29. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanija ped. sistem. M.: Logos, 1999. 271 s. [In Rus].

30. Serikov V. V. Ot znanija k dejatel'nosti: strategija razvitija sovremennogo obrazovanija i podgotovki // Vestnik Kalmyckogo universiteta. 2012. № 2 (14). S. 72-78. [In Rus].

31. Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe: monografija. M.: Logos, 2012. 447 s. [In Rus].

32. Skatkin M. N. Didaktika srednej shkoly: Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki / V V. Kraevskij, I. Ja. Lerner, M. N. Skatkin i dr. M.: Prosveshhenie, 1982. 319 s. [In Rus].

33. Slastenin V. A. Psihologija i pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po nepeda-gog. special'nostjam / V. A. Slastenin, V. P. Kashirin; Mezhdunar. akad. nauk ped. obrazovanija. 2-e izd., ster. M.: Akademija, 2003 (GUP Sarat. poligr. komb.). 477 s. [In Rus].

34. Slastenin V. A., Belovolov V. A., Il'enko E. V. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v processe professional'noj podgotovki specialista // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 11 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-spetsialista (data obrashhenija: 18.05.2022). [In Rus].

35. Talyzina N. F. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. Zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1998. 288 s. [In Rus].

36. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih za-dachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashhenija: 20.10.2022). [In Rus].

37. Hutorskoj A. V. Kompetentnostnyj podhod kak voploshhenie dogovora mezhdu sociumom i lichnost'ju // Vestnik Instituta obrazovanija cheloveka. 2012. № 2. S. 16. [In Rus].

38. Jel'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy / pod red. V. V. Davydova, V. P. Zinchenko. M.: Pedagogika, 1989. 554 s. [In Rus].

39. Jakimanskaja I. S. Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovanija 2-e izd. (jelektronnoe). M.: BINOM. Lab. znanij, 2013. 220 s. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.labirint.ru/books/587447/ (data obrashhenija: 20.10.2022). [In Rus].

Информация об авторах

Т. Ю. Ломакина—доктор педагогических наук, профессор, гл.н.с. лаборатории дидактики общего и профессионального образования Е. В. Поворотова — преподаватель

Information about the authors

T. Yu. Lomakina—Dr. Sc. (Education), Professor, Chief scientific researcher, Laboratory of Didactics of general and professional education

E. V. Povorotova — teacher

Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 17.10.2023; принята к публикации 31.10.2023. The article was submitted 02.10.2023; approved after reviewing 17.10.2023; accepted for publication 31.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.