2008 Философия. Социология. Политология №3(4)
УДК 1.009.(100)
Е.П. Тихонова
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ КЛУБА «МИР БЕЗ ГРАНИЦ»
В глобализированном мире специфическое значение приобретает туризм как явление межкультурного общения. Преподавание культурологии в ИИК ТГУ сочетает теоретическое изучение культуры с практикой культурного туризма, которая реализуется через научно-практический проект «Мир без границ».
Ключевые слова: туризм, социокультурный проект.
Постиндустриальная эпоха характеризуется определенной парадоксальностью: культурная парадигма постмодерна утвердила «деконструкцию» упорядоченного моделирования картины мира, ценность антиномичности как бытийного момента существования мысли и одновременное взаимодействие альтернативных онтологий. Культура изменила парадигму развития эпохи. Стремление к универсальным нормам - образцам, ценность научных знаний и функциональная определенность социальных структур сегодня преодолены культурной гетерогенностью, разнообразием информационных технологий и коммуникативностью социального бытия.
Развитие высоких технологий, уплотнение и увеличение масштабов информационных потоков, расширение ресурсного поля коммуникации трансформируют социальные структуры общества. Информационно-знаковая культура формирует особую жизненную среду существования человека, которая требует быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни. В подобной подвижнодинамичной ситуации новейшего времени вырабатывается особый тип социальности, он полагает в качестве исходных параметров самоорганизации индивидуально-общественного бытия, во-первых, возможность альтернативного выбора новых жизненных стратегий; во-вторых, вариативность развития человека. Таким образом, позитивный потенциал поликультурализма современной эпохи заключен в разрушении или изменении привычных схем и стереотипов мышления.
Поликультурное общество, признавшее онтологическую доминанту языкового плюрализма, выдвинуло новые требования к выработке посттрадици-онных концепций образования. Каково предназначение образования в системе постмодернистской культуры? «Ломка» и «демонтаж» дисциплинарного типа социальности изменили приоритетные цели образования - базового механизма социализации личности. В современной культуре образование необходимо для развития навыков адаптации человека к новым условиям жизненной среды и умения ориентироваться во фрагментарном, постоянно меняющемся мире. Оно является инструментальной базой вхождения человека в систему социокультурных взаимодействий, позволяет обновлять культурный ресурс и смысловые запасы знаково-символической памяти человека. Образование двойственно по своей сути. Во-первых, в своей содержательной основе оно помогает человеку работать с познавательными образами и «распаковы-
вать» множественные смыслы, получая необходимую для жизни информацию. Во-вторых, функционально образование выступает инструментальным языком, который закрепляет в сознании человека различные практики и схемы мыследеятельности.
Можно сделать вывод о том, что образование выступает сущностной основой человеческой жизни. Образование есть способ человеческого бытия, который отражает кардинальные изменения социальности, типа коммуникации и способа мышления человека. Образование включает индивида - социального субъекта и личность в пространство диалога, в горизонте которого позиция каждого человека расширяется до бытийственности - до обретения осмысленности выбора своей жизни.
Феномен образования в современной информационной культуре можно охарактеризовать как основной механизм вхождения человека в коммуникативное пространство полиязыкового общения. Причем культурный потенциал образования заключен не в трансляции системы предметного знания - конкретного материала и в исключительном развитии навыков профессиональной компетенции специалиста. Сущность образования связана с погружением личности в коммуникативное поле вариативных взаимодействий через использование различных языковых практик. Владение языком необходимо для свободной ориентации в культурной среде и развитии навыков определенного типа мышления. Теоретическая ценность образования заключена в мобилизации интеллектуальных ресурсов, приобретении и развитии навыков системного, междисциплинарного мышления. Практическая значимость образования выражена в развитии способности социокультурной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей реальности.
Таким образом, посттрадиционная концепция образования может быть основана на следующих системообразующих принципах: во-первых, образование сопряжено с проектной деятельностью; во-вторых, оно предполагает междисциплинарные исследования; в-третьих, - инновационность и открытость множеству (подчас альтернативных) образовательных стратегий, практик и методик обучения.
Концепция развития современного университета предполагает выбор приоритетной цели современного университетского образования. Подобной целью выступает не знание и не владение информацией, но формирование мыслящей личности, способной к свободному коммуницированию в разных сферах и в разных языковых полях. Университет сегодня является социокультурным инкубатором, который «взращивает» молодое поколение востребованных людей. В молодежной субкультуре университета формируется социальный тип востребованной личности, характерный для современной информационно-языковой культуры. Это уверенный, умный и успешный человек. Он не просто специалист, получивший все необходимые знания и навыки профессиональной компетентности, но и успешно прошёл основные этапы социализации (приобщение к базовым ценностям и практикам мышления), приобрел навыки свободной и самостоятельной социокультурной ориентации в меняющемся и плюральном мире. Культурный потенциал университета в том, что он создает необходимые условия, в которых формируется социокультурный тип мыслящего человека. Человек мыслящий - личность, способная
думать, самостоятельно принимать решения в изменяющихся социальных обстоятельствах и вырабатывать ответственную жизненную позицию.
Можно говорить о том, что современный человек нуждается в расширении образовательного ресурса: получение профессиональных знаний требует повышения культурного уровня и развития коммуникативных навыков, необходимых для социальных взаимодействий. В современном поликультурном обществе университет помогает человеку развить навыки трех типов компетенции -коммуникативной, языковой, образовательной, которые могут выступать основными формами личностного целеполагания. Новый тип социальности вырабатывает новые требования к образовательной деятельности: выбор инновационных методик и средств образования совмещается с проектной деятельностью и с междисциплинарным подходом к обучению. «Проектная культура есть та среда, в которой реализует себя образование. Идея проектности... делает его ответственным за формирование исходной. полионтологичности мышления. Образование может и должно способствовать формированию мышления, направленного на конструирование новых нестандартных моделей построения будущего в различных сферах культуры и социальности» [1. С. 88].
Проявлением инновационности и междисциплинарного подхода в классическом университете является использование в процессе обучения нестандартных моделей и форм образования. Подобными формами могут быть научные школы и сообщества, исследовательские площадки, осуществляющие проектную деятельность, и клубы. В клубной работе заключен потенциал инновационной практики обучения, так как в данной форме работы преподавателя и студентов практика образования раскрывается как со-бытие коммуникации - «живой ток» общения двух сознаний, в ходе которого происходит обмен личностно-осмысленными знаниями, вопросами и ответами.
Подобным пробным опытом инновационной образовательной деятельности является опыт реализации культурологического проекта создания в 2005 г. общественного клуба «Мир без границ» в Томском государственном университете. Работа клуба нацелена на расширение культурного кругозора, художественно-эстетическое развитие и приобщение молодежи к миру искусства. «Мир без границ», согласно культурологическому проекту, был создан как межфакультетский клуб ТГУ: в работе клуба могут принимать участие все желающие: сотрудники, преподаватели и студенты ТГУ.
Основными направлениями работы клуба являются следующие сферы совместной социокультурной деятельности: 1. Вольный гуманитарный семинар по истории мирового искусства «Эволюция западноевропейской живописи». 2. Знакомство с художественной средой Томска и практиками эстетического мышления. В данном ключе работа клуба направлена на посещение выставок художественного музея и артгалерей города, посещение театральных гостиных, организацию встреч с творческими людьми Томска. 3. Культурно-образовательный туризм - организация коллективных путешествий студентов и преподавателей ТГУ в целях знакомства с мировой и отечественной культурой.
Одним из самых интересных направлений работы клуба «Мир без границ» выступает организация экскурсионно-образовательных туров по Европе с отдыхом на море. 21 июля 2006 г. стал знаменательным днем, открывшим пер-
вую страницу собственной истории клуба. Группа, объединившая 30 человек с разных курсов и разных факультетов, - историки, культурологи, политологи, психологи, социологи и юристы, - за 15 дней лета побывали в 5 европейских странах - Германии, Испании, Италии, Польше и Франции. Студенты и сотрудники университета выбрали для своего первого путешествия культурнопознавательный тур «Париж - Испания — отдых на Средиземном море». Группа ТГУ побывала в Варшаве, Берлине, Париже, Барселоне, Венеции и Дрездене. Это путешествие помогло открыть безграничность, красоту и радость общения с миром.
Во-первых, все мы получили яркие впечатления и новые знакомства. Краски лета переплелись со сказкой странствий, в которой были сохранены незабываемые ощущения, ведь каждый из нас стал непосредственным участником всех событий. В поездке мы «покорили» вершину Рейхстага в Берлине; поднялись на Эйфелеву башню; танцевали на рыцарском турнире в Испании и катались на гондолах по каналам Венеции. Во-вторых, в путешествии по Европе каждый из нас прикоснулся к миру красоты - мы побывали в знаменитых музеях и познакомились с шедеврами мировой культуры. В Берлине, в Музее Востока, мы видели портретный бюст египетской царицы Нефертити и Пер-гамский алтарь. В Париже бродили по лабиринтам Лувра: любовались Джокондой, Венерой Милосской и Никой Самофракийской. В Испании нас покорил собор Саграда Фамилия знаменитого архитектора Гауди и музей Сальвадора Дали в городке Фигерес. В Дрезденской галерее мы «кожей и нутром» ощутили всю величественность «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. В-третьих, в этом двухнедельном путешествии все мы подружились. Студенты и преподаватели ТГУ разных возрастов и разных факультетов нашли общие темы для разговоров и интересного общения. Мы превратились в единую группу путешественников. Это путешествие, пути-дороги по Европе расширили наше восприятие мира. Мир стал ярким и многообразным, в его образе появились неизвестные нам ранее звуки, слова и цвета. Это было настоящее счастье -видеть, понимать и чувствовать знакомый и привычный мир в новом масштабе - «мир впервые». Произошло обыкновенное чудо - мозаика бесконечной красоты и художественной гармонии мира познакомила нас с разными культурными эпохами и именами. На практике через погружение в различные сферы социокультурной деятельности студенты закрепили теоретические знания, полученные на лекционных, аудиторных занятиях.
Работа клуба «Мир без границ» направлена на развитие навыков креативного художественного мышления и успешного прохождения этапов социализации университетской молодежи. В данном ключе основными задачами работы клуба выступают: во-первых, развитие навыков междисциплинарного образования и межкультурной коммуникации; во-вторых, освоение художественнокультурной среды, в целях развития личности; в-третьих, формирование молодежной университетской диаспоры креативно мыслящих людей. В работе клуба «Мир без границ» использованы нестандартные методы образовательной деятельности и общения преподавателя со студентами: вольный гуманитарный семинар, проектные занятия, занятия-тренинги, предполагающие погружение в определенные сферы творческой среды города, внеаудиторные занятия - интерактивные встречи с людьми искусства, ролевые игры.
Инновационность клубной работы в образовательном процессе университета представлена в трех основных спектрах: 1. Пересечение образовательных и культурно-воспитательных методик общения преподавателя и студента (студент в данной концепции выступает не просто предметным специалистом, но самостоятельной личностью). 2. Развитие креативного мышления и закрепление знаний и образовательных навыков во внеаудиторной интерактивной форме - музейная практика, организация театральных гостиных и путешествия. 3. Развитие мотивации молодежи к получению знаний и коммуникативной общеобразовательной компетенции вне системы стереотипного «школьного поощрения» (без проставления оценок).
В мае 2008 г. клуб «Мир без границ» выступил с инициативой организации и исполнения авторского социокультурного проекта «Дети и будущее -дети и сохранение культуры». Данный проект был посвящен Международному дню защиты детей. Студенты клуба «Мир без границ» организовали проведение увлекательного костюмированного праздника, посвящённого традициям и обычаям русского народа. Этот праздник был проведен 2 июня 2008 г. для выпускных групп в детских садах университета. Студенты в интерактивной форме живого диалога и взаимодействия с детьми рассказали и красочно инсценировали весенне-летние праздники славян: семик и русальная неделя, день Ивана Купалы и Ильин день. Взрослые, студенты и дети вместе пели, водили хороводы и были непосредственными участниками народных игр - поиска папоротника, прыжков через купальский костер и ручейка с лентами. В завершении праздника все познакомились с национальной едой русских людей -блинами, кашей и пирогами.
Подобные социокультурные проекты интересны и важны для студентов как междисциплинарные исследования, так как для реализации творческих программ необходимо погружение в разнообразный материал с использованием различных образовательных методик. В данном проекте для представления национального образа русской культуры студентам предстояло использовать знания по истории, культурологии, лингвистике, религиоведению и этнографии в их синтезе.
Комплексный подход к изучению предмета и системное междисциплинарное исследование углубляют знания и расширяют границы образовательной деятельности личности, которые необходимы для успешного прохождения основных этапов социализации и приобретения различных форм компетентности. Успешная социализация молодежи, развитие профессиональной культуры мышления и соответствующей формы компетенции специалиста, навыки свободной поликультурной коммуникации выступают основой самоопределения человека и являются залогом востребованности данной личности в современном обществе.
Литература
1. Очерки теории и истории культуры ХХ века. Томск, 2007.