НЕФОРМАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО «ХАСЭ ВРАЧЕЙ» КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРКЕССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ
Ханиев А.А.1, Губжокова Д.М.2, Гетигежева Е.А.3
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, Российская Федерация
2 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт глазных болезней имени М.М. Краснова», 119021, г. Москва, Российская Федерация
3 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация
Изменения в медицинском образовании и в общественном здравоохранении актуализируют кадровые вопросы. Перспективным решением является развитие института наставничества. Рассмотрение и исследование положительных примеров помогут молодым врачам-специалистам в их профессиональном пути. Цель научного исследования - показать положительный опыт наставничества «Хасэ врачей» как пример профессионального развития, становления и адаптации молодых врачей посредством передачи ценностей черкесской культуры.
Материал и методы. Качественное социологическое исследование 10 молодых врачей, прошедших через наставничество.
Результаты и обсуждения. Все респонденты отмечают положительный опыт, улучшение коммуникативных навыков и общения, теоретической подготовки и профессиональных медицинских навыков.
Заключение. Наставничество может рассматриваться как модель образования, профессионального роста и развития молодых врачей в здравоохранении.
Ключевые слова:
медицинское
образование;
клиническая
ординатура;
кадровая политика,
наставничество;
черкесы
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ханиев А.А., Губжокова Д.М., Гетигежева Е.А. Неформальное наставничество «Хасэ врачей» как способ трансляции ценностей черкесской культуры в профессиональном развитии молодых врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 75-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-75-83 Статья поступила в редакцию 17.02.2023. Принята в печать 23.05.2023.
INFORMAL MENTORING BY "KHASE DOCTORS" AS A WAY OF TRANSLATING THE VALUES OF CIRCASSIAN CULTURE IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG DOCTORS
Khaniev A.A.1, Gubzhokova D.M.2, Getigezheva E.A.3
1 National Research University "Higher School of Economics", 101000, Moscow, Russian Federation
2 M.M. Krasnov Research Institute of Eye Diseases, 119021, Moscow, Russian Federation
3 Pirogov Russian National Research Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation
Changes in medical education and public health are bringing human resources Keywords: issues up to date. A promising solution is the development of the institution medical education; of mentoring. Consideration and research of positive examples can help young clinical residency; medical professionals in their professional journey. The aim of the research human resources study was to show the positive experience of mentoring "Khase doctors" as policy; mentoring; an example of professional development, formation and adaptation of young circassians doctors through the transmission of values of Circassian culture. Material and methods. A qualitative sociological survey of ten young doctors who underwent mentoring.
Results and discussion. All respondents noted positive experiences, improved communication and communication skills, theoretical training and professional medical skills.
Conclusion. Mentoring can be seen as a model for education, professional growth and development of young doctors in health care.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Khaniev A.A., Gubzhokova D.M., Getigezheva E.A. Informal mentoring by "Khase doctors" as a way of translating the values of Circassian culture in the professional development of young doctors. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 11 (2): 75-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-75-83 (in Russian) Received 17.02.2023. Accepted for publication 23.05.2023.
Концепция наставничества взята из греческого мифа: «Одиссей уходит, чтобы сражаться в Троянской войне, а его друг Ментор остается, чтобы направлять и развивать Телемаха, сына Одиссея, от юности к зрелости» [1].
Можно определить наставничество как процесс, при котором опытный, пользующийся большим уважением человек (наставник) направляет другого человека (наставляемого) в развитии,обучении, личном и профессиональном росте [2].
Та же тематика раскрывается в черкесском морально-этическом мировоззренческом кодексе «адыгагъэ» (адыгство), где ключевым элементом являются наставление и воспитание молодого человека на основе гуманизма и нравственности, развития ценностного сознания и социальной ответственности [3]. В этической системе адыгов пять неизменных ценностей: «ц1ы-хугъэ» - человечность; «нэмыс» - уважение; «акъыл» - разум; «л1ыгъэ» - благородство; «напэ» - совесть [4]. Соблюдение черкесской
этики и передача опыта старших младшим созвучна преемственности поколений медицинских работников [4, 5]. Поскольку культура является важным фактором, влияющим на поведение человека, культурное влияние на наставничество очевидно [6]. В системе черкесской культурной этики люди следуют общечеловеческим нормам, где ключевой является идея давать блага в поддержку общества и благополучия людей, не ожидая выгоды взамен [3, 4].
Характеристики и навыки, необходимые для эффективного наставничества, включают способность общаться с сочувствием, состраданием и уважением; честность и способность устанавливать и поддерживать доверительные отношения [7].
Наставничество может варьироваться от индивидуального до командного, от формального до неформального, от коллегиального до иерархического, от локализованного до дистанционного и др. [8].
Учитывая важность наставничества для врачей в условиях глобализации общества, понимание особенностей национальных культур помогает обеспечить культурно-эмоциональное наставничество и вносить вклад в развитие медицины и образования [6].
Развитие института наставничества в системе государственного здравоохранения представляет собой один из наиболее перспективных инструментов развития трудового потенциала сотрудников, поэтому ему уделяется все более пристальное внимание со стороны организаторов здравоохранения. Наставничество является составной частью кадровой политики, способом воспитания и обучения медицинских работников в медицинских организациях [9].
В последние годы Минздрав России уделяет большое внимание развитию различных систем наставничества, в частно-
сти была введена денежная надбавка медицинским работникам, осуществляющим функции наставника в отношении молодых специалистов [5]. Также в рамках пилотного проекта по апробации наставничества в отечественном здравоохранении с 2021 г. работает больше 500 врачей-наставников в 13 различных регионах. Минздрав России собирает и анализирует актуальную информацию о лучших практиках в стране [10].
Эффективное наставничество помогает подопечным полностью раскрыть свой потенциал, создавать и распространять новые знания, стимулировать позитивные институциональные изменения и наращивать местный потенциал. Преимущества эффективного наставничества распространяются на систему здравоохранения и могут привести к повышению качества клинической помощи в условиях ограниченных ресурсов [7].
Цель этого исследования заключалась в обзоре положительного опыта неформального наставничества «Хасэ врачей» как одной из эффективных практик профессионального развития молодых медицинских кадров через трансляцию ценностей черкесской культуры.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Качественное социологическое исследование - 10 глубинных интервью молодых врачей с 1 февраля по 31 марта 2023 г., прошедших через наставничество.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Российская Федерация включает 89 субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов [6, 11]. Наставники и молодые врачи были из трех регионов: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея,- этнически близкие и имеющие
г. Москва
%
1 {
С
Карачаево-Черкесская Республика
Н^ ---
к Кабардино-Балкарская Республика
Рис. 1. География регионов на карте Российской Федерации [11, 12]
одинаковые культурные черкесские (адыгские) ценности (рис. 1) [3, 4].
Врачи-наставники были ведущими специалистами в нейрохирургии, стоматологии, офтальмологии,хирургии,урологии, эндокринологии и др. Среди них 2 доктора медицинских наук, 4 кандидатов медицинских наук, 8 врачей высших категорий. Все наставники практиковали в ведущих медицинских организациях Москвы.
В процессе научного исследования была проведена серия глубинных интервью 10 молодых врачей с 1 февраля по 31 марта 2023 г., прошедших через наставничество. Респонденты отвечали на 8 вопросов.
На вопрос об опыте прохождения наставничества, о приобретенных компетенции и навыках респонденты ответили по-разному.
• Опыт наставничества очень помогает. Молодому врачу без опыта тяжело найти работу, программа дает возможность овладеть необходимыми навы-
ками и избавиться от многих страхов. Мой наставник наглядно объяснял суть и последовательность проводимых манипуляций, объяснил важность налаживания коммуникации с пациентами. Мне очень понравилось взаимодействовать с моим наставником. Во время наставничества я посещала зуботех-ническую лабораторию и научилась отливать гипс, моделировать анатомию зуба из воска, увидела всю работу. Все приобретенные мною навыки в дальнейшем понадобятся в моей профессиональной деятельности. Я считаю, что мне очень повезло поучаствовать этом проекте, так как наставничество дало мне бесценный практический и теоретический опыт. Также удалось организовать семинар-конференцию. Наставник помогла мне в подготовке моей темы для семинара, направляла меня на более интересное представление материала. Было много
практической составляющей: утренние осмотры пациентов, изучение их истории болезни, функциональная диагностика, помощь медсестрам, общение с пациентами.
Не бояться общаться с пациентом, пробовать использовать новое современное медицинское оборудование, спрашивать и взаимодействовать со старшими коллегами врачами-наставниками. Уникальность данного проекта заключается в создании условий для личностного и профессионального роста молодых участников. Отправляя заявку, не знала, что меня ждет, но была уверена, что опыт будет полезным и нужным для будущего. За время прохождения наставничества я увидел, что такое работа врача изнутри, как положительные, так и отрицательные аспекты данной работы. Уже подходит время, когда стоит назначить какой-то вектор развития и смотреть в его сторону, данный проект дал мне такую возможность, благодаря чему я оцениваю свой опыт, конечно же, положительно.
30,0%
70,0%
ф Мужской О Женский
Рис. 2. Половой состав респондентов исследования
Мне очень понравилось. Изучила особенности специальности на практике. Научилась работать с ангиографом, разобралась в инструментарии, технике катетеризации сосудов. Я думаю, проект интересен и уникален тем, что состоит из возможности бок о бок работать и учиться со специалистами высокого уровня, общаться с ними в неформальной обстановке, где можно изучить все интересующие тебя момен-
5
0
19 20 21
Рис. 3. Возрастной состав респондентов исследования
22 Годы
4
3
2
ты и тонкости своей медицинской специальности.
На вопросы «В чем положительные стороны?» респонденты ответили так:
• Появляется возможность поприсутствовать на клинических приемах. Для меня важно было научиться взаимодействовать с врачом и пациентом. Наставник объяснил мне базовые аспекты, необходимые для того, чтобы работать ассистентом. Я смогла преодолеть свой внутренний страх. Также было очень интересно присутствовать на различных операциях в смежной специальности - в хирургии. Мы взаимодействовали с пациентами с полной и частичной адентией. Устанавливали виниры, а также проводили терапевтическое лечение. Я разобрала и запомнила адгезивный протокол, что очень помогло мне, когда я устраивалась на работу.
• Положительные стороны в том, что есть практика для молодого врача. Возможность общения и поддержки от высокоспециализированного наставника, уникальность в индивидуальной работе
10,0%
® Стоматология ф Офтальмология О Терапия О Рентгенхирургия О Педиатрия О Урология ф Сердечно-сосудистая хирургия Рис. 5. Специализация молодых врачей
10,0%
10,0%
80,0%
ф КБР О КЧР О Адыгея
Рис. 4. Регионы респондентов исследования КБР - Кабардино-Балкарская Республика; КЧР - Карачаево-Черкесская Республика.
с врачом-наставником с общими интересами.
Возможность стать участником взаимодействия врача и пациента наяву, получить практические навыки. Есть возможность попробовать себя в разных специальностях, перенять опыт старших коллег, данный проект уника-
Резюме молодых врачей о наставничестве
Опыт прохождения наставничества, приобретенные компетенции и навыки Медицинский опыт, навыки и компетенции в различных областях здравоохранения, коммуникативные навыки общения врача и пациента, принципы этики, деонтологии, субординации и др.
Положительные стороны Практический опыт взаимодействия врача и пациента, опыт передачи информации и знаний через неформальную обстановку
Отрицательные стороны В целом нет
Возможные изменения для дальнейшего развития План взаимодействия молодых врачей, наставников и медицинских организаций. Увеличение направлений и специальностей, количества врачей-наставников, времени прохождения
лен тем, что он дает молодым врачам возможность познакомиться со специалистами своего дела, которые направят, помогут и поделятся своим опытом.
• Практика в отделении позволяет понять, насколько тебе близка та специальность, которую ты выбрал.
• Программа для меня получилась очень насыщенной, превзошла мои ожидания. Я попробовала и получила бесценный опыт и багаж новых знаний от своего наставника.
На вопрос «В чем отрицательные стороны?» респонденты ответили, что в целом нет отрицательных сторон, но есть некоторые ограничения со стороны руководства медицинских организации и возможные временные ограничения.
На вопрос о возможных изменениях для дальнейшего развития респонденты сошлись во мнении, что необходимо определить план активного взаимодействия молодых врачей, наставников и медицинских организаций, добавить больше направлений и специальностей, количество врачей-наставников и больше времени прохождения. Обобщенные результаты представлены в таблице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наставничество способно изменить траекторию индивидуальной карьеры и сформировать профессиональную идентичность.
Наставничество полезно для наставников, подопечных и медицинских организаций, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, которые сталкиваются со сложным бременем болезней, нехваткой навыков и ресурсов.
В условиях ограниченных ресурсов наставничество может укрепить потенциал молодых врачей, повысить уверенность в будущей работе, а также привить культуру непрерывного обучения.
Национальная культура влияет на наставничество, неформальное наставничество представляет собой ценную альтернативу. Оно с большей вероятностью будет эффективным, если наставники и подопечные придерживаются схожих ценностных взглядов. Отношения наставничества способствуют эмоциональной, когнитивной и духовной трансформации при условии, что наставники и подопечные имеют общие убеждения и идеи.
Развитие института наставничества является успешной практикой и положительным трендом во многих странах, который можно будет использовать в Российской Федерации.
Авторы выражают благодарность и признательность: Агирбову Юрию Исуфо-вичу - д-ру эконом. наук, проф. РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, председателю совета старейшин черкесов г. Москвы; Кумпилову Мурату Каральбиевичу - главе Республики
Адыгея; Хапсирокову Мурату Крым-Герие-вичу - члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителю от законодательного органа государственной власти Республики Адыгея, члену партии «Единая Россия»; Семеновой Жанне Борисовне - д-ру мед. наук, гл. внештатному детскому специалисту-нейрохирургу, руководителю отделения нейрохирургии и нейротравмы ГБУЗ «НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДЗМ».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ханиев Анзор Анатольевич (Anzor A. Khaniev)* - врач-стоматолог, магистр программы «Управление и экономика здравоохранения», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация E-mail: aakhaniev0edu.hse.ru https://orcid.org/0000-0002-3072-4144
Губжокова Данетта Маратовна (Danetta M. Gubzhokova) - врач-ординатор программы «Офтальмология» ФГБНУ «НИИГБ им. М.М. Краснова», Москва, Российская Федерация E-mail: gubzhokovaO6O90icloud.com https://orcid.org/0000-0001-9672-3542
Гетигежева Екатерина Артуровна (Ekaterina A. Getigezheva) - студент IV курса педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация
E-mail: yekaterinagetigezheva0gmail.com https://orcid.org/0009-0001-0777-7010
ЛИТЕРАТУРА
1. Bauchner H. Mentoring clinical researchers // Arch. Dis. Child. 2002. Vol. 87, N 1. P. 82-84. DOI: https://doi. org/10.1136/adc.87.1.82 PMID: 12089136; PMCID: PMC 1751133.
2. Prasad S., Sopdie E., Meya D., Kalbarczyk A., Garcia P.J. Conceptual framework of mentoring in low- and middle-income countries to advance global health // Am.J. Trop. Med. Hyg. 2019. Vol. 100, N 1. Suppl. P. 9-14. DOI: https://doi. org/10.4269/ajtmh.18-0557
3. Кубашичева Л.Н. Человек и его воспитание в народной педагогике адыгов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 8. С. 61-65.
4. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик : Эль-фа, 1999. 96 с.
5. Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохранения / О.А. Александрова, Н.В. Аликперова, Ю.В. Бурдастова и др. Москва : Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2020. 40 с.
6. Obara H., Saiki T., Imafuku R., Fujisaki K., Suzuki Y. Influence of national culture on mentoring relationship: a qualitative study of Japanese physician-scientists // BMC Med. Educ. 2021. Vol. 21, N 1. P. 300. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12909-021-02744-2 Epub 2021 May 25.
*Автор для корреспонденции.
7. Hamer D.H., Hansoti B., Prabhakaran D. et al. Global health research mentoring competencies for individuals and institutions in low- and middle-income countries // Am.J. Trop. Med. Hyg. 2019. Vol. 100, N 1. Suppl. P. 15-19. DOI: https://doi. org/10.4269/ajtmh.18-0558
8. Alidina S., Sydlowski M.M., Ahearn O. et al. Implementing surgical mentorship in a resource-constrained context: a mixed methods assessment of the experiences of mentees, mentors, and leaders, and lessons learned // BMC Med. Educ. 2022. Vol. 22, N 1. P. 653. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03691-2 Epub 2022 Aug 31.
9. Ненахова Ю.С. Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021. № 1-2. С. 3-11.
10. Интернет сайт «Медвестник». URL: https://medvestnik.ru (дата обращения: 01.03.2023].
11. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023].
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Москва. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2023].
REFERENCES
1. Bauchner H. Mentoring clinical researchers. Arch Dis Child. 2002; 87 (1): 82-4. DOI: https://doi.org/10.1136/ adc.87.1.82 PMID: 12089136; PMCID: PMC 1751 133.
2. Prasad S., Sopdie E., Meya D., Kalbarczyk A., Garcia P.J. Conceptual framework of mentoring in low- and middle-income countries to advance global health. Am J Trop Med Hyg. 2019; 100 (1 suppl): 9-14. DOI: https://doi.org/10.4269/ ajtmh.18-0557
3. Kubashicheva L.N. Man and his upbringing in the folk pedagogy of the adygs. Nauchno-metodichrskiy elektronniy zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodological Electronic Journal «Concept»]. 2014 (8): 61-5. (in Russian]
4. Bgazhnokov B. Kh. Adyghe ethics. Nal chik: El'-fa, 1999: 96 p. (in Russian)
5. Atlas of the best Russian mentoring practices in the field of healthcare. In: State Budgetary Institution of the City of Moscow «Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management of the Department of Healthcare of the City of Moscow». O.A. Aleksandrova, N.V. Alikperova Yu.V. Burdastova, et al. Moscow, 2020: 40 p. (in Russian)
6. Obara H., Saiki T., Imafuku R., Fujisaki K., Suzuki Y. Influence of national culture on mentoring relationship: a qualitative study of Japanese physician-scientists. BMC Med Educ. 2021; 21 (1): 300. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02744-2 Epub 2021 May 25.
7. Hamer D.H., Hansoti B., Prabhakaran D., et al. Global health research mentoring competencies for individuals and institutions in low- and middle-income countries. Am J Trop Med Hyg. 2019; 100 (1 suppl): 15-9. DOI: https://doi.org/10.4269/ ajtmh.18-0558
8. Alidina S., Sydlowski M.M., Ahearn O., et al. Implementing surgical mentorship in a resource-constrained context: a mixed methods assessment of the experiences of mentees, mentors, and leaders, and lessons learned. BMC Med Educ. 2022; 22 (1): 653. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03691-2 Epub 2022 Aug 31.
9. Nenakhova Yu.S. Formation of the regulatory framework of mentoring in healthcare. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Problems of Standardization in Health Care]. 2021; (1-2): 3-11. (in Russian)
10. Medvestnik website. URL: https://medvestnik.ru (date of access March 01, 2023). (in Russian)
11. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020]. In: Official Internet portal of Legal Information. URL: http://www. pravo.gov.ru (date of access March 01, 2023). (in Russian)
12. Federal State Statistics Service (Rosstat). Moscow. URL: https://rosstat.gov.ru/ (date of access March 01, 2023). (in Russian)