Научная статья на тему 'Опыт реализации междисциплинарного культурологического проекта создания клуба «Мир без границ»'

Опыт реализации междисциплинарного культурологического проекта создания клуба «Мир без границ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / TOURISM / SOCIAL-CULTURAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Евгения Петровна

В глобализированном мире специфическое значение приобретает туризм как явление межкультурного общения. Преподавание культурологии в ИИК ТГУ сочетает теоретическое изучение культуры с практикой культурного туризма, которая реализуется через научно-практический проект «Мир без границ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF INTERDISCIPLINARY CROSCULTURAL PROJECT OF CONSTRUCTION CLUB «WORLD WITHOUT BORDERS»

Tourism as a phenomenon of crosscultural communication has been given a special meaning in the globalized world.Teaching culturology at the Institute of Arts and Culture (Tomsk State University) combines theoretical culture studying with cultural tourism practice by means of scientific-practical project «World without borders».

Текст научной работы на тему «Опыт реализации междисциплинарного культурологического проекта создания клуба «Мир без границ»»

2008 Философия. Социология. Политология №3(4)

УДК 1.009.(100)

Е.П. Тихонова

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ КЛУБА «МИР БЕЗ ГРАНИЦ»

В глобализированном мире специфическое значение приобретает туризм как явление межкультурного общения. Преподавание культурологии в ИИК ТГУ сочетает теоретическое изучение культуры с практикой культурного туризма, которая реализуется через научно-практический проект «Мир без границ».

Ключевые слова: туризм, социокультурный проект.

Постиндустриальная эпоха характеризуется определенной парадоксальностью: культурная парадигма постмодерна утвердила «деконструкцию» упорядоченного моделирования картины мира, ценность антиномичности как бытийного момента существования мысли и одновременное взаимодействие альтернативных онтологий. Культура изменила парадигму развития эпохи. Стремление к универсальным нормам - образцам, ценность научных знаний и функциональная определенность социальных структур сегодня преодолены культурной гетерогенностью, разнообразием информационных технологий и коммуникативностью социального бытия.

Развитие высоких технологий, уплотнение и увеличение масштабов информационных потоков, расширение ресурсного поля коммуникации трансформируют социальные структуры общества. Информационно-знаковая культура формирует особую жизненную среду существования человека, которая требует быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни. В подобной подвижнодинамичной ситуации новейшего времени вырабатывается особый тип социальности, он полагает в качестве исходных параметров самоорганизации индивидуально-общественного бытия, во-первых, возможность альтернативного выбора новых жизненных стратегий; во-вторых, вариативность развития человека. Таким образом, позитивный потенциал поликультурализма современной эпохи заключен в разрушении или изменении привычных схем и стереотипов мышления.

Поликультурное общество, признавшее онтологическую доминанту языкового плюрализма, выдвинуло новые требования к выработке посттрадици-онных концепций образования. Каково предназначение образования в системе постмодернистской культуры? «Ломка» и «демонтаж» дисциплинарного типа социальности изменили приоритетные цели образования - базового механизма социализации личности. В современной культуре образование необходимо для развития навыков адаптации человека к новым условиям жизненной среды и умения ориентироваться во фрагментарном, постоянно меняющемся мире. Оно является инструментальной базой вхождения человека в систему социокультурных взаимодействий, позволяет обновлять культурный ресурс и смысловые запасы знаково-символической памяти человека. Образование двойственно по своей сути. Во-первых, в своей содержательной основе оно помогает человеку работать с познавательными образами и «распаковы-

вать» множественные смыслы, получая необходимую для жизни информацию. Во-вторых, функционально образование выступает инструментальным языком, который закрепляет в сознании человека различные практики и схемы мыследеятельности.

Можно сделать вывод о том, что образование выступает сущностной основой человеческой жизни. Образование есть способ человеческого бытия, который отражает кардинальные изменения социальности, типа коммуникации и способа мышления человека. Образование включает индивида - социального субъекта и личность в пространство диалога, в горизонте которого позиция каждого человека расширяется до бытийственности - до обретения осмысленности выбора своей жизни.

Феномен образования в современной информационной культуре можно охарактеризовать как основной механизм вхождения человека в коммуникативное пространство полиязыкового общения. Причем культурный потенциал образования заключен не в трансляции системы предметного знания - конкретного материала и в исключительном развитии навыков профессиональной компетенции специалиста. Сущность образования связана с погружением личности в коммуникативное поле вариативных взаимодействий через использование различных языковых практик. Владение языком необходимо для свободной ориентации в культурной среде и развитии навыков определенного типа мышления. Теоретическая ценность образования заключена в мобилизации интеллектуальных ресурсов, приобретении и развитии навыков системного, междисциплинарного мышления. Практическая значимость образования выражена в развитии способности социокультурной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей реальности.

Таким образом, посттрадиционная концепция образования может быть основана на следующих системообразующих принципах: во-первых, образование сопряжено с проектной деятельностью; во-вторых, оно предполагает междисциплинарные исследования; в-третьих, - инновационность и открытость множеству (подчас альтернативных) образовательных стратегий, практик и методик обучения.

Концепция развития современного университета предполагает выбор приоритетной цели современного университетского образования. Подобной целью выступает не знание и не владение информацией, но формирование мыслящей личности, способной к свободному коммуницированию в разных сферах и в разных языковых полях. Университет сегодня является социокультурным инкубатором, который «взращивает» молодое поколение востребованных людей. В молодежной субкультуре университета формируется социальный тип востребованной личности, характерный для современной информационно-языковой культуры. Это уверенный, умный и успешный человек. Он не просто специалист, получивший все необходимые знания и навыки профессиональной компетентности, но и успешно прошёл основные этапы социализации (приобщение к базовым ценностям и практикам мышления), приобрел навыки свободной и самостоятельной социокультурной ориентации в меняющемся и плюральном мире. Культурный потенциал университета в том, что он создает необходимые условия, в которых формируется социокультурный тип мыслящего человека. Человек мыслящий - личность, способная

думать, самостоятельно принимать решения в изменяющихся социальных обстоятельствах и вырабатывать ответственную жизненную позицию.

Можно говорить о том, что современный человек нуждается в расширении образовательного ресурса: получение профессиональных знаний требует повышения культурного уровня и развития коммуникативных навыков, необходимых для социальных взаимодействий. В современном поликультурном обществе университет помогает человеку развить навыки трех типов компетенции -коммуникативной, языковой, образовательной, которые могут выступать основными формами личностного целеполагания. Новый тип социальности вырабатывает новые требования к образовательной деятельности: выбор инновационных методик и средств образования совмещается с проектной деятельностью и с междисциплинарным подходом к обучению. «Проектная культура есть та среда, в которой реализует себя образование. Идея проектности... делает его ответственным за формирование исходной. полионтологичности мышления. Образование может и должно способствовать формированию мышления, направленного на конструирование новых нестандартных моделей построения будущего в различных сферах культуры и социальности» [1. С. 88].

Проявлением инновационности и междисциплинарного подхода в классическом университете является использование в процессе обучения нестандартных моделей и форм образования. Подобными формами могут быть научные школы и сообщества, исследовательские площадки, осуществляющие проектную деятельность, и клубы. В клубной работе заключен потенциал инновационной практики обучения, так как в данной форме работы преподавателя и студентов практика образования раскрывается как со-бытие коммуникации - «живой ток» общения двух сознаний, в ходе которого происходит обмен личностно-осмысленными знаниями, вопросами и ответами.

Подобным пробным опытом инновационной образовательной деятельности является опыт реализации культурологического проекта создания в 2005 г. общественного клуба «Мир без границ» в Томском государственном университете. Работа клуба нацелена на расширение культурного кругозора, художественно-эстетическое развитие и приобщение молодежи к миру искусства. «Мир без границ», согласно культурологическому проекту, был создан как межфакультетский клуб ТГУ: в работе клуба могут принимать участие все желающие: сотрудники, преподаватели и студенты ТГУ.

Основными направлениями работы клуба являются следующие сферы совместной социокультурной деятельности: 1. Вольный гуманитарный семинар по истории мирового искусства «Эволюция западноевропейской живописи». 2. Знакомство с художественной средой Томска и практиками эстетического мышления. В данном ключе работа клуба направлена на посещение выставок художественного музея и артгалерей города, посещение театральных гостиных, организацию встреч с творческими людьми Томска. 3. Культурно-образовательный туризм - организация коллективных путешествий студентов и преподавателей ТГУ в целях знакомства с мировой и отечественной культурой.

Одним из самых интересных направлений работы клуба «Мир без границ» выступает организация экскурсионно-образовательных туров по Европе с отдыхом на море. 21 июля 2006 г. стал знаменательным днем, открывшим пер-

вую страницу собственной истории клуба. Группа, объединившая 30 человек с разных курсов и разных факультетов, - историки, культурологи, политологи, психологи, социологи и юристы, - за 15 дней лета побывали в 5 европейских странах - Германии, Испании, Италии, Польше и Франции. Студенты и сотрудники университета выбрали для своего первого путешествия культурнопознавательный тур «Париж - Испания — отдых на Средиземном море». Группа ТГУ побывала в Варшаве, Берлине, Париже, Барселоне, Венеции и Дрездене. Это путешествие помогло открыть безграничность, красоту и радость общения с миром.

Во-первых, все мы получили яркие впечатления и новые знакомства. Краски лета переплелись со сказкой странствий, в которой были сохранены незабываемые ощущения, ведь каждый из нас стал непосредственным участником всех событий. В поездке мы «покорили» вершину Рейхстага в Берлине; поднялись на Эйфелеву башню; танцевали на рыцарском турнире в Испании и катались на гондолах по каналам Венеции. Во-вторых, в путешествии по Европе каждый из нас прикоснулся к миру красоты - мы побывали в знаменитых музеях и познакомились с шедеврами мировой культуры. В Берлине, в Музее Востока, мы видели портретный бюст египетской царицы Нефертити и Пер-гамский алтарь. В Париже бродили по лабиринтам Лувра: любовались Джокондой, Венерой Милосской и Никой Самофракийской. В Испании нас покорил собор Саграда Фамилия знаменитого архитектора Гауди и музей Сальвадора Дали в городке Фигерес. В Дрезденской галерее мы «кожей и нутром» ощутили всю величественность «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. В-третьих, в этом двухнедельном путешествии все мы подружились. Студенты и преподаватели ТГУ разных возрастов и разных факультетов нашли общие темы для разговоров и интересного общения. Мы превратились в единую группу путешественников. Это путешествие, пути-дороги по Европе расширили наше восприятие мира. Мир стал ярким и многообразным, в его образе появились неизвестные нам ранее звуки, слова и цвета. Это было настоящее счастье -видеть, понимать и чувствовать знакомый и привычный мир в новом масштабе - «мир впервые». Произошло обыкновенное чудо - мозаика бесконечной красоты и художественной гармонии мира познакомила нас с разными культурными эпохами и именами. На практике через погружение в различные сферы социокультурной деятельности студенты закрепили теоретические знания, полученные на лекционных, аудиторных занятиях.

Работа клуба «Мир без границ» направлена на развитие навыков креативного художественного мышления и успешного прохождения этапов социализации университетской молодежи. В данном ключе основными задачами работы клуба выступают: во-первых, развитие навыков междисциплинарного образования и межкультурной коммуникации; во-вторых, освоение художественнокультурной среды, в целях развития личности; в-третьих, формирование молодежной университетской диаспоры креативно мыслящих людей. В работе клуба «Мир без границ» использованы нестандартные методы образовательной деятельности и общения преподавателя со студентами: вольный гуманитарный семинар, проектные занятия, занятия-тренинги, предполагающие погружение в определенные сферы творческой среды города, внеаудиторные занятия - интерактивные встречи с людьми искусства, ролевые игры.

Инновационность клубной работы в образовательном процессе университета представлена в трех основных спектрах: 1. Пересечение образовательных и культурно-воспитательных методик общения преподавателя и студента (студент в данной концепции выступает не просто предметным специалистом, но самостоятельной личностью). 2. Развитие креативного мышления и закрепление знаний и образовательных навыков во внеаудиторной интерактивной форме - музейная практика, организация театральных гостиных и путешествия. 3. Развитие мотивации молодежи к получению знаний и коммуникативной общеобразовательной компетенции вне системы стереотипного «школьного поощрения» (без проставления оценок).

В мае 2008 г. клуб «Мир без границ» выступил с инициативой организации и исполнения авторского социокультурного проекта «Дети и будущее -дети и сохранение культуры». Данный проект был посвящен Международному дню защиты детей. Студенты клуба «Мир без границ» организовали проведение увлекательного костюмированного праздника, посвящённого традициям и обычаям русского народа. Этот праздник был проведен 2 июня 2008 г. для выпускных групп в детских садах университета. Студенты в интерактивной форме живого диалога и взаимодействия с детьми рассказали и красочно инсценировали весенне-летние праздники славян: семик и русальная неделя, день Ивана Купалы и Ильин день. Взрослые, студенты и дети вместе пели, водили хороводы и были непосредственными участниками народных игр - поиска папоротника, прыжков через купальский костер и ручейка с лентами. В завершении праздника все познакомились с национальной едой русских людей -блинами, кашей и пирогами.

Подобные социокультурные проекты интересны и важны для студентов как междисциплинарные исследования, так как для реализации творческих программ необходимо погружение в разнообразный материал с использованием различных образовательных методик. В данном проекте для представления национального образа русской культуры студентам предстояло использовать знания по истории, культурологии, лингвистике, религиоведению и этнографии в их синтезе.

Комплексный подход к изучению предмета и системное междисциплинарное исследование углубляют знания и расширяют границы образовательной деятельности личности, которые необходимы для успешного прохождения основных этапов социализации и приобретения различных форм компетентности. Успешная социализация молодежи, развитие профессиональной культуры мышления и соответствующей формы компетенции специалиста, навыки свободной поликультурной коммуникации выступают основой самоопределения человека и являются залогом востребованности данной личности в современном обществе.

Литература

1. Очерки теории и истории культуры ХХ века. Томск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.