Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4031. doi: 10.15829/1728-8800-2024-4031 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)
KS
Ä м
fäVy
РОПНИЗ
РОССИЙСКОЕ
КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Опыт реализации программы наставничества в Нижегородской области
Романова Т. Е., Карпова С. С., Дощанникова О. А.
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России. Нижний Новгород, Россия
Сохранение медицинских кадров в сфере здравоохранения посредством реализации медицинского наставничества, направленного на адаптацию будущих специалистов здравоохранения на этапе обучения в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗ), формирование профессиональной вовлеченности и компетенций корпоративного взаимодействия явилось основной задачей для коллектива ФГОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России. Проект "Медицинское наставничество" разработан и реализуется совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области. Реализация проекта направлена на повышение уровня профессиональной адаптации студентов медицинского ВУЗа и сохранение медицинских кадров в системе здравоохранения области, реализацию в медицинских и фармацевтических организациях программы наставничества в формате "врач-наставник — студент". Кроме того, интеграция системы медицинского наставничества в образовательный процесс посредством формирования индивидуальной образовательной траектории позволила усовершенствовать профессиональные компетенции, влияющие на достижение показателей, необходимых при осуществлении трудовой деятельности. Проект позволяет студенту адаптироваться в будущем коллекти-
ве, почувствовать свою значимость, а также развивать не только профессиональные, но и надпрофессиональные навыки, воспитывать и учить будущего врача "у постели больного". Ключевые слова: здравоохранение, наставничество, медицинские кадры, индивидуальная образовательная траектория, корпоративная культура, профессиональная адаптация, медицинское высшее учебное учреждение.
Отношения и деятельность: нет.
Поступила 29/03-2024 Рецензия получена 10/04-2024 Принята к публикации 26/04-2024
Для цитирования: Романова Т. Е., Карпова С. С., Дощанникова О. А. Опыт реализации программы наставничества в Нижегородской области. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(^): 4031. doi: 10.15829/1728-8800-2024-4031. EDN PEDIWT
Experience in implementing a mentorship program in the Nizhny Novgorod Oblast
Romanova T. E., Karpova S. S., Doshchannikova O. A. Privolzhsky Research Medical University. Nizhny Novgorod, Russia
Retaining healthcare personnel through the implementation of medical mentoring aimed at adapting future healthcare professionals during training at a medical school, the development of professional involvement and competencies was the main task for the team of the Privolzhsky Research Medical University. The Medical Mentoring project was developed and is being implemented jointly with the Ministry of Health of the Nizhny Novgorod Oblast. The implementation of the project is aimed at increasing the professional adaptation of medical students and retaining medical personnel in the regional healthcare system, implementing a mentoring program in medical and pharmaceutical facilities in the doctor-mentor — student format. In addition, the integration of medical mentoring system made it possible to improve professional competencies affecting the achievement of indicators necessary for working activities. The project allows the student to adapt to the future team, feel their importance, and also develop not only professional, but also supraprofessional skills, educate and teach the future doctor at point-of-care. Keywords: healthcare, mentoring, healthcare personnel, individual learning pathway, corporate culture, professional adaptation, medical school.
Relationships and Activities: none.
Romanova T. E.* ORCID: 0000-0001-6328-079X, Karpova S. S. ORCID: 0000-0002-2621-7641, Doshchannikova O. A. ORCID: 0000-00027530-8291.
'Corresponding author: [email protected]
Received: 29/03-2024 Revision Received: 10/04-2024 Accepted: 26/04-2024
For citation: Romanova T. E., Karpova S. S., Doshchannikova O. A. Experience in implementing a mentorship program in the Nizhny Novgorod Oblast. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S): 4031. doi: 10.15829/1728-8800-2024-4031. EDN PEDIWT
*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: [email protected]
[Романова Т. Е.* — к.м.н., проректор по региональному взаимодействию, и.о. зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ORCID: 0000-0001-6328-079X, Карпова С. С. — к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ORCID: 0000-0002-2621-7641, Дощанникова О. А. — ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, руководитель Центра карьеры и профессионального развития, ORCID: 0000-0002-7530-8291].
ВУЗ — высшее учебное заведение, РФ — Российская Федерация.
В последнее время потенциал наставничества неоспоримо признается и получил развитие во многих отраслях Российской Федерации (РФ). Различные государственные и общественные организации запускают разнообразные инициативы в сфере наставничества. Особенно много разработано и уже эффективно работают программы в сфере государственной службы, в образовании и некоторых направлениях здравоохранения [1-4]. Наставничество представляется как способ передачи знаний, умений, навыков молодому врачу от более опытного и знающего специалиста, оказание необходимой поддержки при обретении профессиональной идентичности и становлении в качестве профессионала в медицинской организации, и фундаментом отношений наставника и наставляемого, безусловно, является их взаимоуважение. С одной стороны, должен быть молодой специалист, заинтересованный в становлении своей профессиональной карьеры и саморазвитии, а с другой стороны — опытный врач, обладающий необходимым профессионализмом, сформированной профессиональной и личностной идентичностью [1]. В современных исследованиях, касающихся вопроса наставничества, оно представляется авторами как технология интенсивного развития личности [1, 2]. При создании программ наставничества важно учесть имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками, и разрабатывать новые, инновационные модели с учетом особенностей кадрового обеспечения региона. На сегодня одним из приоритетов в деятельности Минздрава России является формирование молодых специалистов первичного звена как уникальных специалистов, их профессиональная адаптация и интеграция на рабочем месте, особенно в медицинских организациях малодоступных и сельских территорий. В связи с этим ведутся активные поиски различных форм поддержки и наставничества в медицинских организациях и медицинских высших учебных заведениях (ВУЗ) страны в этом направлении [3-5].
Кроме того, обеспечение пациентоориенти-рованности в оказании медицинских услуг является одним из основных приоритетов в организации процесса оказания медицинской помощи в РФ. Это обуславливает необходимость повышения требований к медицинским работникам, которые должны быть высокопрофессиональными специалистами, способными быстро адаптироваться к изменениям окружающей обстановки, постоянно совершенствовать свои знания и умения. Для этого, соответственно, должны быть созданы комфортные условия для их работы, чтобы можно было
решать задачи снижения текучести кадров и обеспечения повышения квалификации медицинских работников. Эти и другие задачи в полной мере могут решаться посредством наставничества как инструмента заинтересованности и адаптации медицинских кадров к сложившейся системе здравоохранения. Известно, что конечной целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации через создание в медицинском учреждении условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации медицинских работников.
Рынок наставничества в медицинском образовании уже имеет опыт и проекты в разных странах, но в РФ, на наш взгляд, требуется развитие и системная поддержка данного направления. С целью адаптации будущих врачебных кадров в системе здравоохранения, повышения качества подготовки будущих специалистов, в Нижегородской области впервые формализован и масштабирован традиционный формат наставничества по отношению к будущим молодым специалистам здравоохранения.
Во исполнение перечня поручений Президента РФ В. В. Путина по итогам заседания Государственного Совета РФ по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023г, предлагаем к рассмотрению опыт ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России в реализации регионального проекта "Медицинское наставничество", направленного на формирование профессиональной идентичности и корпоративной адаптации обучающихся медицинского ВУЗа под руководством врача-наставника.
Проект "Медицинское наставничество" реализуется Приволжским исследовательским медицинским университетом совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области. Идея проекта появилась в связи с учащающимися случаями отказа выпускника целевого обучения от исполнения обязательств по трудоустройству или неполная отработка трудового срока, предусмотренного договором о целевом обучении. Как следствие, практическое здравоохранение несет кадровые потери, у выпускников, не исполнивших указанных обязательств, возникает новое обязательство — выплата штрафа, а образовательная организация обретает высокую нагрузку в виде проведения претензионно-исковой работы.
Суть проекта "Медицинское наставничество" заключается в том, что каждый студент-целевик закрепляется за врачом-наставником в той медицинской организации, в которой в последующем
ему предстоит работать. Врач-наставник помогает студенту погрузиться в профессиональную среду медицинской организации, знакомит его с особенностями работы, совместно обсуждает с ним клинические и организационные вопросы. Врач и студент встречаются не реже раза в месяц, и каждая встреча становится своего рода проводником в мир будущей профессии. Проект "Медицинское наставничество" позволяет будущему молодому врачу, а ныне ещё студенту, адаптироваться в медицинском коллективе, почувствовать свою значимость, активно развивать и совершенствовать профессиональные и надпрофессиональные навыки и все это под руководством опытного врача-наставника.
"Медицинское наставничество" — это первый совместный проект образовательной организации высшего образования и регионального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, в котором ВУЗ является координатором процесса профессиональной адаптации будущих специалистов здравоохранения. Для реализации проекта в договор о целевом обучении внесено дополнение в части организации наставничества в отношении обучающегося, поступающего в рамках квот целевого приема. Также впервые разработана и реализуется ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России программа дополнительного профессионального образования для подготовки врачей-наставников по актуальным вопросам реализации наставничества.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования комплексного восприятия профессии врача обучающимися медицинского ВУЗа, расширения практики персонифицированного образования и индивидуальных образовательных траекторий, формирования у студентов необходимых для будущей работы soft skills (ориентация на результат, стрессоустойчивость, сотрудничество, саморазвитие, пациентоцентричность, адаптивность), необходимостью подготовки медицинских кадров под меняющиеся условия социально-экономической сферы и потребности рынка труда. Актуальность проекта также определена высокой долей "потерянных" целевиков (>35%) за счет неисполнения лицами, обучавшимися в переделах квот целевого приема, обязательств по трудоустройству и трудовой деятельности, что обуславливает необходимость обеспечения эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку врачебных кадров, обучающихся в рамках квот целевого приема.
Целью проекта является сохранение медицинских кадров в сфере здравоохранения посредством реализации медицинского наставничества, направленного на профессиональную адаптацию будущих специалистов здравоохранения уже на этапе обучения в медицинском ВУЗе, а также формирование и поддержка высокого уровня профессиональной вовлеченности обучающегося и компетенций кор-
поративного взаимодействия под руководством врача-наставника.
Важно, что активными партнерами проекта выступают Министерство здравоохранения Нижегородской области и Министерство здравоохранения Владимирской области. Проект реализуется с октября 2022г по настоящее время и далее бессрочно, на основании действующих соглашений с региональными органами исполнительной власти (РОИВ). На сегодняшний день проект реализуется в 73 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Нижегородской области. Участниками программы наставничества являются более 1000 обучающихся целевого обучения и 370 врачей-наставников. В 2024г запланировано включение в проект 200 врачей из Владимирской и Нижегородской областей и около 500 обучающихся-целевиков указанных регионов.
Ответственные исполнители проекта выполняют конкретные закрепленные за ними функции:
1. ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России — разработка и реализация программы медицинского наставничества, продвижение проекта, координация функций участников, формирование базы наставников и наставляемых, организационное и до-кументационное сопровождение наставничества, оценка эффективности, подготовка врачей наставников, индивидуализация программы подготовки специалистов здравоохранения с учетом реальных потребностей рынка труда, создание перечня элективных дисциплин, направленных на формирование профессиональной вовлеченности студентов и базирующихся на элементах наставничества;
2. РОИВ (Министерство здравоохранения Нижегородской области) — осуществление организационно-технического, экспертно-аналитического и информационного сопровождения медицинского наставничества, привлечение для реализации процесса наставничества кадрового, интеллектуального и финансового потенциала, утверждение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации наставничества в подведомственных организациях;
3. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения Нижегородской области — предоставление базы для реализации медицинского наставничества, утверждение перечня врачей-наставников и закрепление наставляемых (студентов), формирование реестра врачей-наставников, в т.ч. потенциальных, локальное организационное и документацион-ное сопровождение наставничества, разработка системы поощрения и стимулирования врачей-наставников (рисунок 1).
ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России разработана программа дополнительного профессионального образования — программа повышения квалификации врачей-наставников "Актуальные вопросы наставничества в подготовке обучающих-
Формирование индивидуальной образовательной траектории
Рис. 1 Схема управления проектом.
ся медицинского вуза", нормативным сроком освоения 36 ЗЕ. Программа финансируется за счет средств "Приоритет — 2030", реализуется в очно-заочном формате с проведением мастер-классов, семинаров и деловых игр (контактная работа не менее 18 часов). Программа повышения квалификации представлена двумя разделами: ресурсное обеспечение наставничества и технологическое сопровождение наставничества, содержащими тематические подразделы по изучению стандарта наставничества, нормативных и методологических основ наставничества, особенностей работы с молодым поколением и возрастных особенностей развития личности, педагогических, психологических и методических основ профессиональной мотивации и реализации наставничества, самоанализа и самопрезентации наставника, совместной проектно-процессной деятельности в реализации наставничества, стратегиям эффективной коммуникации. Целью настоящей программы повышения квалификации врачей-наставников является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Данный учебный курс предназначен для непрерывного медицинского образования врачей и направлен на формирование перечня необходимых компетенций, обеспечивающих возможность широко использовать и применять на практике профессиональные знания и умения, развивать психо-
лого-педагогические и коммуникативные компетенции, взаимодействовать в рамках модели "врач — обучающийся — профессиональная среда".
Заключение
Таким образом, предложенная система медицинского наставничества в формате "врач-наставник — студент" направлена на адаптацию обучающегося медицинского ВУЗа к образовательной и профессиональной среде, формирование компетенций в области проектной и исследовательской деятельности, формирование и развитие soft skills у наставников, расширение и укрепление функционала самоуправления обучающихся, формирование когорт обучающихся и выпускников — носителей сильной профессиональной идентичности и корпоративной культуры.
Реализация в медицинских и фармацевтических организациях программы наставничества в формате "врач-наставник — студент" позволит уменьшить временные и ресурсные затраты на адаптацию молодого специалиста к условиям профессиональной среды, снизить отток врачебных кадров на этапе профессионального становления, повысить лояльность профессиональных коллективов к студентам и молодым специалистам. Интеграция системы медицинского наставничества в образовательный процесс посредством формирования индивидуальной образовательной траектории и применения технологий искусственного интеллекта приведет к целостному восприятию обучающимися процесса подготовки специалиста здравоохранения, повысит интерес к образовательному процессу и уровень вовлеченности в освоение выбранной профессии у студентов медицинских ВУЗов и пополнит их портфель профессиональных компетенций, необ-
ходимых для эффективной адаптации к условиям профессиональной среды. И, безусловно, создание узнаваемого и обладающего определенной профессиональной репутацией образа врача, строящегося на основе профессиональных навыков, личных качеств, транслируемых идей и ценностей, определит новые подходы к использованию собственных знаний, профессиональное совершенствование и личностный рост, формирование личного наследия, личного бренда врача-наставника.
Дополнительно представляем комплекс предложений по развитию практик наставничества в сфере здравоохранения и медицинского образования, способствующих реализации перечня поручений Президента РФ В. В. Путина по вопросам повышения роли и престижа педагога и наставника:
— предусмотреть возможность работодателям осуществлять материальное стимулирование работников, реализующих наставничество, с применением персональных повышающих коэффициентов в системе оплаты труда наставника (в зависимости от количества наставляемых, стажа работы в качестве наставника, результатов работы с наставляемым) за счет средств ФФОМС, а также средств от иной приносящей доход деятельности;
— организовать проведение обучающих курсов (семинаров) федерального уровня для наставников, в т.ч. курирующих деятельность врачей-стажеров, с особым акцентом на очный формат обучения, при непосредственном участии межвузовских образовательных кластеров, в т.ч. с использованием Цифровой образовательной платформы "Будущий врач", которая разработана нашим ВУЗом;
— сформировать на федеральном уровне профессиональное сообщество наставников в сфере здравоохранения и его представительство в каждом
Литература/References
1. Sinyagina NYu, Rayfshnayder TYu. Mentoring in the Russian education system. M.: Rybakov Fond, 2016. p.153. (In Russ.) Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т. Ю. Наставничество в системе образования России. М.: Рыбаков Фонд, 2016. с. 153.
2. Burdastova YuV, Nenakhova YuS, Alikperova NV, et al. New models of mentoring in healthcare as a way to improve the professional competencies of medical workers. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2022;15(3):69-79. (In Russ.) Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Аликперова Н. В. и др. Новые модели наставничества в здравоохранении как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(3):69-79. doi:10.26794/ 1999-849X 2022-15-3-69-79.
3. Sovtsov SA, Fedorov AV, Tariverdiyev ML. Mentoring in surgery as a form of continuing medical education. Nepreryvnoye meditsinskoye obrazovaniye i nauka. 2018;(13)2:41-3. (In Russ.) Совцов С.А., Федоров А. В., Таривердиев М. Л. Наставничество в хирургии, как одна из форм непрерывного медицин-
регионе РФ. Разработать перечень квалификационных требований, предъявляемых к наставникам, с учетом формата наставничества, а также обеспечить методологическое обеспечение наставничества на высоком организационно-методическом уровне. Размещать информацию о выдающихся личностях сферы здравоохранения и их опыте наставничества ("Школа профессора Х"), предоставив возможность выбора наставника целевой аудиторией и возможность непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого на платформе "Будущий врач";
— проводить работу по повышению статуса наставника, тиражировать экспертное мнение, лучшие практики ВУЗов и регионов по реализации наставничества, в т.ч. посредством цифровой платформы "Будущий врач";
— разработать курсы по формированию навыков эффективного наставничества для специалистов здравоохранения, преподавателей и обучающихся медицинских ВУЗов, предусмотрев их включение в программы повышения квалификации руководителей и работников медицинских организаций, а также осуществить пересмотр профессиональных образовательных стандартов с включением в перечень профессиональных компетенций компетенции наставничества (нормативные и методологические основы наставничества, педагогические, психологические, коммуникативные и методические основы реализации наставничества, особенности совместной проектно-процессной деятельности в реализации наставничества).
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
ского образования. Непрерывное медицинское образование и наука. 2018;(13)2:41-3.
4. Rodoman GV, Sumedi IR, Vlaskina SG. Mentoring as an effective mechanism for continuing medical education. Khirurg. 2017;1:44-9. (In Russ.) Родоман Г. В., Сумеди И. Р., Власкина С. Г. Наставничество как эффективный механизм непрерывного медицинского образования. Хирург. 2017;1:44-9.
5. Romanov SV, Rodina AA, Abayeva OP. Justification of the need to create a system for monitoring the training of students studying in the target area as a component of personnel planning for a medical organization in the FMBA system of Russia. Medi-tsina ekstremal'nykh situatsiy. 2018;20(2):166-71. (In Russ.) Романов С. В., Родина А. А., Абаева О. П. Обоснование необходимости создания системы мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению как составляющей кадрового планирования медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2018;20(2):166-71.